Просмотр содержимого документа
«Использование денотантного графа при работе с текстом»
Использование денотантного графа при работе с текстом
- Вахрушева Т. В., учитель русского языка и литературы МОБУ лицея №7 г. Таганрога
ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ – (от лат. denoto – обозначаю)
Схема, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Правила построения денотантного графа:
- Выделите ключевое понятие или имя персонажа.
- Подберите глаголы, раскрывающие суть понятия, описывающие действия персонажа или то, что с ним случилось.
- Запишите существительные или словосочетания, которые дополняют глаголы из предыдущего ряда. Для каждого глагола можно найти 1-3 таких дополнения.
- Продолжайте чередовать ряды глаголов и существительных, пока не исчерпаете тему. Чем больше нужно подробностей, тем глубже ветвится схема.
27 сентября 1942 г группа разведки из 4 человек во главе с Я. Ф. Павловым , выбив из четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону . Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей , которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток . Продолжалась оборона немногочисленным отрядом 3 дня , потом подоспело подкрепление . Теперь их стало 24 . Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке. Была прорыт а траншея , через которую велись переговор ы с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами .
Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти 2 месяца . Все 2 месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж . Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось .
Для тех, кто не знаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным. Но именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия .
Дом Павлова
является
обороняла
продержался
атаковали
немцы
символом мужества защитников Сталинграда
Группа разведки
2 месяца
(4 чел.)
не смогли захватить
обнаружила
мирных жителей
руководил
пополнилась
удерживали
24 человека
2 дня
Я. Ф. Павлов
укрепили
заминировали
прорыли
подходы
оборону
обороняла
траншею
подносили
3 дня
Продовольствие, боеприпасы
Чему учит составление денотантного графа:
- выделять главное, т.к ученик ищет в тексте ключевые признаки понятия или действия персонажа;
- структурировать текст: находить смысловые связи, последовательно их выстраивать, чтобы раскрыть тему или определить основную мысль;
- сжимать и пересказывать текст полно, последовательно, без фактических ошибок.
Денотантный граф применяют для того, чтобы
- понять и запомнить определение;
- глубоко освоить большой по объему текст, в том числе литературное произведение;
- пересказать текст без потери смысла и взаимосвязей;
- обобщить изученное на стадии рефлексии;
- составить инструкцию.