СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметно-практических действий у детей с ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и их применение в жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы формирования у  обучающихся  с тяжелыми и множественными нарушениями развития   предметно-практических действий. Из опыта моей  практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметно-практических действий у детей с ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и их применение в жизни»

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт развития образования»

Кафедра инклюзивного образования






АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Формирование предметно-практических действий у детей с ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и их применение в жизни








Выполнила:

Вагнер Т.Г.

группа № 187












г. Челябинск

2025 г.



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика коррекционного курса 3

1.1 Содержание уроков по курсу «Предметно-практические действия» 4

1.2 Особенности сформированности предметно-практических действий у детей с ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) 6

Глава 2. Содержание коррекционного курса 6

2.1 Действия с материалами 6

2.2 Действия с предметами 7

Глава 3. Взаимосвязь предметно-практических действий и жизненных компетенций ………………………………………………………………………9

3.1 Диагностические пробы к коррекционному курсу «Предметно-практические действия» ……………………………… ………………………………………..10

Заключение 28

Список литературы 29





























Введение

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.



















Глава 1. Общая характеристика коррекционного курса


    1. Содержание уроков по курсу «Предметно-практические действия»


Обучение предметно-практическим действиям направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые являются основой дальнейшего обучения доступной деятельности, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, слухового внимания, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки: они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Одной из важных компетенций в развитии детей с ТМНР является умение обслуживать себя. Успешность формирования навыков самообслуживания во многом зависит от сформированности предметно-практических действий.

Основная работа по формированию предметно-практических действий осуществляется на специально-организованных занятиях. Сначала обучаем предметно-манипулятивным действиям, которые со временем преобразуются в целенаправленные произвольные предметно-практические действия.






















1.2 Особенности сформированности предметно-практических действий у детей с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития)

У всех обучающихся на момент поступления в школу наблюдались моторные нарушения функций рук, основных движений, координации и точности движений, слабость мышечных усилий. Обучающиеся не использовали предметы в соответствии с их функциональным назначением. Им трудно было освоить новое действие, подражая действиям взрослого.

И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым было введено понятие «совместно-разделенная деятельность». Это такая деятельность, которая представляет собой особый характер взаимодействия между взрослым и ребенком, когда взрослый многократно выполняет рукой ребенка формируемое действие, постепенно уменьшая свою активность и поддерживая малейшую инициативу ребенка в выполнении действия. Такой подход в обучении способствует увеличению активности ребенка, приводит к максимально возможной для каждого ребенка самостоятельности при выполнении действия.

Обучение новому действию начинается с совместного с педагогом выполнения действия, когда педагог использует приём «рука в руке». Обучение предметно-практическим действиям осуществляется постоянно: на учебных занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности.

Глава 2. Содержание коррекционного курса

2.1 Действия с материалами

Коррекционный курс «Предметно- практические действия» включает два раздела:

  • «Действия с материалами»;

  • «Действия с предметами».

Действия с материалами - это осваивание таких действий, как сминание бумаги одной или двумя руками. Первоначально предлагаются мягкие виды бумаги (салфетки, бумажные полотенца), затем более плотные (газета, цветная бумага). Педагог направляет действия обучающегося инструкциями или выполняет действия совместно с ним. Разрывать материал (бумагу) двумя руками обучающийся учится, зажимая его в кулаках и разрывая. Затем разрывает материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. При возникновении у обучающегося трудностей педагог предварительно делает надрыв (надрез) материала. Затем обучающийся учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполняет разнонаправленные движения руками.

Обучение выполнению действия пересыпания материала начинается с игры с крупой, когда обучающийся учится захватывать сыпучий материал, сыпать или пересыпать с руки на руку. Обучающийся учится пересыпать материал из одной емкости в другую, зачерпывая и удерживая его одной/ двумя руками, затем использует для пересыпания материал инструмент (лопатка, стаканчик и др.).


2.2 Действия с предметами

Обучение выполнению действий с предметами начинается с захвата, удержания, перекладывания предмета, затем можно переходить к сжиманию свистящих резиновых игрушек двумя руками. Педагог сжимает резиновую игрушку, показывает, что при сжимании игрушка издает звук. После этого он вкладывает ее в руки обучающегося и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Затем ребенка учат сжимать предмет ведущей рукой (всей кистью). Обучающийся осваивает сжимание предмета пальцами, когда выполняет действия с мелкими мягкими игрушками и прищепками.

Обучение действию вставления предметов в отверстие начинается со складывания предметов в частично закрытую коробку. Отверстие, в которое обучающийся опускает предмет, постепенно уменьшали до размеров самого предмета. Затем учат вставлять предметы друг в друга. На первоначальном этапе обучения предмет, в который обучающийся вставляет другой такой же предмет, фиксируют на плоскости. Затем обучающийся сам удерживает рукой предмет, в который вставляет другие такие же предметы.

Обучение выполнению действия нанизывания начинается с формирования умения нанизывать предметы (кольца и шарики) на стержень. Затем обучающегося учат нанизывать крупные бусины на нить с жестким наконечником. Он учится одной рукой держать жесткий конец нити (наконечник), другой рукой удерживать предмет. После нанизывания предмета на жесткий наконечник, прикрепленный к началу нити, обучающийся учится перекладывать наконечник в другую руку и перемещать предмет по нити.

Для освоения действия вращения использую пластиковые банки и бутылки с крышками, детали конструктора с болтами и гайками и др. Сначала обучающемуся предъявляют пластиковую банку/ бутылку с надетой на нее крышкой и учат выполнять поворотные движения кистью руки в одном направлении, откручивать крышку банки/ бутылки, которую держит педагог. Затем обучающийся учится откручивать крышку банки/ бутылки, которую удерживает самостоятельно. Закрывать банку/ бутылку обучающийся учится также поэтапно: сначала закручивает крышку банки/ бутылки, надетую на бутылку, затем надевает крышку на банку/ бутылку, соотнося резьбу на бутылке/ банке с резьбой на крышке, и закручивает ее.

Обучение выполнению действия нажимания на предмет начинается с выполнения действия всей кистью, когда обучающийся нажимает на юлу, большую кнопку и другие предметы. Затем обучающегося учат нажимать на предмет пальцем, используя музыкальные игрушки, светящиеся предметы и т.д.








Глава 3. Взаимосвязь предметно-практических действий и жизненных компетенций

Предметно-практическиедействия

Примеры жизненных компетенций

(применение освоенных действий в повседневной жизни)

Сминание

Пользование туалетной бумаги, салфеткой, загрузка белья в корзину, сминание фантиков, целлофановых пакетов перед складыванием в корзину для мусора и др.

Разрывание

Отрывание от рулона куска фольги, бумаги для запекания, туалетной бумаги, пакета для хранения пищевых продуктов; разрывание ветоши; открывание бумажного пакета со специями

Размазывание

Намыливание рук мылом, мытье тела и волос, смазывание противня, сковороды, рук и лица кремом, мытье посуды, окна, зеркала

Переливание (из одной ёмкости в другую)

Наливание воды из графина, чайника, бутылки в стакан, из ведра в кастрюлю, наливание молока, сока

Пересыпание (из одной ёмкости в другую)

Насыпание стирального порошка в стиральную машину, пересыпание сахарного песка из пакета в сахарницу, пересыпание земли для посадки растений, насыпание муки, соли в емкость

Наматывание

Наматывание нитки на катушку, шпагата, туристической веревки на руку, шерстяной нити на клубок, веревки на стержень, основу

Вынимание

Вынимание овощей из банки, зубной щетки, пасты из стаканчика, куска мыла из мыльницы, белья из стиральной машины, денег из кошелька, платка из кармана, телефона из сумки, одежды из шкафа, продуктов из холодильника, карандашей из коробки, яиц из холодильника

Складывание

Складывание вещей, продуктов в шкаф, игрушек в коробку, грибов в корзину, посуды, столовых приборов в шефлот.

Перекладывание

Перекладывание конфет, печенья из пакета в вазочку, муки из пакета в чашку, варенья из банки в розетку, картофеля из кастрюли в тарелку, вещей из шкафа в чемодан

Вставление

Вставление трубочки в коробочку с соком, ключа в замок, штепселя в розетку, нитки в иголку, ручек/карандашей в органайзер, застегивание ремня, молнии на куртке

Нажимание

Нажимание ручки двери, окна для их открывания, включение/выключение света в комнате (нажимание клавиши выключателя), нажимание на кнопку домофона застегивание кнопок на одежде и обуви

Сжимание

Выжимание сока из фрукта, майонеза из пластиковой упаковки, мокрой тряпки, мокрого белья, прикрепление/снятие прищепок

Открывание/ закрывание

Открывание/ закрывание стеклянной банки с пластиковой крышкой, пластикового контейнера, металлической коробки, картонной коробки с обувью

Нанизывание

Нанизывание баранок на веревку, грибов, бисера на нить, кусочков мяса, овощей на шампур, колец на карниз

Толкание от себя/ притягивание к себе

Открывание/закрывание входной двери, дверцы шкафа, оконной рамы, ящика комода, перемещение столика на колесах, тарелки во время приема пищи, пользование пылесосом, тележкой для покупок в магазине

Вращение

Открывание/закрывание бутылки с минеральной водой, коробки с соком, тюбика с кремом, водопроводного крана для мытья рук, банки с огурцами



3.1 Диагностические пробы к коррекционному курсу «Предметно-практические действия». Действия с материалами.

Проба 1. Сминание материала

Цель: оценить умение сминать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажная салфетка, газета, лист цветной бумаги)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком газету и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок сминал разные по плотности листы бумаги двумя руками (ведущей рукой)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сминал материал, сминал отдельные образцы бумаги, сминал только ведущей рукой или двумя руками, сминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 2. Разрывание материала

Цель: оценить умение разрывать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажные салфетки, газета, цветная бумага)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком лист газеты и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок разрывал разные по плотности листы бумаги двумя руками (пальцами)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разрывал материал, разрывал отдельные образцы бумаги, разрывал только двумя руками, разрывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разрывание материала двумя руками (пальцами) в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 3. Размазывание материала

Цель: оценить умение размазывать материал двумя руками, одной рукой, пальцем

Диагностический материал: пена для бритья, клейстер, пальчиковая краска, 3 подложки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, выдавливает пену для бритья и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает клейстер и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает пальчиковую краску и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок размазывал материал двумя руками, ведущей рукой, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не размазывал материал, размазывал одним или двумя способами, размазывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата размазывание материала двумя руками (одной рукой, пальцем) в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 4. Разминание материала

Цель: оценить умение разминать материал двумя руками (одной рукой)

Диагностический материал: мягкое тесто, мягкая пластичная масса, восковой пластилин, подложка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкое тесто и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкую пластичную массу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, восковой пластилин и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок разминал материал двумя руками, ведущей рукой

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разминал материал, разминал одним способом, разминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 5. Пересыпание материала

Цель: оценить умение пересыпать материал

Диагностический материал: песок (крупа, бобы) (выбор материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка), 2 таза, совок

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание совком) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок пересыпал материал двумя руками, ведущей рукой, пользуясь совком

1 балл – при выполнении пробы ребенок не пересыпал материал, пересыпал материал одним или двумя способами, пересыпал материал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата пересыпание материала руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия пересыпания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.


Проба 6. Переливание материала

Цель: оценить умение переливать материал двумя руками (с помощью инструмента)

Диагностический материал: теплая вода, 2 таза, кружка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол перед ребенком таз с теплой водой и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Зачерпни воду и удержи в руках» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (зачерпывание и удержание воды двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из них вода, другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Перелей» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (переливание кружкой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой

1 балл – при выполнении пробы удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата переливание материала двумя руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия переливания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.


Проба 7. Наматывание материала

Цель: оценить умение наматывать материал на катушку (палку)

Диагностический материал: катушка (палка) с закрепленной на ней толстой веревкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком катушку (палку), на которую частично намотана толстая веревка, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Намотай» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок полностью намотал толстую веревку на катушку (палку), на которую частично намотана веревка

1 балл – при выполнении пробы ребенок наматывал толстую веревку на катушку (палку) с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата наматывание материала в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Действия с предметами

Проба 1. Захват, удержание, отпускание предмета

Цель: оценить умение захватывать, удерживать и отпускать предмет

Диагностический материал: шарик, кубик

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком шарик (кубик) и предъявляет поочередно речевые инструкции (графические изображения): «Возьми», «Держи», «Положи» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок захватывал, удерживал и отпускал предметы по просьбе (образцу)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата захват, удержание, отпускание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 2. Встряхивание предмета

Цель: оценить умение встряхивать предмет

Диагностический материал: предмет, издающий звук при встряхивании (например, маракас); игрушка, светящаяся при встряхивании (выбор материала зависит от особенностей зрительного и слухового восприятия)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком маракас (светящуюся игрушку) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Потряси» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок встряхивал предмет

1 балл – при выполнении пробы ребенок не встряхивал предмет, встряхивал предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата встряхивание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 3. Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе

Цель: оценить умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе

Диагностический материал: игрушка на колесах со шнурком (коробка), мяч, небольшой шкаф в помещении

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит) в помещении комнаты. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет игрушку на колесах со шнурком на небольшом расстоянии от ребенка, располагая ее шнурком к ребенку (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Придвинь к себе» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  1. Педагог кладет на стол перед ребенком мяч (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Толкни (отодвинь) от себя» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  2. Педагог подводит ребенка к шкафчику и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет в шкафчик какие-нибудь материалы.

  4. Затем педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок притягивал игрушку на колесах (коробку) к себе, толкал мяч (отодвигал коробку), открывал и закрывал дверцу шкафчика

1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял только одно действие или не со всеми предметами, выполнил одно и/или два действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 4. Вращение предмета

Цель: оценить умение вращать предмет

Диагностический материал: пластиковая банка с завинчивающейся крышкой, деревянный гриб с вращающейся шляпкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком деревянный гриб с шляпкой на резьбе, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покрути шляпку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком банку с завинчивающейся крышкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой банку» / «Открути крышку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком банку и крышку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Закрути крышку» / «Закрой банку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вращал шляпку гриба, откручивал крышку банки и, соотнеся резьбу на банке и крышке, закручивал крышку на банке

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно и/или два действия, не соотносил резьбу на банке и крышке, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вращение предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 5. Нажимание на предмет

Цель: оценить умение нажимать на предмет кистью (пальцем)

Диагностический материал: светильник с большой кнопкой, кнопка беспроводного звонка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком светильник с большой кнопкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание кистью) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком кнопку беспроводного звонка, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок нажимал на предмет всей кистью, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нажимал на предмет, нажимал на предмет одним способом (кистью или пальцем), нажимал на предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нажимание на предмет в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 6. Сжимание предмета

Цель: оценить умение сжимать предмет двумя руками (одной рукой, пальцами)

Диагностический материал: резиновая игрушка, издающая звук при сжимании; коробка, 5 прищепок, коробка с жесткими стенками

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку двумя руками» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку одной рукой» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком коробку, на стенку которой прикреплены прищепки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сними прищепки» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами; сжимал предметы одним или двумя способами, сжимал предметы с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сжимание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 7. Вынимание, складывание, перекладывание предметов

Цель: оценить умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую

Диагностический материал: 2 корзинки, 5 кубиков

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Достань кубики» / «Положи кубики на стол» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Убери кубики» / «Положи кубики» / «Положи кубики в корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком 2 корзинки, в одной из которых лежат кубики, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи кубики в другую корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вынимал кубики из корзины, складывал кубики в корзину, перекладывал кубики из одной корзины в другую корзину

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия с предметами, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вынимание, складывание, перекладывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 8. Вставление предметов в отверстие

Цель: оценить умение вставлять предметы в отверстия

Диагностический материал: одинаковые пластиковые стаканчики – 5 шт., корзинка, коробка с круглыми отверстиями, 5 шариков; мозаика

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вверх), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Сделай башню» / «Построй башню» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вниз), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери все стаканчики в один» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком коробку с отверстиями и корзинку с шариками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь шарики» / «Положи шарики в отверстие» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  5. Педагог кладет на стол перед ребенком мозаику, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь мозаику» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок вставлял одинаковые стаканчики друг в друга, вставлял шарики и мозаику в отверстия

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или несколько действий, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вставление предмета в отверстие в СИПР актуален при оценке 1 балл.


Проба 9. Нанизывание предметов

Цель: оценить умение нанизывать предметы на стержень (нить)

Диагностический материал: стержень на подставке, деревянными кольца, толстая нить с деревянным наконечником, крупные деревянные бусины Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог ставит на стол перед ребенком стержень на подставке и корзинку с деревянными кольцами, привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Надень кольца на стержень» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком нить с деревянным наконечником, деревянные бусины, привлекает внимание ребенка к материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери бусы» / «Сделай бусы» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок нанизывал кольца на стержень, крупные бусины на нить с наконечником

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нанизывал кольца на стержень и /или крупные бусины на нить с наконечником, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нанизывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия нанизывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.


Проба 10. Открывание и закрывание предметов

Цель: оценить умение открывать и закрывать предметы

Диагностический материал: коробка круглая с крышкой, коробка прямоугольная (квадратная) с крышкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

  2. Педагог кладет на стол перед ребенком круглую закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  3. Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  4. Педагог кладет на стол перед ребенком круглую открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

  5. Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом) / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

* Проба проводится 1 раз

Оценка.

2 балла – при выполнении пробы ребенок открывал и закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки

1 балл – при выполнении пробы ребенок не открывал и не закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки; не закрывал круглые и /или прямоугольные (квадратные) коробки, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата открывание и закрывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия открывания, закрывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.





















Заключение

Таким образом, предметно-практическая деятельность является условием формирования так называемых «житейских понятий», которые являются базой для овладения ребенком социально-бытовых навыков и умений и помогают улучшить качество жизни обучающихся с ТМНР, научиться понимать многие явления окружающей жизни.

Важно отметить, что динамика формирования предметно-практических действий зависит от индивидуальных психофизических возможностей обучающегося с ТМНР, регулярности и систематичности занятий с ним.

За время работы были разработаны и изготовлены тренажеры для коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность». Это стержень с цветными кольцами, коробка с теннисными мячами, прищепки с различными формами- ежик, тучка, солнышко. Из трубочек для коктейля сделаны бусы для нанизывания на шнурок. В работе активно использую различные крупы – гречка, манная крупа, фасоль, горох. Создана мини-песочница для проигрывания сюжетов с игрушками. Все созданные тренажеры формируют базовые учебные навыки, развивают мелкую моторику, способствуют развитию зрительной и моторной координации.













Список литературы:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 24.06.2023 N 264-ФЗ (последняя редакция)

  2. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)

  3. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762)

  4. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71764)

  5. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)

  6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)

  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

  9. Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 Методические рекомендации "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации"

  10. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 N ВК-163/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах")

  11. Письмо Минпросвещения России от 01.07.2024 N ДГ-1105/07"О направлении Концепции и плана" (вместе с "Концепцией N СК-13/07вн развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года", утв. Минпросвещением России 18.06.2024, "Планом мероприятий N СК-13/07вн на 2024-2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года", утв. Минпросвещением России 18.06.2024)

  12. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Юлии Даре. — М.: Теревинф, 2009.

  13. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом»: Методическое пособие. – Спб.: НОУ «Союз», 2005.

  14. Галнгузова Л. Я, Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. — М.: ВЛАДОС, 2007.

  15. Дети с множественными нарушениями развития/Под ред. Л. М. Шипициной и Е. В. Михайловой. — СПб., 2012.

  16. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Изд-кий центр «Академия, 2003.

  17. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. — СПб., 2009.

  18. Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью». Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб.: 2012. — 45с.

  19. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под ред. Н. Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. — 54с.