СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффект доктора Фокса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффект доктора Фокса»








Итоговый индивидуальный проект

Тема: Эффект доктора Фокса





Автор: Грохова Валерия Юрьевна

Класс: 9Б

Руководитель: Курилова Надежда Владимировна










План работы над проектом


Сроки

Вид работы

Результат

12.05.2022-

15.05.2022

Выбор темы проекта

Поставила цели и задачи

17.05.2022-

23.05.2022

Поиск информации, научных материалов и литературы

Изучила как возник, кто открыл и где можно столкнуться с данным эффектом

07.08.2023-

08.08.2023

Воссоздание условий и проведение эксперимента, опроса

Получила результаты и отсортировала их

10.11.2023-

13.11.2023

Посещение мероприятий, где чаще всего можно столкнуться с Эффектом доктора Фокса

Собрала полученную информацию, отсортировала и пришла к заключению

13.11.2023-

16.11.2023

Систематизация материала в формате реферата

Описала и структурировала материал

16.11.2023-

23.11.2023

Создание и подготовка презентации

Создала и подготовила презентацию

23.11.2023-

01.12.2023

Коррекция целей и задач работы

Оформила работу



Содержание


  • Введение

  • Глава 1. Все об эффекте доктора Фокса

  • Глава 2. Собственный опыт и его разбор

  • Заключение



Введение

Психология – один из важнейших аспектов в жизни каждого человека. Без банальных навыков коммуникации люди не смогут прожить, поэтому я считаю крайне важным поднятия подобных тем. Когда человек не знает, как договориться с кем-либо, просто найти общение или не стать жертвой обмана он вряд ли добьется чего-то в своей жизни.

Тема, которую я выбрала и пусть и кажется на первый взгляд странной и несерьезной, но на деле же она является хорошим примером и доказательством того, насколько же важно критически мыслить и внимательно относится к людям вокруг и информации, которую мы получаем от окружающих.




Актуальность: Эффект доктора Фокса это, проще говоря, манипуляции и обман, а лож окружает нас повсюду, преследуя на каждом шагу и нужно научиться распознавать эту лож, дабы уберечь себя от проблемных ситуаций в жизни.




Цель работы: узнать как можно больше информации об эффекте доктора Фокса, выяснить возможно ли столкнуться с людьми, что используют его в корыстных целях и понять, как можно обезопасить себя

от этого.



Проблема: неосведомленность людей об эффекте доктора Фокса. Из-за чего происходит распространение дезинформации и возможная проблема деградации общества.



















Глава 1

Все об эффекте доктора Фокса


Эффект доктора Фокса – это психологический феномен, что заключается в том, что искусное ораторское мастерство лектора может маскировать незначительность и фиктивность всего материала, который он преподносит, в то время как у студентов создается ложное впечатление о полноценном усвоении информации. Другими словами, существует связь между положительными оценками студентов-слушателей, присуждаемыми качеству выступления, и уровнем впечатляющего исполнения лектора. Данный эффект говорит о том, что харизма и уверенность говорящего значительно повышает шанс того, что слушатель поверит в сказанное и даже начнет думать, что научился чему-то. Когда говорящий имеет авторитет и хорошие ораторские качества, то люди вокруг поверят ему гораздо легче и быстрее, даже если в его речи не было никого смысла и он не разбирается в данной теме. Большинство слушателей и не подумают усомниться в правдивости содержания его доклада, ведь внешне этот человек умен и вызывает доверие.

Ученый, который рассказал об этом эффекте в ходе многочисленных исследований и экспериментов, открывает перед нами безграничные возможности в области коммуникации и публичных выступлений. Он показывает нам, что достижение одинакового воздействия на слушателей можно осуществить разными способами – через убедительность, эмоциональность или авторитетность. Важно помнить, что влияние этого эффекта зависит от многих факторов, таких как доверие к говорящему, его экспертность, речевые навыки и методы выступления.

В целом, эффект демонстрирует нам, насколько важно обращать внимание не только на содержание высказываний, но и на способ их представления публике. Знание того, как воздействовать на аудиторию, может стать ценным инструментом в различных сферах деятельности, начиная от презентаций и переговоров, и заканчивая работой в медиа и политике.


Эффект доктора Фокса был открыт в 1970 году, после проведения первого эксперимента в Медицинском университете Южной Калифорнии. Его авторами являются: Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли.

В университете двое докладчиков провели несколько лекций на совершенно бессмысленные темы: ”Математическая теория игр применительно к образованию врачей" - была выбрана для того, чтобы исключить любые шансы, что студенты, которым читают лекции, будут что-то знать о самом предмете. Студенты были разделены на две аудитории, для первой выступление вел настоящий ученый, а для второй – профессиональный актер Майкл Фокс, которому дали имя “ доктор Майрон Л. Фокс” и придумали легенду, что тот являлся выпускником Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна.

Первую лекцию обоим докладчикам было поручено проводить невыразительным и монотонным голосом. После этого студентам дали возможность высказаться о своем лекторе и написать контрольную работу по только что пройденной теме. Результаты показали, что первая группа, которая занималась с настоящим ученным, оставили о нем исключительно положительные отзывы и гораздо лучше написали работу, нежели вторая группа. Это была только первая часть эксперимента. Для второй лекции была взята уже другая группа студентов. Это выступление оба докладчика проводили с большим энтузиазмом, были выразительны, преподносили материал увлекательно и даже могли отпустить пару шуток, таких же бессмысленных, как и сама лекция. На этот раз студенты дали крайне хорошую оценку уже и актеру. Майкл Фокс читал выдуманную лекцию с чрезмерным использованием неологизмов, двусмысленностей, непоследовательности и противоречий. Благодаря тому, что актер вел себя крайне оживленно, с теплом относился к своей аудитории и, самое главное, сказал, что является ученым, сразу же завоевав этим авторитет и уважение студентов, ему удалось обмануть три отдельных аудитории профессионалов и аспирантов, что в отличии от него действительно являлись психиатрами и психологами. Несмотря на пустоту его лекции множество специалистов дали ему исключительно положительные отзывы. Самый ужасный и тревожный факт в данном эффекте это то, что невербальное поведение Фокса полностью маскировало бессмысленную, наполненную жаргоном и сбивчивую презентацию.


Согласно исследованию, проведенному в 1980 году, стало известно, что стиль письма может оказать влияние на престиж научных исследований, даже если он немного сбивает с толку. Более того, было выявлена положительная взаимосвязь между научной компетентности и сложностью чтения текстов. Однако в последующих исследованиях авторы сообщили о неподтвержденных фактах и выводах.


В скором времени на авторов оригинального исследования стала сыпаться критика. Команда профессионалов осудила исследователей за то, что они использовали шкалу ''Да/Нет'' и за отсутствие измерений, оценивающих обучение участников. И вскоре эта же команда решила воссоздать данное исследование, но теперь с учетом этих важных замечаний, которые могли полностью опровергнуть гипотезу о существовании эффекта доктора Фокса.

Но в ходе повторного эксперимента те выявили, что эффект доктора Фокса по-прежнему присутствует, даже несмотря на добавленные ими манипуляции. Среди изменений была добавлена более обширная анкета, исключение первых 30 секунд видео, которое рассказывало об авторитете лектора, и предупредить участников в начале анкеты, чтобы убедиться в их честности. Студенты, у которых был харизматичный преподаватель, выразили больше симпатии к лекции, но исследователи заявили, что на самом деле они не получили ничего нового, в чем сами и признались. Исследование, проведенное на лекции, привлекшее внимание к новому материалу, не подтверждает первоначальное утверждение, что они считали это незначительным недостатком. Они пришли к выводу, что страстный педагог может развлекать аудиторию, но для того, чтобы быть эффективным учителем, требуется гораздо больше.





Глава 2

Собственный опыт и его разбор


Целью моего исследовательского проекта было выяснить, что из себя представляет эффект доктора Фокса и возможно ли столкнуться с людьми, которые используют этот психологический феномен в корыстных целях. На выполнение второго пункта у меня ушло гораздо больше времени, чем на поиск простой информации в интернете, ведь мне хотелось ощутить все на себе. Изначально я хотела привести в пример какое-либо видео из интернета или телевидения, ведь это главные разносчики дезинформации, а лучший способ донести нужные вам сведения людям –воспользоваться эффектом доктора Фокса.

Начиная с мая прошлого года я стала искать популярные мероприятия, например, тренинги по психологии, чьи авторы обещают в мгновение ока решить все ваши проблемы, “зарядить на успех” и все прочее. Подобные практики, очевидно, являются самым простым враньем и способом заработать на доверчивых личностях, но множество людей все равно продолжают верить в это и разносят ложную информацию в массы, совершенно не понимая, что ими лишь грамотно сманипулировали. В этой главе я постараюсь объяснить почему так происходит.

Учитывая насколько наш город маленький, то на поиски ушло у меня намного больше времени чем я планировала. Но несколько месяцев назад моя знакомая посоветовала мне одного частного психолога, который занимается сразу с группой человек. Не задумываясь я согласилась, хоть цена и была завышена в четыре раза.

Данное мероприятие имело название “Растановки” и представляло собой группу людей в одной небольшой комнатке. В помещение по кругу стояли стулья, на которых сидели участники. Все начиналось со знакомства друг с другом. Каждый представлялся и кратко говорил с какой проблемой пришел. Речь сказал и психолог, ее звали Алла. В этом нет ничего удивительно, но меня поразили именно ее слова. Сначала она рассказал о своих заслугах, нескольких высших образований в области медицины. Но после этого она стала говорить уже о своих проблемах в жизни. И казалось-бы, что здесь такого? Человек открывается, показывая, что он такой же, как и все участники, тоже имеет чувства и свои личные переживания. Возможно, это и хорошо, но точно не для психолога, ведь такими действиями специалиста он сближается со своим пациентом, что крайне непрофессионально. Отношения психолога и клиента никогда не должны выходить за рамки и нести в себе только лечебный характер.

Признаюсь честно, атмосфера там была приятная. В перерывах мы пили чай, обсуждали личную жизнь и темы, которые не касались сегодняшнего занятия. Было разрешено ругаться матом и в целом грубо общаться, что создавало обманчивое впечатление близости с психологом, который вел себя вальяжнее всех, что вновь намекало на ее непрофессиональность.

Место с психологом, который находился в центре, предназначалось для выступающего. Человек садился рядом со “специалистом” и делился своей проблемой со всеми, после чего начиналась сама терапия. Например, если проблема рассказчика была в отношениях с одним из родителей, тому было нужно пройтись по всему этому кругу и найти людей, которые играли бы роль: его самого, родителя и кого-то еще, с кем так же была связана прорабатываемая травма. Выбранные “актеры” разыгрывали сценку, основываясь на рассказе выступающего, пока тот наблюдал за этим со стороны. Психолог же в этот момент успевал ставить диагнозы, выявлять скрытые проблемы и травмы, о которых не знал и сам выступающий, но Алла настаивала на своем, ставя в пример ситуации из жизни человека и его поведение, но оборачивая все в нужную для себя сторону. Актеры плакали, ругались друг с другом и даже дрались иногда, уверенные в том, что силой мысли смогли узнать и понять все проблемы и переживания человека. Думаю, не стоит говорить о том, что это полный абсурд, основанный на самовнушении. Но, разумеется, такой твердой уверенности в себе и своих способностях не взяться из ниоткуда. И тут все дело в том самом психологе, что сам участвовал в данной сценке и подталкивал людей сделать именно то, чего хотелось ей. Делалось это с целью внушить актерам и выступающему, что причина проблемы обнаружена и уже решается, ведь специалист подтвердил их догадки, к которым сам и подтолкнул.

Когда пришла моя очередь рассказывать о своей проблеме, то я уже полностью убедилась в том, что данный специалист мне точно ничем не поможет и вряд ли помогает остальным присутствующим, но те убеждены в обратном. Меня прервали на половине рассказа, заостряя внимание на теме, что совершенно меня не беспокоила. Мне пытались доказать, что проблема действительная очень серьезная и, возможно, я поверила бы в это, ведь актер, что играл меня в той самой “травмирующей” ситуации вел себя крайне убедительно. Точнее говоря, вели себя так, как должен вести среднестатистический человек в подобных ситуациях. И смотря на это представления люди верят, что актерам и правда каким-то способом удалось узнать что-то их личное и сокровенное, теперь они их понимают, помогут и поддержат. Но что же происходит на самом деле? Актеры показывают только малую часть от всего того, что испытывал человек. Это все равно, что увидеть человека с порезом на руке и сказать:” У тебя, наверное, текла кровь и было больно? Я прав?”. И человек ведь действительно угадал, пусть и не задел самого главного. Но для впечатлительного человека это кажется удивительным и он уже уверен, что обязательно вернется в следующий раз.

Упустим тот момент, что человек, который не является специалистом в области психологии и психиатрии в принципе не может сделать психологический анализ личности, для выявления различных проблем и травм. Значит, все то, что делали эти актеры – обманывали как себя, так и всех вокруг. Но самой главной проблемой подобных групповых занятий является то, что никто не учитывает особенностей психики участников. У человека могут быть различные расстройства психики, при которых такой способ “лечения” ему никак не поможет, а только заберет драгоценное время и деньги, а в худшем случае усугубит ситуацию.

И почему же в итоге люди верят этому психологу, ходят к ней на протяжении многих лет, уверенные, что работают над своими травмами? Попробуем разобраться. Психолог с самого начала позиционировал себя как первоклассного профессионала, вел себя открыто и раскрепошённо. И В принципе все общение с ней и сама терапия больше напоминала самые обычные разговоры с подружками, нежели сеанс с психологом. Алла с первых минут установила свой авторитет среди новых людей(меня) и напоминала о нем всем остальным. Старалась, в прямом смысле этого слова, подружиться со всеми, напомню, что человек, который действительно является специалистом не стал бы говорить об этом на каждом шагу и делиться своими проблемами, ведь на сеансе важны только проблемы клиента. Она создавала видимость того, что глубоко копает, при разборе проблем и травм выступающего, хотя на деле только, буквально, придумывала новую проблему и разбирала уже ее. В таком случае, разумеется же, истинная причина переживаний человека не была обнаружена и решена, создавалось только впечатление об этом. Клиент уходил домой, считая, что теперь все будет налаживаться, но спустя время понимает, что это не так, ведь ему удалось только убежать от настоящей проблемы из-за действий Аллы. И что же он делает потом? Снова идет к ней, ведь она помогла в прошлый раз, значит, поможет и сейчас только уже с “новой” проблемой. Таким образом Алле удается сохранять своих постоянных клиентов, которые доверяют ей, тем более спустя столько лет. После окончания нашей совместной консультации я подходила к Алле, дабы поинтересоваться много ли у нее новых клиентов за последние 10 лет. Она ответила, что всего пару человек, считая меня, но она отдает предпочтение старым клиентам. Это подтверждает мою теорию о том, что Алла всеми силами старается держаться за тех людей, что уже полностью доверяют ей и никогда не усомнятся в правдивости и точности ее слов, ведь прекрасно понимает, что ее методы крайне специфичны и далеко не профессиональны, поэтому поиск новых людей – это риск и лишняя трата времени, у нее есть довольна большая группа клиентов, на которых не нужно тратить такое большое количество ресурсов и ей этого достаточно для хорошего заработка.




Заключение:

Подводя итоги хочу сказать, что в ходе написания свое исследовательского проекта я открыла для себя много нового и смогла расширить свои познания и даже навыки в области психологии. Я получила много полезного опыта благодаря своему небольшому эксперименту и, возможно, смогла помочь людям, открыв им завесу тайны и показав, как важно внимательно относится к новой информации и перепроверять ее, прежде чем поверить и нести это в массы.

К счастью мне удалось выполнить все поставленные мною задачи и доказать, что такой малоизвестный феномен, как эффект доктора Фокса встречается и в жизни, причем много в каких ситуациях, например, в политике, интернете и особенно телевидение и прочих средствах массовой информации. Так же мне удалось подтвердить свои слова о том, что данный эффект в большинстве случаев используют ради получения собственной выгоды, то есть, в корыстных целях.