СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование математических сказок при знакомстве с цифрами дошкольников/ первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование математических сказок при знакомстве с цифрами дошкольников/ первоклассников.»

Использование математических сказок при знакомстве с цифрами дошкольников/ первоклассников.


Тема занятия

Используемые математические сказки о цифрах

Изучение цифр

0 и 1

Жила- была на свете цифра. И звали ее Единица. Она была очень стройная, словно спица, длинная и прямая. Единица была очень любопытной, и часто совала свой аккуратный тонкий носик в дела окружающих. И вот однажды пошла Единица гулять в лес и вдруг услышала чей-то тихий плач. «Кто здесь?»воскликнула Единица. После ее слов в кустах что-то зашевелилось. «А ну выходи!» еще громче сказала Единица. И тут из-за кустов кряхтя и переваливаясь с бока на бок вышла цифра. «Ты кто? И почему плачешь?» спросила Единица, удивленно разглядывая незнакомца. «Здравствуй, меня зовут Ноль. А плачу я из-за того, что со мной никто не хочет играть, словно меня и вовсе нет. Все цифры дружат друг с другом, а со мной не хотят»,грустно ответил Ноль Единице. Ноль на самом деле отличался от остальных цифр внешне: он был большим, округлым, словно надутый воздушный шар. Единица посмотрела на Ноль, подошла поближе и сказала : «Не надо грустить! Теперь я твой друг. Вытри слезы и давай будем играть в прятки!». Ноль согласился, и цифры принялись играть. Тонкая стройная вытянутая Единица легко пряталась за стволами деревьев и высокой травой. А большой округлый Ноль прятался за широкими кустами. Наигрались цифры, устали, присели отдохнуть на лесной полянке. «Теперь, Ноль, мы с тобой будем дружить! А еще я познакомлю тебя со своими друзьями- цифрами. Они поймут, что ты хороший, и мы все вместе будем играть, веселиться и дружить», сказала Единица. «Спасибо тебе, Единица! Я рад, что у меня появилась такая хорошая подруга!»радостно ответил Ноль.

С тех пор стали Единица и Ноль друзьями не разлей вода.

Изучение цифр

2 и 5

Жили- были Двойка и Пятерка. Двойка была красивая, с длинной тонкой шеей и красивым волнистым хвостиком. Издалека Двойка была похожа на прекрасного белоснежного лебедя. Но Двойка всегда завидовала другой цифре Пятерке. Пятерку все любили, ее очень хотели получить все школьники, и очень радовались, когда красивая пузатая стройная с тонким хвостиком Пятерка красовалась в их дневнике. Двойка очень завидовала Пятерке и иногда проказничала: там где ставили Пятерку, Двойка сразу ее переворачивала и превращала в себя. В дневнике начиналась путаница, дети расстраивались. Увидела это Двойка, стало ей стыдно, и решила Двойка не мешать Пятерке. Цифры подружились друг с другом и договорились встречаться в разных задачках и примерах по математике. С тех пор каждая цифра занималась своим делом, а Двойка больше не обижалась на Пятерку.

Изучение цифры 3

Жила- была цифра в Царстве цифр Тройка. Была она красивая, аккуратная, состояла из двух крючков. Однажды решила Тройка сочинить про себя стишок. И вот что у нее получилось:

Тройка – это заклинатель змей

Вышел с дудочкой своей.

Перед ним танцует змейка−

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри−

Да ведь это цифра Три.

Сочинила стишок Тройка, всем своим друзьям его потом рассказывала. Так и стала Тройка поэтом.

Изучение цифры 4

Жила-была цифра Четверка. Она была очень аккуратная и красивая, всегда стояла, опираясь тоненькой ножкой. Но однажды ее обидел мальчик Ваня. Он посчитал, что Четвёрка недостаточно красивая, угловатая, её трудно написать, и стёр Четверку стирательной резинкой. Цифра расплакалась, обиделась, и убежала из Царства математики. Что тут началось! Дома из четырехугольных превратились в пятиугольные, шкафы стали треугольные, а окна – шестиугольные. Всё выглядело непривычно и даже страшно. Мальчик Ваня испугался и понял, что без Четверки нельзя прожить, и надо срочно возвращать ее в Царство математики. Ваня громко воскликнул: «Уважаемая Четверка, извини меня, пожалуйста! Возвращайся! Мы тебя любим и ценим. Без тебя в этом мире всё наперекосяк». Четвёрка услышала мальчика, простила его и вернулась. С её возвращением всё в Царстве математики стало красивым и гармоничным. А Ваня понял, что Четверка на самом деле очень красивая цифра с точеной тонкой спинкой, аккуратная и ровная. Больше Ваня Четверку не обижал, а дружил с ней.

Изучение цифр

6 и 9

Жила-была цифра Шестерка. Она была очень красивой, похожей на дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек. Шестерка дружила со всеми цифрами и никогда ни с кем не ссорилась. Одно только расстраивало Шестерку ей очень хотелось иметь брата или сестричку. И вот решила Шестерка отправиться в путешествие по стране Цифр и отыскать сестричку или брата. Долго шла Шестерка, прошла через дремучий лес, через поле, перешла реку, так никого и не нашла. Вдруг увидела она на большом могучем дубе Сову. Рассказала Шестерка о своем путешествии, а Сова ей и говорит: «Знаю я твою сестрицу, Шестерка!».

— А как зовут её? – поинтересовалась Шестерка.

— Это знакомая Девятка-акробатка. Она похожа на тебя, Шестёрка, только тогда, когда переворачивается и встаёт на голову. Ступай по дороге и придешь прямо к дому Девятки.

Шестерка очень обрадовалась, поблагодарила Сову и побежала искать сестричку Девятку. Пришла к дому, а навстречу ей сестричка- Девятка. Улыбнулись цифры друг другу, обнялись. Девятка очень обрадовалась, что у нее появилась сестра. Девятка даже про себя рассказала стишок: « Я твоя сестра Девятка – цифровая акробатка! Если на голову встану, вмиг тобой, Шестерка, стану!».

Вот так встретились две сестры Шестерка и Девятка и стали они жить вместе, дружить и друг другу во всем помогать. А вдвоем жить всегда веселей!

Изучение цифры 7

Жила-была цифра Семерка. Кто-то говорил, что она похожа на косу, которой косят траву на лужайке, а кто-то что на кочергу. Не нравилось это Семерке, ведь она была такой легкой, стройной и грациозной. Другие цифры успокаивали Семерку и говорили, что любят её такой, какая она есть. И вот однажды в Царстве цифр проходил праздник Семьи. Друзья позвали Семерку позвали на праздник. Семья – это семь я. Слово «семь» на празднике звучало довольно часто. Приглашенная гостья, Семерка, улыбалась и радовалась происходящему. Поняла Семерка, что все ее уважают, ценят и любят, жить без нее не могут. И никто на празднике не вспоминал что Семерка похожа на кочергу и острую косу. Все радовались, веселились. С тех пор и Семерка перестала переживать из-за того, как она выглядит и на что похожа, всегда была радостной и веселой.

Изучение цифры 8

Жила-была Восьмерка. И однажды встретила она девочку Катю. У Кати никак не получалось написать красиво цифру 8. Восьмёрка решила помочь девочке: «Сейчас я расскажу тебе, Катя, на что я похожа. Может быть, это поможет тебе в написании цифры восемь. Я похожа на снеговика, матрешку, очки. Я могу быть вкусной, если меня сложить из бубликов, я могу быть летающей, если представить, что я – бабочка». Катя захлопала в ладоши: оказывается, восьмерка такая знакомая, ее так легко можно представить. После объяснения Восьмерки Кате с первого раза удалось красиво написать восьмёрку. «Молодец, Катя! Ну и напоследок, чтобы ты меня не забывала, я расскажу тебе стишок обо мне, который также поможет тебе писать восьмерки без ошибок: У восьмерки два кольца без начала и конца», – сказала Восьмерка. Восьмерка помогла девочке Кате, а Катя больше никогда не допускала ошибок при написании этой цифры.

Повторение изученных цифр

Далеко за широкими морями, за дремучими лесами, за высокими горами есть волшебное царство – Царство цифр. В этом царстве живут все-все цифры, каждая в своем домике.

Вот невдалеке стоит большой домик, а в окошке виднеется широкая округлая цифра Ноль. В соседнем домике с высокой крышей живет длинная прямая Единица. Только высунулась Единица своим носиком в окошко – посмотреть, какая погода за окном, а ее уже зовут гулять ее друзья – красивая, с тонкой длинной шеей и хвостиком Двойка и пузатая с хвостиком гордая Пятерка. Раньше Двойка часто обижалась на Пятерку, что ту любят все окружающие, а Двойку обижают и не любят. Но все обиды в прошлом, и теперь цифры по-настоящему дружат.

Дружили цифры и с Тройкой. Это была красивая цифра, состоявшая из двух крючков. Тройка была талантливым поэтом, могла сочинить стихотворение про любую цифру. Про себя она сочинила такой стишок:

Тройка – это заклинатель змей

Вышел с дудочкой своей.

Перед ним танцует змейка−

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри−

Да ведь это цифра Три.

Еще в одном домике жили 2 цифры-сестрички – Шестерка и Девятка. Они очень любили играть и ни с кем не ссорились. Шестерка была похожа на дверной замочек: сверху крюк, а снизу – кружочек. А ее сестричка Девятка была похожа на Шестерку, но как настоящая акробатка Девятка ходила вниз головой.

В другом домике жила цифра Семерка. Ее часто сравнивали с косой, которой косят траву на лужайке. Но Семерку все очень любили и ценили, жить без нее не могли, ведь «семь» встречается везде, даже в слове «семья».

Однажды в Царстве цифр случилось страшное – одна цифра обиделась и решила исчезнуть. Что тут началось... Все вокруг перепуталось, выглядело страшно. Но потом цифра решила простить обидчика и вернулась. Вот так не смогли остальные цифры жить без аккуратной и красивой, стоящей на одной ножке Четверки. Вернулась Четверка и стала жить в своем отдельном домике.

И в последнем домике жила Восьмерка. Восьмерка любила помогать остальным цифрам и деткам, которые изучают цифры. Однажды Восьмерка занималась с девочкой Катей, которая никак не могла ее написать. Восьмерка, как талантливый учитель, объяснили Кате, как написать красиво цифру 8: «Катя, восьмерка похожа на снеговика, на матрешку, очки. А еще восьмерку можно сложить из бубликов». Девочка Катя поняла восьмерку и потом без ошибок писала эту цифру.

В Царстве цифр проживают все-все цифры, они дружат между собой, помогают друг другу, веселятся. Вот такое волшебное царство.


На занятиях детям рассказывались сказки о цифрах, показывались картинки, с изображенными на них цифрами. Затем происходило обсуждение, как называлась цифра, с которой мы познакомились, с чем она сравнивается, на что похожа. После этого детям предлагалось вылепить изученную цифру из пластилина, далее выдавались распечатанные из рабочих тетрадей прописи, в которых дети прописывали ряды из изученных цифр.

На заключительном занятии, посвященном повторению изученных цифр, вспоминали как назывались изученные цифры, на что каждая из них была похожа, тренировались в написании цифр.

Использованные при работе математические сказки вызвали у детей интерес. Ребята внимательно их слушали, следили за сюжетом, сопереживали героям, затем с увлечением выполняли различные виды упражнений, которые были направлены на закрепление изученных цифр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, использование математических сказок при знакомстве с цифрами не только повысило уровень заинтересованности детей, но и способствовали развитию внимательности, сосредоточенности детей.