СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата"»

Учитель-дефектолог высшей категории

МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Заречный Пензенской области

Дудорова Ирина Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


Я работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

У многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:

  • скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

  • недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.

Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики в процессе совместной деятельности я использую следующие упражнения:

  • выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков;

  • нанизывание сначала крупных пуговиц, бусинок на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;

  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса);

  • застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

  • завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

  • подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;

  • наматывание длинного шнура на катушку и сматывание его в клубок;

  • собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);

1

  • нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);

  • игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.

Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.

В работе по формированию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

работа со счётными палочками;

нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;

работа с вкладышами;

собирание пирамидок, матрёшек;

работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);

лепка из глины, пластилина, теста;

работа с различными видами шнуровок;

рисование в воздухе;

работа c мозаикой различной величины;

игры с песком, с водой;

рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и

раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина, глины, солёного теста, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

Родителям в летний период рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков, прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму, в лес, отдыха на даче или в деревне.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.


2