Молодиченко Т.А.,
Саратовский государственный
университет им. Н.Г. Чернышевского,
Российская Федерация, г. Саратов
Инклюзивное образование становится в настоящее время не только правовой необходимостью, реализация которой предполагает обеспечение правового равенства всех лиц, получающих образование в разных учебных заведениях, но и социально-психологической, социологической и социоакмеологической.
В социально-психологическом аспекте необходимость инклюзии в образовании мы рассматриваем прежде всего как вхождение каждого субъекта образования в малые группы, освоение особенностей общения и межличностных отношений в среде, по-новому структурированной и качественно значительно измененной; формирование новых социальных свойств личности и коррекция имеющихся свойств в этой среде. Главный фактор, обусловливающий названные процессы, – это обучающиеся, имеющие нормальное, дефицитарное (у субъектов с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ) и сверхнормативное развитие.
Социологический аспект инклюзии заключается во вхождении субъектов инклюзивного образования в общество, расширение сферы их взаимодействий, включение в общественные процессы. В отличие от социально-психологического контекста (который обеспечивается работой социальных психологов и других специалистов – практиков и «прикладников») этот контекст создается социальными работниками.
Социоакмеологический аспект развития инклюзивного образования включает учет характеристик как образовательных сред, так и в целом образовательного пространства; а также – качества самообразования субъектов в процессах акмеологизации. В настоящее время ориентация на акме (и, следовательно, – на высшее качество во всем) является насущной необходимостью, помогающей разрешать самые глобальные проблемы современной жизни.
Авторская концепция социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства рассматривалась нами широко в публикациях 2000-2014 гг. [1, 2, 3, 4, 5].
Главной причиной и стимулом инклюзивного образования, на наш взгляд, является глобализация, процессы которой осуществляются во всех сферах современной жизнедеятельности. Без глобализационного модуса в настоящее время не реализуются ни позитивные, ни негативные процессы, поскольку глобализация, как и все в мире, имеет не только достоинства, но и недостатки. Считаем, что названные объективные и объективно-субъективные факторы играют важную роль в становлении в России (и не только) инклюзивного образования.
Центральным же компонентом инклюзии являются его субъекты, ибо именно ради их благополучия, развития и удовлетворения жизнью (в соответствии с установочными заявлениями инициаторов инклюзивного образования) оно и осуществляется. Таким образом, в образовании этого типа центральными (центровыми) являются субъективные факторы, субъектность, субъекты.
Сущность взаимодействия и специфическое содержание известной диады «объект – субъект» необходимо рассмотреть в аспекте феномена инклюзивного образования и через категорию «качество». Почему качество (и уровень) проявления субъектности у лиц, включенных в процессы инклюзивного образования (а это процессы: обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, просвещения и самопросвещения – в соответствии с нашей концепцией социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства) непременно должны учитываться педагогами и другими руководителями становления отношений инклюзии между школьниками (в классе и школе), между студентами (в вузе)?
Потому что это является центровой линией технологий инклюзивного образования, в котором индивидуально-дифференцированный и групповой дифференцированный подходы чрезвычайно актуальны. Это требует высокого уровня знаний педагогами психологических особенностей каждого школьника (студента), а также специфики социально-психологических процессов, осуществляющихся в основных группах учебно-воспитательного коллектива: группе субъектов, характеризуются нормативным развитием; группе субъектов образования, отличающихся ограниченными возможностями здоровья; группе субъектов (школьников или студентов), характеризующихся позитивными (в сторону значительного отклонения от средней нормы развития) особенностями развития, его высоким (но не выше крайних вариантов нормы) качеством.
Одной из главных трудностей инклюзивного образования является решение проблемы сохранения субъектности (без ее снижения) у первой и третьей групп субъектов образования. Именно это опасение высказывается многими родителями как аргумент против поспешной инклюзии. Ведь инклюзивное образование – это образование не только для лиц с ОВЗ! Оно – для всех, и должно обеспечивать множество прав (и обязанностей) для каждой из трех названных групп субъектов и для каждого индивидуального субъекта!
Качество субъектности естественно различается у участников процессов инклюзивного образования и на групповом, и на индивидуальном (и на индивидном) уровнях. Причем субъекты инклюзивного образования – это не только школьники (студенты), но как субъекты в нем проявляют себя, прежде всего, управленцы, руководители, педагоги, психологи, медицинские работники и другие участники формирования инклюзии в образовательной среде школы (вуза) и в образовательном пространстве. Одним словом, в инклюзивном образовании взаимодействие его субъектов выступает в качестве центровой проблемы, которая становится еще более актуально-острой, чем в случае традиционного образования. Сегрегация лиц с ОВЗ «снимает» большой комплекс проблем с работников массовых школ, школ-лицеев, школ-гимназий и т.д.
В инклюзивном образовании осуществляется актуализация субъект-субъектных отношений в более широких пространственно-временных реальностях, чем в традиционном.
Так же как в реабилитационных процессах со школьниками, имеющими ОВЗ, в инклюзивном образовании необходима реализация индивидуальных программ (и еще групповых, для трех названных групп) обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, просвещения и самопросвещения.
Не ставя перед собой задачу раскрытия в этой статье сущности авторской концепции социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства (это сделано более чем в 90 наших публикаций), отметим, что без учета индивидуальных и групповых особенностей субъектов инклюзивное образование теряет даже основной смысл и цель: реализовать равноправие.
В современный период обострения противоречий, главные из которых: «Быть или не быть?» и «Быть или иметь?», их разрешение зависит в первую очередь от качества образования (обучения, воспитания, развития и просвещения) и самообразования (самообучения, самовоспитания, саморазвития и самопросвещения), выполняющих высокую миссию нравственно-духовного совершенствования человека и общества.
Успешная реализация своих тенденций и потенций каждым субъектом образования зависит от бережного, с учетом множества факторов, и внедрения инклюзивно-эксклюзивного подхода, взаимодействия между участниками образовательных процессов (их субъектов).
Для выполнения грандиозных задач инклюзивного образования необходимо психолого-педагогическое сообщество акмеологизирующихся в процессах самообразования специалистов.
Основными механизмами акмеологизации являются неравновесная гармонизация взаимодействий, социальная самоактуализация, социоакмеологическая направленность индивидуального и общественного интеллекта, а также процессов адаптации и социализации.
Адекватно качеству и уровню проявления субъектности школьников и студентов, овладевающих образовательными процессами, применяются разнообразные технологии (не только информационные!), позволяющие стимулировать действующих в образовании личностей к адекватному проявлению субъектности, к осуществлению самообразования и духовно-нравственного жизнетворчества, являющихся стержнями акмеологизации.
Для становления инклюзивного образования необходима подготовка специальных кадров «широкого профиля», умеющих работать со всеми категориями (группами) субъектов образования.
В полный рост встает проблема формирования достаточного числа преподавателей, педагогов и психологов акме-типа.
Список литературы
Молодиченко Т.А. Социоакмеологическая ориентация вузовского образования. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. 64 с.
Молодиченко Т.А. Акмеологическая ориентация вузовского образования (социологический аспект). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 280 с.
Молодиченко Т.А. Социоакмеологическое конструирование развития высшего педагогического образования. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2012. 164 с.
Молодиченко Т.А. Становление парадигм российского образования: от ЗУНовской до ноосферной // В.И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, образования, науки, культуры и экономики в XXI веке: коллективная монография под науч. ред. А.И. Субетто и В.А. Шамахова. В 3-х томах. Том 3. СПб.: Астерион, 2013. С. 32-43.
Молодиченко Т.А. Духовно-нравственная культура акме-личностей в ее влиянии на жизнетворчество / Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке. Материалы международного конгресса. Том I. 12-14 сентября 2014 г. / Отв. ред.-сост. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. С. 372-378.
Конференция:
VI Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика»
vkontakte odnoklassniki googleplus
Начало формы
Уважаемые студенты!
Каждый вторник
у вас есть возможность оплатить обучение через кассу МОСИ (каб. 220) без комиссии, наличными средствами.
Центр дополнительного профессионального образования объявляет набор в группу по программе профессиональной переподготовки "Клиническая психология", "Логопедия", "Юриспруденция",
Уважаемые студенты!
Просьба подойти в отдел кадров для заключения доп. соглашений на следующий курс.
Announcements for students
Dear students!
Now there is access to training system available for you.
To enter to your account
you need to obtain data in the deanery.