СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Химические расчеты и опыты в сельском хозяйстве"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает раскрытие сущности химических процессов и расчётов, связанных с сельскохозяйственным производством. Данный курс формирует понятия о различных видах удобрений и их рациональном использовании, химических способах защиты растений от заболеваний, почвах, актуализирует экологические аспекты изучаемого курса, является одним из форм реализации непрерывного агробизнес образования.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Химические расчеты и опыты в сельском хозяйстве"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»






Принято школьным Утверждаю

методическим объединением директор школы

протокол № ________ ____________Кременецкая В.А.

от «___» ____________20___г. «___» _________________20__ г.








Программа

элективного курса

для обучающихся 9 классов

«Химические расчёты и опыты в сельском хозяйстве»








Составитель:

учитель химии

I квалификационной категории

Попова Елена Валерьевна










Мичуринск - 2013г.

Пояснительная записка


В настоящее время в нашей стране происходит модернизация системы образования. Элективный курс «Химические расчеты и опыты в сельском хозяйстве» призван удовлетворить потребности и склонности школьника, являясь подготовительным этапом профильного обучения на старшей ступени образования.

Программа предусматривает раскрытие сущности химических процессов и расчётов, связанных с сельскохозяйственным производством. Данный курс формирует понятия о различных видах удобрений и их рациональном использовании, химических способах защиты растений от заболеваний, почвах, актуализирует экологические аспекты изучаемого курса, является одним из форм реализации непрерывного агробизнес образования.

Элективный курс является предметно-ориентированным для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. Программа доступна для этого возрастного интервала и заинтересует школьников.

Данная программа составлена на основе межпредметных связей химии, биологии, экологии и имеет прикладное, практическое значение, насыщена экспериментом. Программа элективного курса нова и актуальна, так как на базе МБОУ СОШ №1 была открыта областная опытно - экспериментальная площадка по развитию системы непрерывного агробизнес образования в Тамбовской области.

Цель преподавания элективного курса – формирование экологической подготовки учащихся основной школы через расширение информации о химических расчетах и превращениях, используемых в сельском хозяйстве.

Задачи элективного курса:

  • создать условия для реализации личных познавательных интересов в химической образовательной области;

  • формировать интерес к предмету химии, основам сельского хозяйства и экологии;

  • уточнить готовность и способность осваивать предмет химии на повышенном профильном агротехнологическом уровне;

  • развивать творческое отношение к подготовке исследовательских проектов и работ;

  • развивать умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук;

  • ориентировать обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.


Элективный курс способствует адаптации обучающихся к предпрофильной подготовке, поддерживает изучение базовых и профессиональных общеобразовательных компетенций по решению расчётных и качественных задач, выполнению эксперимента в соответствии с требованиями техники безопасности, продолжает формирование навыков исследовательской и проектной деятельности в малых группах.

Необходимость элективного курса позволит решить противоречие между трудностями в изучении предмета обучающимися и недостаточностью времени на отработку умений и навыков по решению задач различных типов сельскохозяйственной и экологической направленности, на закрепление практических умений при выполнении химического эксперимента, на закрепление общеучебных навыков по реферированию и работе в малых группах.


Виды деятельности обучающихся:

  1. Работа с дополнительной литературой;

  2. Решение расчётных и качественных задач (по алгоритмам или логико-смысловым моделям) с использованием индивидуальных заданий, используемых в практике сельского хозяйства;

  3. Выполнение исследовательских практических работ;

  4. Подготовка рефератов, исследовательских проектных работ индивидуального и группового характера.


Практическая часть программы предусматривает применение учащимися знаний, полученных при изучении химии, биологии, экологии, в работе на пришкольном участке или на своем приусадебном участке.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: семинары, уроки-соревнования, практические работы, исследовательские лабораторные опыты, исследовательские проектные работы, экскурсии.


Обучающиеся по окончании элективного курса получают зачет по результатам выполнения заданий на занятиях элективного курса и отчетов по индивидуальным исследовательским работам.














Содержание

(18 часов)


Введение (2 часа)

Основные физические величины и соотношения в химии.

Агрономические биостанции. Организация работы на биостанции. Отделы растений.


Экскурсия «Организация работы агробиостанции».


Смеси и вещества в сельском хозяйстве (4 часа)

Природные смеси веществ. Примеры жидких, твёрдых, газообразных смесей. Массовые и объёмные доли компонентов смеси.

Водные растворы. Кристаллогидраты. Применение растворов в сельскохозяйственном производстве.


Расчётные задачи:

  1. Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях.

  2. Расчёты для приготовления растворов из кристаллогидратов с заданной массовой долей.


Практическая работа. Приготовление растворов для борьбы с заболеваниями растений и вредителями.


Почва, минеральные удобрения

с точки зрения электролитической диссоциации (12 часов)


Почва Тамбовщины. Химический анализ почв. Исследование почвы в лаборатории.

Кислотность и известкование почвы.

Минеральные удобрения. Виды удобрений. Применение удобрений для подкормки комнатных растений.

Электролитическая диссоциация. Классификация ионов, их свойства. Качественное определение ионов в удобрениях.


Демонстрация. Химический анализ почв. Минеральные удобрения.


Экскурсия «Работа химической лаборатории по исследованию почвы».


Встреча с интересными людьми (Зеленая долина, МичГАУ)


Расчётные задачи.

  1. Расчёт массовой доли компонентов смеси удобрений для подкормки комнатных растений.

  2. Экологические задачи.


Практические работы:

  1. Исследование проб почвы.

  2. Качественный анализ минеральных удобрений.

  3. Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов.

  4. Экспериментальные задачи на определение катионов и анионов в сельском хозяйстве.



Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Виды занятий

теоретические

практические

комбинированные уроки

экскурсии

уроки решения задач

практические работы

1

Введение

2

1

1



2

Смеси веществ в сельском хозяйстве

4

1


2

1

3

Почва, минеральные удобрения с точки зрения химика

12

4

2

2

4

ИТОГО

18

6

3

4

5



Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:

  • классификацию удобрений, их химический состав и свойства, экологические и медицинские проблемы, связанные с их применением;

  • правила приготовления растворов;

  • состав и структуру почвы, особенности чернозема;

  • качественные реакции на катионы и анионы;


Учащиеся должны уметь:

  • рассчитывать необходимые дозы внесения извести и удобрений;

  • распознавать минеральные удобрения по внешнему виду и простым химическим реакциям;

  • применять знания химии, биологии, экологии;

  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.



Информационные ресурсы


Литература для учителя


  1. Гаврусейко Н.П. Сборник самостоятельных и контрольных работ по химии. – Мн.: 1983.

  2. Гридчин А.И., Гридчин С.А. Элементы мироздания. – Воронеж. ЦЧИ, 1985.

  3. Дерюгин И.П., Кулюкин А.Н. Агрохимические основы системы удобрения овощных и плодовых культур. – М.: Агропромиздат, 1988.- 270 с.

  4. Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы.- М.: Росагропромиздат, 1990.- 206 с.

  5. Назарова Т.С. Карты – инструкции для практических занятий по химии. Учебное пособие. 8 -11 класс. – М.: Владос, 2001.

  6. Новошинский И.И., Новошинский Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8 – 11 кл. – М.: «ОНИКС», 2006.

  7. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. – М.: «ОНИКС», 2004.

  8. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8 – 11классы. – СПб.: Паритет, 2000.

  9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: «Новая Волна», 1997.

  10. Научно-методический журнал «Химия в школе».

  11. Учебно-методическая газета «Химия».

  12. Интернет-ресурсы: www.1september.ru

  13. www.ed.gov.ru

  14. www.edu.ru

  15. http://images.yandex.ru







Литература для обучающихся


  1. Власов Л.Г., Трифонов Д.Н. Занимательно о химии. – М.: Молодая гвардия, 1968.

  2. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии, - М.: Мир, 1985.

  3. Калюкун А.Н. Школьнику об агрохимии защищённого грунта.- М.: Просвещение, 1979.- 96 с.

  4. Коровин А.И., Коровина О.Н. Погода, огород и сад любителя.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 232 с.

  5. Справочник школьника. Химия/Сост. М. Кременчугская, с, Васильев. Под. Ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», 1998.

  6. Химия: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Ю.Д.Третьяков, В.И.Дайнеко. – М.:Просвещение, 1984.

































Календарно-тематическое планирование учебного материала



занятия

Дата проведения занятия

Дата фактического проведения занятия

Тема занятия

Примечание

1



Введение. Основные физические величины и соотношения в химии.


2



Организация работы агробиостанции.

Экскурсия

3



Природные смеси веществ. Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях.

Решение задач

4



Природные смеси веществ. Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях.

Решение задач

5



Водные растворы. Кристаллогидраты. Расчёты для приготовления растворов из кристаллогидратов с заданной массовой долей.

Решение задач

6



Практическая работа «Приготовление растворов для борьбы с заболеваниями растений и вредителями».

Эксперимент

7



Почва Тамбовщины. Химический анализ почв.

Демонстрация

8



Работа химической лаборатории по исследованию почвы.

Экскурсия

9



Практическая работа «Исследование проб почвы».

Эксперимент

10



Кислотность и известкование почвы.


11



Минеральные удобрения.

Практическая работа «Качественный анализ минеральных удобрений»

Демонстрация

12



Расчёт массовой доли компонентов смеси удобрений для подкормки комнатных растений.

Решение задач

13



Практическая работа «Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов».

Эксперимент

14



Электролитическая диссоциация. Качественное определение ионов.


15



Практическая работа «Экспериментальное определение катионов и анионов в сельском хозяйстве».

Эксперимент

16



Экологические задачи.

Решение задач

17



Встреча со специалистами агрохолдинга «Зеленая долина» по теме «Внедрение наиболее эффективных методов мониторинга и обработки земли»

Встреча с интересными людьми




Итоговое занятие.

Защита исследовательских работ.

Урок презентация


9