Использование технологии распознавания лиц в контексте права человека на защиту персональных данных
Автор статьи: Карнеенко Владимир Андреевич
Бурное развитие современных технологий, основанных на использовании информационных новаций, сопровождается кардинальными изменениями в социальной, хозяйственной жизни общества, и имеет своим результатом возникновение принципиально иной системы экономических отношений, получившей наименование «цифровая экономика». Подобная система призвана улучшить жизнь граждан, повысить качество товаров и услуг, ликвидировать административные барьеры в работе субъектов хозяйственной деятельности, предоставлении государственных услуг в электронном виде, повышении конкурентоспособности экономики, открытости и прозрачности деятельности государственных органов. На смену конкуренции товаров и услуг приходит конкуренция идей и моделей управления. Все это требует своего осмысления с позиций права, поскольку подводит к необходимости разработки принципиально новых форм правового регулирования.
В этом контексте важнейшей задачей права как науки становится разработка модели правового регулирования цифровых технологий, позволяющей соблюсти баланс между сохранением фундаментальных общественных и правовых ценностей и беспрепятственным развитием новых технологий, направленных на улучшение качества жизни людей. Кроме того, цифровизация и распространение новых технологий в экономике сами по себе становятся новым вызовом для развития права на современном этапе.
Обеспечение безопасности во все времена являлось одним из приоритетных направлений деятельности государства. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются»[1]. Именно по этой причине граждане готовы идти на частичное ограничение своих прав и свобод со стороны специализированных государственных органов, которые, имея в своих руках набор действенных инструментов охраны правопорядка, смогут обеспечить безопасность и в некоторых объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на станциях метро) в целях обеспечения транспортной безопасности[2]. По мнению ряда авторов, применение видеокамер служит не только эффективным средством профилактики правонарушений, но и действенным инструментом их расследования[3]. Как отмечают исследователи, структурная система должна быть построена таким образом, чтобы при фиксации лица, подвергнутого данному виду административного наказания, оно сразу же было задержано[4]. Что касается законодательства, то в настоящее время какое-либо специальное правовое регулирование использования технологий распознавания лиц отсутствует и необходимо руководствоваться общими нормами, в частности законодательством о персональных данных. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу[5]. Данные о физических лицах, которые собираются посредством видеонаблюдения с системой распознавания лиц, являются биометрическими персональными данными по смыслу ст. 11 указанного закона, поскольку они характеризуют физиологические и биологические особенности человека и используются для установления его личности.
«фотография и видеоизображение лица как таковые не являются биометрическими данными, но становятся ими при использовании оператором специализированных систем распознавания лиц в различных целях, в том числе для обеспечения безопасности»[6]. Их утечка, например, путем изменения внешности, применения специального макияжа, позволяющего не только избежать идентификации, но и заставить систему распознать как лицо другого человека, может иметь серьезные последствия для заинтересованного лица: он больше не сможет использовать скомпрометированные биометрические данные, а также впоследствии надежно себя идентифицировать.
Подводя итог, следует отметить, что применение технологий распознавания лиц с целью снижения уровня преступности и обеспечения интересов граждан имеет огромный потенциал с учетом постоянного развития технологий. Вместе с тем использование подобного программного обеспечения несет определенный риск, связанный с вмешательством государственных органов в частную жизнь граждан и возможностью утечки данных. Именно поэтому в целях наиболее эффективной реализации программ внедрения видеонаблюдения следует законодательно закрепить порядок работы с базой данных, субъектный состав лиц, имеющих к ней доступ и ответственность за нарушение данного порядка. Кроме того, эффективным методом повышения доверия граждан к системе распознавания лиц будет разработка программ просвещения в области персональных данных. Доведение до широких слоев населения в доступном формате способов их защиты в случае неправомерного вмешательства в частную жизнь
Тезисы :
1) "Цифровая экономика" призвана улучшить жизнь граждан, повысить качество товаров и услуг
2) Современный этап, цифровизация и распространение новых технологий в экономике сами по себе становится новым вызовом для развития права
3) Обеспечение безопасности во все времена являлось одним из приоритетных направлений деятельности государства (ред.)
4) Персональные данные - это любая информация относящаяся и прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу
5) Технологии для снижения уровня преступности
Литература
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. / под ред. И.Е. Андреевского. СПб.: Изд-во Типо Литография (И.А. Евфрона), 1801. Т. 3. С. 304.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 31. Ст. 5012.
Гаврилин Ю.В. Технологии обработки больших объемов данных в решении задач криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности // Российский следователь. 2019. № 7. С. 3–8
Шавалеев Б.Э. Исполнение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения // Административное право и процесс. 2017. № 7. С. 80–82.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
Савельев А.И. Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону «О персональных данных» // Статут. 2017.