Интерпретация художественного произведения как основа личностного понимания литературы
Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного.
С.В. Волков. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2017/2018 учебном году
Давид Самойлов
Из детства
Я – маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поёт мне:
«Как ныне сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
1956
Борис Рыжий
Два ангела
… Мне нравятся детские сказки, фонарики, горки, салазки,
значки, золотинки, хлопушки, баранки, конфеты, игрушки,
… больные ангиной недели чтоб кто-то сидел на постели
и не отпускал мою руку
– навеки – на адскую муку.
1996
- В чем состоит сходство изображенных в стихотворениях ситуаций (участники, детали, обстоятельства)? Как передается настроение героя-ребенка в каждом произведении? - Какую бы «детскую сказку» вы подобрали для героя стихотворения Бориса Рыжего, сообразуясь с тем настроением, в котором он пребывает? Объясните свой выбор.
Литература каждому дает столько, сколько он может взять: чем больше подготовлен читатель, тем больше он получает, читая художественное произведение.
В.Ю. Троицкий
Типология читателей:
- «наивный реалист»,
- «механический»,
- компетентный (творческий, квалифицированный).
Признаки читательской компетентности
- умение проникать в сюжетно-событийную сторону литературного произведения,
- понимание психологии героев,
- эмоциональная восприимчивость,
- читательская зоркость,
- хороший вкус.
Уровни понимания текста
- уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;
- уровень общего понимания текста: читатель (слушатель) понял общий смысл, но не осознал детали;
- уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;
- уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление.
Понять любой текст можно на уровне:
- Извлечения информации (о чем говорится и что именно).
- Интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста, концепт).
- Интерпретации информации в контексте личностного жизненного опыта (личностный смысл).
Понятие интерпретации (лат. interpretatio – посредничество)
- процесс постижения обобщенно-художественного смысла произведения искусства, а также результат этого процесса;
- ориентация читателя в том, что является смыслом сообщения, понимание замысла автора через постижение смыслового мира художественного произведения;
- толкование, постижение целостного смысла художественного произведения, его идеи, концепции.
постижение смысла
Понимание и интерпретация текста
Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.
Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?
Нахождение собственного смысла читателем.
Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?
Процесс понимания и истолкования текста читателем-интерпретатором:
- предпонимание текста (какую информацию передает мне автор?);
- осмысление подтекста (проясняю, дополняю информацию);
- понимание общего смысла художественного произведения и создание собственного (вторичного) текста (мое отношение к отношению автора).
Художественный текст многопланов
смысл
содержание
Линейная
последовательность
Сопоставление
элементов текста
стабильно
изменчиво
?
Отличие понятий
Лексика
интерпретация
анализ
вольный
характер
специальная филологическая терминология
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.
Интерпретация – истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания.
Отличие понятий
Подходы
к анализу
к интерпретации
основывается
на
знании
текст – это тайна
типичность
индивидуальность
Отличие понятий
Результат
анализа
интерпретации
создание некоторой теоретической, понятийной модели
эмоциональное, целостное понимание текста и его творческое пересоздание в новом тексте
План
интерпретации
анализа
- первичное восприятие текста
- ассоциации
- выявление авторской позиции (связь с другими произведени-ями автора)
- художественные детали
- синтаксические особенности и т.д.
- история создания
- тема
- идея
- композиция
- особенности языка, средств художественной выразительности и т.д.
Приемы интерпретации
- Выразительное чтение.
- Создание иллюстраций.
- Устное словесное рисование.
- Творческий пересказ.
- Творческая работа (интерпретация в письменной или устной форме).
- Создание критической статьи.
- Написание сочинения-эссе, сценария.
- Участие в дискуссии, диспуте на литературную тему.
- Театрализация драматического произведения.
- Проектные и исследовательские работы.
- Рецензирование литературного произведения, критической статьи, театральных постановок и кино (видео)фильмов по изученному произведению.
- Создание собственного художественного текста.
Уровень интерпретации (5 класс)
Уровень интерпретации ( 11 класс)