СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование экспонатов музея в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.  Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.      Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.   В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.      

Просмотр содержимого документа
«Статья.DOC»

Использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе

Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.

Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.

Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.

На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.

Обращение к близкому, к местному материалу способствует:

  • развитию патриотизма и гражданственности;

  • развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

  • возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Именно для этого уже пятый год на основе школьного музея имени «Трудовой и боевой славы колхоза», работает кружок «Наследие», куда входят ребята среднего и старшего возраста. Весь накопленный материал я использую на уроках истории.

Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления:

  • Исследовательская работа

  • Внеклассные занятия

  • Уроки

В «Исследовательской деятельности» за четыре года работы нам с ребятами удалось написать 10 творческих работ, которые стали призерами районных, краевых и всероссийских конкурсов:

  • «О чем рассказал фронтовой дневник? »

  • “Депортация немцев Поволжья”

  • “Политические репрессии”

  • “Эстонцы”

  • “Новогородка многонациональное село”

  • “Письмо с фронта...”

  • “Красноармейская книжка...”;

Все работы сопровождаются электронной версией, сделанные в разных программах (MICROSOFT EXCEI, PINNACIE STUDIO, Adobe Photoshop, Front Page)

web-страницы:

  • «Мой род – моя крепость»;

  • “Моя семья”

  • “Приметы и говор жителей села Новогородка”

Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России.

Работы «О чем рассказал фронтовой дневник? », «Письмо с фронта...», “Красноармейская книжка...” помогают ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны.

Знакомясь с народами страны и их культурой, используется исследовательский материал “Новогородка - многонациональное село” и “Приметы и говор жителей села Новогородка”, где раскрываются традиции, обычаи, говор разных народов проживающих в селе.

В работах “Депортация немцев Поволжья”, “Политические репрессии” можно проследить этапы депортации и репрессий через судьбы людей проживающих в нашем селе.

С работой «Эстонцы» связана реформа П.А. Столыпина.

Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

Наш школьный музей был основан в ноябре 1984 года и хранит более 300 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: "Колхоз вчера и сегодня", "История школы", "Участники Великой Отечественной войны", "Труженики тыла", "Первые выпускники", "История села", "Репрессированные", "История колхоза", экспозиция русской избы и другие.

()

Поэтому на уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.

Схема работы на уроках истории с использованием музейных экспонатов

 1. Изучение физической характеристики:

    • форма, размер, вес, цвет, материал

 2. Эстетическая сторона:

      • насколько привлекателен предмет, в чем это выражается

3. Назначение предмета:

  • выяснить полезность вещи, для ее владельца

  • полезность и ценность для нас

Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене, например:

  • «Бабушкин сундук» - изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи (анализ можно производить по предложенной схеме);

  • «Путешествие в музей» - непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;

  • «Забытый чемодан»- кто-то оставил в школе чемодан, мы должны открыть его для того, чтобы узнать, кому он принадлежит. В ходе работы мы даем характеристику предметам находящимся внутри и составляем, потрет человека и примерную эпоху, в которой он жил.

Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории.

  • Акция «Профессии села» - ребята узнают, какие профессии популярны в сельской местности;

()

  • Акция «Реликвия моей семьи» - в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;

()

  • Акция «Мои увлечения…» - каждый человек имеет свое дело, кто-то шьет, кто-то делает картины из цветного стекла… Почему именно оно?

  • Акция «Горжусь своими корнями»- ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи

Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села. В ходе такой работы происходит обмен опыта между представителями старого поколения и нового. Всегда подводим итоги акций, делаем выставки, проводим экскурсии, действуют переносные стенды. Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее.

(Рисунок4)

Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.







Роль школьного музея в образовательном процессе велика. Это и развитие познавательных интересов, и воспитание творческой и общественной активности учащихся. Краеведческий музей - одно из самых действенных средств воспитания патриотизма, любви к родной земле. Это источник познания природы, истории, культуры родного края. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у школьников гражданские качества - любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за трудовые и ратные подвиги своих земляков. Музей является неотъемлемой частью общешкольного организма, его 'экспозицию и фонды широко используют в учебно-воспитательном процессе.



Литература:

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.

  2. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.

  3. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990.Внеклассное занятие по истории 9 класс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!