СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность первоклассника к школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни каждой семьи однаждый наступает радостный и волнительный момент, когда ребенок отправляется первый раз в первый класс. И в этот период перед родителями встает ряд вопросов, а одним из них является вопрос; Что же такое готовность к школе?

Просмотр содержимого документа
«Готовность первоклассника к школе»

Пока родители собираются, предлагаю записать свою самую яркую эмоцию по поводу приближающегося 1 сентября и заполнить ими вазочку эмоций.

« Здравствуйте, уважаемые родители! 2 марта открылась школа первоклассников, а сегодня я предлагаю нам с Вами открыть ШКОЛУ ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ! Согласны?

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс. И в этот период перед родителями встаёт целый ряд вопросов, а одним из них является вопрос: Что же такое готовность к школе? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

И для начала давайте выясним, готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу (раздаю таблицы анкет).

Сейчас я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны ставьте плюс возле его номера. Если не согласны, оставляйте клеточку пустой.

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учится хуже других детей.

  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.

  3. На мой взгляд, 4 урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.

  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

  5. Ребёнок может спокойно учится только в том случае, если учительница – его собственная мама.

  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научится читать, считать и писать.

  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.

  8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходится без дневного сна.

  9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

  10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-то научить ребёнка.

  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить каждого ребёнка.

  15. Мой ребёнок часто говорит: Мама мы пойдём в школу вместе.

Посчитайте пожалуйста сколько плюсиков в каждом столбце и общую сумму плюсов.

Начнём с общей суммы плюсов:

От 0 до 4 – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября – по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка.

5-10 – лучше подготовится к возможным трудностям заранее.

10 и более – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание в каких столбиках вы поставили по 2 или 3 плюсика:

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание и мелкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребёнок не найдет контакт с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – могут возникнуть проблемы из-за сильной привязанности к матери.


(Собираю анкеты для обобщения результатов и определение общий процент готовности родителей к школе их детей)









В понятии готовность к обучению в школе выделяют три взаимосвязанных компонента: физиологическая, личностная и психологическая готовность к школьному обучению. Остановимся на каждом компоненте поподробней.

Оценкой физиологической готовности к школе занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трём критериям:

  1. Физиологическое развитие – это рост, вес и окружность грудной клетки;

  2. Биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

  3. Комплексная оценка состояния здоровья – распределение детей по пяти «группам здоровья».

Личностная готовность к обучению подразумевает готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которое обуславливает сама ситуация обучения в школе. В момент поступления в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую общественную роль «Я – ученик». Смена обстановки ведущего вида деятельности ( с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребёнком «Кризиса семи лет». Как правило он проявляется в том, что дети становятся трудновоспитуемыми. В поведении ребёнка появляется много негативизма, упрямства, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым. А дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис семи лет главное помнить, что кризисы – это явления временные, они проходят и их нужно просто пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький! Не спешите его ругать, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребёнку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти гулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришёл на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

И наконец третий компонент – психологическая готовность к школьному обучению. Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны ребёнка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала. В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

- уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти)

- уровень развития мелкой моторики рук (в том числе и графические навыки);

- уровень развития связной речи;

- эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого и т.п.).

Отдавая малыша в первый класс, родители должны осознать, что тяжелее всего приходится именно детям. Первоклассники испытывают огромный психологический стресс. Ведь их жизнь претерпевает колоссальные изменения: появляется учитель, который предъявляет определенные требования, новый коллектив и новая деятельность, которая не всегда приятна. Не удивительно, что кроха быстро устаёт. К тому же и дома ребёнку необходимо делать домашнее задания. А если и родители требуют от ребёнка завышенных результатов, учёба воспринимается как тяжелая повинность. Но родители в силах помочь своему ребёнку, стараясь соблюдать следующие рекомендации:

  1. Не только детям нужно быть готовыми к школе, но и родители должны быть готовы к тому, что их ребёнок пойдёт в школу. Необходимо осознать то, что ваш малыш уже вырос и пора дать ему больше самостоятельности и ответственности за свои действия.

  2. Составьте для первоклассника чёткий распорядок дня и следуйте ему. После школьных занятий предоставьте ребёнку несколько свободных часов для своих игр, лучше на свежем воздухе. А затем займитесь выполнением домашнего задания, не откладывая его на поздний вечер, когда сосредоточенность и восприятие нового снижается.

  3. Дайте ребёнку проявить свою самостоятельность, но всегда будьте рядом. Позвольте ему самому решать задачи. Но при обращении к вам за помощью, обязательно помогите. Будьте терпеливы и спокойны!

  4. Не требуйте от ребёнка многого. У вашего первоклассника может не сразу что-то получаться с учёбой. Не стоит ждать от него результатов, как у вундеркинда. Ни в коём случае не кричите на него, не ругайте его из-за ошибок и неудач. Он должен привыкнуть к своей новой роли – ученика. Позднее у него обязательно всё будет получаться.

  5. Следите за тем, чтобы у него не было перегрузок. Постоянное переутомление приведёт к проблемам со здоровьем и ухудшением учёбы.

  6. При негативном отношении ребёнка к своему учителю родителям следует обязательно провести беседу в присутствии трёх сторон (родителя, ученика и учителя) и выяснить отношения в корректной форме. Ведь ребёнку в ближайшие 4 года нужно будет работать с этим человеком.

  7. Ну а самый главный совет – любите своего ребёнка и принимайте его таким, какой он есть. Ваши сын или дочь должны чётко знать, что родители их всегда любят. А когда они что-то натворят, родителям не нравится их поступок, а не сам ребёнок.

Стараясь соблюдать эти рекомендации, вы, родители, сможете существенно помочь своим детям в период их адаптации (Раздаю рекомендации).

(Зачитываю эмоции из вазочки, которые написали родители)

Помните, что ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. Успехов Вам и всё у вас получится! На следующем собрании мы затронем тему адаптации и возникающих у первоклассников трудностей.

Ну, а сейчас я буду рада ответить на ваши вопросы…

Если вопросов больше нет, на этом у меня всё, спасибо за внимание!»



1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/






1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/





1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/







1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/







1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/



План тематического собрания

  1. Пока собираются, заполняем вазочку эмоций

  2. Вступительное слово

  3. Проведение анкетирование и обсуждение результатов

  4. Немного теории по теме

  5. Раздаю рекомендации родителям

  6. Зачитываю эмоции из вазочки и обсуждение

  7. Общение в режиме интервью




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!