Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Принято школьным Утверждаю
методическим объединением директор школы
протокол № ________ ____________Кременецкая В.А.
от «___» ____________20___г. «___» _________________20__ г.
Программа
элективного курса
для обучающихся 9 классов
«Химические расчёты и опыты в сельском хозяйстве»
Составитель:
учитель химии
I квалификационной категории
Попова Елена Валерьевна
Мичуринск - 2013г.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация системы образования. Элективный курс «Химические расчеты и опыты в сельском хозяйстве» призван удовлетворить потребности и склонности школьника, являясь подготовительным этапом профильного обучения на старшей ступени образования.
Программа предусматривает раскрытие сущности химических процессов и расчётов, связанных с сельскохозяйственным производством. Данный курс формирует понятия о различных видах удобрений и их рациональном использовании, химических способах защиты растений от заболеваний, почвах, актуализирует экологические аспекты изучаемого курса, является одним из форм реализации непрерывного агробизнес образования.
Элективный курс является предметно-ориентированным для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. Программа доступна для этого возрастного интервала и заинтересует школьников.
Данная программа составлена на основе межпредметных связей химии, биологии, экологии и имеет прикладное, практическое значение, насыщена экспериментом. Программа элективного курса нова и актуальна, так как на базе МБОУ СОШ №1 была открыта областная опытно - экспериментальная площадка по развитию системы непрерывного агробизнес образования в Тамбовской области.
Цель преподавания элективного курса – формирование экологической подготовки учащихся основной школы через расширение информации о химических расчетах и превращениях, используемых в сельском хозяйстве.
Задачи элективного курса:
создать условия для реализации личных познавательных интересов в химической образовательной области;
формировать интерес к предмету химии, основам сельского хозяйства и экологии;
уточнить готовность и способность осваивать предмет химии на повышенном профильном агротехнологическом уровне;
развивать творческое отношение к подготовке исследовательских проектов и работ;
развивать умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук;
ориентировать обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Элективный курс способствует адаптации обучающихся к предпрофильной подготовке, поддерживает изучение базовых и профессиональных общеобразовательных компетенций по решению расчётных и качественных задач, выполнению эксперимента в соответствии с требованиями техники безопасности, продолжает формирование навыков исследовательской и проектной деятельности в малых группах.
Необходимость элективного курса позволит решить противоречие между трудностями в изучении предмета обучающимися и недостаточностью времени на отработку умений и навыков по решению задач различных типов сельскохозяйственной и экологической направленности, на закрепление практических умений при выполнении химического эксперимента, на закрепление общеучебных навыков по реферированию и работе в малых группах.
Виды деятельности обучающихся:
Работа с дополнительной литературой;
Решение расчётных и качественных задач (по алгоритмам или логико-смысловым моделям) с использованием индивидуальных заданий, используемых в практике сельского хозяйства;
Выполнение исследовательских практических работ;
Подготовка рефератов, исследовательских проектных работ индивидуального и группового характера.
Практическая часть программы предусматривает применение учащимися знаний, полученных при изучении химии, биологии, экологии, в работе на пришкольном участке или на своем приусадебном участке.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: семинары, уроки-соревнования, практические работы, исследовательские лабораторные опыты, исследовательские проектные работы, экскурсии.
Обучающиеся по окончании элективного курса получают зачет по результатам выполнения заданий на занятиях элективного курса и отчетов по индивидуальным исследовательским работам.
Содержание
(18 часов)
Введение (2 часа)
Основные физические величины и соотношения в химии.
Агрономические биостанции. Организация работы на биостанции. Отделы растений.
Экскурсия «Организация работы агробиостанции».
Смеси и вещества в сельском хозяйстве (4 часа)
Природные смеси веществ. Примеры жидких, твёрдых, газообразных смесей. Массовые и объёмные доли компонентов смеси.
Водные растворы. Кристаллогидраты. Применение растворов в сельскохозяйственном производстве.
Расчётные задачи:
Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях.
Расчёты для приготовления растворов из кристаллогидратов с заданной массовой долей.
Практическая работа. Приготовление растворов для борьбы с заболеваниями растений и вредителями.
Почва, минеральные удобрения
с точки зрения электролитической диссоциации (12 часов)
Почва Тамбовщины. Химический анализ почв. Исследование почвы в лаборатории.
Кислотность и известкование почвы.
Минеральные удобрения. Виды удобрений. Применение удобрений для подкормки комнатных растений.
Электролитическая диссоциация. Классификация ионов, их свойства. Качественное определение ионов в удобрениях.
Демонстрация. Химический анализ почв. Минеральные удобрения.
Экскурсия «Работа химической лаборатории по исследованию почвы».
Встреча с интересными людьми (Зеленая долина, МичГАУ)
Расчётные задачи.
Расчёт массовой доли компонентов смеси удобрений для подкормки комнатных растений.
Экологические задачи.
Практические работы:
Исследование проб почвы.
Качественный анализ минеральных удобрений.
Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов.
Экспериментальные задачи на определение катионов и анионов в сельском хозяйстве.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Виды занятий |
теоретические | практические |
комбинированные уроки | экскурсии | уроки решения задач | практические работы |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | | |
2 | Смеси веществ в сельском хозяйстве | 4 | 1 | | 2 | 1 |
3 | Почва, минеральные удобрения с точки зрения химика | 12 | 4 | 2 | 2 | 4 |
ИТОГО | 18 | 6 | 3 | 4 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
классификацию удобрений, их химический состав и свойства, экологические и медицинские проблемы, связанные с их применением;
правила приготовления растворов;
состав и структуру почвы, особенности чернозема;
качественные реакции на катионы и анионы;
Учащиеся должны уметь:
рассчитывать необходимые дозы внесения извести и удобрений;
распознавать минеральные удобрения по внешнему виду и простым химическим реакциям;
применять знания химии, биологии, экологии;
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
Информационные ресурсы
Литература для учителя
Гаврусейко Н.П. Сборник самостоятельных и контрольных работ по химии. – Мн.: 1983.
Гридчин А.И., Гридчин С.А. Элементы мироздания. – Воронеж. ЦЧИ, 1985.
Дерюгин И.П., Кулюкин А.Н. Агрохимические основы системы удобрения овощных и плодовых культур. – М.: Агропромиздат, 1988.- 270 с.
Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы.- М.: Росагропромиздат, 1990.- 206 с.
Назарова Т.С. Карты – инструкции для практических занятий по химии. Учебное пособие. 8 -11 класс. – М.: Владос, 2001.
Новошинский И.И., Новошинский Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8 – 11 кл. – М.: «ОНИКС», 2006.
Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. – М.: «ОНИКС», 2004.
Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8 – 11классы. – СПб.: Паритет, 2000.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: «Новая Волна», 1997.
Научно-методический журнал «Химия в школе».
Учебно-методическая газета «Химия».
Интернет-ресурсы: www.1september.ru
www.ed.gov.ru
www.edu.ru
http://images.yandex.ru
Литература для обучающихся
Власов Л.Г., Трифонов Д.Н. Занимательно о химии. – М.: Молодая гвардия, 1968.
Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии, - М.: Мир, 1985.
Калюкун А.Н. Школьнику об агрохимии защищённого грунта.- М.: Просвещение, 1979.- 96 с.
Коровин А.И., Коровина О.Н. Погода, огород и сад любителя.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 232 с.
Справочник школьника. Химия/Сост. М. Кременчугская, с, Васильев. Под. Ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», 1998.
Химия: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Ю.Д.Третьяков, В.И.Дайнеко. – М.:Просвещение, 1984.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ занятия | Дата проведения занятия | Дата фактического проведения занятия | Тема занятия | Примечание |
1 | | | Введение. Основные физические величины и соотношения в химии. | |
2 | | | Организация работы агробиостанции. | Экскурсия |
3 | | | Природные смеси веществ. Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях. | Решение задач |
4 | | | Природные смеси веществ. Расчёт массовой и объёмной доли вещества в смесях. | Решение задач |
5 | | | Водные растворы. Кристаллогидраты. Расчёты для приготовления растворов из кристаллогидратов с заданной массовой долей. | Решение задач |
6 | | | Практическая работа «Приготовление растворов для борьбы с заболеваниями растений и вредителями». | Эксперимент |
7 | | | Почва Тамбовщины. Химический анализ почв. | Демонстрация |
8 | | | Работа химической лаборатории по исследованию почвы. | Экскурсия |
9 | | | Практическая работа «Исследование проб почвы». | Эксперимент |
10 | | | Кислотность и известкование почвы. | |
11 | | | Минеральные удобрения. Практическая работа «Качественный анализ минеральных удобрений» | Демонстрация |
12 | | | Расчёт массовой доли компонентов смеси удобрений для подкормки комнатных растений. | Решение задач |
13 | | | Практическая работа «Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов». | Эксперимент |
14 | | | Электролитическая диссоциация. Качественное определение ионов. | |
15 | | | Практическая работа «Экспериментальное определение катионов и анионов в сельском хозяйстве». | Эксперимент |
16 | | | Экологические задачи. | Решение задач |
17 | | | Встреча со специалистами агрохолдинга «Зеленая долина» по теме «Внедрение наиболее эффективных методов мониторинга и обработки земли» | Встреча с интересными людьми |
| | | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ. | Урок презентация |
9