СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География туризма и отдыха

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География туризма и отдыха.

Просмотр содержимого документа
«География туризма и отдыха»

Академическая группа ______ ЗФ-601-109-6-1_________________________________

номер группы

Дисциплина ___________ __ДВ.24.2. География туризма и отдыха _______________

название

Студент __________________Маркина Татьяна Владимировна________________________

ФИО

Email студента [email protected]

Задания для самостоятельного изучения на период

с «09» _ 11__2020 г. по «14» _11_ 2020 г.

Лекция № 1. Теория и методология географии туризма.

1. Используя рекомендованные источники, составить конспект по следующим вопросам:

1.1. География туризма как научная дисциплина

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная гео­графическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследова­ния.

Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, чтобы предстать как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономико-географов.

Очертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее иссле­дования — это задача, которая может быть решена, если развести туризм с близко­родственным понятием рекреации, а также отдыхом и досугом — категориями, которые обычно используются при изучении рекреационных и туристских процессов и явлений.

Более общими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и науку, являются отдых и досуг. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в специальной литературе чаще дистанцируются друг от друга. 

Отдых – это процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление.

Отдых — понятие, так сказать, зависимое. Его смысл становится ясным только в сочетании с другим словом — труд. В обыденной речи оба эти слова используются, как правило, в связке, и отдых означает состояние, возникающее в результате трудо­вой деятельности.

В научной литературе противоположные категории — «труд» и «отдых» — рас­сматриваются в диалектическом единстве. Труд невозможен без отдыха, так же как отдых невозможен без труда. Эта жесткая полярная формула «труд — отдых» вытека­ет из социобиологической сущности человека. Его организм биологически устроен так, что за каждым усилием, напряжением, активностью, требующим больших за­трат биоэнергии, неизбежно следует расслабление, фаза релаксации.

В отличие от отдыха, понятие досуга заключает в себе социальное содержание, отражает общественную и духовную сущность человека. Его смысловое наполнение зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей.

Рекреация – это восстановление моральных и физических сил человека.

Туризм (франц. — прогулка, поездка) представляет собой мно­гогранное явление. Это — и разновидность миграции населения, и бизнес, и отрасль мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимо­действия.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом мест, сроком не менее одних суток, но не более 6 месяцев.

Если рекреация предстает как специфическая биологическая активность субъекта (здесь вовсе не отрицается наличие социального компонента в рекреации, так же, впрочем, как и в отдыхе, а лишь акцентируется внимание на ее соотнесенно­сти с биологической в пользу последней), то туризм является в первую очередь со­циально-экономической сферой деятельности.

Разграничение понятий «отдых», «досуг», «рекреация», «туризм» облегчает решение главного вопроса об объекте и предмете исследования географии туризма.

География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая де­ятельность человека осуществляется в пространстве и времени, но туристская вы­деляется исключительно «географичностью», относится к числу наиболее простран­ственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени — туристское простран­ство и туристское время.

География туризма имеет объект исследования — это рекреационное пространство, или рек­реационную подсистему ойкумены.

Предметом исследования гео­графии туризма является территориальная организация (самоорганизация) турист­ской деятельности людей.

Страноведение это - отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской де­ятельности людей.

Страноведение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.

Страноведение и география туризма – это отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, минеральные воды, история, культура и т. д.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков.

Перед географией туризма стоит целый ряд задач, главные из которых — гно­сеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Боль­шое значение имеет географическое изучение пригодности территории для занятий туризмом, с учетом его форм и сезонности, воздействия туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса, исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристских продуктов.

Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культуристский.

География туризма как неотъемлемая часть социально-экономической (обще­ственной) географии решает мировоззренческие, культурно-просветительные, вос­питательные, образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах туризма, о значимых объектах при­роды, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом. Тем самым география туризма пробуждает интерес у по­тенциальных путешественников к уже существующим или только складывающимся туристским центрам и целенаправленно формирует желание их посетить. Эта функ­ция географии туризма многократно усилилась в последние десятилетия с осозна­нием того факта, что наличие туристского потенциала само по себе не означает авто­матическую его востребованность и не может служить гарантом развития туризма.

1.2. Место географии туризма в системе наук.

Географии туризма довольно продолжительное время не находили точного места в системе географических наук, при­числяя ее то к географии транспорта, то к политической гео­графии, географии населения, географии культуры, хозяйствен­ной географии. Все это, правда, происходило в довоенный период.

После второй мировой войны дискуссии на эту тему про­ходили в разных странах с разным напряжением, в зависимо­сти от уровня развития туристско-географических исследова­ний. Раньше всего, уже в 50-х гг., география туризма была признана самостоятельной дисциплиной экономической гео­графии в США и Канаде. В некоторых странах почти до конца 60-х гг. географию туризма относили к географии сферы об­служивания.

Авторы одного из первых в мире учебников по географии туризма, польские географы Я.Варшиньска и А.Яцковский, считают, что в настоящее время задачи географии туризма, ее предмет исследования, делающие эту науку междисциплинар­ной и синтетической, и располагающие на стыке естествен­ных и общественных наук, вполне позволяют признать ее от­дельной географической дисциплиной.

География туризма имеет широкие связи с другими наука­ми, особенно с географической, и в первую очередь с другими дисциплинами экономической и социальной географии (гео­графией населения, географией городов или геоурбанистикой, географией сферы обслуживания, географией транспорта, гео­графией промышленности, географией сельского хозяйства, географией культуры и др.), физической географии (геомор­фологией, ландшафтоведением, гидрологией суши, климато­логией, биогеографией, зоогеографией и др.), медицинской географией.

Экономико-социально-географические дисциплины, помо­гают географии туризма решать такие вопросы, как террито­риальная организация туристско-рекреационной деятельнос­ти, в частности, туризма, как отрасли народного хозяйства, определение влияния рекреации на территориальную струк­туру района, обоснование его туристской емкости с учетом спроса и экономической эффективности, оптимизация терри­ториальной организации обслуживания в этих рекреационных районах, изучение туристских миграций населения и др. С физической географией связываются главным образом исследо­вания, касающиеся оценки туристских достоинств и ресурсов природной среды, определения устойчивости природных лан­дшафтов к рекреационным нагрузкам, вопросов охраны при­роды в связи с развитием массового туризма.

Медицинская география обладала всегда и будет обладать большим значением и участием в исследованиях по развитию туризма лечебного характера. И, прежде всего, это касается изучения влияния природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения и других меди­ко-биологических аспектов рекреационной деятельности.

Межотраслевой характер и сложность процессов, связан­ных с туризмом, приводят к тому, что географы, занимающи­еся исследованием туристских явлений, должны пользоваться также и достижениями других наук. Вытекает это, главным образом, из необходимости комплексного использования мно­гих вопросов, а стало быть и тех проблем туризма, которые являют предмет исследований дисциплин негеографических. Исследования, проводимые представителями различных естественных наук, издавна использовались географами, раз­рабатывающими туристскую проблематику.

Все чаще география туризма прибегает к медицинским ра­ботам и родственным к ним, а особенно к исследованиям из области экологии человека. Использование подобного рода исследований в обработке географов может помочь наиболее совершенной территориальной организации отдыха, гаранти­рующего восстановление физических сил и психологической стабильности отдыхающих.

1.3. Методология и методика туристско-географических исследований.

Современный этап развития географии туризма характеризуется стремлением к систематизации, классификации, теоретическим обобщениям, синтезу накопленных знаний.

В самом общем виде метод (греч. methodos – путь исследования) – это способ достижение цели, образ действия. География туризма использует как традиционные географические методы – сравнительно географический, картографический, так и методы социологического обследования туристов, медицинские наблюдения (анализ влияния климатических факторов, рельефа, флоры и др. на организм человека), математические методы.

Метод оценки

Индустрия туризма относится к отраслям с ярко выраженной ресурсной ориентацией. Определение пригодности ресурсов окружающей среды и их оценка для целей отдыха и туризма – одна из главных задач географии туризма.

Существует три основных типа оценки туристского потенциала: медико-биологический (физиологический), психолого-эстетический и технологический.

Медико-биологическая оценка отражает влияние природных факторов на организм человека и характеризует степень их комфортности. Наиболее разработаны подходы к оценке погодно-климатических условий для отдыха и туризма. Погода – это комплекс метеорологических элементов и явлений: температура, влажность, атмосферное давление, осадки и т.д. Многолетний режим погоды, свойственный тому или иному району, называется климатом. Оценка погодно – климатических условий устанавливает зависимость состояния человека от воздействия метеорологических факторов и позволяет проводить туристско-географические районирования по оценке благоприятности погодно-климатических условий для целей туризма.

Психолого-эстетическая оценка определяет эмоциональную реакцию человека на тот или иной природный комплекс. Потребность в красоте – одно из сильнейших проявлений духовного мира человека. Например, в горных районах самую высшую оценку получают вершины гор, а самую низкую – горные ущелья. Большое внимание уделяется экзотичности и уникальности природных ландшафтов. Экзотичность определяется как степень контрастности места отдыха по отношению к месту постоянного проживания, а уникальность как степень встречаемости или неповторимости объектов и явлений.

Технологическая оценка отражает взаимодействие человека и природной среды посредством «технологии» туристской деятельности и техники. В ней возникают два аспекта – с одной стороны выявляется пригодность ресурсов для организации различных видов туризма, с другой – возможность инженерно-строительного освоения территории.

Исследование по вопросу общей оценки туристских условий и ресурсов проводят по следующему плану:

1. Общая физико-географическая структура района (климатические, природные характеристики, особенности животного мира, растительного покрова, наличие эндемиков, тип растительности, уникальные особенности).

2. Этнографическая характеристика региона (численность населения, районы расселения, основные занятия).

3. Историческая справка (основные вехи исторического развития, особенности социально-экономической эволюции, крупные события).

4. Особенности этнокультурных ситуаций (нравы, обычаи, гастрономические пристрастия, праздники, обряды, религии, особенности этнопсихологии, отношение к иностранцам, мифология, традиции и т.д.).

5. Туристские ресурсы (интеллектуальный, познавательный, спортивный, курортный, программный, рекреационный и другие виды туризма).

6. Основные туры по стране (направление потоков, основные центры туризма и др.).

Метод опроса

Метод опроса заимствован у социальной науки и получил широкое распространение в географии туризма. Его особенность в том, что источником данных становится сам человек. Наиболее распространенной целью туристских опросов является установление числа прибытий по отдельным странам, определение состава посетителей по полу, возрасту, семейному положению, гражданству и т.д. Например, в Сингапуре практика туристских наблюдений была положена в 1971 г., сбором информации о составе туристских прибытий. В среднем, по плану, опрашивалось 10 000 человек в международном аэропорту «Чанги».

Метод классификации.

Классификация – это группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно количественными признаками, а наблюдаемое при этом качественное различие между соседними классами отражает, как правило, динамику развития объектов или же их иерархический порядок.

В географии туризма применяются разные классификации стран по уровню развития международного туризма. Международный туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на территории другой страны – иностранными туристами.

Наиболее обоснована классификация на основе системы показателей, характеризующих страны как туристские направления. Показатели сгруппированы в 4 группы:

Первая группа – общие показатели социально-экономического развития, индекс развития человеческого потенциала, он содержит компетентную оценку уровня, и качества жизни, от которых зависит туристская активность населения страны.

Вторая группа – показатели туристского спроса. Чем выше уровень материального благосостояния в стране, тем больше доля расходной части семейных бюджетов идёт на приобретение непродовольственных товаров и услуг, включая туризм.

Третья группа – показатели туристского предложения. Качество условий отдыха населения в значительной мере определяется уровнем развития туристской инфраструктуры, причём учитываются только средства размещения, специализирующиеся на приёмё иностранных туристов.

Чётвертая группа – показатели значимости международного туризма в экономике страны. Здесь просчитывается эффект от экспорта туристских услуг страны, доля в процентах от ВВП, инвестиции в международный туризм и т.п.

Эти показатели позволяют оценить экономический вклад международного туризма и чётко ранжировать страны по его роли в национальной экономике.

Анализ ситуации на мировом рынке туризма в конце XX – начале XXI в. позволяет сделать следующие выводы:

· Туристское ранжирование стран в основном совпадает с классификацией стран мира по уровню их социально-экономического развития.

· В современном туристском пространстве доминируют экономически высокоразвитые страны, образующие Центр мирового туристского пространства, при отсталости большинства государств Африки и Южной Азии («глубокая» Периферия). Полупериферия представлена в основном странами Северной Европы, Центрально-Восточной Европы, новыми индустриальными странами Азии и островными государствами Средиземноморья и Карибского бассейна.

· Развитие международного туризма в 1990-е гг. сопровождалось переходом отдельных стран (Египет, Китай, Таиланд, Турция и др.) из Периферии в Полупериферию мирового туристского пространства.

· Увеличивается отрыв США от остальных стран Центра мирового туристского пространства, сокращается разрыв между странами Центра и Полупериферии и увеличивается между странами Полупериферии и Периферии.

Типологический метод

Типология – метод научного познания, который состоит в группировке сложных объектов по качественным признакам. Этот метод предполагает углубленное изучение одного или нескольких объектов, которые рассматриваются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам. Остальные объекты изучаются в сравнении с этими образцами.

Туристская типология стран мира опирается на современную концепцию поляризации мирового экономического пространства. Она помогает национальным туристским администрациям и туристским компаниям, в том числе и российским, в обосновании разработки и продвижении туристского продукта на мировом рынке туризма.

В конце 70-х. гг. XX в. широкую популярность получила концепция мировых систем американского геоисторика и социолога И. Валлерстайна. Она имеет значение для понимания закономерностей эволюции современного туризма. Согласно ей, пространственная структура мирового хозяйства состоит из трёх ярусов – Центра, Полупериферии и Периферии, различающихся уровнем экономического развития, ролью и специализацией в системе мирового хозяйства. Центр эксплуатирует Периферию и характеризуется высоким уровнем заработной платы, передовой структурой экономики с применением прогрессивных технологий. Периферия зависит от Центра и имеет низкий уровень заработной платы, простую экономическую структуру и примитивные технологии. Полупериферия – промежуточное звено, обладающее свойствами Центра и Периферии. Она подчинена Центру, но эксплуатирует Периферию.

В территориальной структуре мирового туризма также выделяются Центр, Полупериферия и Периферия. В мировом туризме центро-периферическая структура сложилась во второй половине XX в. Его «сердце» располагалось в Европе, вобравшей в себя всё самое передовое и разнообразное, что только было в то время. В этом регионе зародилась мировая экономика рыночного типа, прошли промышленная революции и возникли индустриальные общества, появился свободный человек с новыми либеральными ценностными ориентациями и установками. Здесь был аккумулирован основной капитал, что позволило Европе осуществить небывалую по масштабам планетарную экономическую экспансию.

В современной туристской типологии стран представлены следующие характеристики для сравнения: размер территории и численность населения, общий уровень социально-экономического развития, уровень и характер развития международного туризма, ориентированность туристских потоков, особенности туристского предложения, степень влияния на экономику, особенности государственной политики в сфере туризма, туристская специализация.

По аналогии с типологией стран современного мира и в соответствии с их местом в системе мирового хозяйства и международных отношений в этой группе выделяют три основных типа стран.

Первый тип – экономически развитые страны со зрелой системой международного туризма, комплексной туристской специализацией, образующие Центр мирового туристского пространства.

Главные туристские страны – США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Испания. В этих странах зарождаются и сюда же направляются мировые туристские потоки, здесь представлены все виды путешествий. Здесь генерируют инновации в сфере туризма, которые затем распространяются в мире.

Небольшие по территории и численности населения высокоразвитые страны Западной Европы – это Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды.

Австрия и Швейцария традиционно позиционируют себя на мировом рынке туризма как дорогие туристские направления с высоким уровнем обслуживания. Они имеют другую туристскую специализацию – оздоровительный, культурно-познавательный, спортивный, деловой туризм. Международный туризм оказывает существенное влияние на их национальную экономику.

Пример, характеризующий их высокий статус как туристских направлений, – прошедший в этих странах в 2008 г. Чемпионат Европы по футболу, с рекордным количеством иностранных туристов.

Бельгия и Нидерланды – выделяются ещё более узкой специализацией в международном туризме. Туристский рынок здесь представлен культурно-познавательным туризмом (поездки по городам с хорошо сохранившимися памятниками средневековой культуры) и весьма развитым деловым туризмом. Для этих стран характерен большой объем транзитных туристских потоков.

Второй тип – новые туристские страны, относящиеся к Полупериферии мирового туристского пространства.

Страны этой группы – Малайзия, Таиланд, Филиппины, Турция, ОАЭ – характеризуются ускоренным формированием современного рынка международного туризма. Активно включившись в процессы глобализации эти страны, вступили в открытую борьбу за туристские рынки сбыта с признанными лидерами международного тризма. Государство традиционно играет важную роль в развитии национальной экономики и туристского сектора в частности. Созданная инфраструктура туризма постоянно обновляется и расширяется, улучшается качество обслуживания, идёт процесс дальнейшей диверсификации туристского предложения, осваиваются новые рекреационные зоны.

Страны этого типа специализируются на нескольких видах туризма – оздоровительном купально-пляжной направленности, конгрессно-выставочным, инсентив-туризм, а также познавательном и спортивном.

Третий тип – среднеразвитые страны Полупериферии мирового туристского пространства. К этому типу относятся страны Центрально-Восточной Европы (Венгрия, Польша, Словения, Чешская Республика), а также Россия, переживающие переход от планового к рыночному типу экономик.

Современный этап развития международного туризма можно определить как переход к цивилизованному рынку. Государственная политика в области туризма находится в стадии формирования.

Эти страны специализируются на оздоровительном, познавательном, деловом видах туризма. На мировом рынке туризма они предстают как дешёвые туристские направления с относительно высоким уровнем обслуживания.

Четвёртый тип – малые островные государства Карибского бассейна, которые относятся к Полупериферии и частично к «продвинутой» Периферии мирового туристского пространства и представляют собой американский курорт приморского типа. Быстрому росту въездного туризма на Кубу, Ямайку, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико способствуют комфортные природно-климатические условия, природная аттрактивность и близость к крупнейшему в Западном полушарии рынку выездного туризма – Северной Америке, прежде всего США.

Страны этой группы имеют отсталую структуру экономики, в которой международный туризм, наряду с сельским хозяйством выступает основной отраслью хозяйства. Малые островные страны Карибского бассейна мало специализированы на приморском оздоровительном туризме, развивают преимущественно зимний купально-пляжный и круизный туризм, рассчитанный на массовый спрос.

Пятый тип – развивающиеся страны, относящиеся к Периферии мирового туристского пространства с природоориентированным типом международного туризма. В этой группе страны Восточной и Южной Африки – Кения, Танзания, Намибия, Ботсвана, Зимбабве.

Большая часть территории этих стран исключены из сферы туризма. Современные туристские центры сосуществуют с патриархальными формами жизни и резко контрастируют с окружающей социально-экономической средой.

Въездной и выездной туризм носит элитарный характер. Международный туризм рассматривается как важный источник валютных поступлений в страну.

Страны этой группы, обладающие уникальным природным потенциалом, специализируются на природоориетированном туризме. На базе сети национальных парков, природных резерватов и заказников они развивают сафари как разновидность экотуризма, а также охотничий туризма.



ЗАДАНИЕ (теоретическая часть) – 2 часа

Лекция № 2. География специальных видов туризма.

1. Городской туризм

Одним из интенсивно развивающихся на рубеже XX – XXI веков и перспективных видов туризма является городской туризм.

Городской туризм – это посещение крупных населенных пунктов – городов в туристских целях (познавательных, деловых, лечебных, паломнических и др.). В городском туризме именно город является туристским центром.

Следует отметить, что значительная роль в приеме туристов всегда принадлежала и принадлежит городам, которые на протяжении истории всех цивилизаций были единственно возможным способом концентрации человеческого капитала, позволявшего создавать величайшие архитектурные и промышленные памятники и объекты, формировать культурно-историческое наследие поколений, развивать науку и технологии. Живущие на сравнительно небольшом географическом пространстве горожане в отличие от жителей сельской местности в целом были освобождены от изнурительного физического труда, постоянно росла доля городского населения, занимающегося интеллектуальным трудом и творчеством. Жизнь в городе отличалась более высоким процентом свободного времени, что требовало появления в городах досуговой, культурной и развлекательной сфер.

В современном мире города являются центрами развития туризма. В научной литературе отмечается, что городская среда непременно должна обладать всем, что способно поддерживать интерес туриста. Это аттрактивность – способность обращать на себя внимание; экспрессивность – особая выразительность; мемориальность – связь с памятными событиями, явлениями, личностями; уникальность – единичность памятника; редкость – раритетность.

По мнению Д.В. Карандаевой, город – это сложнейший социально- экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.

Говоря о городском туризме, невольно представляют образы тех или иных городов. Все зримые формы городов несут на себе отпечаток судьбы города и его жителей. Города производят впечатление своей неповторимостью (например, Копенгаген ассоциируется с Андерсеном, Санкт-Петербург с Петром I, Севилья – родина Фигаро, Дон-Жуана и Кармен, Верона – город мировых символов любви Ромео и Джульетты, Венеция – каналы и т.д.). От встречи с красивым городом, знакомства с его панорамами, ансамблями, увлекающими перспективами, красочными деталями эмоционально богатый человек получит нечто большее, чем просто удовольствие.

Необходимо отметить, что важную роль в восприятии играет общий колорит города, преобладающий цвет зданий, специфика звуков и запахов.

Фундаментальный признак современной городской среды – ее нарастающее разнообразие. Именно этот факт – главный аргумент против утверждений о том, что города выходят из моды. Люди еще много лет будут стремиться к городам, каждый из которых уникален, а значит, городской туризм будет жить и выходить на все более высокие качественные рубежи вместе с развитием городов и их культуры.

Города – туристские центры, чрезвычайно разнообразны. Существует много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания. Наиболее крупным является деление городских туристских центров на две группы:

1. Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые, реже – средние города, то есть города с узкой специализацией и недиверсифицированной экономикой. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целями путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость от конъюнктуры туристского рынка в целом, а также от состояния туристского спроса определенного сегмента рынка потребителей. Для городов этого типа жизненно важным является непрерывный мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации, проведение маркетинговых исследований, которые нацелены на разработку перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности туристского продукта, предлагаемого городом.

2. Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относится большинство средних, все крупные города и мегаполисы, в которых туризм не единственная, а одна из многих отраслей специализации. Они привлекают разные категории туристов, которые различаются возрастом, уровнем доходов, целевыми установками и т.д., и могут предложить им разнообразные туристские продукты.

Кроме того, в зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно-познавательного туризма, центры делового туризма, центры событийного туризма, города-курорты, лечебные центры и центры паломничества. Многие города, главным образом крупные, и мегаполисы являются полифункциональными.

Города – центры культурно-познавательного туризма специализируются на приеме туристов, путешествующих с целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям (архитектурные сооружения, музеи, театры, выставочные залы и т.д.). В последнее время туристов все больше привлекает атмосфера города, образ жизни городского населения, современный дизайн. Приходит осознание того факта, что наличие и сохранение культурно-исторического потенциала важно для развития любого туристского города (Рим, Париж, Лондон, Санкт-Петербург, Вена, Милан, Афины, Прага, Венеция, Флоренция и др.).

Города – центры делового туризма. Деловой туризм, находящийся на подъеме, тяготеет к центрам экономической и политической жизни стран. Бизнес-туристы требовательны к состоянию городской инфраструктуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний. Особое значение имеют безопасность и политическая стабильность. Наибольшим потенциалом для развития делового туризма обладают города, прежде всего столицы экономически высокоразвитых государств, вовлеченных в систему международного разделения труда (Париж, Лондон, Рим, Берлин и т.д.).

Города – центры событийного туризма. В современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различных масштаба и тематики (Олимпийские игры, чемпионаты и другие спортивные соревнования, конкурсы красоты, музыкальные фестивали и т.д.). Они обеспечивают приток туристов и дополнительные поступления от них. Возможность провести мероприятие мирового масштаба, главным образом спортивное, можно рассматривать как редкий шанс для развития городского туризма. Организация культурных и спортивных мероприятий является одним из способов борьбы с сезонностью в индустрии туризма.

Города-курорты и центры лечебного туризма возникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. Города-курорты, как правило, привязаны к береговой линии морей, озер и других водных объектов. Основная проблема их развития – сезонность колебания туристской активности. Города – центры лечебного туризма привязаны к месторождениям целебных природных ресурсов. Их туристский продукт адресован людям, страдающим различными заболеваниями.

Города – центры паломничества тесно связаны с религиозными течениями. Они являются почитаемыми местами для миллионов верующих, которые считают своим долгом посетить их в течение своей жизни. Особенно высокая концентрация паломников в этих городах отмечается в дни религиозных праздников.

Близкие к паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной тематики. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, они организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Туристы, как правило, имеют высокий уровень образования и проявляют интерес к истории города, музеям.

Следует отметить, что среди всего многообразия туристских центров большой интерес представляют крупные города. Они традиционно аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации потоков международных туристов становится место центра в формирующейся сети взаимосвязанных в глобальном масштабе городов. Такое принципиально новое созвездие городов получило в научной литературе специальное название – «архипелаг городов».

Выделяют два типа городов. Один из них – совокупность историко-культурных центров мира, составляющих сокровищницу, непреходящую ценность всего человечества; другой – глобальная сеть официальных и формальных столичных городов.

В настоящее время специалисты говорят о формировании так называемых международных, или мировых городах – политико-экономических центрах наднационального уровня, во многом отвечающих за функционирование мирового хозяйства и стратегическое построение международных отношений.

Специалисты британской исследовательской школы, использующие критерии с акцентом на сферу услуг, относят к мировым городам более 120 городов и подразделяют их на четыре крупные категории: ведущие (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио и др.), главные (Сидней, Мадрид, Брюссель, Москва и др.), второстепенные (Амстердам, Вашингтон, Прага, Варшава, Рим, Берлин и др.) и формирующиеся (Афины, Люксембург, Тель-Авив, Абу-Даби, Бразилиа, Марсель и др.).

В совокупности крупнейшие деловые центры планеты образуют опорный каркас не только мировой экономики, но и системы международного туризма. Все мировые города относятся к категории городов-миллионеров.

Мировые города становятся ключевыми элементами в системе международного туризма. Они формируют особую категорию туристских центров и обладают целым рядом важных отличительных черт. Среди них в первую очередь необходимо отметить следующие:

1) мировые города концентрируют колоссальные объемы глобального туристского потока;

2) в отличие от пассивных – преимущественно принимающих (фокусы) и активных – преимущественно отправляющих (очаги) туристских центров мировые города выступают в качестве туристских узлов, для которых входящие и исходящие потоки равновелики и вполне сопоставимы;

3) очень высокие темпы прироста объемов туристского потока, в том числе международного;

4) для мировых городов типична очень широкая географическая структура международного туризма;

5) огромное количество туристов обусловливает особую значимость отрасли для экономики мировых городов;

6) все мировые города относятся к числу полифункциональных туристских центров. Они располагают всеми возможностями для познавательного, делового, развлекательного и целого ряда иных видов туризма, включая в целом нетипичную специализацию;

7) мировые города выступают главными эпицентрами локализации и генераторами роста делового туризма, который стал одним из самых динамичных секторов международного туризма.

Таким образом, очевидно, что под влиянием процессов глобализации происходит формирование полиструктурной глобальной пространственной организации международного туризма.

Туристские потоки оказывают определенное воздействие на городскую среду. Туризм часто рассматривается как один из основных элементов стратегии городского развития, способный внести вклад в процветание городов и их жителей. Проблемы развития городского туризма, в частности, поднимались в июне 2005 года в рамках форума, посвященного новейшим тенденциям в управлении городским туризмом и имевшего место в Стамбуле. В форуме приняли участие представители 42 стран. Также летом 2007 года в Москве была организована выставка под названием «Урбанистический туризм, или город как комплексный туробъект», по итогом которой можно ожидать того, что новые проекты положат начало новому направлению городской «экскурсионки» – урбанистическому туризму. Нестандартные архитектурные решения дают возможность любой территории заявить о себе как об интересном туристском объекте. Для участников и посетителей выставки были организованы самые разнообразные экскурсии и семинары.

Таким образом, роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыха, оздоровления людей и т.д., они притягивают все больше путешествующих лиц.

2. Деловой туризм.

Понятие "деловой туризм" возникло недавно. В мире о нем заговорили как о прибыльный и самостоятельный вид туризма в 70-80-х годах XX века. В настоящее время он относится к наиболее прибыльных подотраслей туризма.

Деловой туризм - это поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес" называясь "бизнес-поездками"8.

К сфере делового туризма относят организацию различных конференций, семинаров, симпозиумов, а также выставки, ярмарки, а кое-кто из исследователей - и "лодочный" туризм, который осуществляют мелкие оптовые торговцы для закупки или продажи мелких партий популярных товаров. Такие краткосрочные поездки могут происходить в середине страны или даже за ее пределами. Наряду с поездками на конгрессы и выставки делового туризма специалисты относят інтенсивту-ры. Понятие "интенсивный" (франц. intensify от лат. inten-сио - усиление) объясняется как побудительный, поощрительный. В польской литературе его еще называют "мотивационным"7. Под этим видом туризма понимают поездки в виде поощрений за достигнутые успехи в работе, начатые в 60-х годах в США. Примерно через 15-20 лет они стали популярными в Европе, а впоследствии - в азиатских странах. Поощрительные туры сейчас считают маркетинговыми и менеджерскими инструментами для достижения цели.

Особенностью делового туризма является то, что это обычно дорогие поездки, которым соответствуют услуги высочайшего класса и на которых влияет фактор сезонности.

По количеству доходов и по расходам на деловой туризм первое место в мире занимает Европа. Правда, по темпам роста делового туризма она постепенно отстает от других туристических макрорегионов мира. Основными участниками делового туризма среди стран Европы является Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция,

Швейцария, а также Бельгия с главным городом Брюсселем - столицей Европейского Союза и штаб-квартирой НАТО, куда совершают служебные поездки деловые люди.

В последние десятилетия на рынке бизнес-туризма все большее значение приобретают страны Центрально-Восточной Европы. Это случилось в первой половине 90-х годов XX века. после распада так называемой социалистической системы, контролируемой бывшим Советским Союзом.

Стремительно развивается бизнес-туризм на Американском континенте, в частности в США, Канаде, Мексике, Бразилии и др.

Социально-экономическое развитие туристических субрегионов Центральной и Южной Америки сопровождается укреплением торговых связей между многими странами Латинской Америки, а также с другими странами внешнего мира. Это означает, что растут потоки деловых туристов, увеличивается число прибытий со служебной целью в Бразилию, Аргентину, Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику и другие Латиноамериканские страны Центральной и Южной Америки.

Растет количество служебных поездок, в том числе в азиатские страны Восточного субрегиона - Японию, Китай, Сингапур, Тайвань, Южную Корею. На состояние бизнес-поездок показательно влияет геополитическое положение страны. Если, например, в Сянгане (Гонконге) их количество в первой половине 90-х годов выросло вдвое и превышала 3 млн человек ежегодно, то эта тенденция была прервана в 1997 г., когда Сянган перешел под юрисдикцию Китая. Количество туристических прибытий из служебной целью резко уменьшилось, что отразилось на прибывших, а затем - на уровне загрузки гостиниц.

Не менее популярна Международная туристическая биржа в Милане (Италия), размещена в одном из крупнейших выставочных комплексов Европы миланской "Фіері". Здесь ежегодно рекламируют разнообразные тематические программы, новые проекты туристического продукта, презентуют новые технологии в туризме и др.

Мотивирующий туризм (интенсив-туризм) всегда имеет мотивационное экономическую подоплеку. Интересный факт, что этот вид туризма стал мировым достоянием именно в период экономического кризиса 70-х годов XX века. когда необходимо было увеличить производительность предприятий и повысить моральные качества работающих.

3. Сельский туризм.

Сельский туризм становится всё более популярным, так как вбирает в себя многое из того, что интересует отдыхающих. Единение с природой, экология, натуральные продукты, культурные ценности, история села – всё это помогает современному человеку по-настоящему отдохнуть от городского ритма.

Сельский туризм – это разновидность туризма, главной особенностью которого является пребывание гостей в сельской местности, подальше от промышленных предприятий, поближе к природе. Туристы совершают поездку в деревню с целью отдохнуть от городского шума и суеты, а так же для того, чтобы узнать что-то новое о жизни в глубинке и производстве сельскохозяйственной продукции, приобщиться к местным традициям.

Особенности сельского туризма:

  • Возможность сменить городской ритм жизни на деревенский. Полностью погрузиться в атмосферу неспешной жизни на фоне природы.

  • Получение новых знаний о культурно-исторических особенностях посещаемой территории.

  • Погружение в атмосферу сельской жизни: пообщаться с домашними животными, увидеть особенности огородных и садовых работ.

  • При желании турист может приобщиться к сельским работам: уход за животными, обрезка растений, сбор урожая и его переработка, участие в сенокосе, освоение местных ремёсел.

  • Различные виды деревенского отдыха: прогулки по лесу, поход за грибами и ягодами, рыбалка и катание на лошадях.

  • Свежий воздух, «живая» родниковая вода, натуральные свежие продукты питания – «прямо с грядки на стол»

Отдых в деревне сильно отличается от поездки на турбазу. Как правило, турбаза – это место недалеко от города, с типичными домиками и инфраструктурой. Обычно такой формат не предполагает знакомства с особенностями жизни в сельской местности. Там вы не узнаете о деревенском колорите и скорее всего не сможете расслабиться и погрузиться в атмосферу неспешной жизни.

Виды сельского туризма.

  • Гостевые дома

Расположенные в сельской местности гостевые дома чаще всего возникают на базе действующего личного подсобного хозяйства и крестьянско-фермерского хозяйства. У отдыхающего есть возможность снять дом на любой удобный срок и наслаждаться тишиной и общением с природой. Отдых в деревенском доме – это всегда что-то особенное для городского человека. Чаще всего на такой вид сельского отдыха обращают внимание люди из больших городов, которые хотят уехать на выходные, отдохнуть от шума и суеты, восстановить силы перед новой трудовой неделей. Нередко мамы с маленькими детьми с удовольствием снимают домик на лето. В эпоху развития интернета спрос возникает со стороны людей, которые работают удалённо.

  • Гастрономический туризм

Это вид туризма, целью которого является знакомство с национальной кухней и напитками. Особенно пользуются спросом туры в другие страны. Это обусловлено тем, что кухня другой страны наиболее экзотична, впечатления, которые она производит, более неожиданны. Такой вид отдыха исключает понятие сезонности, ведь для того чтобы насладиться потрясающей кухней не нужна хорошая погода. Гастрономический туризм, хоть и ставит акцент на национальную кухню, однако он включает в себя не только гастрономию, но и проживание, знакомство с достопримечательностями и национальной культурой.

  • Лечебно-оздоровительный туризм

Медицинское туристическое направление, известное с древнейших времён. На сегодняшний день – это отдельная курортная индустрия, которая основана на различных видах оздоровительных процедур. Обычно это ванны с минеральными водами, грязевые аппликации, массаж, ароматерапия и другие лечебные процедуры.

  • Агротуризм

Вид сельского отдыха, который подразумевает собой посильное участие в работе сельхоз производства. Особенностью этого вида является, то, что путешественник приезжает в сельскую местность, на ферму, в качестве помощника-волонтёра. А взамен он получает жилье, питание и обучение какому-то делу. Обычно условия разные, в зависимости от особенностей работы той или иной фермы. Агротуризм часто включает в себя сразу несколько видов сельского туризма, что делает его особенно привлекательным. Сейчас существует много интернет-ресурсов, которые позволяют найти интересный для себя проект в любой точке мира. Подобный вид туризма считается особенно бюджетным, потому он так популярен среди наших соотечественников, которые любят посещать европейские фермы.

  • Событийный туризм

Это направление в туризме, которое характеризуется формированием тура вокруг фестивалей или праздников. Это могут быть мероприятия международного значения или регионального. Могут быть спортивные состязания, исторические реконструкции, концерты, гастрономические фестивали, ярмарки. Главное, чтобы событие было особенным, чтобы оно притягивало к себе массу людей.

  • Экологический туризм (экотуризм, зеленый туризм)

Главной целью экотуризма является сокращение негативного воздействия на окружающую среду и повышение экологической грамотности людей. Этот вид путешествий предполагает, что организаторы тура продумали свою программу с учётом того, какой экологический след оставит человек. И этот след, естественно должен быть позитивным. В программу может включаться: научно-исследовательские экспедиции, посещение заповедных мест не тронутых человеком, прокладка новых троп на пешеходных маршрутах, высадка деревьев, очистка заповедников от мусора, фотоохота, пешие велосипедные конные прогулки, проживание в палатках или экодомиках, альпинизм и сплавы по рекам, горные походы и многое другое. Идеи экотуризма могут быть реализованы на базе волонтерских проектов. Это делает зеленый туризм доступным для большой массы людей.

  • Ремесленный туризм

Это направление, в котором туристам предлагается получить новые знания о старинных народных промыслах. Для туристов – это возможность увидеть и прочувствовать самобытность народа и национальный колорит. Очень хорошо подходит для отдыха в деревне с детьми, ведь подрастающему поколению особенно важно познакомиться с традициями наших предков. Внимание со стороны общественности к традиционным ремёслам способствует возрождению старинных технологий и художественных традиций народного искусства.

  • Культурно-этнографический туризм

Это познавательное туристическое направление. Основная цель здесь окунуться в культуру этноса, который живёт сейчас на этой территории или когда-то жил здесь. Объектами изучения могут быть  национальные традиции, язык, архитектура, ремёсла, духовные верования.

4. Экологический туризм.

Термин «экологический туризм» предложил в 1980 году Гектор Цебалос-Ласкурья. Имеется ввиду объединение туристической поездкой с природой.

Виды экотуризма:

  • биотуризм - проявления живой природы;

  • природный туризм - живая и неживая природа. Одно из направлений биотуризм;

  • рекреационный; - водный туризм (байдарки, каноэ, на плотах и другие),

  • пешеходный, велосипедный, конный,

  • лыжный, авиационный, автомобильный.

В последнее время распространен так же агротуризм или сельский. Имеется ввиду ситуация, когда турист переключается на сельский образ жизни. Наибольшую популярность такой вид туризма приобрел у американцев и европейцев. Относительно цели путешествия различают такие виды экотуризма: познавательный, рекреационный и научный. Последний важен для развития самого экотуризма, изучения местностей, проведения исследований. Часто научным туризмом занимаются студенты-любители, занимаясь раскопками в экзотических странах либо исследуя диковинные растения. Экотуристы любят наблюдать за птицами, жить в палатке, экосафари, археологию или же наблюдать экзотических бабочек. Главная роль экологического туризма – охрана и защита природы. Благодаря экотуризму значительно увеличилась забота о природных заповедниках со стороны властей. Ведь экология в сочетании с туризмом приносит неплохую прибыль в государственную казну. Приятно зарабатывать на воздухе, лесах и озерах своей страны, не правда ли? Особенно «выручил» экологический туризм развивающиеся страны, для которых он стал важнейшей статьей доходов. Приоритетным для экотуризма является забота о природе, культуре, традициях, а так же экологическое образование населения и туристов.

5. Спортивный туризм.

Спортивный туризм — это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Виды спортивного туризма:

  • пешеходный туризм — передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности — в районах со сложным рельефом и климатическими условиями.

  • лыжный туризм — передвижение на туристском маршрутепроизводится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности — в условиях суровых климатических зон и в горной местности.

  • горный туризм — пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов.

  • водный туризм — сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями ее течения.

  • спелеотуризм — путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах.

  • парусный туризм— путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море.

  • на средствах передвижения — раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и авто-мото туризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т.д.) в сложных условиях, как правило в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности.

  • комбинированный туризм — походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма;

  • Мотоциклетный туризм — один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

  • детский туризм;

  • юношеский туризм;

  • взрослый туризм;

  • семейный туризм;

  • туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма:

  • Дисциплина дистанциив закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов.

Разнообразие рельефа, климата, естественных ландшафтов являются природной основой разнообразных направлений спортивно-оздоровительной рекреации. Одни из них имеют массовый характер (купально-пляжный, прогулочный), другие ориентированы на людей с хорошей  спортивной подготовкой, занятие ими иногда связано с риском для жизни (авантюрный или приключенческий туризм). Как ни в одном другом виде рекреации здесь высока доля самодеятельного туризма. Есть и такие направления, которые из-за высокой стоимости специального снаряжения и обслуживания можно отнести к элитарным, рассчитанным на состоятельную клиентуру.

Подводный туризм, несмотря на дороговизну снаряжения, становится все более популярным и имеет целью осмотр подводного мира, фотоохоту, подводную  охоту, сбор морских организмов, ракушек, жемчуга.

Дестинации. Подводный туризм больше представлен в тропических странах. Здесь туристов привлекают коралловые рифы — Большой Барьерный Риф у берегов Австралии, атоллы Океании, рифы Карибского моря, побережья Флориды, Красного моря. Погружение под воду с аквалангом называют дайвингом. Многие приморские курорты имеют дайвинг-центры, где можно обучиться подводному плаванию, взять на прокат снаряжение.

Дайвинг включает не только элементы спорта и риска, но имеет определенный познавательный интерес. Например, в средиземноморских странах развивается археологический подводный туризм, так как в прибрежных водах немало развалин затопленных античных городов, их с интересом осматривают туристы. Привлекают туристов и остовы затонувших кораблей, нередко туристы занимаются их поиском или поиском сокровищ.

Для тех, кто не в состоянии опуститься с аквалангом под воду предлагаются экскурсии к подводным витражам,  специально создаваемым в днищах судов и в подземной части прибрежных зданий. Можно также совершить небольшое путешествие на комфортабельных туристских подводных лодках.

Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых является широко распространенным занятием. Имея самостоятельное значение, он нередко сопровождает различные виды спортивного, оздоровительного и лечебно-курортного туризма. Прогулочный отдых включает в себя такие занятия как прогулки на открытом воздухе пешком, на лыжах, пикники (пикник-туризм), осмотр пейзажей. В промыслово-прогулочном туризме прогулки сопровождаются сбором грибов, ягод, орехов, цветов, лечебных растений, морских моллюсков, кораллов, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов, других даров природы, коллекционированием бабочек, жуков, составлением гербария и пр.

Дестинации.  В богатых в природном отношении районах промысловый туризм приобретает значительные размеры. В Сибири и на Дальнем Востоке промысел местным населением ягод, грибов, орехов, папоротника и других даров природы по массовости уступает только пригородному прогулочному отдыху. В связи с этим ряд ученых выдвигает промысловый туризм в ранг самостоятельного вида, равнозначного лечебно-курортному, спортивно-оздоровительному и т.д., что вряд ли правомочно, так как массовые заготовки даров природы являются не столько отдыхом, сколько  видом хозяйственной деятельности, а для части населения — способом существования.  Как правило, при организованной промыслово-прогулочной рекреации объем сбора даров природы незначителен, а в целом по миру данный вид туризма имеет в большинстве случаев подчиненное значение, обычно сопровождая другие виды. 

Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным) и любительским (оздоровительным). Спортивный туризм подразумевает походы по маршрутам определенной категории сложности с целью повышения туристического мастерства, проверки своих физических, психических сил и выносливости, выполнения спортивных квалификационных норм.

Первоначально маршрутный туризм насчитывал 4 вида:пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, со временем к ним добавились мото- и автотуризм. По характеру преодолеваемых препятствий чаще всего маршрутный туризм  подразделяется на равнинный и горный. Горный  туризм более привлекателен из-за высокой эстетичности горных пейзажей, а также тем, что связан с большими трудностями, опасностями и физическими нагрузками. Большое развитие получил водный туризм — походы по рекам, озерам, морям на туристских судах. Среди спортсменов и любителей особенно популярны сплавы по рекам на байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах  и других плавсредствах. Сплав на плотах различной конструкции по сложным горным рекам называется  рафтинг. Водный туризм включает в себя также: водно-моторные прогулки и маршруты, гребной  (байдарки, каноэ и др. суда), водно-лыжный и парусный спорт. Как правило, эти виды отдыха и туризма сочетаются с купально-пляжным туризмом и рыбалкой. Водно-моторный транспорт играет значительную роль в пригородной и местной рекреации для прогулочного, промыслово-прогулочного, рыболовного и охотничьего отдыха и туризма.

Маршрутный туризм  распространен повсеместно, не концентрируясь в пределах каких-то регионов и стран. Конечно, большей популярностью пользуются территории, мало освоенные человеком, отдаленные от больших, шумных городов. Среди увлекающихся походами очень много самодеятельных туристов.

Очень популярен рыболовный туризм. Различают речной, озерный и морской рыболовный туризм. В пресных водах популярными и престижными объектами лова являются рыбы, обитающие в чистых и быстрых реках — форель, хариус, ленок, таймень. Рыбалка на них (особенно на тайменя) привлекает не только местное население, но и зарубежных туристов. Организация рыболовных туров для иностранцев обычно отличается большей экологичностью. Потому, что пойманная рыба, после взвешивания,  обмеривания, и фотографирования удачливого рыбака с добычей, чаще всего отпускается обратно в водоем. Нередко, одну и ту же рыбу вытаскивают из воды несколько раз. Конечно, чтобы не нанести вреда рыбе используют специальные рыболовные крючки.

В местном рыболовном туризме список промысловых рыб очень широк и определяется районом лова — карась, сазан, карп, щука, сом и т.д. Объектами лова в морском рыболовном туризме служат самые различные по видовому составу и размерам рыбы, даже небольшие акулы.

Дестинации. Рыбалка — это не только отдых, хобби, промысел, но еще и спорт. Во многих районах мира проводят соревнования рыболовов, в том числе чемпионаты мира. Мировой рекорд был поставлен в водах острова Маврикий — добыт 550 килограммовый голубой марлин. Наиболее богатыми для морской рыбалки местами считаются коралловые рифы (Большой Барьерный риф, острова Океании, Карибское море, воспетое Хемингуэем). В высоких широтах большой популярностью пользуется подледная рыбная ловля. Так, в Канаде ежегодно проводятся чемпионаты по подледному лову.

В некоторых случаях рыболовный туризм принимает необычные формы. Например, в китайских городах можно за плату порыбачить в бассейнах и аквариумах, расположенных в парках или даже в зданиях.

Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты — это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма как фото-, кино- или видеоохота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации. В тоже время охотничий трофейный туризм все больше регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира. В большинстве стран мира на основные объекты охоты существуют лицензии, ограничивающие количество и виды трофеев, а также сроки охоты. В развитых странах, имеющих низкую лесистость, многих животных специально подкармливают или разводят для охоты. Благодаря этому многие лесные массивы Европы и США, несмотря на небольшие размеры и высокую посещаемость туристами, имеют плотность животных выше чем, например, в естественных лесах России.

Дестинации. Охотничий туризм — один из самых дорогих видов как по стоимости экипировки, так по ценам на предоставляемые услуги. Средняя стоимость обслуживания одного дня туриста-охотника составляет примерно 200 дол., несмотря на нередко спартанские условия быта. Стоимость лицензии на отстрел животного, в зависимости от объекта охоты, составляет от первых сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Особенно дороги сафари в Африке (Кения, Танзания, ЮАР). Нередко, как при африканском сафари, объектами охоты служат охраняемые животные. В определенной степени это оправдано, так как приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты.

Горнолыжный туризм в последние три десятилетия развивается очень быстро. Привлекательность горнолыжного туризма обусловлена тем, что это единственный массовый вид спорта и отдыха в зимнее время. К тому же зимний горный пейзаж отличается высокой эстетичностью, также как и сам спуск по трассе ярко экипированных лыжников. Заниматься горнолыжным туризмом в настоящее время стало модным.

Горнолыжный туризм и отдых включает катание на лыжах, слалом, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, фрирайд и горнолыжные походы. Наиболее подходят для развития массового горнолыжного туризма территории, обладающие определенными природными условиями. Рельеф — слабо расчлененный с протяженными склонами от сотен метров до нескольких километров крутизной до 35° (оптимально 17°). Мощность снежного покрова — не менее 50 см при устойчивой солнечной погоде. Важнейшим условием является лавинная безопасность трассы. 

Для занятий горными лыжами созданы крупные комфортабельные  туристические базы, микрогородки, состоящие из кемпингов. Они превратились в настоящие курорты, использующие лечебные свойства горного климата.

Родиной горнолыжного спорта являются Альпы. В начале ХХ в. в Сан-Антоне (Австрия), ныне известном горнолыжном курорте, был осуществлен первый спуск по горному склону. Альпийские трассы и поныне  остаются самыми популярными среди горнолыжников. Лучшие альпийские горнолыжные курорты: Шамони, Валь д’Изер (Франция), Давос, Санкт-Мориц(Швейцария), Инсбрук, Сан-Антон (Австрия), Кортина-д’Ампеццо, Курмайор (Италия).

Горнолыжные курорты часто используют для проведения Зимних Олимпийских игр. Популярность курортов после этого резко возрастает. В разные годы Белые Олимпиады принималиШамони (1924 г., первые зимние Олимпийские игры), Кортина-д’Ампеццо (1956 г., впервые участвует СССР), Гренобль(Франция), Инсбрук, Саппоро, Нагано (Япония), Лиллихаммер(Норвегия), Калгари (Канада), Солт-Лейк-Сити, Лейк-Пласид(США).

В России до последнего времени не было высококачественных лыжных трасс и комфортабельных курортов. Наилучшими природными условиями отличаются горы Кавказа и Камчатки, в Подмосковье. Наиболее известные горнолыжные центры страны: Кировск (Мурманская обл., горы Хибины, характеризуется продолжительным лыжным сезоном, что обусловлено северным географическим положением),Домбай, Терскол, Эльбрус (старейшие горнолыжные базы на Северном Кавказе), Красная Поляна (самый молодой и комфортабельный курорт, расположенный на Западном Кавказе в 70 км от Сочи). Имеются центры на Урале и в горах Южной Сибири. Самый крупный горнолыжный проект России — создание 40 км горнолыжных трасс у поселка Листвянка на Байкале.

Альпинизм  разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершины Монблана — высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли — Эверест (8848 м) — покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.

 Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад — массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты стран и мира. Наиболее престижными для восхождения среди профессиональных альпинистов являются «восьмитысячники» Гималаев (Джомолунгма-Эверест, Аннапурна и другие — всего 11 вершин) и Каракорума (Чогори, 8611 м и др.). Рейтинг альпинистов-профессионалов зависит также от покорения высочайших вершин каждого материка (Европа — Монблан, Африка — Килиманджаро, Северная Америка — Мак-Кинли, Южная Америка — Аконкагуа, Австралия — Косцюшко). Для горных восхождения в горы стали важным источником дохода. Например, обслуживание многочисленных экспедиций, стремящихся покорить  Джомолунгму и другие гималайские вершины, дает львиную долю от туристских доходов в Непале.

Спелеотуризм (от греч. spelaion — пещера) — посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100%). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.

Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.

Самые известные пещеры находятся в Альпах. Например, глубочайшая пещера мира — Лампрехтсофенлох, уходящая вглубь земли на 1634 м (Австрия). Вторая по глубине пещера Жан-Бернар находится во французских Альпах (глубина 1602).  Одна из самых красивых в мире пещер — Пьер Сен-Мартин  (длина 51 км, глубина 1350м) — расположена в Пиренеях на границе Франции и Испании. Много известных пещер на Кавказе. Самая глубокая из них — Снежная в Грузии (глубина 1370 м).

Самые длинные пещеры мира это — Флинт-Мамонтова (горы Аппалачи, США, 563 км); Оптимистичная (Подольская возвышенность, Украина, 207 км);  Озерная (там же, 111 км)

Известные карстовые районы с широким распространением пещер находятся в Средней Азии, Южном Китае, Мексике.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!