Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского района муниципального образования
«Карлукская средняя общеобразовательная школа»
Игра-путешествие
«По страницам истории»
5 класс
Учитель истории и обществознания
Киселевич Екатерина Александровна
Карлук, 2024 г.
Цель игры: Активизация познавательного интереса обучающихся к истории Древнего Мира посредством использования нестандартных форм работы.
Задачи:
В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Предварительная организация мероприятия:
Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток”, “Древняя Греция”, «Древний Рим»
Всем 5 классам предлагается подготовить команды (6-7 человек), придумать название, девиз и эмблему.
Из учителей истории формируется жюри.
В качестве помощников на станциях приглашаются классные руководители.
Весь процесс организует и регулирует – ведущий (педагог-предметник).
Оборудование:
Исторические карты, иллюстрации.
Карточки с названиями станций.
Карточки с задачами, терминами, определениями.
Компьютер.
Секундомер.
Правила, действующие в ходе игры:
На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды.
За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.
Задания вытягиваются представителями команды.
Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.
На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)
На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов (максимально возможное количество баллов-25)
На станции «Компьютерная» каждое задание оценивается от 2-5 баллов. (максимально возможное количество баллов-25)
На станции «Интеллектуальная» каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов (максимально возможное количество баллов-10)
Ответы на задания вносятся в карточку команды, которые участники получают на станциях.
Ход мероприятия
Представление команд.
Жеребьевка (определение последовательности посещения станций)
Инструктаж (объяснение хронометража и сути работы на каждой станции)
Путешествие по станциям в соответствии с жеребьевкой
Общий сбор команд
Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.
Подведение итогов жюри и объявление результатов.
Награждение победителей и призеров.
Каждому участнику вручается сертификат.
Задания и критерии оценивания для станций.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
Станция “Блиц”
1. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. | Писец |
2. | Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. | Сфинксы |
3. | Устройство для полива растений в древнем Египте | Шадуф |
4. | Устье реки с его разветвлениями на отдельные рукава. | Дельта |
5. | Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. | Заповеди |
6. | Способ письма в Двуречье | Клинопись |
7. | Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин | Пурпур |
8. | Главный строительный материал в Двуречье | Глина |
9. | Приспособление для разрушения крепостных стен | Таран |
10. | Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии. | Конница |
11. | Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями | Полис |
12. | Главная площадь в Древней Греции | Агора |
13. | Правитель в Афинском полисе | Архонт |
14. | Военный корабль с тремя рядами весел | Триера |
15. | Богиня охоты в Греции. | Артемида |
16. | Поэма Гомера о Троянской войне. | “Илиада” |
17. | Герой поэмы Гомера, чьим уязвимым местом была пята | Ахиллес |
18. | Школа гимнастики и борьбы для мальчиков | Палестра |
19. | Низшие божества в Греции. | Нимфы и сатиры |
20. | Поселения основывавшиеся гражданами какого-либо государства на чужой территории | Колонии |
21. | Зависимое население в Спарте | Илоты |
22. | Области Персидской державы | Сатрапии |
23. | Знаки для письма в Финикии и Греции | Буквы |
24. | Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. | Касты |
25. | Форма правления власть при которой принадлежит избранным правителям | Республика |
26. | Основная организационная единица в армии Древнего Рима. | Легион |
27. | Главная площадь Рима | Форум |
28. | Наивысшая должность в Риме после изгнания царей | Консул |
29. | Переселенцы в Риме из других областей | Плебеи |
30. | Должностное лицо из плебеев | трибун |
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения– 15–20 минут.
Станция “Интеллектуальная ”
1. Этот человек происходил из древнего рода. Он славился как самый изысканный щеголь, самый ловкий, искусный фехтовальщик и гимнаст. Последовательно занимал ряд должностей. Отличался большой храбростью и красноречием. Он был довольно красив и пользовался безграничной популярностью. За непокорность его несколько раз хотели казнить. Этот человек участвовал в войнах, побывал в плену у пиратов. Был убит в возрасте около 56 лет. Имя его стало нарицательным. Назовите имя этого человека.
Ответ: Гай Юлий Цезарь
2.«Он _________ приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Прежде всего ________ повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены! […] Отныне человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.»
Ответ: Солон
3.«Опасаясь, что греческий флот покинет […] пролив, ____________ подозвал преданного раба, пленного перса по имени Сикинн: «Садись в лодку и плыви в Фалерскую бухту». — «Ты посылаешь меня к персам, господин?» — удивился Сикинн. «Да, и не медли: судьба Эллады в твоих руках!» Раб выполнил тайное поручение, предстал перед Ксерксом и произнёс: «Владыка всех людей! Афинский стратег _________ сообщает тебе: эллины объяты страхом и ночью хотят бежать. Помешай им. В разгар сражения мой господин перейдёт на твою сторону. С радостью поверив этим словам, Ксеркс велел флоту выйти в море и запереть выходы из […] пролива. Так сражение стало неизбежным».
Ответ: Фемистокл
4. «…Он одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение…»
Ответ: Ганнибал
5.«В городе Гордии ему показали колесниц, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Он решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его»
Ответ: А. Македонский
6. Когда этот великий актер пел со сцены, никому не дозволялось выходить из театра даже по необходимости. Некоторые женщины рожали в театре, а те, кто был не в силах слушать и хвалить, притворялись мертвыми, чтобы их выносили на носилках. Кто же этот актер?(император Нерон)
7. Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб: Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (царь Эгей)
8. Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. Кто он? (Одиссей)
9. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя. (Прометей)
10. Этот герой - сын Зевса и смертной женщины. Он победил льва, очистил Авгиевы конюшни, принес три золотых яблока из волшебного сада на краю земли и совершил еще 9 подвигов. Кто он? (Геракл)
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 10.
Время выполнения– 15 - 20 минут.
Станция “Картографическая”.
1. | Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). | Индия – Полуостров Индостан Афины – Балканский полуостров Спарта – Полуостров Пелопоннес Рим- Апеннинский полуостров Троя-Полуостров Малая Азия За каждый правильный ответ 1 б. (Максимальное количество баллов- 5) |
2. | Определите на карте, где находится Египет, Финикия, Рим, Греция, Македония. | За каждый правильный ответ 1 б. (Максимальное количество баллов- 5) |
3. | Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. | – Индия (Сахар) – Египет (Папирус) – Двуречье(Текст с клинописью) – Финикия (Изделия из стекла) – Китай (компас) – Греция (Театр) – (медицинские инструменты) За каждый правильный ответ 1 б. (Максимальное количество баллов- 7) |
4. | Покажите на карте территории завоеванные А. Македонском | (Максимальное количество баллов- 5) Критерии оценки: Вся территория закрашена полностью-5б. Большая часть территории закрашена 4 б. Закрашена половина территории- 3б. Закрашена меньшая часть территории-2б Закрашена небольшая часть территори-1 б. Не верно закрашена территория- 0 б. |
5. | Укажите на карте место поражения войска Спартака. | (Максимальное количество баллов- 1) |
6. | Покажите на карте завоевания Гай Юлия Цезаря | (Максимальное количество баллов- 2) |
За каждый правильный ответ от 1-7 баллов
Максимальное количество баллов – 25.
Время выполнения– 15-20 минут.
Станция “Компьютерная”.
Необходимо войти в сервис искусственного интеллекта https://fusionbrain.ai/
Выбрав карточку с заданием, создать изображения исторического события с помощью простой текстовой подсказки.
Дополнительные баллы, команда может получить выполнив дополнительные задания в оставшееся время (на основе исторических терминов, создать изображения с помощью ИИ)
Правильность выполнения оценивается жюри
За каждый правильный ответ от 2-5 баллов
Максимальное количество баллов – 25.
Время выполнения– 15-20 минут.
Список литературы
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2023.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.
Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
“Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого. Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.
8