28 межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущее»
Исследовательская работа
«Судьба, опаленная войной…»
(жизнь М.В. Скрипкиной,
бывшей малолетней узницы)
Авторы: Александрова Екатерина и Жуков Денис
обучающиеся 6 А класса
МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова
Руководитель: Зуева Татьяна Алексеевна,
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 им. К.С. Заслонова,
муниципальный координатор
проекта «Навигаторы детства»
г. Невель 2024г.
Содержание
Введение 3-4
Основная часть
Глава 1. Детство, отравленное войной 5
Глава 2.Трудовой фронт 7
Заключение 9
Библиография 10
Введение
Война… С каждым годом все дальше и дальше она от нас. Давно уже стали историей события 1941-1945 годов. Но все еще звучат страшные рассказы о них, все еще идут по телевизору фильмы о войне. Немало сказано о тех, кто в грозные годы с оружием в руках выходил на врага или ночи напролет стоял у станка, помогая приблизить победу.
Но были и другие. Это дети - узники фашистских концлагерей, дети, угнанные с родных мест в оккупированные территории. «Это не смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, которые оставили где-то дом, семью, пашню, песни, книги, традицию и историю. Это – пересечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа…» - так написал в своей книге «Украина без евреев» Василий Гроссман. Холокост, Саласпилс, Бухенвальд… Сколько же их было на нашей земле?!
О концлагерях мы много читали в книгах. Читали мы и о детях, которым приходилось выживать в суровых условиях, работая день и ночь у хозяев в оккупированной Литве, Латвии, Польше и т.д. Читали такое, от чего сдавливает горло и не хочется в это верить. Но прежде мы никогда не задумывалась о том, что люди, пережившие весь этот ужас, могут находиться рядом с нами, жить по соседству.
В прошлом году мы рассказывали о трагедии малолетних узников. Нас до глубины души затронула их история. После посещения перед великим днем Победы этих замечательных, улыбчивых, добродушных людей, которые когда-то в детстве, опаленном войной, оказались на чужой земле, мытвердо решили, об этих людях должны знать все жители нашего города и района. Так появилась идея написания целой серии исследовательских работ о военном детстве, юности и трудовой жизни бывших малолетних узников. Нам надо очень поспешить, так как пожилые люди в любой момент, к сожалению, могут уйти. Сегодня мы представляем вашему вниманию работу о жизни жительницы нашего города, бывшей в фашистском изгнании в 5 лет, о Скрипкиной Марии Васильевне.
Цель: исследование материалов жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, М.В. Скрипкиной – жительницы города Невеля.
Задачи:
Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;
Выделить период жизни, связанный с ВОВ;
Подготовить материал для классного часа, посвященного малолетней узнице, угнанной фашистскими оккупантами;
Подготовить материалы для фотовыставки фотографий, наград, печатных материалов в школьном музее.
При написании работы мы использовали методы:
Эмпирические: беседы, интервью, устный опрос, наблюдение;
Теоретические: анализ, обобщение.
Ход исследования:
Беседа
Интервьюирование
Знакомство с домашним архивом (фотографии, материалы СМИ)
Оформление собранных материалов.
Глава 1
Детство, отравленное войной
С начала оккупации Себежский, Идрицкий и смежные с ними районы были забиты немецкими войсками, направлявшимися через их территорию к Москве и Ленинграду.
К концу 1943 года ситуация на Псковщине усугубилась. Оккупанты могли приказать жителям целой деревни в течение 10 минут подготовиться к отъезду из населенного пункта. С собой можно было взять лишь то, что успеешь. Всё остальное фашисты присваивали себе или сжигали. Чтобы не попасть в рабство, псковичи скрывались в лесах, прятались в ямах и подвалах, забирались даже в склепы кладбищ. На мирных жителей была открыта охота – фашисты искали их при помощи натренированных собак. Тех, кого удалось обнаружить, жестоко избивали или убивали на месте, рассчитывая таким способом «преподать урок» всем остальным.
Как показывают архивные материалы, с жителями оккупированных территорий обращались жестоко. Например, детей войска нацистской Германии использовали как живые щиты во время операций, ими торговали, их использовали как биологический материал… Без колебаний их разлучали с семьями и угоняли в рабство вместе с чужими женщинами и стариками.
Это же мы прослеживаем и в интервью Марии Васильевны Скрипкиной.
Родилась Мария Васильевна 17 января 1938 года в деревне Байкино Идрицкого (ныне Себежского) района в семье крестьян. Когда пришли в деревню немцы, все жители прятались в лесу и там ночевали, в том числе и семья Марии Васильевны. Мария Васильевна рассказывает: «Это было в 1943 году. Мне надоело каждую ночь прятаться по кустам, я расплакалась и осталась дома с братом, ему было 10 лет, дедушкой и бабушкой. Бабушка была совсем слепая, делать ничего не могла, только сидела. А на утро немцы приказали всем выходить из дома. Старший брат выпрыгнул в окно и убежал в лес к матери. А меня с дедушкой и односельчанами погнали пешком в Идрицу.»
Мы исследовали путь от деревни Байкино до Идрицы – это 34 километра! На момент угона жителей деревни Байкино фашистскими оккупантами, Марии Васильевне было всего 4 года, по её словам. Это какую же надо иметь силу духа, выдержку, чтобы преодолеть такое расстояние! Хотя Мария Васильевна и говорит, что, скорее всего, дедушка её нёс на руках хоть иногда. Но всё равно пришлось преодолеть очень большое расстояние с одной только остановкой в д. Сутоки.
А дальше наша героиня рассказывает об условиях перевозки детей и стариков фашистами.
«В Идрице жили в конюшне несколько дней, стояли в очередях за похлёбкой. А потом нас погрузили в товарные вагоны и повезли в неизвестность»
Детей и стариков продавали в рабство на хутора в Латвии и Литве. Хорошо, если ребенок попадал вместе с родными. Маленькой Маше повезло, она оказалась вместе с дедушкой в литовской семье на хуторе. Но, к сожалению, дедушка очень скоро умер. Маленькая девочка решила, что дедушка не встаёт, потому что он долго ничего не ел. И она пыталась его накормить, уже мертвого.
Условия жизни на хуторе у хозяев были ужасные. Никто из семьи не считал малышку человеком.
«Ела вместе с кошкой, миска стояла у порога. Спала на кроснах, подкладывали 2 доски и сверху укрывалась шубой, которая кишела вшами. Моя ежедневна постоянная работа с утра до ночи – «скубсти» перья.»
В таких чудовищных условиях Маша прожила больше года. Земляки Маши, жившие в Литве в это время, пожаловались в местную управу и в один прекрасный день малышку отдали в другую семью.
«Там ко мне относились по-человечески. Была кое-какая одежонка, кормили за столом, помогала по хозяйству новой хозяйке и даже стала называть её «мамой».
Так в рабстве Маша прожила целых 3 года! В августе 1945 года настоящая мама наконец-то нашла свою девочку. Стали возвращаться односельчане и передали маме, что Маша жива.
« Мама приехала на этот хутор и спрашивала где моя дочь, а ей отвечали: «Да знаем, знаем такую девочку, но она уже на родине». И мама решила пойти к хозяйке мол расскажет что-нибудь. А то что меня вернули в соседних хуторах еще не знали. Мама приходит и я тут, вот такая встреча. Я её узнала и крикнула МАМА! И больше 3 дня не подходила, отвыкла. Мы на хуторе жили 2-3 недельки, а потом хозяйка нам поросёночка дала. А, как ехать с коробкой в поезде? Ехали как-то .Вот так я вернулась домой. С Невеля шли пешком с поросёночком (была прямая дорога до моей деревни). Это было в 45 году».
Глава 2
Трудовой фронт
После освобождения от немецко-фашистских захватчиков на территории Идрицкого и Себежского районов жизнь была очень тяжелой. Как и вообще на территории всей нашей страны.
Из анализа разных источников мы нашли такую информацию.
С лица земли исчезли и никогда не возродились 430 деревень. Район на долгие годы обезлюдел и ни в лучшие советские времена, ни в наши дни не достиг той численности населения, которую имел до войны. Общая численность населения Идрицкого и Себежского районов перед войной составляла около 92 тысяч человек. Когда немцы были изгнаны, здесь оставалось менее 10 тысяч человек.
О таком же трудном положении рассказывает и Мария Васильевна.
«Что скажу про школьные времена: была очень сильная бедность, нечего было ни обуть, ни одеть, все так жили, все. Не только мы».
После возвращения домой маленькую Машу в школу взяли не сразу.
« В школу меня еще не брали, но из Ленинграда приехала семья двоюродной сестры, а назад уехать не могли. И сестра ходила в школу, она меня на 2 года старше. А я с ней хожу. Куда мне деваться? И позже меня сразу перевели во 2 класс. А после окончания 7 классов я поступила В Педучилище, отучилась там и поехала работать».
Трудовая жизнь Марии Васильевны началась на родине, в Идрицком районе. Она работала учителем в школе и заочно училась в Псковском педагогическом институте. Но судьба распорядилась так, что выйдя замуж ей пришлось переехать в Смоленск. Муж учился в Медицинском институте, и Мария Васильевна перевелась в Смоленский педагогический институт. Потом после окончания института, их по распределению отправили на работу в Невель. С 1954 года Невель для молодой семьи Скрипкиных стал родным. Муж работал главврачом Невельской больницы, а Мария Васильевна – сначала в школе, а с 1968 года преподавала в Невельском медицинском училище.
Мария Васильевна проработала 28 лет в Мед. Училище с 1968 – 1994 год, но после выхода на пенсию начала работать на общественной работе в Администрации по Малолетним Узникам, до 2018 года. Мария Васильевна показала нам свои фотографии на рабочем месте с её коллегами. Мы узнали что половина всех её фотографий отправлены во Псковский музей. Фотографий было очень много, и с каждой фотографией своя история например как сама Мария Васильевна ездила вместе с Узниками и Блокадниками на Курган Дружбы, празднование 9 Мая и многое Другое. Также вместе с фотографиями Мария Васильевна хранит и вырезки с газет где написано про Неё и про многих других Узников и Ветеранах. Мы узнали что её фотография даже висела на районной доске почёта.
У нас был очень Философский вопрос. Что вы больше всего цените в жизни? На который Мария Васильевна дала нам замечательный ответ:
- Конечно в первую очередь это семья, работа на которую хочется возвращаться ведь это очень важно. Мария Васильевна жила работой и детьми ведь осталась одна без мужа в 23 года. У каждого своё кто чем живёт. Мария Васильевна очень любит читать особенно газеты. Под конец ответа она сказала что нужно иметь хороших и надёжных друзей.
У нас остался последний вопрос для Марии Васильевны. Что вы хотите пожелать молодому поколению?
- Конечно же это быть честными со всеми с другом, с подругой, некогда не кого не обманывать, не ловчить, прямо по жизни идти и всегда тебя заметят и в жизни всё будет хорошо. Ведь в мире очень много плохих людей.
Заключение
В своей работе мы рассказали о жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, о замечательном человеке Марии Васильевне Скрипкиной – жительницы города Невеля.
. Самое удивительное в этой женщине то, что, несмотря на все пережитое, глаза ее светятся добротой, излучают тепло. Не убила война в ней душевной щедрости и красоты. Наверное, в этом и кроется одна из причин победы – в умении оставаться человеком при любых обстоятельствах.
Все, что сейчас говорят о войне, мы, дети, не всегда слушаем внимательно. Многие могут нас обвинить в глупости, бездушии. Но легко ли нам, никогда не слышавшим воя снарядов, представить себе, что это возможно? Требовать от нас, выросших в тепле и сытости, такого понимания, трудно. Нужно терпеливо и постоянно рассказывать об этом, чтобы мы знали историю своей родины не только по книгам. Скрипкина Мария Васильевна – живой свидетель того, как советской народ боролся за свободу, за право быть человеком.
В ходе своего исследования нам удалось:
Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;
Выделить период жизни, связанный с ВОВ;
Подготовить материалы для классного часа, посвященный малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами;
Подготовить материалы для фотовыставки фотографий, наград, печатных материалов в школьном музее.
Мы уверены, что наши сверстники, познакомившись с материалами работы, заинтересуются этой темой и продолжат собирать материал о земляках, чья жизнь пришлась на тяжелые военные годы.
Библиография
Интернет-источники:
https://www.mk-pskov.ru/social/2022/05/07/morili-golodom-i-zabirali-krov-o-chyom-pisali-ugnannye-v-rabstvo-pskovskie-deti.html дата обращения 19.03.2024г.
https://pobeda60.ru/pskovskij-kraj-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/sebezhskij-rajon/istorija-sebezhskogo-rajona-1941-1945/ дата обращения 19 марта 2024г.
Архив библиотеки
Басовская В.Д. «Трагедия и подвиг» М «Русский язык» 1985 г.
Брухвельд С., Левин А.П. «Передайте об этом детям вашим…» История Холокоста в Европе 1933-1945 М «Текст» 2000 г.
Тоборко В.А. «Летопись Великой Отечественной» М «Молодая гвардия» 1985 г.
Приложение