СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»»


«Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ»




Разработала учитель:

                                                       Камболова Э.Л.




Каждый педагог, работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, должен знать, что только правильная организация учебной деятельности, умелое использование в нём здоровьесберегающих средств будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения. Интеллектуальное отклонение обусловлено органическим нарушением коры головного мозга. Но психическую деятельность ребенка можно в некоторой мере скорригировать. Его мозг пластичен. Ребенок растет и развивается. Отечественные психологи говорят о том, что коррекцию дефекта следует осуществлять в возможно более раннем возрасте, опираясь на сохранные возможности ребенка и уделяя особое внимание становлению его высших психических функций — мышлению, речи, произвольной памяти. Одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики является умственная работоспособность. Своеобразие умственной работоспособности детей со сниженным интеллектом представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности, сформировавшейся в результате длительного процесса развития. Замедленность реакций, расстройства внимания и повышенная утомляемость учащихся вспомогательной школы снижают устойчивость их умственной работоспособности и затрудняют выполнение предлагаемых им заданий. Работая с такими детьми, зачастую приходиться сталкиваться с подобными проблемами, поэтому решила более подробно проанализировать их и вывести определённые параметры определения умственной работоспособности у детей с нарушением интеллекта.


Мною избрана тема работы:

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Целью работы является поиск условий внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности школьника.

Процесс повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта будет более эффективным при условии внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих:

  • повышение психологической комфортности учебно-воспитательного

процесса;

  • чередование видов деятельности учащихся, что в свою очередь

способствуют прочности усвоения учебного материала;

  • сохранение энергоресурсности детского организма, что предупреждает

перегрузки и истощаемость нервной системы.


Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, наши педагоги целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.


Здоровьесберегающие технологии по ГОС.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе. То есть, по ГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  


Что же такое здоровьесберегающая технология – это система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников.

Применять оздоровительные технологии в процессе урока мне помогают родители учащихся, которые присутствуют на уроке. Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения.

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у

ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении

физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с

психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"

  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна

вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

  • Соответствие содержания обучения возрасту.

  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и

акцентирование положительных факторов.

  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка

ответственность за свое здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий и методика их использования по ГОС

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты, применяемых в процессе обучения детей:


В структуре урока применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

1. Положительный эмоциональный настрой на уроке; (Зарядка)

2. Оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности».)

3. Подача материала доступным рациональным способом;

4. Наглядность.

5. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.)

6. Физкультминутки, динамические паузы.

7. Дифференцированный подход в обучении.

8. Игра, игровые моменты.

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности; санитарно – гигиенические условия.

10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация –

оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.


У моих учащихся есть речевые нарушения. Конечно, этим детям необходимо создавать особые условия для обучения, направленные на сохранение и укрепление их здоровья. На протяжении всего учебного процесса необходимо как можно чаще менять виды деятельности, чтобы они не утомлялись, не возбуждались, были им заинтересованы.

Поэтому в своей работе я использую всевозможные технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Грамотное сочетание: традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагогов и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочется остановиться на игровых технологиях, которые используют в работе педагоги.

Какие технологии я применяю при работе с детьми с ОВЗ:

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 

  • Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.

  • Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Мимическая гимнастика.

  • Занятия в спортивных кружках и секциях.

  • Релаксирующие упражнения.

  • Элементы музыкотерапии.

  • Элементы цветотерапии.

  • Зрительная гимнастика.

  • «Динамические паузы».

  • Элементы самомассажа.

  • Прогулки

  • Пешеходные экскурсии.


Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка.


Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


Регулярное включение в урок методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

1.У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции;

2.Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие

дыхательной, системы

3. Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;

4.Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой

аппарат;

5. Развивается мелкая моторика;

6. Развивается речь;

7. Формируется мотивационная готовность к регулярному применению

полученных навыков;

8. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
9. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
10. Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
11. Формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

12. Повышается работоспособность;

13. Развиваются психические процессы;

14. Формируются двигательные умения;

15. Повышается речевая активность.

 

Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, урока является:

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога;

  • положительный эмоциональный настрой;

  • удовлетворение от выполненной работы;

  • желание продолжить работу;

Таким образом, организация учебной деятельности с учѐтом

здоровьесберегающих технологий создают условия, позволяющие сохранить здоровье детей и по возможности оздоровить их, а это немаловажно в наше время.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на уроках способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.












МАССАЖЁРЫ