СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование в действии "Продуктивное чтение на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предсталены примеры применения продуктивного чтения на уроках физики. В течение 2 четвертей применяла технологию, считаю ее достаточно рациональной для освоения большого объема информации. Кроме того, развивается осмысленное чтение, формируется читательская компетенция. 

Просмотр содержимого документа
«Исследование в действии "Продуктивное чтение на уроках физики"»

Практика Action Research как эффективный способ развития техники чтения

Цель:

  • Внедрить в практику продуктивное чтение и оценить его эффективность
  • Внедрить в практику продуктивное чтение и оценить его эффективность

Актуальность

  • Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
  • Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для учителя – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Ожидаемый результат

  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, извлекать информацию из текста
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, извлекать информацию из текста

Практическая значимость

  • Внедрение методики продуктивного чтения направленно на пробуждение интереса к книге и к чтению. Необходимо приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одной из ведущих компетенций функциональной грамотности – читательской.
  • Внедрение методики продуктивного чтения направленно на пробуждение интереса к книге и к чтению. Необходимо приобщить каждого ребенка к чтению, наделяя его одной из ведущих компетенций функциональной грамотности – читательской.

Продуктивное чтение Чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется  перечитывание всех видов текстовой информации ,  глубокое понимание текста . Данная технология направлена   на  формирование универсальных учебных компетенций истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста. Целью технологии  является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Продуктивное чтение

  • Чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется  перечитывание всех видов текстовой информации глубокое понимание текста .
  • Данная технология направлена   на  формирование универсальных учебных компетенций истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, умения извлекать информацию из текста.

Целью технологии  является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Этапы продуктивного чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание) Предтекстовая деятельность Мотивация к чтению Осмысление Стратегии чтения Текстовая деятельность Интерпретация Рефлексивное чтение Послетекстовая деятельность Понимание авторского смысла 3

Этапы продуктивного чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание)

Предтекстовая деятельность

Мотивация к чтению

Осмысление

Стратегии чтения

Текстовая деятельность

Интерпретация

Рефлексивное чтение

Послетекстовая деятельность

Понимание авторского смысла

3

Что такое притча? Как вы понимаете выражение «небольшая разница»? О чем пойдет речь в притче?  Небольшая разница (притча)         Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».

Что такое притча?

Как вы понимаете выражение «небольшая разница»?

О чем пойдет речь в притче?

Небольшая разница (притча)

        Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».

Интерпретация Попеременное чтение Вопросы читающему

Интерпретация

  • Попеременное чтение
  • Вопросы читающему
Рефлексивное чтение Кубик (ромашка) Блума Кто? Когда? Зачем? Почему? Что было бы, если..? Как применить …?

Рефлексивное чтение

  • Кубик (ромашка) Блума
  • Кто?
  • Когда?
  • Зачем?
  • Почему?
  • Что было бы, если..?
  • Как применить …?
Продуктивное чтение на уроках физики Практические задания 3

Продуктивное чтение на уроках физики

Практические задания

3

Тема урока  «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» Предтекстовая стратегия  Знакома ли вам эта картинка? Кто изображен на картине? Что означает надпись на картине? 3

Тема урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»

Предтекстовая стратегия

  • Знакома ли вам эта картинка?
  • Кто изображен на картине?
  • Что означает надпись на картине?

3

Гениальный учёный Архимед, живший в древнегреческих Сиракузах в III веке до нашей эры, прославился среди современников как создатель оборонительных машин, способных перевернуть боевой корабль. Другое его изобретение, «Архимедов винт», по сей день остаётся важнейшей деталью гигантских буровых установок и кухонных мясорубок. Мир обязан Архимеду революционными открытиями в области оптики, математики и механики.

Его личность окутана легендами, порой весьма забавными. С одной из них мы и начнём нашу статью.

Однажды царь Сиракуз Гиерон II обратился к Архимеду с просьбой установить, действительно ли его корона выполнена из чистого золота, как утверждал ювелир. Правитель подозревал, что мастер прикарманил часть драгоценного металла и частично заменил его серебром.

В те времена не существовало способов определить химический состав металлического сплава. Задача поставила учёного в тупик. Размышляя над ней, он отправился в баню и лёг в ванну, до краёв наполненную водой. Когда часть воды вылилась наружу, на Архимеда снизошло озарение. Такое, что учёный голышом выскочил на улицу и закричал «Эврика!», что по-древнегречески означает «Нашёл!».

Он предположил, что вес вытесненной воды был равен весу его тела, и оказался прав. Явившись к царю, он попросил принести золотой слиток, равный по весу короне, и опустить оба предмета в наполненные до краёв резервуары с водой. Корона вытеснила больше воды, чем слиток. При одной и той же массе объём короны оказался больше, чем объём слитка, а значит, она обладала меньшей плотностью, чем золото. Выходит, царь правильно подозревал своего ювелира.

Так был открыт принцип, который теперь мы называем законом Архимеда:

На тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объёме погружённой части тела.

Эта выталкивающая сила и называется силой Архимеда.

Чем больше плотность среды — тем меньше вес. Именно поэтому погрузившись в воду, мы можем легко поднять другого человека. 

Выталкивающая сила зависит от трёх факторов:

  • плотности жидкости или газа ( p );
  • ускорения свободного падения ( g );
  • объёма погружённой части тела ( V ).

 

Текстовая стратегия

  • по очереди читают текст. После каждого абзаца слушатели задают вопросы читающему
Текстовая стратегия Примеры вопросов: - кто такой Архимед? - с какой целью Архимед провел опыт? - из-за чего Архимед воскликнул «Эврика?» - оправдались ли ожидания ученого? - к какому выводу пришел Архимед? Слушатели задают вопросы читающему 3

Текстовая стратегия

  • Примеры вопросов:
  • - кто такой Архимед?
  • - с какой целью Архимед провел опыт?
  • - из-за чего Архимед воскликнул «Эврика?»
  • - оправдались ли ожидания ученого?
  • - к какому выводу пришел Архимед?

Слушатели задают вопросы читающему

3

Послетекстовая стратегия Вставка рисунка Схема «Где ответ?» 1 ответ в тексте 2 ответы в частях текста, надо соединить 3 ответ надо интерпретировать 4 ответ за пределами текста Вопросы к тексту: Какие механизмы были созданы Архимедом? Какое подозрение возникло у царя? Почему Архимед не провел химический анализ короны? Почему тело, погруженное в жидкость, становится легче? Одинаковая ли сила выталкивает полностью погруженное и частично погруженное тело? А что было бы, если корона была выполнена из платины? Верные ответы: 1-1 2-1 3-1 4-2 5-3 (использует утверждение «сила Архимеда зависит от объёма погружённой части тела ( V )» и сам додумывает ответ). 6-4 (необходимо воспользоваться таблицей плотностей веществ)

Послетекстовая стратегия

Вставка рисунка

Схема «Где ответ?»

1 ответ в тексте

2 ответы в частях текста, надо соединить

3 ответ надо интерпретировать

4 ответ за пределами текста

Вопросы к тексту:

  • Какие механизмы были созданы Архимедом?
  • Какое подозрение возникло у царя?
  • Почему Архимед не провел химический анализ короны?
  • Почему тело, погруженное в жидкость, становится легче?
  • Одинаковая ли сила выталкивает полностью погруженное и частично погруженное тело?
  • А что было бы, если корона была выполнена из платины?

Верные ответы:

1-1 2-1 3-1 4-2

5-3 (использует утверждение «сила Архимеда зависит от объёма погружённой части тела ( V )» и сам додумывает ответ).

6-4 (необходимо воспользоваться таблицей плотностей веществ)

Тема урока «Электрический ток и его действия»   Предтекстовая стратегия   Прочитай название текста и выбери утверждения, которые связаны с этой темой  До текста Утверждения   После текста Электрический ток опасен для здоровья человека   Тело человека слабо проводит электрический ток     Электрический ток может быть причиной термического ожога     Вода – плохой проводник тока       Действие тока на человека зависит от внешних факторов  

Тема урока «Электрический ток и его действия»

Предтекстовая стратегия

Прочитай название текста и выбери утверждения, которые связаны с этой темой

До текста

Утверждения

 

После текста

Электрический ток опасен для здоровья человека

 

Тело человека слабо проводит электрический ток

 

 

Электрический ток может быть причиной термического ожога

 

 

Вода – плохой проводник тока

 

 

 

Действие тока на человека зависит от внешних факторов

 

Цель  стратегии:  управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам бу­дут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Текстовая стратегия   Действие электрического тока на организм человека      Тело человека является проводником. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.   Стоп: -в чем проявляется термическое действие тока? - опишите механическое действие тока. Теперь дочитайте до сле­дующей части, чтобы проверить свои ответы.         

Цель  стратегии:  управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам бу­дут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Текстовая стратегия

Действие электрического тока на организм человека

     Тело человека является проводником. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.

 

Стоп:

-в чем проявляется термическое действие тока?

- опишите механическое действие тока.

Теперь дочитайте до сле­дующей части, чтобы проверить свои ответы.

 

      

Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела,, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в том числе и крови, в нарушении ее физико-химического состава.      Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови. Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, а также нарушением внутренних биологических процессов.   Стоп: -настолько ли опасно механическое действие тока? -опиши свои ощущения, если имел место случай поражения током. Теперь про­читайте следующую часть текста, чтобы узнать насколько опасен ток. Текстовая стратегия

Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела,, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в том числе и крови, в нарушении ее физико-химического состава.

     Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови. Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, а также нарушением внутренних биологических процессов.

 

Стоп:

-настолько ли опасно механическое действие тока?

-опиши свои ощущения, если имел место случай поражения током.

Теперь про­читайте следующую часть текста, чтобы узнать насколько опасен ток.

Текстовая стратегия

Вопросы для обсуждения: Послетекстовая стратегия Содержит ли эта история поучительный урок для вас? В чём он состоит? Почему вы так думаете?   Вернитесь к таблице утверждений и заполните 3 столбец. Сравните с 1 столбцом. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения:

Послетекстовая стратегия

  • Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
  • В чём он состоит?
  • Почему вы так думаете?

 

Вернитесь к таблице утверждений и заполните 3 столбец.

Сравните с 1 столбцом.

Сделайте вывод.

Предтекстовая деятельность Назвать по теме урока не менее 5 ключевых слов (записывают в тетрадь) Возможные ответы: Линейка, мензурка, квадрат, круг, камень

Предтекстовая деятельность

Назвать по теме урока не менее 5 ключевых слов (записывают в тетрадь)

Возможные ответы:

Линейка, мензурка, квадрат, круг, камень

Текстовая стратегия Читают параграф самостоятельно с пометками и заполняют таблицу

Текстовая стратегия

Читают параграф самостоятельно с пометками и заполняют таблицу

Послетекстовая стратегия Вставка рисунка Ключевые слова: Линейка, мензурка, квадрат, круг, камень Дописывают ключевые слова Составляют предложения с ключевыми словами Допишите ключевые слова: Шкала, цена деления, единицы измерения, объем, шар, параллелепипед

Послетекстовая стратегия

Вставка рисунка

Ключевые слова:

Линейка,

мензурка,

квадрат,

круг,

камень

  • Дописывают ключевые слова
  • Составляют предложения с ключевыми словами

Допишите ключевые слова:

Шкала, цена деления, единицы измерения, объем, шар, параллелепипед


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!