Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в начальной школе
Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения – приоритетная цель современного образования.
Уроки музыки строю по принципу театральной драматургии. Мой урок – это своеобразный «мини-спектакль», который имеет свой замысел, завязку, кульминацию, развязку. Каждый урок внутренне связан с другими уроками-звеньями одной целостной системы.
Эффективность таких уроков во многом зависит от использования разнообразных видов деятельности: слушание музыки, интонационно-образный анализ; пластическое интонирование; умение перенести смысл произведения с одного вида искусства на другой, исполнение произведений. Перечисленные виды деятельности формируют все виды универсальных учебных действий, необходимых для развития личности.
Каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.
Например, на уроках музыки во 2 классе при изучении темы «Музыкальная интонация» я использую театрализацию стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
А лошадка с фонарем,
А собачка с помелом.
Раз, раз, раз, раз!
И огонь погас!
После прочтения стихотворения мы определяем главных героев (кошка, курочка, лошадка, собачка, среди них и дом). Далее учитель обращается к детям со следующими словами:
- Мы говорили о том, что сказка будет не простая, а музыкальная. Значит каждому герою нужная своя песенка.
Проигрываются три музыкальные темы. Дети выбирают, какому персонажу соответствует данная тема. Замечательно, если учащиеся сами смогут объяснить, почему выбрали так, а не иначе. Если не получается то можно помочь, обратив их внимание на то, что в первой мелодии слышны сигналы беды, во второй мелкие, «испуганные» шаги, движение вокруг одной ноты (кошка). А в третьей мелодии много движения, как будто бегут издалека. Ничего страшного, если дети выбирут и объяснят темы по-другому. В этом случае учителю нужно немного изменить ритм в попевках, чтобы он соответвовал словам. Далее разучиваем темы и выбираем при помощи карточек героев сказки и хор, который будет сказку начинать и заканчивать.
- Итак, сказка начинается – говорит учитель.
Поют все. Хор с помощью инструментов отмечает сильную долю, герои сказки изображают действие. Можно повторить исполнение сказки, поменяв участников.
Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные: личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные: стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные: сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные: решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями.
В 4 классе при изучении темы «В подводном царстве» я использую музыкальную игру «Море волнуется». Учитель предлагает учащимся разучить «стартовую песенку»:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, спляши.
После чего учащиеся слушают стихи-подсказки об обитателях моря и стараются представить, под какую музыку «морской житель» мог бы станцевать.
Краб (марш)
Это – неуклюжий краб,
Он и ходит кое-как.
Вперевалку меж камней
Он торопится скорей.
Золотая рыбка (вальс)
Вот золотая рыбка,
Она быстра и гибка,
Хвостиком виляет,
К танцу приглашает.
Морской когнек (полька)
Погляди – морской конек,
Как лошадка – прыг да скок,
Вместо ножек – завитушка,
Сам – как детская игрушка.
Медуза (песня)
Медуза – словно парашют,
И под водой она – как шут,
То стоит, а то колышится,
Будто песенка нам слышится.
Учитель говорит:
- Сейчас все вместе мы будем петь вступительную песню, после этого я назову имя того человека, который передаст в танцевальных движениях и жестикуляции характер выбранного им персонажа. Остальные ребята должны определить, чей это танец.
Какие УУД формируются в данном случае? Личностные: понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе восприятия, музицирования. Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо-интонации. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество.
Всегда дает положительный результат прием, при котором подразумевается вокальное воспроизведение школьниками инструментальных пьес.
Этот прием будет актуален при знакомстве с балетом «Золушка» Сергея Прокофьева на примере номеров «Вальс» и «Полночь» в рамках темы «В мире много сказок» в 3 классе. После того, как дети прослушали музыкальный фрагмент, учитель спрашивает:
- Вы слышали, как часы пробили полночь? А что они делали до этого?
Внимательный слушатель услышит здесь, что часы трижды (сказочное число!) играли одну и ту же мелодию.
(похоже, что часы хотели Золушке что-то сказать, они хотели ее предупредить)
Учитель играет мелодию перед боем часов.
- Если вы поняли смысл их музыки, переложите ее на слова нашей речи. Как вначале звучала музыка?
(настойчиво, даже строго, сердито)
- Это просто слова или просьба, приказ?
(приказ)
- Какое слово из двух слогов звучит как приказ?
(иди… смотри… беги… беги!!!)
- Точно! А как бежать?
Наигрывание фрагмента мелодии.
(скорей)
- Действительно, получилось так: «Беги скорей!». Слова повторяются трижды. Давайте споем эту тревожную тему часов.
Исполнение темы часов.
- А теперь вернемся к этой сцене еще раз и поможем часам завершить ударами бал для Золушки.
Учитель раздает инструменты (ложки).
- Слушаем внимательно музыку, в нужный момент поем партию часов, затем ударяем 12 ударов.
Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение музыки. Реально сделать аналогичный «вокальный вариант» некоторых других инструментальных сочинений, имеющихся в школьной программе для прослушивания.
Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные: осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Регулятивные: саморегуляция волевых усилий в процессе работы над восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные: формирование способности высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию.
На уроках музыки в 4 классе в рамках темы «Россия – любимая наша страна» я использую очень интересный прием, при помощи которого происходит знакомство учащихся с новым жанром в музыке – концертом. Этот прием позаимствован мной из книги Михаила Казиника «Тайны гениев 2».
Урок начинается с прослушивания третьей части «Концерта № 1 для фортепиано с оркестром» Петра Чайковского, после чего мы определяем, что солистом является фортепиано. Я говорю, что это произведение называется концерт для фортепиано с оркестром. На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаем внимание на противоположное значение слова концерт в итальянском и латинском языках.
- Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание? А ведь в мире все так! И в природе так! (приводим примеры). Все в гармони, и все в движении, состязании.
– Давайте построим модель нашего мира. Для этого нам необходимо поделиться на группы.
1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…
2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу:
1 - па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…
2- ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… А это уже согласие!
Но ведь есть и другое мнение.
3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…
4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…. А теперь все вместе:
1 - па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…
2 - ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…
3 - та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…
4 - век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…
Потрясающее ощущение от этого звучания! Что это? Концерт нашей Вселенной!
Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением; опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования. Познавательные: познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкального произведения; усвоение терминов и понятий музыкального языка. Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.
Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках. Достойным результатом своей работы я считаю то, что большинство учащихся способны без труда узнать и назвать произведения популярной классики и их авторов; могут найти в интернете факты из биографии композиторов и донести их до слушателей; свободно определяют образную сферу, жанровую основу произведения; легко находят выход из споров, возникших в сотрудничестве с одноклассниками.
Список используемой литературы:
Агапова И.А., Давыдова, М. А. Развивающие музыкальнее игры, конкурсы и викторины. – М.: ООО РИПОЛ классик, ООО «Дом. XXI век», 2008, с. 16-17
Казиник М.. Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке. – М., 2010
Лукашевич М. Ю. Музыка: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. – Волгоград: Учитель, 2014, с. 8-15
Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2014, с. 26-28