Тема – Голосеменные. Типы речи.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений, особенностями их строения; показать значение голосеменных в природе и жизни человека; закрепить знания особенностей изученных типов речи, использовать типы речи при составлении текстов и оформлении ответов.
При проведении урока должны быть достигнуты результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся должны ознакомиться с голосеменными, их строением и разнообразием.
Знать о распространении голосеменных, значении в природе и жизни человека, их охране.
Учащиеся должны знать характерные особенности каждого типа речи, уметь определять тип речи.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений,анализировать текстовый материал, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях , анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты:
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— испытывать любовь к природе;
— знать правила поведения в природе;
— уметь слушать и слышать другое мнение, работать в группе
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Учебник, дидактический материал, справочный материал, гербарный материал, натуральные объекты (ветви хвойных, шишки, горшечное растение – араукария), видеофильм «Планета Земля. Сезонные леса.», хвойный концентрат и аромалампа, звуковая запись скрипичной музыки.
Ход урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Просмотр фрагмента фильма.
Появление тётушки Флоры. Загадка- слайд. Кто это? В каких лесах живёт? Оставляет сувениры в корзинке. Уходит.
Учащиеся заглядывают в коробочки, описывают предметы, не показывая.
Звуки скрипки. Учащиеся рассуждают, что объединяет звуки, запахи и предметы. Целеполагание. Рассуждают. Испытывают затруднение. Для помощи на столе тексты.
Чтение текста. Какой тип речи применяют? Рассуждение.
С чем познакомились на прошлом занятии? Чем отличаются от других растений? Вывод: водоросли – низшие растения. Следовательно, остальные растения – высшие. С чем предстоит познакомиться? С хвойными.
Целеполагание: Будем говорить о многообразии хвойных, при этом необходимо использовать три типа речи : а) рассуждение, б) описание, в) повествование (одно из условий оценки ответа).
Учитель: «Я утверждаю, что хвойные относятся к голосеменным. Вы сможете ответить – почему? Нет. Что для этого нужно? Какие задачи поставим?» Описать растения, найти признаки- различия. Ответить на поставленный учителем вопрос.
Выполнение лабораторной работы. Инструктаж по выполнению и подготовке выступления. Регламентация работы. Какую часть речи используем?
Выступления учащихся
Формулирование выводов о сходстве и различиях
Сообщение учителя о гинкго. Демонстрация гербария. Вопрос классу – относится ли данное растение к голосеменным? Затруднение. Комментарий.
Обобщение. Продолжить фразы: Голосеменные – это …… . Представлены ……. Их объединяют важные признаки…….
Возвращение к загадке тётушки Флоры. Обсуждение ответов. Рассуждения.
Рефлексия. Раздача шишек (определяют сами учащиеся в группе)
Домашнее задание (на выбор )1. Закончить сказку «Рождение кедра»
2. Сочинить сказку «Приключения кедровки в лесу»
3. Определить, в каких районах города произрастают представители голосеменных. Представить в виде фотоотчёта.
Приложения
Составь сравнительную характеристику представителей
Название растения | Жизненная форма | Климатические условия | Требования к почве | Возраст | Высота | Хвоя | Шишка |
Сосна обыкновенная | | | | | | | |
Ель | | | | | | | |
Пихта | | | | | | | |
Лиственница | | | | | | | |
Можжевельник | | | | | | | |
Оценочный лист
Класс -
Критерии Оценки | Фамилия,имя | Фамилия,имя | Фамилия,имя | Фамилия,имя | Фамилия,имя |
1.Качество выполнения лаб.работы | | | | | |
2.Аккуратность выполнения работы | | | | | |
3. Устный ответ при фронтальном опросе | | | | | |
4.Время выполнения заданий | | | | | |
5.Представление Работ | | | | | |
6.Грамотность речи, владение терминологией | | | | | |
7. Другое | | | | | |
Приключения маленькой сосенки.
Однажды упало сосновое семя из шишки в землю, и проросла из него маленькая сосенка. Огляделась сосенка вокруг: рядом стояли её сестры, взрослые сосны. Стала она у них спрашивать «Кто я? Зачем выросла?...»
Продолжи сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке.
Деревья рассказали маленькой сосенке вот такую историю.
- Ты скоро вырастешь и будешь очень _________ деревом. У тебя будет ____________________ ствол,
_______________ шишки, ______________ иголочки.
Семена сосны очень нужны ________, ___________.
Для здоровья человека очень полезен запах ________.
Сосна- ___________________ дерево!
Сосенке понравился рассказ подружек - сосен и ей захотелось быстрее вырасти.