Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Реферат
МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Тема: «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»
Выполнил студент: Анненков Дмитрий
Группа Б-161
Руководитель: Соловьёва Юлия Валерьевна
Барнаул 2017
Виды и порядок налогообложения
Виды налоговых систем в РФ обычно подразделяются на две основные группы:
Разделение видов систем налогообложения на общие и специальные ставится в зависимость от наличия или отсутствия обязанности по уплате налога на прибыль.
Однако даже не находясь на спецрежиме, налогоплательщик может не являться и плательщиком налога на прибыль. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые если и не находятся на спецрежиме, плательщиками налога на прибыль все равно не признаются, а уплачивают НДФЛ. Про них также можно сказать, что вид налогового режима для них – ОСНО.
Наименование налогового режима, действующего в РФ | Кто может применять | Основные уплачиваемые налоги | Глава НК РФ |
ОСНО | Организации | Налог на прибыль, НДС | Гл.25 НК РФ |
ИП | НДФЛ, НДС | Гл.23 НК РФ |
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) | Организации и ИП | ЕСХН | Гл.26.1 НК РФ |
Упрощенная система налогообложения (УСН) | Организации и ИП | Налог при УСН | Гл.26.2 НК РФ |
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) | Организации и ИП | ЕНВД | Гл.26.3 НК РФ |
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) | Организации | Налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду | Гл.26.4 НК РФ |
Патентная система налогообложения (ПСН) | ИП | Налог при ПСН | Гл.26.5 НК РФ |
Таблица 1 – Виды систем налогообложения в России
Элементы налогообложения. Источники уплаты налогов, сборов, пошлин
Общие принципы построения системы налогообложения находят конкретное выражение в общих элементах налогообложения. К элементам системы налогообложения относятся:
- субъект налогообложения или плательщик налогов, сборов и обязательных платежей - объект налогообложения;
- база налогообложения (налогооблагаемый оборот) - единица налогообложения;
- источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа;
- налоговая ставка (норматив) - налоговая льгота;
- налоговая квота;
- сроки уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Субъекты налогообложения или плательщики налогов, сборов и обязательных платежей - это лица, на которых Конституцией Украины и налоговым законодательством возложены обязанности:
а) уплачивать налоги, сборы и обязательные платежи;
б) начислять, удерживать и перечислять налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты и в государственные целевые фонды.
Налогоплательщик может признаваться субъектом налогообложения одним или несколькими налогами, сборам и обязательным платежам в зависимости от деятельности, которую он осуществляет, владение имуществом или других обстоятельств, при наличии которых возникают налоговые обязательства.
Субъектом налогообложения может признаваться и лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством Украины возложены обязанности по начислению налогов, сборов и обязательных платежей, содержания их с плательщика и перечисление в бюджету.
Субъектами налогообложения или плательщиками налогов, сборов и обязательных платежей являются юридические или физические лица, банки, бюджетные организации, международные объединения и организации, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством непосредственно обязаны начислять, удерживать и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи.
Налоговое законодательство всегда начинается с определения субъектов налогообложения или плательщиков налогов, сборов и обязательных платежей, поскольку необходимо четко знать, кто должен платить тот или иной вид платежа в бюджет или в государственный целевой фонд и кто несет перед государством ответственность за неуплату или несвоевременную уплату этого платежа.
Объект налогообложения - это то, что подлежит налогообложению тем или иным налогом, сбором или обязательным платежом, - доходы, прибыль, имущество, операции по продаже товаров, работ, услуг и другие определенные действующим налоговым законодательством объекты.
Каждый налог, сбор и обязательный платеж имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый действующим налоговым законодательством.
Объект налогообложения должен быть стабильным, четко определенным, иметь непосредственное отношение к плательщику.
База налогообложения (налогооблагаемый оборот) - это стоимостное, физический или иной характерное выражение объекта налогообложения, законодательно закреплена часть доходов или имущества плательщика, учитывается при расчете налога, сбора и обязательного платежа.
Единица обложения - единица измерения объекта налогообложения. Это, в частности, денежная единица для налога на доходы физических лиц, единица измерения площади (га, кв. М) для налога на землю, единица измерения мощности двигателя (кВт) для налога с владельцев транспортных средств и самоходных машин и механизмов.
Источник уплаты налога, сбора и обязательного платежа - это доход налогоплательщика, сборов и обязательных платежей, из которого он уплачивает налог, сбор и обязательный платеж.
Налоговая ставка (норматив) - это законодательно установленная величина налоговых начислений на единицу измерения базы.
Налоговые ставки (нормативы) могут устанавливаться единые для всех плательщиков или быть дифференцированными, когда устанавливается основная ставка (норматив) для всех плательщиков и снижены или повышены ставки (нормативы) для отдельных плательщиков. При этом преследуется цель создания или одинаковых, или разных условий налогообложения для плательщиков.
В одних случаях единая ставка налога (норматива) ставит всех плательщиков в равные условия, а дифференциация создает одним льготные, а другим - более жесткие условия налогообложения.
Установления налоговых ставок (нормативов) базируется на имеющемся опыте в налогообложении с учетом необходимости обеспечить расходы государства. При проведении расчетов учитывается также и такой фактор, как влияние налога на финансовые ресурсы плательщика.
Ставки налогов, сборов и обязательных платежей могут корректироваться.
При установлении налоговых ставок (нормативов) обращается внимание и на возможное поведение налогоплательщика, сбора и обязательного платежа.
Налоговые ставки (нормативы) бывают:
- адвалорные (в процентах к базе налогообложения);
- специфические (в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или иного натурального показателя) - смешанные (одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах).
Адвалорные ставки (нормативы) устанавливаются в процентах к базе налогообложения (облагаемого оборота), которая имеет денежное выражение. Адвалорные ставки (нормативы) делятся на три вида:
-пропорциональные, т.е. единые ставки (нормативы), которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу и более всего соответствуют принципу ривнонапружености в налогообложении;
-прогрессивные, т.е. ставки (нормативы), размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения;
-регрессивные - это ставки (нормативы), которые, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения, и они необходимы тогда, когда государство хочет стимулировать такой рост.
Прогрессия шкалы при применении прогрессивных ставок (нормативов) налогообложения может быть простой и ступенчатой.
При простой шкале повышенные ставки (нормативы) применяются ко всему объекту налогообложения. При размерах объекта налогообложения, близких к предельным ограничениям, плательщику выгоднее не увеличивать этот объект, поскольку сумма налога может существенно увеличиться.
Такая шкала устанавливается тогда, когда государство хочет ограничить размеры объекта налогообложения и ведет жесткую налоговую политику.
При ступенчатой шкале прогрессии повышенные ставки (нормативы) применяются не ко всему объекту налогообложения, а только к той его части, которая превышает ограничение размера объекта налогообложения.
Специфические ставки (нормативы) налогообложения - устанавливаются в денежном выражении до единицы объекта налогообложения, то есть в твердых суммах с единицы измерения веса, объема, количества или другого натурального показателя.
В случаях установления фиксированных твердых ставок (нормативов), их необходимо постоянно пересматривать, поскольку в связи с имеющейся инфляцией они теряют реальное соотношение с доходами и объектом налогообложения.
Смешанные ставки (нормативы) налогообложения устанавливаются одновременно в процентах к базе налогообложения и в твердых суммах.
Налоговая льгота - законодательно закрепленое полное или частичное освобождение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Налоговые льготы могут быть установлены путем уменьшения базы налогообложения или объекта налогообложения; введение пониженных налоговых ставок, уменьшение начисленных сумм налогов, сборов и обязательных платежей; освобождение от их уплаты отдельных категорий плательщиков, предоставление отсрочки или рассрочки в их уплате.
Плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей вправе использовать налоговые льготы или отказаться от их использования. Налоговые льготы, которые плательщик налогов, сборов и других обязательных платежей не использовал, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей или возмещены из бюджету.
Налоговая квота - установлена судьба налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении. ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Если законодательно установить налоговую квоту, это будет означать установление предельной величины извлечения дохода плательщика. Сроки уплаты налогов, сборов и обязательных платежей устанавливаются законодательством по вопросам налогообложения отдельно для каждого из них.
Характеристика систем налогообложения в РФ
Налоговая система Федерации представляет собой совокупность законодательных мер, обеспечивающих поступление в бюджеты различных уровней налогов, сборов, пошлин, акцизов и других видов обязательных платежей, уплачиваемых налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами.
Построение налоговой системы в России определяют закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Они устанавливают систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также общие принципы налогообложения и сборов на территории Российской Федерации. Часть первая Кодекса определяет:
– перечень и виды поступающих в бюджетную систему государства налогов и сборов;
–категории плательщиков, их права и обязанности;
–пределы компетентности налоговых органов
Часть вторая Кодекса определяет:
федеральные налоги;
–специальные налоговые режимы;
–региональные налоги и сборы.
федеральные налоги;
–специальные налоговые режимы;
–региональные налоги и сборы
Законодательно установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Сбором называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах, и сборах, являются:
– организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
– организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
– Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ;
– Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;
– государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками;
– Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов.
Все многообразие налоговых платежей, действующих в настоящее время, можно классифицировать: по способу исчисления — прямые и косвенные; по видам — федеральные, региональные и местные; по ставкам платежа — стабильные и дифференцированные; по объектам налогообложения — доход от операций с ценными бумагами; по субъектам налогообложения — юридические и физические лица, резиденты, нерезиденты; по предоставляемым льготам — необлагаемый минимум, снижение ставки налогообложения, изъятие из налогообложения, освобождение от уплаты налога; по периодичности налогообложения — непрерывного и дискретного действия; по функциональному назначению — регулирующие и стимулирующие.
Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, например, такие, как:
–объект налогообложения;
–налоговая база;
–налоговый период;
–налоговая ставка;
–порядок исчисления налога;
–порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативном; правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоги могут оказывать регулирующее и стимулирующее воздействие на субъект налогового платежа. Налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц оказывают регулирующее воздействие.
Стимулирующее воздействие может оказывать, например, налог на добавленную стоимость.
Система налогообложения устанавливает порядок уплаты налогов как юридическими, так и физическими лицами на основе налоговой декларации.
Уплата налогов и сборов производится путем разовой оплаты всей суммы налога или сбора в установленные сроки. Налогоплательщик или обязанное по закону лицо перечисляет сумму оплаты в наличной или безналичной форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому виду налога. Например, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом, а региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.