СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы по летературоному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы по летературоному чтению 4 класс»

Содержание программы по Литературному чтению (4 класс/136 часов).

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Метапредметные результаты

Предметные результаты

О Родине, героические страницы истории

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и проза- ическихпроизведени- ях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.).Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края1, народов России.)

Знакомство с культурно-историче- ским наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору). Отраже- ние нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечествен- ной войны в произве- денияхлитературы.Осознание понятий: поступок, подвиг.Расширение представ- лений о народной и авторской песне: понятие «историче- ская песня», знаком- ство с песнями на тему Великой Отечествен- ной войны

12 часов

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

  • использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения и выбирать наиболее продуктивные;

  • овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач (чтение по ролям, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач;

  • выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

  • уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, выделятьавторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;


  • составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними;


  • овладевать устной и письменной коммуникативной культурой

  • (вести диалог и строить монологическое высказывание; вы-

  • сказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относиться к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении);


  • проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность:


  • произвольно и аргументированно строить высказывания,

  • полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей:


  • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора,заголовка, подзаголовка;определение темы и жанра);


  • понимать позициюавтора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения);


  • уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности на их основе вырабатывать свои эстетические критерии;


  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать,

  • прочитанное и определять главную мысль произведения;

  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым) для решения учебных задач;


  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;


  • овладевать морально-этическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев;

  • ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;

  • стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений:

  • использовать в речи литературоведческие понятия; находить в произведении средства выразительности (эпитеты,сравнения, олицетворения, антонимы, гиперболы, метафоры);

  • различать тексты художественные и научно-популярные:различать тексты в стихотворной и прозаической форме, стихотворные и прозаические жанры;

  • ориентироваться в структуре текста аппарате книги, определять тип книги (книга-произведение, книга-сборник);

  • интерпретировать текст (рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица автора);

  • самостоятельно формулировать творческую учебную задачу;

  • выбирать способы и формы решения учебной задачи (индивидуальный проект, работа в парах и группах; подготовкаи проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. Д.);

  • создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам,оформлять и делать презентации творческих работ.

  • понимать и формулировать самостоятельно творческуюучебную задачу:

  • распределять роли и функции участников при выполненииколлективных творческих проектов;

  • интерпретировать текст произведения: рассказывать отимени одного из героев произведения, от имени автора, отсвоего имени; восстанавливать деформированный план потексту;

  • инсценировать художественные произведения, готовить театрализованные постановки, моделировать «живые картины»;

  • создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

  • воспринимать чтение как средство получения информациии удовлетворения личных, познавательных и эстетических запросов;

  • находить в произведении, необходимую информацию, заданную в явной и скрытой форме; преобразовывать текстовую информацию в табличную;

  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, пользоваться их данными для решения различных учебных задач;

  • синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их по ступках при составлении плана;

  • ориентироваться в мире книг, находить книгу по заданной теме и авторской принадлежности; уметь находить и выбирать книгу в открытом фонде библиотеки или по каталогу;

  • пользоваться информацией о книге, содержащейся в её аппарате;

пользоваться разными источниками информации (словари, справочники, ИКТ).

осознавать значимость художественной литературы и  фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в  произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в  нравственно-этических понятиях в  контексте изученных произведений;

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:

формировать собственный круг чтения;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

различать художественные произведения и  познавательные тексты;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

различать и  называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; соотносить читаемый текст с  жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность

Фольклор (устное народное творчество)

Фольклор как народ- ная духовная культу- ра. Представление о многообразии видов фольклора: словес- ный, музыкальный, обрядовый (календар- ный). Понимание культурного значения фольклора для появления художе- ственнойлитературы.Обобщение представ- лений о малых жанрах фольклора.Сказочники. Собира- тели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубле- ние представленийо видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отраже- ние в произведениях фольклора нравствен- ных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произ- ведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Расширение представ- лений о былине как эпической песне о героическом событии.Герой былины — за- щитник страны.Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устарев- шие слова, их местов былине и представ- ление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова.

(11 часов)

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная



осознавать значимость художественной литературы и  фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в  произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в  нравственно-этических понятиях в  контексте изученных произведений;

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:

читать наизусть не менее 5 стихотворений в  соответствии с изученной тематикой произведений;


Творчество А. С. Пуш- кина

Картины природы в лирических произве- дениях А. С. Пушки- на. Углубление представления о средствах художе- ственной выразитель- ности в стихотворном произведении (сравне- ние, эпитет, олицетво- рение, метафора).Расширение представ- ления о литературных сказках А. С. Пушки- на в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Фольклорная основа авторской сказки.Положительные и отрицательные герои, волшебныепомощники, язык авторской сказки.

(12 часов)

Фронтальная, индивидуальная, групповая


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в  соответствии с изученной тематикой произведений;


Творчество И. А. Кры- лова

Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Расширение круга чтения басен на примере произведе- ний А. И. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев.Басни стихотворные и прозаические.Развитие событий в басне, её герои (поло- жительные, отрица- тельные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особен- ности языка

(4 часа)

групповая, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в  соответствии с изученной тематикой произведений;


Творчество М. Ю. Лер- монтова

Лирические произве- дения М. Ю. Лермон- това: средства художе- ственной выразитель- ности (сравнение, эпитет, олицетворе- ние); рифма, ритм.Метафора как «свёр- нутое» сравнение.Строфа как элемент композиции стихотво- рения. Переносное значение слов в мета- форе. Метафорав стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

(4 часа)

фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в  соответствии с изученной тематикой произведений;


Литературная сказка

Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности

(9 часов)

парная, фронтальная, индивидуальная


демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

Картины природы в творчестве поэтов писателейи ХIХ века

Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор- ной форме чувств поэта, связанныхс наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века: В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению

(7 часов)

парная, фронтальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);


Творчество Л. Н. Тол- стого

Расширение представ- лений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художествен- ный и научно-позна- вательный), сказки, басни, быль. Первона- чальноепредставле- ние о повести как эпическом жанре.Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толсто- го «Детство». Углубле- ние представлений об особенностях художе- ственного текста-опи- сания: пейзаж, портрет героя, инте- рьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Тол- стого

(7 часов)

парная, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в  соответствии с изученной тематикой произведений;


Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века

Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор- ной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века:И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.Темы стихотворных произведений, герой лирического произве- дения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.Углублениепредстав- лений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетво- рения, метафоры

(6 часов)

парная, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

Произведения о животных и родной природе

Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина

(12 часов)

фронтальная, индивидуальная


понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и  формулировать вопросы (в том числе проблемные) к  познавательным, учебным и художественным;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).

Произведения о детях

Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослы- ми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского и др.Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выраженияглавной мысли. Основ- ные события сюжета, отношение к ним героев

(13 часов)

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).

Пьеса

Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой. Пьеса — про- изведение литературы и театральногоискусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматиче- ское и эпическое произведения. Автор- ские ремарки: назна- чение, содержание

(5 часов)

групповая, парная, фронтальная, индивидуальная


демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);


Юмористическиепроизведения

Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко. Герои юмористическихпроизведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре

(6 часов)

парная, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);


Зарубежная литература

Расширение круга чтения произведений зарубежных писате- лей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм.Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена

(8 часов)

парная, фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);


Библиогра- фическая культура (работас детской книгой и справоч- ной литера- турой)

Польза чтения и кни- ги: книга — друг и учитель. Расшире- ние знаний о правилахчитателя и способах выбора книги (темати- ческий, систематиче- ский каталог). Виды информации в книге: научная, художе- ственная (с опорой на внешние показатели книги), её справоч- но-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реаль- ном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати

(7 часов)

фронтальная, индивидуальная


читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные произведения в  темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);


Резерв: 13 часов