СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Еще один опасный момент

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несомненно, что ядро, покидающее жюль‑вернову пушку с шестнадцативерстной скоростью, встретит со стороны воздуха неимоверное сопротивление, почти такое же, как от твердого тела. При втором ударе несчастные пассажиры, конечно, не остались бы в живых

Просмотр содержимого документа
«Еще один опасный момент»

Еще один опасный момент


Но это еще не все, что ожидает пассажиров в течение того краткого мига, пока они летят вдоль канала пушки. Если бы каким‑нибудь чудом они остались в живых в момент взрыва, – смерть ожидала бы их у выхода из орудия. Вспомним о сопротивлении воздуха! При обычных условиях мы мало думаем о том, чтобы столь легкая среда, как воздух, могла серьезно мешать движению тела. Но это только потому, что обычные скорости сравнительно невелики. С возрастанием скорости сопротивление воздуха быстро увеличивается. Велосипедисты по собственному опыту знают, какой помехой для них является воздух. Вычислено, что даже при умеренной скорости всего 9 верст в час велосипедист тратит на преодоление сопротивления воздуха около 1/7 доли энергии; а при 15‑верстной скорости на эту работу уходит 1/6 доля развиваемой им энергии, а при скорости в 20 верст на преодоление воздушного сопротивления идет ¼ его энергии! Неудивительно, что при очень быстрой езде велосипедист наклоняется к рулю: он уменьшает этим поверхность своего тела и, следовательно, ослабляет сопротивление воздуха.


Велосипедист тратит значительную долю своей энергии на то, чтобы преодолеть сопротивление воздуха.


Несомненно, что ядро, покидающее жюль‑вернову пушку с шестнадцативерстной скоростью, встретит со стороны воздуха неимоверное сопротивление, почти такое же, как от твердого тела. При втором ударе несчастные пассажиры, конечно, не остались бы в живых: движение ядра мгновенно замедлилось бы, а пассажиры внутри его продолжали бы по инерции двигаться с шестнадцативерстною секундной скоростью. С чудовищной быстротой они ударились бы о потолок своей каюты, испытав почти такое же сотрясение, как и при первом ударе о пол. Ведь даже при умеренной скорости трамвая мы падаем вперед, если неопытный вагоновожатый слишком резко останавливает вагон. А ядро Жюля Верна мчится в пять тысяч раз быстрее трамвая!

Вы видите, каким сложным представляется при свете механики этот красивый проект Жюля Верна, кажущийся на первый взгляд столь легко осуществимым!