Тема урока: Главные члены предложения.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Дата: 15.12.2023 г
Учитель: Тогмитова Мэдэгма Александровна
Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.
Планируемые результаты:
Предметные: находить основу - главные члены предложения.
Метапредметные:
- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
- Попробуем?
- Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!
- Доброе утро всем, кто любит конфеты!
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
- Доброе утро всем, кто у нас на уроке!
- Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.
- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.
- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала?
(Повторить то, что знаем)
- Урок я хочу начать с загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
- Назовите весенние месяцы.
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- А первую букву. (Вэ)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную буквы В, в.
Минутка чистописания:
К-ртофель, к-пуста, м-рко-ь, п-мидор, -город, ур-жай.
- Какие это слова? (Словарные слова).
- Какая орфограмма в этих словах?
(Непроверяемый гласный звук в корне слова).
- С каким временем года связаны эти слова? (С осенью).
- Составьте предложение с одним из этих слов. Прочитайте.
(Заслушивается несколько вариантов предложений)
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один ученик идет писать на доске:
Люди собирают осенью урожай.
- Докажите, что это предложение.
(Оно выражает законченную мысль. Слова связаны по смыслу).
- Каким оно является по цели высказывания?
(Повествовательное)
- По интонации? (Невосклицательное).
- Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать предложение без первого слова (люди); без второго (собирают); без третьего; без четвертого.
- Какой вывод можно сделать?
(В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль).
- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? (Я не могу найти главные члены предложения)
- Кто подчеркнул, поднимите руку? Молодцы!
- Вы можете доказать, что это главные члены предложения?
(Нет, мы не можем доказать, что это главные члены предложения)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Где возникло затруднение?
- Почему вы не смогли выполнить задание?
(Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Так о каких словах в предложении мы будем говорить на уроке?
(О главных членах предложения)
- Чему вы будете учиться?
(Узнавать, какие слова называются главными членами предложения. Учится находить в предложении главные члены)
- Как мы будем это делать?
5. Реализация построенного проекта.
1) - Хором прочтите предложение. Люди собирают осенью урожай.
- О ком в нём говорится? (О людях )
- Задайте вопрос к слову люди. (КТО? люди)
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? - подлежащее, подчеркивается одной чертой.
- Что говорится о людях? (Собирают).
- Задайте вопрос: люди …(ЧТО ДЕЛАЮТ? собирают)
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? - сказуемое, подчеркивается двумя чертами.
- Какой частью речи выражено подлежащее? (Имя существительное)
- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глагол)
- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
- Прочтём главные члены предложения: (Люди собирают).
- Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении.
6. Работа в группах. Выведение алгоритма нахождения главных членов предложения.
- А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения.
- Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения)
- Не забывайте о правилах работы в группе:
- уважать чужое мнение;
- быть внимательным;
- не обижать и не обижаться
- слушать и слышать друг друга
- работать вполголоса
Алгоритм нахождения главных членов предложения
1.- Прочитать внимательно предложение.
2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.
3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?
4. - Подчеркнуть одной чертой.
5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.
6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.
7. - Подчеркнуть его двумя чертами.
8. - Прочитать грамматическую основу
Спикеры групп представляют результаты работы группы, доказывая свою точку зрения
- Замечательно. А сейчас отдохнём.
7. Физкультминутка
— Я говорю подлежащее а вы — показываете действие этих животных - СКАЗУЕМОЕ
Заяц (прыгает)
Медведь (топает)
Птицы (летают)
Рыбы (плавают)
Скороход (бежит)
Лягушка (скачет)
Лентяй (потягивается)
Спортсмен (делают разные движения)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Прочитайте предложения, которые записаны на доске. Давайте найдём грамматическую основу каждого предложения.
Сегодня светит яркое солнце.
Зажурчали весёлые ручейки.
Скоро наступят весенние каникулы.
- Давайте найдём в этом предложении слово, которое выражает грамматическое значение предложения. Подчеркнём его двумя чертами. Это и будет сказуемое. Теперь найдём слово, которое «командует» значениями рода и числа. Это будет подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.)
8. Работа по учебнику
- Серёжа и Маша прочитали предложение
Школьники пошли в музей.
- Серёжа считает, что в предложении говориться о школьниках, а Маша считает, что в предложении говориться о музее. С кем из ребят ты согласишься?
(Мы согласны с Серёжей, так как слово школьники имя существительное, отвечает на вопрос КТО? В предложении будет являться подлежащим).
- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дети выполняют задание самостоятельно с самопроверкой по эталону.
10. Включение в систему знаний и повторение
- Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения, и научиться находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
- Заполнить кластер (фронтальная работа)
- Что оказалось более трудным?
11. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат ладошки.
- На мизинце запиши тему урока;
- На безымянном пальце запиши, что такое подлежащее;
- На среднем пальце запиши, что такое сказуемое;
- На указательном пальце отметь, что понравилось на уроке;
- На большом пальце нарисуй смайлик настроения.
12. Домашнее задание.
-Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.
зеленая – низкий уровень
жёлтая – средний уровень
красная – высокий уровень
Зелёная.
Спиши предложения, подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Пришла золотая осень. С деревьев опадают жёлтые листья. Птицы улетают в тёплые края.
Жёлтая.
Определи границы предложений, запиши их. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Пришла золотая осень с деревьев опадают жёлтые листья птицы улетают в тёплые края.
Красная.
Составь из данных слов предложения. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Осень, золотая, пришла. Жёлтые, деревьев, листья, с опадают. Края, улетают, в, тёплые, птицы.