- Формирование исторической эмпатии
Семенова Ю.В. преподаватель истории КГОУ НПО ПЛ №8
Цель исторического образования
воспитание гражданина и патриота, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной ситуации
- Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?
- Соотнесение прошлого и настоящего, ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем
- Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества
(из примерной программы стандартов нового поколения)
Возможно ли это? Может ли история учить тому, какие решения принимать в своей личной жизни?
Можно ли прожить «чужую» историю?
Эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого), в отеч. психологию термин пришел в 70-х гг., определялась эмпатия как «способность принять роль другого человека»
Применительно к процессу исторического познания под исторической эмпатией следует понимать способность ученика «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. От того, как учитель сумеет научить детей ощущать сердцем внутренний мир другого, зависит духовная красота личности, которую мы должны создать из живого существа.
Отзывчивость, принятие «другого» поможет восстановить нарушенные связи, оценить то, что было создано многими поколениями россиян. Гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, и эмпатия – это один из путей успешной реализации гуманизации отношений.
Проекция (перенесение )
Интроекция (отождествление)
Приемы формирования исторической эмпатии
1. Прием повествования, сюжетный яркий повествовательный рассказ (слово учителя)
-образность
-наглядность
-доступность
-конкретизация
-использование диалогов и прямой речи
Приемы формирования исторической эмпатии
2. Персонификация (в его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека)
-Воображаемое путешествие
-Воображаемое интервью
-Метод незаконченного предложения
-Ситуация выбора
-Ожившая картина
-Сочинение от первого лица
Приемы формирования исторической эмпатии
РЕЛЬЕФ, ВЫСЕЧЕННЫЙ НА СКАЛЕ. ДАРИЙ I И ВОССТАВШИЕ
Приемы формирования исторической эмпатии
Сдача оброка феодалу
Приемы формирования исторической эмпатии
3. Формы драматизации
- импровизация
- драматические игры
- инсценировки
- уроки-ролевые игры (театр, суд, аукцион и т.п.)
дети «оживляют» картины прошлого, обсуждают эти сцены всем классом, распознают время и место исторических событий, их участников по действиям героев представления