СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое. Закрепить умение находить в предложениях главные члены.

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»

Тема урока: Главные члены предложения.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Дата: 15.12.2023 г

Учитель: Тогмитова Мэдэгма Александровна

Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.

Планируемые результаты:

Предметные: находить основу - главные члены предложения.

Метапредметные:

- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;

- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать речь друг друга.

Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Доброе утро, ребята!

- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

- Попробуем?

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!

- Доброе утро всем, кто любит конфеты!

- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

- Доброе утро всем, кто у нас на уроке!

- Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.

- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала?

(Повторить то, что знаем) 

- Урок я хочу начать с загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

(Весна)

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

- А первую букву. (Вэ)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную буквы В, в.
Минутка чистописания:

К-ртофель, к-пуста, м-рко-ь, п-мидор, -город, ур-жай.

- Какие это слова? (Словарные слова).

- Какая орфограмма в этих словах?

(Непроверяемый гласный звук в корне слова).

- С каким временем года связаны эти слова? (С осенью).

- Составьте предложение с одним из этих слов. Прочитайте.

(Заслушивается несколько вариантов предложений) 
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один ученик идет писать на доске:

Люди собирают осенью урожай.

- Докажите, что это предложение.

(Оно выражает законченную мысль. Слова связаны по смыслу).

- Каким оно является по цели высказывания?

(Повествовательное)

- По интонации? (Невосклицательное).
- Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать предложение без первого слова (люди); без второго (собирают); без третьего; без четвертого.

- Какой вывод можно сделать?

(В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль). 
- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? (Я не могу найти главные члены предложения)
- Кто подчеркнул, поднимите руку? Молодцы! 
- Вы можете доказать, что это главные члены предложения?

(Нет, мы не можем доказать, что это главные члены предложения)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Где возникло затруднение?
- Почему вы не смогли выполнить задание?

(Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Так о каких словах в предложении мы будем говорить на уроке?

(О главных членах предложения)

- Чему вы будете учиться?

(Узнавать, какие слова называются главными членами предложения. Учится находить в предложении главные члены)
- Как мы будем это делать?

5. Реализация построенного проекта.
1) - Хором прочтите предложение.  Люди собирают осенью урожай.
- О ком в нём говорится? (О людях )
- Задайте вопрос к слову люди. (КТО? люди)
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? - подлежащее, подчеркивается одной чертой.
- Что говорится о людях? (Собирают).
- Задайте вопрос:   люди …(ЧТО ДЕЛАЮТ? собирают)
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? - сказуемое, подчеркивается двумя чертами.
- Какой частью речи выражено подлежащее? (Имя существительное)
- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глагол)
- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
- Прочтём главные члены предложения: (Люди собирают).

- Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них  заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении. 

6. Работа в группах. Выведение алгоритма нахождения главных членов предложения.

- А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения.

- Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения)


- Не забывайте о правилах работы в группе:

- уважать чужое мнение;

- быть внимательным;

- не обижать и не обижаться

- слушать и слышать друг друга

- работать вполголоса

Алгоритм нахождения главных членов предложения

1.- Прочитать внимательно предложение.

2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.

3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?

4. - Подчеркнуть одной чертой.

5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.

6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.

7. - Подчеркнуть его двумя чертами.

8. - Прочитать грамматическую основу

Спикеры групп представляют результаты работы группы, доказывая свою точку зрения

- Замечательно. А сейчас отдохнём.

7. Физкультминутка
— Я говорю подлежащее а вы — показываете действие этих животных - СКАЗУЕМОЕ

Заяц (прыгает)

Медведь (топает)

Птицы (летают)

Рыбы (плавают)

Скороход (бежит)

Лягушка (скачет)

Лентяй (потягивается)

Спортсмен (делают разные движения)


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  

- Прочитайте предложения, которые записаны на доске. Давайте найдём грамматическую основу каждого предложения.

Сегодня светит яркое солнце.

Зажурчали весёлые ручейки.

Скоро наступят весенние каникулы.

- Давайте найдём в этом предложении слово, которое выражает грамматическое значение предложения. Подчеркнём его двумя чертами. Это и будет сказуемое. Теперь найдём слово, которое «командует» значениями рода и числа. Это будет подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.)

8. Работа по учебнику

- Серёжа и Маша прочитали предложение

Школьники пошли в музей.

- Серёжа считает, что в предложении говориться о школьниках, а Маша считает, что в предложении говориться о музее. С кем из ребят ты согласишься?

(Мы согласны с Серёжей, так как слово школьники имя существительное, отвечает на вопрос КТО? В предложении будет являться подлежащим).

- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните главные члены предложения. 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Дети выполняют задание самостоятельно с самопроверкой по эталону. 







10. Включение в систему знаний и повторение
Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения, и научиться находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
- Заполнить кластер (фронтальная работа)

- Что оказалось более трудным?













11. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат ладошки.

- На мизинце запиши тему урока;

- На безымянном пальце запиши, что такое подлежащее;

- На среднем пальце запиши, что такое сказуемое;

- На указательном пальце отметь, что понравилось на уроке;

- На большом пальце нарисуй смайлик настроения.

12. Домашнее задание.

-Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

зеленая – низкий уровень

жёлтая – средний уровень

красная – высокий уровень

Зелёная.

Спиши предложения, подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень. С деревьев опадают жёлтые листья. Птицы улетают в тёплые края.

Жёлтая.

Определи границы предложений, запиши их. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень с деревьев опадают жёлтые листья птицы улетают в тёплые края.

Красная.

Составь из данных слов предложения. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Осень, золотая, пришла. Жёлтые, деревьев, листья, с опадают. Края, улетают, в, тёплые, птицы.