Эффективные приемы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.
Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
- технология проектной деятельности
- информационно-коммуникативные технологии
- технология оценивания учебных достижений
- технология продуктивного чтения
- технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:
- групповая форма работы
- игровая форма работы
- творческие задания
- тестовые задания
- практическая работа
- ролевые и деловые игры
- исследовательская деятельность
Как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка? В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.
А также внеурочная деятельность и проектная деятельность.
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
Рассмотрим некоторые из приёмов, направленных на формирование естественнонаучной грамотности.
Приём “Лови ошибку”.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.
Например, рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)
- Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т. к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании. В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Прием «Инсерт».
Инсерт —используют при работе с текстом, с новой информацией.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Например, на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?
Самостоятельно читают статью в учебнике. Во время чтения текста они делают на полях пометки:
«V» - уже знал;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопрос.
После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Данный прием можно применять и письменно, на листочках. Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре. Прием требует от ученика внимательного прочтения текста. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом.
Прием «Бег ассоциаций»
Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.
Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.
И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации. «Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»
Приём « Слова - помощники»
Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа)
Приём «Шесть шляп»
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа - факты.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.
- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?
3группа. Чёрная шляпа - проблема.
-Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить. Используйте материал учебника.
4 группа. Красная шляпа - эмоции.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?
5 группа. Зелёная шляпа - творчество.
- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?
6 группа. Синяя шляпа - философия.
- Обобщите высказывания других групп.
Приём «Исследование в форме наблюдения» Проектные задачи позволяют провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней –
утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду.
План описания погоды:
1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха.
3. Осадки, вид осадков и время выпадения.
4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.
5. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
В основном мы выполняем проектные задачи, представленные в учебнике окружаещего мира.
Проектная задача «Моя малая родина», Исследование «Какие условия нужны для прорастания семян растений». Исследование свойств снега и льда.
Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет: поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике, под задачи учителя.
Блоки практико-ориентированных заданий
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций
Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественнонаучно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.