Учитель-дефектолог высшей категории
МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»
г. Заречный Пензенской области
Дудорова Ирина Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.
Для развития мелкой моторики в процессе совместной деятельности я использую следующие упражнения:
выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков;
нанизывание сначала крупных пуговиц, бусинок на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса);
застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;
наматывание длинного шнура на катушку и сматывание его в клубок;
собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);
1
нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);
игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.
Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.
В работе по формированию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
• работа со счётными палочками;
• нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;
• работа с вкладышами;
• собирание пирамидок, матрёшек;
• работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);
• лепка из глины, пластилина, теста;
• работа с различными видами шнуровок;
• рисование в воздухе;
• работа c мозаикой различной величины;
• игры с песком, с водой;
• рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и
раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).
Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, глины, солёного теста, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Родителям в летний период рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.
Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.
2