Использование рабочей тетради, как средство организации самостоятельной работы учащихся.
Выполнила: Васильева Н.П.
Организация самостоятельной работы обучающихся выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но прежде всего с современным пониманием образования, как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь». Учение становится составной частью бытия человека, его личным и общественным благом. Целью моей работы является обосновать процесс организации самостоятельной работы учащихся. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Классифицировать виды самостоятельной деятельности;
2. Рассмотреть процесс организации и руководства самостоятельной работы.
Использование рабочих тетрадей по ОСЖ (основам социальной жизни) и Мастерской повара положительно влияет на общую обработку новой информации; способствует развитию образного мышления; непроизвольной памяти; активизирует мышление и развитие памяти; развивает письменные навыки; развивает межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровье сберегающей технологии.
Работая в коррекционной школе, используя рабочие тетради по предметам чтобы, повысить интерес учащихся к самостоятельной работе, как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, поскольку задания различны и позволяют избежать однообразия деятельности и снизить утомляемость учащихся.
Учитывая сложность понимания учебного материала для учащихся с ОВЗ, в первую очередь надо помнить о необходимости дифференциации заданий. Также нельзя забывать, что для детей с ОВЗ существует необходимость снижения нагрузки, особенно при выполнении домашних заданий.
Применение рабочих тетрадей способствует выполнению таких требований как здоровье сберегающей технологии, как учет особенностей учащихся, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, использование разных видов деятельности. Работа в тетради значительно расширяет методический аппарат, содержащийся в учебниках. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочь школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Наряду с вопросами и ответами на них в тетрадях выполняются разнообразные задания. Ученикам предлагается закончить фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свой вариант ответа, если ни один из приведенных не является правильным и полным. Благодаря этому дети учатся находить фактический материал письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.
Особенно хочется отметить важную роль рабочей тетради при выполнении домашнего задания. Проверка домашнего задания по ОСЖ и Мастерская повара - устный опрос не всегда применим в коррекционной школе, так как дети не всегда могут устно ответить на вопрос учителя из-за особенностей речи, к тому же устный опрос занимает достаточное количество времени и не всех учащихся удается опросить. Опрос проходит более разнообразно при использовании рабочих тетрадей. Ребята сами могут прочесть задание, могут сами проверить правильность выполнения задания. В рабочей тетради задания очень разнообразны: задания - кроссворды; тесты для повторения и закрепления пройденных тем.
Учащиеся с удовольствием выполняют домашнее задание, так как рабочая тетрадь и задания в ней способствуют дифференциации и индивидуализации процесса обучения, каждый ученик знает, что он сможет получить положительную оценку за выполнение своего задания. Большим плюсом для учителя является то, что проверка домашнего задания на каждом уроке значительно облегчает работу учителя и позволяет повысить накопляемость оценок.
Использование рабочей тетради помогает учителю при планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. Иными словами, рабочие тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности.
Использовать рабочие тетради можно и на уроке во время объяснения нового материала или в конце урока во время рефлексии, а это делает урок более современным; позволяет проводить проверку изученного нового материала, осуществлять контроль над мыслительной деятельностью учащихся.
В процессе педагогической деятельности можно сделать вывод о целесообразности использования рабочих тетрадей, как на этапе формирования новых знаний, так и на этапе закрепления знаний, так и при формировании практических умений. Тетради позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать навыки самостоятельной работы.