Экспериментатор поместил зелёное растение в темноту на 24 часа. Как изменилось содержание органических веществ в растении и выделение углекислого газа растением?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Сколько хромосом содержится в клетке в профазе первого деления мейоза, если в диплоидном наборе содержится 80 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка при полном доминировании с признаком, обозначенным черным цветом у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
Каким номером на рисунке обозначена часть эмбриона млекопитающего, которая участвует в газообмене зародыша с окружающей средой и выделении жидких отходов.
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Отсутствует у эмбрионов амфибий и рыб
Б) Ворсинчатая оболочка эмбриона
В) Защищает эмбрион от механических воздействий
Г) Ранняя стадия развития организма
Д) Защищает эмбрион от высыхания при развитии вне водной среды
Е) Принимает участие в образовании плаценты
СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания методов селекции животных. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Отбор по экстерьеру.
2. Метод ментора.
3. Выращивание из культур клеток.
4. Увеличение плоидности.
5. Клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую.
Установите соответствие между характеристиками и типами плодов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) созревает в соцветии корзинка
Б) околоплодник срастается с семенной кожурой
В) характерен для бобовых
Г) характерен для одуванчика, василька, репейника
Д) содержит в зародыше семени одну семядолю
Е) распространяется ветром
ТИПЫ ПЛОДОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Расположен в полости кости
Б) Образуются форменные элементы крови
В) Заполняет губчатое вещество кости
Г) Состоит в основном из жира
Д) Образуются лейкоциты
Е) Выполняет запасающую функцию
ТИП КОСТНОГО МОЗГА
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите отделы (части) зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
Установите последовательность процессов, происходящих при дыхании человека, начиная с момента сокращения дыхательных мышц. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов. (2) Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков. (3) Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4) Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5) При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6) В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.
Рассмотрите рисунок с изображением одного из процессов матричного синтеза и определите процесс, основной тип ферментов, его катализирующих, и тип мономеров, используемых для синтеза. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Процесс
Фермент
Мономеры
(А) _________
(Б) _________
(В) _________
Список элементов
1. Репликация.
2. ДНК-полимераза.
3. Рибонуклеотиды.
4. Транскрипция.
5. РНК-полимераза.
6. Дезоксирибонуклеотиды.
7. Трансляция.
8. Нуклеиновые кислоты.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученый провел эксперимент со взрослыми домовыми мышами (Mus musculus). Для этого он кормил их в течение 14 дней пищей, соленость которой превышала нормальную в 1,2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела мышей. Полученные данные представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для эксперимента использовалась группа мышей, а не одна особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если состав корма в разные дни различался, но степень солености сохранялась?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученица 10 класса изучала влияние хлоргексидина (распространённый антибактериальный агент) на рост бактерий. Она помещала пропитанные раствором хлоргексидина диски из фильтровальной бумаги в чашки Петри, на которые были посеяны бактерии кишечной палочки сплошным «газоном». После инкубирования в течение ночи, измерялся размер зоны, не занятой бактериями, вокруг фильтровальной бумаги (зона ингибирования). По результатам ученица построила график.
Концентрация хлоргексидина, %
В описанном эксперименте хлоргексидин диффундирует из фильтровальной бумаги в среду, в которой растут бактерии. Предположите, возможно ли стерилизовать поверхность чистым раствором хлоргексидина минимальной из использованных в эксперименте концентраций (0,01 %). Объясните свой ответ.
Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их значение.
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы
с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний.
Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 6»
РЕШУ ЕГЭ — биология
Вариант № 6531792
1. Тип 1 № 23278
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень
Пример
Экосистемный
Микориза осины и подосиновика
Озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами
2. Тип 2 № 50595
Экспериментатор поместил зелёное растение в темноту на 24 часа. Как изменилось содержание органических веществ в растении и выделение углекислого газа растением?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Содержание органических
веществ
Выделение углекислого газа
3. Тип 3 № 31721
Сколько хромосом содержится в клетке в профазе первого деления мейоза, если в диплоидном наборе содержится 80 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 25314
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка при полном доминировании с признаком, обозначенным черным цветом у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
5. Тип 5 № 49721
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена часть эмбриона млекопитающего, которая участвует в газообмене зародыша с окружающей средой и выделении жидких отходов.
6. Тип 6 № 49722
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Отсутствует у эмбрионов амфибий и рыб
Б) Ворсинчатая оболочка эмбриона
В) Защищает эмбрион от механических воздействий
Г) Ранняя стадия развития организма
Д) Защищает эмбрион от высыхания при развитии вне водной среды
Е) Принимает участие в образовании плаценты
СТРУКТУРЫ ЭМБРИОНА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46155
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания методов селекции животных. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Отбор по экстерьеру.
2. Метод ментора.
3. Выращивание из культур клеток.
4. Увеличение плоидности.
5. Клонирование переносом ядра из соматической клетки в половую.
6. Испытание родителей по потомству.
8. Тип 8 № 10708
Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
1. Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2. Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3. Фиксация углекислого газа.
4. Образование крахмала.
5. Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
9. Тип 9 № 55951
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Какой цифрой на рисунке указан плод яблоко?
10. Тип 10 № 55952
Установите соответствие между характеристиками и типами плодов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) созревает в соцветии корзинка
Б) околоплодник срастается с семенной кожурой
В) характерен для бобовых
Г) характерен для одуванчика, василька, репейника
Д) содержит в зародыше семени одну семядолю
Е) распространяется ветром
ТИПЫ ПЛОДОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 57058
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими характеристиками обладает механическая ткань растений?
1. Обеспечивает упругость стебля.
2. Образует волокна в стебле.
3. Обеспечивает газообмен.
4. Образует корневые волоски.
5. Входит в состав проводящих пучков.
6. Осуществляет транспирацию.
12. Тип 12 № 10825
Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1. Класс Насекомые.
2. Вид Капустная белянка.
3. Отряд Чешуекрылые.
4. Тип Членистоногие.
5. Род Огородная белянка.
6. Семейство Белянки.
13. Тип 13 № 56009
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена надкостница?
14. Тип 14 № 56010
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Расположен в полости кости
Б) Образуются форменные элементы крови
В) Заполняет губчатое вещество кости
Г) Состоит в основном из жира
Д) Образуются лейкоциты
Е) Выполняет запасающую функцию
ТИП КОСТНОГО МОЗГА
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 19045
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите отделы (части) зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1. Хрусталик.
2. Стекловидное тело.
3. Палочки и колбочки.
4. Зрительный нерв.
5. Роговица.
6. Зрительная зона коры мозга.
16. Тип 16 № 42072
Установите последовательность процессов, происходящих при дыхании человека, начиная с момента сокращения дыхательных мышц. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Опускание диафрагмы.
2. Уменьшение давления в лёгких.
3. Поступление воздуха в лёгкие.
4. Расширение альвеол.
5. Увеличение объёма грудной клетки.
17. Тип 17 № 43167
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов. (2) Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков. (3) Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4) Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5) При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6) В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.
18. Тип 18 № 41050
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?
1. Божья коровка и жужелица.
2. Пшеница и сорное растение пырей ползучий.
3. Пеницилл и молочнокислые бактерии.
4. Маслёнок и сосна.
5. Рябина и дрозд-рябинник.
6. Муравей и тля.
19. Тип 19 № 15977
Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.
ОРГАНИЗМ
A) сфагнум
Б) аспергилл
B) ламинария
Г) сосна
Д) пеницилл
Е) гнилостные бактерии
ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) продуцент
2) редуцент
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 50689
Рассмотрите рисунок с изображением одного из процессов матричного синтеза и определите процесс, основной тип ферментов, его катализирующих, и тип мономеров, используемых для синтеза. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Процесс
Фермент
Мономеры
(А) _________
(Б) _________
(В) _________
Список элементов
1. Репликация.
2. ДНК-полимераза.
3. Рибонуклеотиды.
4. Транскрипция.
5. РНК-полимераза.
6. Дезоксирибонуклеотиды.
7. Трансляция.
8. Нуклеиновые кислоты.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 24492
Проанализируйте диаграмму результатов тестирования различных антител к вирусу Эбола на мышах.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Мыши менее чувствительны к Эболе, чем человек.
2. Антитела с 1-го по 4-й токсичны для мышей.
3. Наиболее эффективны антитела с 5-го по 8-й.
4. Контрольные мыши оказались наиболее восприимчивы к вирусу.
5. 20% контрольных мышей обладают природным иммунитетом к Эболе.
22. Тип 22 № 57117
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученый провел эксперимент со взрослыми домовыми мышами (Mus musculus). Для этого он кормил их в течение 14 дней пищей, соленость которой превышала нормальную в 1,2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела мышей. Полученные данные представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для эксперимента использовалась группа мышей, а не одна особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если состав корма в разные дни различался, но степень солености сохранялась?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 55826
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученица 10 класса изучала влияние хлоргексидина (распространённый антибактериальный агент) на рост бактерий. Она помещала пропитанные раствором хлоргексидина диски из фильтровальной бумаги в чашки Петри, на которые были посеяны бактерии кишечной палочки сплошным «газоном». После инкубирования в течение ночи, измерялся размер зоны, не занятой бактериями, вокруг фильтровальной бумаги (зона ингибирования). По результатам ученица построила график.
Концентрация хлоргексидина, %
В описанном эксперименте хлоргексидин диффундирует из фильтровальной бумаги в среду, в которой растут бактерии. Предположите, возможно ли стерилизовать поверхность чистым раствором хлоргексидина минимальной из использованных в эксперименте концентраций (0,01 %). Объясните свой ответ.
24. Тип 24 № 17526
Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?
25. Тип 25 № 12123
Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества? Укажите 4 причины.
26. Тип 26 № 35553
Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их значение.
27. Тип 27 № 12644
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
28. Тип 28 № 25458
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы
с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний.
Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.