Пока родители собираются, предлагаю записать свою самую яркую эмоцию по поводу приближающегося 1 сентября и заполнить ими вазочку эмоций.
« Здравствуйте, уважаемые родители! 2 марта открылась школа первоклассников, а сегодня я предлагаю нам с Вами открыть ШКОЛУ ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ! Согласны?
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс. И в этот период перед родителями встаёт целый ряд вопросов, а одним из них является вопрос: Что же такое готовность к школе? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
И для начала давайте выясним, готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу (раздаю таблицы анкет).
Сейчас я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны ставьте плюс возле его номера. Если не согласны, оставляйте клеточку пустой.
Мне кажется, что мой ребёнок будет учится хуже других детей.
Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
На мой взгляд, 4 урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
Ребёнок может спокойно учится только в том случае, если учительница – его собственная мама.
Трудно представить, что первоклассник может быстро научится читать, считать и писать.
Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходится без дневного сна.
Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.
Начальная школа, по-моему, редко способна чему-то научить ребёнка.
Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить каждого ребёнка.
Мой ребёнок часто говорит: Мама мы пойдём в школу вместе.
Посчитайте пожалуйста сколько плюсиков в каждом столбце и общую сумму плюсов.
Начнём с общей суммы плюсов:
От 0 до 4 – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября – по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка.
5-10 – лучше подготовится к возможным трудностям заранее.
10 и более – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание в каких столбиках вы поставили по 2 или 3 плюсика:
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание и мелкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдет контакт с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – могут возникнуть проблемы из-за сильной привязанности к матери.
(Собираю анкеты для обобщения результатов и определение общий процент готовности родителей к школе их детей)
В понятии готовность к обучению в школе выделяют три взаимосвязанных компонента: физиологическая, личностная и психологическая готовность к школьному обучению. Остановимся на каждом компоненте поподробней.
Оценкой физиологической готовности к школе занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трём критериям:
Физиологическое развитие – это рост, вес и окружность грудной клетки;
Биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
Комплексная оценка состояния здоровья – распределение детей по пяти «группам здоровья».
Личностная готовность к обучению подразумевает готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которое обуславливает сама ситуация обучения в школе. В момент поступления в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль «Я – ученик». Смена обстановки ведущего вида деятельности ( с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребёнком «Кризиса семи лет». Как правило он проявляется в том, что дети становятся трудновоспитуемыми. В поведении ребёнка появляется много негативизма, упрямства, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым. А дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис семи лет главное помнить, что кризисы – это явления временные, они проходят и их нужно просто пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький! Не спешите его ругать, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребёнку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти гулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришёл на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.
И наконец третий компонент – психологическая готовность к школьному обучению. Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны ребёнка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала. В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:
- уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти)
- уровень развития мелкой моторики рук (в том числе и графические навыки);
- уровень развития связной речи;
- эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого и т.п.).
Отдавая малыша в первый класс, родители должны осознать, что тяжелее всего приходится именно детям. Первоклассники испытывают огромный психологический стресс. Ведь их жизнь претерпевает колоссальные изменения: появляется учитель, который предъявляет определенные требования, новый коллектив и новая деятельность, которая не всегда приятна. Не удивительно, что кроха быстро устаёт. К тому же и дома ребёнку необходимо делать домашнее задания. А если и родители требуют от ребёнка завышенных результатов, учёба воспринимается как тяжелая повинность. Но родители в силах помочь своему ребёнку, стараясь соблюдать следующие рекомендации:
Не только детям нужно быть готовыми к школе, но и родители должны быть готовы к тому, что их ребёнок пойдёт в школу. Необходимо осознать то, что ваш малыш уже вырос и пора дать ему больше самостоятельности и ответственности за свои действия.
Составьте для первоклассника чёткий распорядок дня и следуйте ему. После школьных занятий предоставьте ребёнку несколько свободных часов для своих игр, лучше на свежем воздухе. А затем займитесь выполнением домашнего задания, не откладывая его на поздний вечер, когда сосредоточенность и восприятие нового снижается.
Дайте ребёнку проявить свою самостоятельность, но всегда будьте рядом. Позвольте ему самому решать задачи. Но при обращении к вам за помощью, обязательно помогите. Будьте терпеливы и спокойны!
Не требуйте от ребёнка многого. У вашего первоклассника может не сразу что-то получаться с учёбой. Не стоит ждать от него результатов, как у вундеркинда. Ни в коём случае не кричите на него, не ругайте его из-за ошибок и неудач. Он должен привыкнуть к своей новой роли – ученика. Позднее у него обязательно всё будет получаться.
Следите за тем, чтобы у него не было перегрузок. Постоянное переутомление приведёт к проблемам со здоровьем и ухудшением учёбы.
При негативном отношении ребёнка к своему учителю родителям следует обязательно провести беседу в присутствии трёх сторон (родителя, ученика и учителя) и выяснить отношения в корректной форме. Ведь ребёнку в ближайшие 4 года нужно будет работать с этим человеком.
Ну а самый главный совет – любите своего ребёнка и принимайте его таким, какой он есть. Ваши сын или дочь должны чётко знать, что родители их всегда любят. А когда они что-то натворят, родителям не нравится их поступок, а не сам ребёнок.
Стараясь соблюдать эти рекомендации, вы, родители, сможете существенно помочь своим детям в период их адаптации (Раздаю рекомендации).
(Зачитываю эмоции из вазочки, которые написали родители)
Помните, что ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. Успехов Вам и всё у вас получится! На следующем собрании мы затронем тему адаптации и возникающих у первоклассников трудностей.
Ну, а сейчас я буду рада ответить на ваши вопросы…
Если вопросов больше нет, на этом у меня всё, спасибо за внимание!»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
План тематического собрания
Пока собираются, заполняем вазочку эмоций
Вступительное слово
Проведение анкетирование и обсуждение результатов
Немного теории по теме
Раздаю рекомендации родителям
Зачитываю эмоции из вазочки и обсуждение
Общение в режиме интервью