Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Формы организации учебного процесса | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
| Метапредметные результаты | Предметные результаты |
О Родине, героические страницы истории | Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и проза- ическихпроизведени- ях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.).Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края1, народов России.) Знакомство с культурно-историче- ским наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору). Отраже- ние нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечествен- ной войны в произве- денияхлитературы.Осознание понятий: поступок, подвиг.Расширение представ- лений о народной и авторской песне: понятие «историче- ская песня», знаком- ство с песнями на тему Великой Отечествен- ной войны | 12 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач; понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения и выбирать наиболее продуктивные; овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач (чтение по ролям, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач; выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели; уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, выделятьавторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию; составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними; овладевать устной и письменной коммуникативной культурой (вести диалог и строить монологическое высказывание; вы- сказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относиться к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении); проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность: произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей: прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора,заголовка, подзаголовка;определение темы и жанра); понимать позициюавтора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения); уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности на их основе вырабатывать свои эстетические критерии; читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать, прочитанное и определять главную мысль произведения; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым) для решения учебных задач; осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений; овладевать морально-этическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев; ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений; стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений: использовать в речи литературоведческие понятия; находить в произведении средства выразительности (эпитеты,сравнения, олицетворения, антонимы, гиперболы, метафоры); различать тексты художественные и научно-популярные:различать тексты в стихотворной и прозаической форме, стихотворные и прозаические жанры; ориентироваться в структуре текста аппарате книги, определять тип книги (книга-произведение, книга-сборник); интерпретировать текст (рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица автора); самостоятельно формулировать творческую учебную задачу; выбирать способы и формы решения учебной задачи (индивидуальный проект, работа в парах и группах; подготовкаи проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. Д.); создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам,оформлять и делать презентации творческих работ. понимать и формулировать самостоятельно творческуюучебную задачу: распределять роли и функции участников при выполненииколлективных творческих проектов; интерпретировать текст произведения: рассказывать отимени одного из героев произведения, от имени автора, отсвоего имени; восстанавливать деформированный план потексту; инсценировать художественные произведения, готовить театрализованные постановки, моделировать «живые картины»; создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам; воспринимать чтение как средство получения информациии удовлетворения личных, познавательных и эстетических запросов; находить в произведении, необходимую информацию, заданную в явной и скрытой форме; преобразовывать текстовую информацию в табличную; работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, пользоваться их данными для решения различных учебных задач; синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их по ступках при составлении плана; ориентироваться в мире книг, находить книгу по заданной теме и авторской принадлежности; уметь находить и выбирать книгу в открытом фонде библиотеки или по каталогу; пользоваться информацией о книге, содержащейся в её аппарате; пользоваться разными источниками информации (словари, справочники, ИКТ). | осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность |
Фольклор (устное народное творчество) | Фольклор как народ- ная духовная культу- ра. Представление о многообразии видов фольклора: словес- ный, музыкальный, обрядовый (календар- ный). Понимание культурного значения фольклора для появления художе- ственнойлитературы.Обобщение представ- лений о малых жанрах фольклора.Сказочники. Собира- тели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубле- ние представленийо видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отраже- ние в произведениях фольклора нравствен- ных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произ- ведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). Расширение представ- лений о былине как эпической песне о героическом событии.Герой былины — за- щитник страны.Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устарев- шие слова, их местов былине и представ- ление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова. | (11 часов) | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | | осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; |
Творчество А. С. Пуш- кина | Картины природы в лирических произве- дениях А. С. Пушки- на. Углубление представления о средствах художе- ственной выразитель- ности в стихотворном произведении (сравне- ние, эпитет, олицетво- рение, метафора).Расширение представ- ления о литературных сказках А. С. Пушки- на в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Фольклорная основа авторской сказки.Положительные и отрицательные герои, волшебныепомощники, язык авторской сказки. | (12 часов) | Фронтальная, индивидуальная, групповая | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; |
Творчество И. А. Кры- лова | Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Расширение круга чтения басен на примере произведе- ний А. И. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев.Басни стихотворные и прозаические.Развитие событий в басне, её герои (поло- жительные, отрица- тельные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особен- ности языка | (4 часа) | групповая, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; |
Творчество М. Ю. Лер- монтова | Лирические произве- дения М. Ю. Лермон- това: средства художе- ственной выразитель- ности (сравнение, эпитет, олицетворе- ние); рифма, ритм.Метафора как «свёр- нутое» сравнение.Строфа как элемент композиции стихотво- рения. Переносное значение слов в мета- форе. Метафорав стихотворениях М. Ю. Лермонтова. | (4 часа) | фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; |
Литературная сказка | Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности | (9 часов) | парная, фронтальная, индивидуальная | | демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Картины природы в творчестве поэтов писателейи ХIХ века | Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор- ной форме чувств поэта, связанныхс наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века: В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению | (7 часов) | парная, фронтальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Творчество Л. Н. Тол- стого | Расширение представ- лений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художествен- ный и научно-позна- вательный), сказки, басни, быль. Первона- чальноепредставле- ние о повести как эпическом жанре.Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толсто- го «Детство». Углубле- ние представлений об особенностях художе- ственного текста-опи- сания: пейзаж, портрет героя, инте- рьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Тол- стого | (7 часов) | парная, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; |
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века | Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор- ной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века:И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.Темы стихотворных произведений, герой лирического произве- дения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.Углублениепредстав- лений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетво- рения, метафоры | (6 часов) | парная, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Произведения о животных и родной природе | Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина | (12 часов) | фронтальная, индивидуальная | | понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания). |
Произведения о детях | Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослы- ми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского и др.Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выраженияглавной мысли. Основ- ные события сюжета, отношение к ним героев | (13 часов) | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания). |
Пьеса | Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой. Пьеса — про- изведение литературы и театральногоискусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматиче- ское и эпическое произведения. Автор- ские ремарки: назна- чение, содержание | (5 часов) | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | | демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Юмористическиепроизведения | Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко. Герои юмористическихпроизведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре | (6 часов) | парная, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Зарубежная литература | Расширение круга чтения произведений зарубежных писате- лей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм.Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена | (8 часов) | парная, фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Библиогра- фическая культура (работас детской книгой и справоч- ной литера- турой) | Польза чтения и кни- ги: книга — друг и учитель. Расшире- ние знаний о правилахчитателя и способах выбора книги (темати- ческий, систематиче- ский каталог). Виды информации в книге: научная, художе- ственная (с опорой на внешние показатели книги), её справоч- но-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реаль- ном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати | (7 часов) | фронтальная, индивидуальная | | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); |
Резерв: 13 часов |