«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика«
Подготовили: Багаева Наталья Геннадьевна
Другова Ирина Михайловна
“ Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу
Слово «эффективность»
в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Содержание
Деятельность учителя и ученика
Педагогические технологии
Профессионализм педагога
Эффективность урока зависит от:
Проблемы эффективности урока
- Однообразие используемых методов на уроке
- Нерациональное использование времени на уроке.
- Редкое применение элементов проблемного обучения.
4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
- Конкретность поставленной цели и задачи
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
- Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
- От чего зависит эффективность урока?
7
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс- конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
7
Приемы эффективности урока
- Соуправление классом
- Способы повышения интереса
- Приемы обучения с помощью органов чувств
- Приемы конструирования вопросов
- Приемы сочинительства
- Прием «Найди ошибки»
- Подготовка учеников к докладам
- Иллюстрирование тетрадей
- Технология «Пластилин»
- Технология «Коллаж»
- Технология «Диспут»
- Технология «Дебаты»
- Игры-тренинги
- Способы повторения
- Устный опрос
- Письменный контроль
- Взаимоопрос по цепочке
- Виды домашних заданий
7
Приемы эффективного урока
- «Корзина идей»
- «Пометки на полях»
- Составление маркировочной таблицы ЗУХ
- Написание синквейна
- «Лекция со стопами»
7
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
7
Наречие
- Самостоятельная часть речи
- Обозначает признак действия
- Обозначает признак другого признака
- В предложении является обстоятельством
- Чаще всего относится к глаголу
- Неизменяемая часть речи
- Нет и не может быть окончания
- Не могут иметь при себе определений
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
З наю
У мею
Х очу
узнать
З наю
У знал новое
Что такое сжатое изложение
Х очу узнать подробнее
Приемы сжатия текста
Как пользоваться приемами сжатия текста
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами , не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием “Написание синквейна ”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк , которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию , что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строка – слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Прием “Лекция со стопами ”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления .
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна ;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Спасибо за внимание!