СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование денотантного графа при работе с текстом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит пример использования денотантного графа при работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Использование денотантного графа при работе с текстом»

Использование денотантного графа при работе с текстом Вахрушева Т. В., учитель русского языка и литературы МОБУ лицея №7 г. Таганрога

Использование денотантного графа при работе с текстом

  • Вахрушева Т. В., учитель русского языка и литературы МОБУ лицея №7 г. Таганрога
ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ – (от лат. denoto – обозначаю)  Схема, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ – (от лат. denoto – обозначаю)

Схема, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

 Правила построения денотантного графа:   Выделите ключевое понятие или имя персонажа. Подберите глаголы, раскрывающие суть понятия, описывающие действия персонажа или то, что с ним случилось. Запишите существительные или словосочетания, которые дополняют глаголы из предыдущего ряда. Для каждого глагола можно найти 1-3 таких дополнения. Продолжайте чередовать ряды глаголов и существительных, пока не исчерпаете тему. Чем больше нужно подробностей, тем глубже ветвится схема.

Правила построения денотантного графа:

  • Выделите ключевое понятие или имя персонажа.
  • Подберите глаголы, раскрывающие суть понятия, описывающие действия персонажа или то, что с ним случилось.
  • Запишите существительные или словосочетания, которые дополняют глаголы из предыдущего ряда. Для каждого глагола можно найти 1-3 таких дополнения.
  • Продолжайте чередовать ряды глаголов и существительных, пока не исчерпаете тему. Чем больше нужно подробностей, тем глубже ветвится схема.

27 сентября 1942 г  группа разведки из 4 человек во главе с Я. Ф. Павловым , выбив из четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону . Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей , которые всеми силами  пытались удерживать дом около двух суток . Продолжалась оборона немногочисленным отрядом 3 дня , потом подоспело подкрепление . Теперь их стало 24 . Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все  подходы  к постройке. Была прорыт а траншея , через которую велись переговор ы с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами .

Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти 2 месяца . Все 2 месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж . Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось .

Для тех, кто не знаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным. Но именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия .

Дом Павлова является обороняла продержался атаковали немцы символом мужества защитников Сталинграда Группа разведки 2 месяца (4 чел.) не смогли захватить обнаружила мирных жителей руководил пополнилась удерживали 24 человека 2 дня Я. Ф. Павлов укрепили заминировали прорыли подходы оборону обороняла траншею подносили 3 дня Продовольствие, боеприпасы

Дом Павлова

является

обороняла

продержался

атаковали

немцы

символом мужества защитников Сталинграда

Группа разведки

2 месяца

(4 чел.)

не смогли захватить

обнаружила

мирных жителей

руководил

пополнилась

удерживали

24 человека

2 дня

Я. Ф. Павлов

укрепили

заминировали

прорыли

подходы

оборону

обороняла

траншею

подносили

3 дня

Продовольствие, боеприпасы

Чему учит составление денотантного графа: выделять главное, т.к ученик ищет в тексте ключевые признаки понятия или действия персонажа; структурировать текст: находить смысловые связи, последовательно их выстраивать, чтобы раскрыть тему или определить основную мысль; сжимать и пересказывать текст полно, последовательно, без фактических ошибок.

Чему учит составление денотантного графа:

  • выделять главное, т.к ученик ищет в тексте ключевые признаки понятия или действия персонажа;
  • структурировать текст: находить смысловые связи, последовательно их выстраивать, чтобы раскрыть тему или определить основную мысль;
  • сжимать и пересказывать текст полно, последовательно, без фактических ошибок.
Денотантный граф применяют для того, чтобы понять и запомнить определение; глубоко освоить большой по объему текст, в том числе литературное произведение; пересказать текст без потери смысла и взаимосвязей; обобщить изученное на стадии рефлексии; составить инструкцию.

Денотантный граф применяют для того, чтобы

  • понять и запомнить определение;
  • глубоко освоить большой по объему текст, в том числе литературное произведение;
  • пересказать текст без потери смысла и взаимосвязей;
  • обобщить изученное на стадии рефлексии;
  • составить инструкцию.