Практика Action Research как эффективный способ развития техники чтения
Цель:
- Внедрить в практику продуктивное чтение и оценить его эффективность
- Внедрить в практику продуктивное чтение и оценить его эффективность
Актуальность
- Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
- Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
Ожидаемый результат
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, извлекать информацию из текста
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, извлекать информацию из текста
Практическая значимость
- Внедрение методики продуктивного чтения направленно на пробуждение интереса к книге и к чтению. Необходимо приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одной из ведущих компетенций функциональной грамотности – читательской.
- Внедрение методики продуктивного чтения направленно на пробуждение интереса к книге и к чтению. Необходимо приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одной из ведущих компетенций функциональной грамотности – читательской.
Продуктивное чтение
- Чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации , глубокое понимание текста .
- Данная технология направлена на формирование универсальных учебных компетенций истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Этапы продуктивного чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание)
Предтекстовая деятельность
Мотивация к чтению
Осмысление
Стратегии чтения
Текстовая деятельность
Интерпретация
Рефлексивное чтение
Послетекстовая деятельность
Понимание авторского смысла
3
Что такое притча?
Как вы понимаете выражение «небольшая разница»?
О чем пойдет речь в притче?
Небольшая разница (притча)
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Интерпретация
Рефлексивное чтение
- Кто?
- Когда?
- Зачем?
- Почему?
- Что было бы, если..?
- Как применить …?
Продуктивное чтение на уроках физики
Практические задания
3
Тема урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»
Предтекстовая стратегия
- Знакома ли вам эта картинка?
- Кто изображен на картине?
- Что означает надпись на картине?
3
Гениальный учёный Архимед, живший в древнегреческих Сиракузах в III веке до нашей эры, прославился среди современников как создатель оборонительных машин, способных перевернуть боевой корабль. Другое его изобретение, «Архимедов винт», по сей день остаётся важнейшей деталью гигантских буровых установок и кухонных мясорубок. Мир обязан Архимеду революционными открытиями в области оптики, математики и механики.
Его личность окутана легендами, порой весьма забавными. С одной из них мы и начнём нашу статью.
Однажды царь Сиракуз Гиерон II обратился к Архимеду с просьбой установить, действительно ли его корона выполнена из чистого золота, как утверждал ювелир. Правитель подозревал, что мастер прикарманил часть драгоценного металла и частично заменил его серебром.
В те времена не существовало способов определить химический состав металлического сплава. Задача поставила учёного в тупик. Размышляя над ней, он отправился в баню и лёг в ванну, до краёв наполненную водой. Когда часть воды вылилась наружу, на Архимеда снизошло озарение. Такое, что учёный голышом выскочил на улицу и закричал «Эврика!», что по-древнегречески означает «Нашёл!».
Он предположил, что вес вытесненной воды был равен весу его тела, и оказался прав. Явившись к царю, он попросил принести золотой слиток, равный по весу короне, и опустить оба предмета в наполненные до краёв резервуары с водой. Корона вытеснила больше воды, чем слиток. При одной и той же массе объём короны оказался больше, чем объём слитка, а значит, она обладала меньшей плотностью, чем золото. Выходит, царь правильно подозревал своего ювелира.
Так был открыт принцип, который теперь мы называем законом Архимеда:
На тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объёме погружённой части тела.
Эта выталкивающая сила и называется силой Архимеда.
Чем больше плотность среды — тем меньше вес. Именно поэтому погрузившись в воду, мы можем легко поднять другого человека.
Выталкивающая сила зависит от трёх факторов:
- плотности жидкости или газа ( p );
- ускорения свободного падения ( g );
- объёма погружённой части тела ( V ).
Текстовая стратегия
- по очереди читают текст. После каждого абзаца слушатели задают вопросы читающему
Текстовая стратегия
- Примеры вопросов:
- - кто такой Архимед?
- - с какой целью Архимед провел опыт?
- - из-за чего Архимед воскликнул «Эврика?»
- - оправдались ли ожидания ученого?
- - к какому выводу пришел Архимед?
Слушатели задают вопросы читающему
3
Послетекстовая стратегия
Вставка рисунка
Схема «Где ответ?»
1 ответ в тексте
2 ответы в частях текста, надо соединить
3 ответ надо интерпретировать
4 ответ за пределами текста
Вопросы к тексту:
- Какие механизмы были созданы Архимедом?
- Какое подозрение возникло у царя?
- Почему Архимед не провел химический анализ короны?
- Почему тело, погруженное в жидкость, становится легче?
- Одинаковая ли сила выталкивает полностью погруженное и частично погруженное тело?
- А что было бы, если корона была выполнена из платины?
Верные ответы:
1-1 2-1 3-1 4-2
5-3 (использует утверждение «сила Архимеда зависит от объёма погружённой части тела ( V )» и сам додумывает ответ).
6-4 (необходимо воспользоваться таблицей плотностей веществ)
Тема урока «Электрический ток и его действия»
Предтекстовая стратегия
Прочитай название текста и выбери утверждения, которые связаны с этой темой
До текста
Утверждения
После текста
Электрический ток опасен для здоровья человека
Тело человека слабо проводит электрический ток
Электрический ток может быть причиной термического ожога
Вода – плохой проводник тока
Действие тока на человека зависит от внешних факторов
Цель стратегии: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Текстовая стратегия
Действие электрического тока на организм человека
Тело человека является проводником. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.
Стоп:
-в чем проявляется термическое действие тока?
- опишите механическое действие тока.
Теперь дочитайте до следующей части, чтобы проверить свои ответы.
Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела,, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в том числе и крови, в нарушении ее физико-химического состава.
Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови. Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, а также нарушением внутренних биологических процессов.
Стоп:
-настолько ли опасно механическое действие тока?
-опиши свои ощущения, если имел место случай поражения током.
Теперь прочитайте следующую часть текста, чтобы узнать насколько опасен ток.
Текстовая стратегия
Вопросы для обсуждения:
Послетекстовая стратегия
- Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
- В чём он состоит?
- Почему вы так думаете?
Вернитесь к таблице утверждений и заполните 3 столбец.
Сравните с 1 столбцом.
Сделайте вывод.
Предтекстовая деятельность
Назвать по теме урока не менее 5 ключевых слов (записывают в тетрадь)
Возможные ответы:
Линейка, мензурка, квадрат, круг, камень
Текстовая стратегия
Читают параграф самостоятельно с пометками и заполняют таблицу
Послетекстовая стратегия
Вставка рисунка
Ключевые слова:
Линейка,
мензурка,
квадрат,
круг,
камень
- Дописывают ключевые слова
- Составляют предложения с ключевыми словами
Допишите ключевые слова:
Шкала, цена деления, единицы измерения, объем, шар, параллелепипед