СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное направление развития речи на данном этапе — форми­рование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специ­альное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.

Просмотр содержимого документа
«Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет»

Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет

Главное направление развития речи на данном этапе — форми­рование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специ­альное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освое­нии способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв слово­творчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоноч-ко», «сы- нок-слоненчик», я «красавлюсь» — примеры К. Чуковского). Ребе­нок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разно­образие форм.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовывать с детьми игры-драматиза­ции по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рука­вичка», а также авторским рассказам: «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал "мяу"?» В. Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны ра­зыгрывать театрализованные представления.

Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получае­мых ребенком в игре, в монологическую связную речь часто требу­ются определенные условия. Главное среди них — включение в пе­дагогический процесс ситуации устного рассказа. При этом перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрос­лый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а нередко и начало каждого предложения.

Другой ситуацией, благоприятной для формирования синтак­сической структуры детских высказываний, является так называ­емая «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь кон­текстная. При письме также замедляется темп речи. Все это созда­ет условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. В детском саду в средней группе этот прием.

может применяться в индивидуальной работе. Можно завести спе­циальный альбом и записывать в него детские рассказы, а затем читать их вслух в присутствии авторов взрослым и другим детям. При составлении рассказов совершенствуется связная речь, пони­мание смысловой стороны слова, и особенно — синтаксическая структура предложений.

Методика руководства детским рассказыванием в непосредствен­ном общении должна быть неформальной. Воспитатель может уча­ствовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка. Приведем при­мер такого совместного рассказывания.

Воспитатель (показывает ребенку картинку с изображением сказочного домика). Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике. Как ты думаешь, кто в нем живет?

Ребенок. Лягушка.

Воспитатель. Давай придумаем историю про лягушку. Жила- была в домике лягушка и... кто еще?

Ребенок. Муравей.

Воспитатель. Как-то раз... муравей и лягушка... пошли... (пау­зами и интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству).

Ребенок. Искать друзей.

Воспитатель. Давай запишем эту историю в альбом. Ты ее продиктуй мне, а я запишу.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

(ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИЙ РОДА, ЧИСЛА, ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВИДА И НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)

По сравнению с предыдущим возрастным этапом усложняется словарный материал, увеличивается количество игр. Появляются не­которые новые сюжеты. Ребенку предоставляется большая самосто­ятельность при образовании грамматических форм слов.

Угадай-ка

Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительного и прилагательного в роде.

Материал: плюшевый медведь.

* * *

Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Воспитатель. Летом гуляет, а зимой спит.

Появляется медведь, от его имени здоровается и говорит далее воспитатель.

Послушайте еще загадку: большая, лохматая, коричневая — это соба­ка или медведь?

Медведь. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель. Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я-то сказала: большая, лохматая. Большая — собака, а ты — большой.

Воспитатель четко произносит окончания.

Дети, а эта загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная — это миш­ка или обезьяна?

Медведь. Мы с ребятами уже знаем, смешная — обезьяна, а я — веселый и смешной.

Воспитатель. А это кто: косолапая, болышелапая, меховая?

Медведь. Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая — медведица, а я — косолапый.

Для этой игры могут быть предложены следующие загадки:

Синий, блестящий, большой — это кувшин или ваза?

Белая с голубыми цветами — это блюдо или ваза?

Эти загадки могут быть загаданы детям при ознакомлении с глиняными предметами.

При ознакомлении со стеклянными предметами можно загадать такие загадки: стеклянный, прозрачный, высокий.

Стеклянная, хрупкая, прозрачная — это стакан или банка? Это стакан или ваза?

Узнай по описанию

Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная мат­решка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голу­бые блюдце и чашка, зеленые ведро и совок, большая тарелка.

* * *

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает описа­ния этих предметов, а дети должны угадать, о каком предмете говорится.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая... (пугови­ца); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое... (ведро); им играют с песком, он большой, зеленый... (совок).

Аналогичные игры с теми же или другими предметами могут быть организованы на основе сюжетов «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Магазин игрушек».

Чего не стало?

Цели: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображе­ниями фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива,банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).

* * *

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бана­ны, апельсины, лимоны (справа).

Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.

Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огур­цы.) Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши.

Откройте глаза. Чего не стало? (Яблок.)

Если дети ошибаются, воспитатель спрашивает, как сказать пра­вильно. Дает образец: «Надо говорить так: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок».

Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображениями цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно прове­сти игру с предметами: кисточками, красками, карандашами, ножни­цами, тетрадями, свечами, ключами.

Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространствен­ным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки — мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

* * *

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запом­ните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой.)

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5—6 раз.

Страшный зверь

Цель: формировать умение соотносить названия взрослых жи­вотных с названиями их детенышей.

Материал: игрушки или картинки: кошка с котятами, собака со щенятами, курица с цыплятами, утка с утятами, картинка, на которой нарисована сорока.

Воспитатель читает рассказ и делает паузы, дети должны вставить подходящие по смыслу слова.

Воспитатель (сопровождает рассказ показом игрушек). У де­вочки Вари были кошка с... (котятами), собака со... (щенятами), утка с... (утятами), курица с... (цыплятами).

Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Ис­пугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к ... (кошке), щенята к...(собаке), утята к... (утке), цыплята к... (курице). Успоко­или мамы своих детенышей, и снова утята прибежали к воде. От кошки вернулись к реке... (котята), от собаки... (щенята), от кури­цы... (цыплята). И вдруг снова: «Тра-та-та!» Опять побежали малы­ши к своим мамам: утята к ... (утке), щенята к ... (собаке), цыплята к ...(курице). И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась в воздухе к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та!» — да и скрылась. Кто же напугал малышей — утят, щенят, котят?

Демонстрирует картинку-подсказку после первых ответов детей. Как вы думаете, нужно ли сороку бояться?

День рождения Пуха

Цель: формировать умение соотносить названия взрослых жи­вотных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки или картинки: котенок, свинья с поросята­ми, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами.

* * *

Воспитатель рассказывает историю про котенка Пуха и сопровож­дает свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляют подходя­щие по смыслу слова и отвечают на вопросы.

Воспитатель. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? (Он был пушистый.) На день рождения к Пуху пришли друзья- малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... (порося­тами). Поросята маленькие, розовые. Хвост крючком, нос пятачком.

Пятачок дырявый, а крючок вертлявый». Вслед за поросятами при­бежали белочка и ее малыши... (бельчата.)Мама-зайчиха привела своих... (зайчат), а слониха... (слонят).

Мамы сели в стороне (воспитатель располагает игрушки полукру­гом слева), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал во­дить, а остальные прятаться.

Воспитатель прячет игрушки за ширму.

Попрятались малыши. Искал, искал Пух. На столе — нет, под сто­лом — нет. Наконец, отыскал и бельчат, и поросят, и слонят.

Воспитатель ставит детенышей к мамам.

А кого-то Пух не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Пропали зайчата.) Нашлись зайчата, вот они.

Снова Пух стал водить, а малыши — прятаться по всей комнате. Помогите малышам спрятаться. Кого ты, Оля, будешь прятать? А ты, Ваня? Спрячьте зайчат за кубик. Идет Пух искать. Кого он должен искать?(Зайчат.)

Воспитатель говорит от имени Пуха.

Пух. Где же они? На столе — нет. Под столом — нет! А это кто за кубиком?

Заглядывает за кубик.

Вот они! Куда спрятались зайчата? (За кубик.)

Воспитатель ставит зайчат к зайчихе. Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

Воспитатель. Всех нашел Пух, все собрались вместе.

Чаепитие

Цель: формировать умение образовывать наименования предме­тов посуды.

Материал: чайник, чай (заварка), чашки, ложки, конфетница с кон­фетами, молочник с молоком, салфетницы с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

* * *

Воспитатель ставит на стол самовар. Приглашает детей сесть вокруг.

Воспитатель. Сегодня день рождения у Пети. Сейчас состоит­ся чаепитие. Чай будем пить из самовара. Нужно заварить чай. В чем заваривают чай?

А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмем заварку, положим ее в чайник и зальем очень горячей водой, ки­пятком. Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар, салфетки, конфеты?

Дети отвечают.

Чай можно пить с молоком. Для чая нужен чайник, для кофе — кофейник, а для молока... (молочник).

По ходу разговора воспитатель ставит на стол все, что называют дети, разливает чай.

Петя, мы поздравляем тебя с днем рождения. Мы дарим тебе эту открытку, в которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете?

Воспитатель записывает пожелания в открытке.

Что для чего

Цель: формировать умение использовать в речи глаголы в неопре­деленной форме, конструкции сложноподчиненного предложения.

Материал: картинки с изображениями предметов (реальные пред­меты), которыми пользуются при умывании, одевании и т.д. (мыло, зубная щетка, щетка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка,

лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, нос­ки, ботинки и т.д.), кукла.

* * *

Воспитатель знакомит детей с куклой. Затем дети вместе с вос­питателем рассматривают картинки называют их. Далее кукла по­казывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, мыть руки, причесываться и т.д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанны­ми или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.

Найди ручку

Цель: формировать умение составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях. Материал: кукла Таня.

* * *

Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, за­канчивают начатые им предложения.

К детям приходит кукла Таня, здоровается. Воспитатель. У меня рука большая, а у Тани? Дети. Маленькая.

Воспитатель. Как мы называем ласково руку ребенка? Дети. Ручка.

Воспитатель. Какие еще предметы называются словом ручка? Дети. Которыми пишут.

Воспитатель. А теперь говорите, что я делаю.

Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку.

Дети. Кладете, берете, держите.

Воспитатель. Какие ручки вы видите в комнате?

Дети отвечают.

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, вилки и т.п.) Закончите предложения, которые я начну.

Ручкой можно... (писать). Ручку можно на стол... (положить). За ручку можно чашку... (держать, брать, взять). У кастрюли две... (ручки).

Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда при­шла к вам.

Дети. Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.

Воспитатель. А теперь что она делает?

Дети. Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

Почему так называют

Цель: формировать умение объяснять происхождение (этимоло­гию) некоторых слов.

Материал: кукла Таня.

* * *

Кукла Таня (загадывает детям загадку)

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я ... (подосиновик).

Кукла Таня задает вопросы.

Кукла Таня. Почему гриб называется подосиновик?

Дети. Потому что растет под осиной.

Кукла Таня. А если гриб растет под березой, как он называется?

Дети. Подберезовик.

Кукла Таня. Вспомните, как называется цветок, который рас­тет под снегом.

Дети. Подснежник.

Кукла Таня. Почему шапку называют ушанкой?

Дети. Она надевается на уши.

Кукла Таня. Откуда появилось слово «снегопад»?

Дети. Снег падает.

Бывает — не бывает

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые пред­ложения и представлять ситуации, о которых в них говорится; уточ­нить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

* * *

В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из- за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошиб­ки и объяснить, почему так нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Девочка зимой на лыжах катается. Мальчик летом по воде на санках едет. Трактор по небу летит. Трактор землю пашет. Кит в аквариуме плавает.

Какая, какой, какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

* * *

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть прису­щи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, груст­ная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий. Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный

Угадай и нарисуй

Цель: формировать умение видеть детали в описании предмета. Материал: кукла Карлсон; мешочек, в котором лежат игрушеч­ные гриб, еж, чайник, морковь.

В гости к детям приходит Карлсон с чудесным мешочком.

Карлсон. В чудесном мешочке у меня лежат разные интерес­ные предметы, про которые я сейчас буду загадывать загадки. А вы должны отгадать загадки и нарисовать эти предметы.

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть — нет головы.

(Гриб.)

На спинке иголки, Длинные и колкие, А свернется он в клубок — Нет ни головы, ни ног.

(Еж.)

На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине.

(Чайник.)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.

(Морковь.)

Можно для рисования предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему или разные темы.

Закончи предложение и подбери к нему картинку

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предло­жении.

Материал, предметные картинки — мяч, рыба, кит, лягтпка, кос­точка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван

* * *

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

  1. девочка рисует . (елку, дож, диван),

  2. папа читает... (книгу, журнал, газетуу,

  3. собака грызет... (кость, тапочки, кералдаш);

  4. мальчик ловит... (мяч, ките, рыбу тгушку);

  5. курица снесла . (яйцо);

  6. мама стирает .. (платье, пальто, кофту).

Скажи наоборот

Цель, формировать умение дополнясь предложение словом с про­тивоположным значением.

* * *

Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает словом с про­тивоположным значением.

сахар сладкий, а перец... (горький);

летом листья зеленые, а осенью ... (желтые);

дорога широкая, а тропинка... (узкая);

ручей мелкий, а река... (глубокая);

пластилин мягкий, а камень ... (твердый);

девочка говорит громко, а мальчик... (тихо);

мама несет тяжелую сумку, а сын ... (легкую). Вариант игры:

деревья в лесу высокие и ... (низкие);

кашу варят густую и ... (жидкую);

звери бывают смелые и ... (трусливые);

лекарства делают горькие и ... (сладкие);

морковь можно есть сырую и ... (вареную);

яблоки бывают мелкие и ... (крупные).

Какое что бывает?

Цели: формировать умение классифицировать предметы по цве­ту, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под за­данное определение.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:

зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]

широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);

новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомо­биль, журнал, мебель);

маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);

вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);

пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);

холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);

высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);

круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).

Придумай другое слово

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, форми­ровать умение образовывать новые конструкции с помощью пре­фиксов и суффиксов.

Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы (клюквенный кисель)]

суп из овощей (овощной суп)]

переход для пешеходов (пешеходный переход)]

шкаф для книг (книжный шкаф)]

варенье из брусники (брусничное варенье)]

ваза для сухарей (сухарница).

Скажи наоборот

Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: плюшевый медвежонок.

* * *

Медвежонок приходит к ребятам в гости, здоровается.

Медвежонок. Ребята, я забыл, подскажите мне слова наобо­рот к тем, которые я вам назову.

Лексический материал: день — ночь; утро — вечер; смельчак — трус; северный — южный; горький — сладкий; легкий — тяжелый; друзья — враги; быстро — медленно; светло — темно; много — мало; горячий — холодный; сесть — встать; смеяться — плакать; говорить — молчать; взять — отдать; закрывать — открывать; при­носить — уносить; надевать — снимать; входить — выходить; ост­рый — тупой; высокий — низкий; большой — маленький; длин­ный — короткий.

Соедини картинки

Цели: формировать умения устанавливать семантические отно­шения между словами, мотивировать свои решения по подбору кар­тинок; активизировать словарь.

Материал: 20 предметных картинок (10x8 см). Примерный набор: молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник, девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина, яблоки,

огурцы, ведро, котенок, бабушка, лопата.

* * *

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем играть в поезд. Я кладу первую картинку — вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нуж­но скрепить с моим, а для этого надо сказать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована синица. С этой картинкой можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел — птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел живет в лесу, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснять, как они скрепляются.

Исправь ошибку Незнайки

Цель: формировать умение подбирать слова по смыслу, исправ­лять речевые ошибки, контролировать чужую речь.

* * *

Незнайка произносит высказывания, в которых содержатся лек­сические или грамматические ошибки. Ребенок должен заметить и исправить ошибку.

Например:

я весь босой;

я укладил (уложил) мишку спать;

я заключаю (закрываю) дверь;

это я проснул (разбудил) Буратино;

ребята, идите шепотом (медленно).

В процессе игры воспитатель с помощью вопросов помогает ре­бенку уточнить значение слова, например,: Что можно делать шепо­том? А как можно идти? Как надо правильно сказать? Как об этом можно сказать по-другому?

Что это значит?

Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять

представления о прямом и переносном значении слов.

* * *

Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, мож­но ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);

свежая рыба (недавно выловленная, не испортившаяся);

свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);

свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);

свежая газета (новая, только что купленная);

свежие краски (не засохшие, яркие)

свежая голова (отдохнувшая);

глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);

глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);

глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).