СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Судьба, опаленная войной" (История жизни бывшей малолетней узницы Скрипкиной М.В.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война… С каждым годом все дальше и дальше она от нас. Давно уже стали историей события 1941-1945 годов. Но все еще звучат страшные рассказы о них, все еще идут по телевизору фильмы о войне.

Но были и другие. Это дети - узники фашистских концлагерей, дети, угнанные с родных мест в оккупированные территории.

В прошлом году мы рассказывали о трагедии малолетних узников. Нас  до глубины души затронула их история. Так появилась идея написания целой серии исследовательских работ о военном детстве, юности и трудовой жизни бывших малолетних узников. Сегодня мы представляем вашему вниманию работу о жизни жительницы нашего города, бывшей в фашистском изгнании в 5 лет, о Скрипкиной Марии Васильевне.

 

Цель: исследование материалов жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, М.В. Скрипкиной – жительницы города Невеля.

 

Задачи:

  1. Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;
  2. Выделить период жизни, связанный с ВОВ;
  3. Подготовить материал для  классного часа, посвященного малолетней узнице, угнанной фашистскими оккупантами;
  4. Подготовить материалы для  фотовыставки фотографий,  наград, печатных материалов в школьном музее.

 

При написании работы мы  использовали методы:

  • Эмпирические: беседы, интервью, устный опрос, наблюдение;
  • Теоретические: анализ, обобщение.

 

Ход исследования:

  • Беседа
  • Интервьюирование
  • Знакомство с домашним архивом (фотографии, материалы СМИ)
  • Оформление собранных материалов.

В своей работе мы рассказали о жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, о замечательном человеке Марии Васильевне Скрипкиной – жительницы города Невеля.

Мы уверены, что наши сверстники, познакомившись с материалами работы, заинтересуются этой темой и продолжат собирать материал о земляках, чья жизнь пришлась на тяжелые военные годы.

 

В ходе своего исследования нам удалось:

  1. Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;
  2. Выделить период жизни, связанный с ВОВ;
  3. Подготовить материалы для  классного часа, посвященный малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами;
  4. Подготовить материалы для  фотовыставки фотографий,  наград, печатных материалов в школьном музее.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Судьба, опаленная войной" (История жизни бывшей малолетней узницы Скрипкиной М.В.)»

28 межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущее»











Исследовательская работа

«Судьба, опаленная войной…»

(жизнь М.В. Скрипкиной,

бывшей малолетней узницы)



Авторы: Александрова Екатерина и Жуков Денис

обучающиеся 6 А класса

МОУ СОШ №1 им. К.С. Заслонова



Руководитель: Зуева Татьяна Алексеевна,

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 им. К.С. Заслонова,

муниципальный координатор

проекта «Навигаторы детства»


г. Невель 2024г.







Содержание



  1. Введение 3-4

  2. Основная часть

Глава 1. Детство, отравленное войной 5

Глава 2.Трудовой фронт 7

  1. Заключение 9

  2. Библиография 10





















Введение

Война… С каждым годом все дальше и дальше она от нас. Давно уже стали историей события 1941-1945 годов. Но все еще звучат страшные рассказы о них, все еще идут по телевизору фильмы о войне. Немало сказано о тех, кто в грозные годы с оружием в руках выходил на врага или ночи напролет стоял у станка, помогая приблизить победу.

Но были и другие. Это дети - узники фашистских концлагерей, дети, угнанные с родных мест в оккупированные территории. «Это не смерть на войне с оружием в руках, смерть людей, которые оставили где-то дом, семью, пашню, песни, книги, традицию и историю. Это – пересечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа…» - так написал в своей книге «Украина без евреев» Василий Гроссман. Холокост, Саласпилс, Бухенвальд… Сколько же их было на нашей земле?!

О концлагерях мы много читали в книгах. Читали мы и о детях, которым приходилось выживать в суровых условиях, работая день и ночь у хозяев в оккупированной Литве, Латвии, Польше и т.д. Читали такое, от чего сдавливает горло и не хочется в это верить. Но прежде мы никогда не задумывалась о том, что люди, пережившие весь этот ужас, могут находиться рядом с нами, жить по соседству.

В прошлом году мы рассказывали о трагедии малолетних узников. Нас до глубины души затронула их история. После посещения перед великим днем Победы этих замечательных, улыбчивых, добродушных людей, которые когда-то в детстве, опаленном войной, оказались на чужой земле, мытвердо решили, об этих людях должны знать все жители нашего города и района. Так появилась идея написания целой серии исследовательских работ о военном детстве, юности и трудовой жизни бывших малолетних узников. Нам надо очень поспешить, так как пожилые люди в любой момент, к сожалению, могут уйти. Сегодня мы представляем вашему вниманию работу о жизни жительницы нашего города, бывшей в фашистском изгнании в 5 лет, о Скрипкиной Марии Васильевне.


Цель: исследование материалов жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, М.В. Скрипкиной – жительницы города Невеля.


Задачи:

  1. Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;

  2. Выделить период жизни, связанный с ВОВ;

  3. Подготовить материал для классного часа, посвященного малолетней узнице, угнанной фашистскими оккупантами;

  4. Подготовить материалы для фотовыставки фотографий, наград, печатных материалов в школьном музее.



При написании работы мы использовали методы:

  • Эмпирические: беседы, интервью, устный опрос, наблюдение;

  • Теоретические: анализ, обобщение.


Ход исследования:

  • Беседа

  • Интервьюирование

  • Знакомство с домашним архивом (фотографии, материалы СМИ)

  • Оформление собранных материалов.








Глава 1


Детство, отравленное войной

С начала оккупации Себежский, Идрицкий и смежные с ними районы были забиты немецкими войсками, направлявшимися через их территорию к Москве и Ленинграду.

К концу 1943 года ситуация на Псковщине усугубилась. Оккупанты могли приказать жителям целой деревни в течение 10 минут подготовиться к отъезду из населенного пункта. С собой можно было взять лишь то, что успеешь. Всё остальное фашисты присваивали себе или сжигали. Чтобы не попасть в рабство, псковичи скрывались в лесах, прятались в ямах и подвалах, забирались даже в склепы кладбищ. На мирных жителей была открыта охота – фашисты искали их при помощи натренированных собак. Тех, кого удалось обнаружить, жестоко избивали или убивали на месте, рассчитывая таким способом «преподать урок» всем остальным.

Как показывают архивные материалы, с жителями оккупированных территорий обращались жестоко. Например, детей войска нацистской Германии использовали как живые щиты во время операций, ими торговали, их использовали как биологический материал… Без колебаний их разлучали с семьями и угоняли в рабство вместе с чужими женщинами и стариками.

Это же мы прослеживаем и в интервью Марии Васильевны Скрипкиной.

Родилась Мария Васильевна 17 января 1938 года в деревне Байкино Идрицкого (ныне Себежского) района в семье крестьян. Когда пришли в деревню немцы, все жители прятались в лесу и там ночевали, в том числе и семья Марии Васильевны. Мария Васильевна рассказывает: «Это было в 1943 году. Мне надоело каждую ночь прятаться по кустам, я расплакалась и осталась дома с братом, ему было 10 лет, дедушкой и бабушкой. Бабушка была совсем слепая, делать ничего не могла, только сидела. А на утро немцы приказали всем выходить из дома. Старший брат выпрыгнул в окно и убежал в лес к матери. А меня с дедушкой и односельчанами погнали пешком в Идрицу.»

Мы исследовали путь от деревни Байкино до Идрицы – это 34 километра! На момент угона жителей деревни Байкино фашистскими оккупантами, Марии Васильевне было всего 4 года, по её словам. Это какую же надо иметь силу духа, выдержку, чтобы преодолеть такое расстояние! Хотя Мария Васильевна и говорит, что, скорее всего, дедушка её нёс на руках хоть иногда. Но всё равно пришлось преодолеть очень большое расстояние с одной только остановкой в д. Сутоки.

А дальше наша героиня рассказывает об условиях перевозки детей и стариков фашистами.

«В Идрице жили в конюшне несколько дней, стояли в очередях за похлёбкой. А потом нас погрузили в товарные вагоны и повезли в неизвестность»

Детей и стариков продавали в рабство на хутора в Латвии и Литве. Хорошо, если ребенок попадал вместе с родными. Маленькой Маше повезло, она оказалась вместе с дедушкой в литовской семье на хуторе. Но, к сожалению, дедушка очень скоро умер. Маленькая девочка решила, что дедушка не встаёт, потому что он долго ничего не ел. И она пыталась его накормить, уже мертвого.

Условия жизни на хуторе у хозяев были ужасные. Никто из семьи не считал малышку человеком.

«Ела вместе с кошкой, миска стояла у порога. Спала на кроснах, подкладывали 2 доски и сверху укрывалась шубой, которая кишела вшами. Моя ежедневна постоянная работа с утра до ночи – «скубсти» перья.»

В таких чудовищных условиях Маша прожила больше года. Земляки Маши, жившие в Литве в это время, пожаловались в местную управу и в один прекрасный день малышку отдали в другую семью.

«Там ко мне относились по-человечески. Была кое-какая одежонка, кормили за столом, помогала по хозяйству новой хозяйке и даже стала называть её «мамой».

Так в рабстве Маша прожила целых 3 года! В августе 1945 года настоящая мама наконец-то нашла свою девочку. Стали возвращаться односельчане и передали маме, что Маша жива.

« Мама приехала на этот хутор и спрашивала где моя дочь, а ей отвечали: «Да знаем, знаем такую девочку, но она уже на родине». И мама решила пойти к хозяйке мол расскажет что-нибудь. А то что меня вернули в соседних хуторах еще не знали. Мама приходит и я тут, вот такая встреча. Я её узнала и крикнула МАМА! И больше 3 дня не подходила, отвыкла. Мы на хуторе жили 2-3 недельки, а потом хозяйка нам поросёночка дала. А, как ехать с коробкой в поезде? Ехали как-то .Вот так я вернулась домой. С Невеля шли пешком с поросёночком (была прямая дорога до моей деревни). Это было в 45 году».



Глава 2


Трудовой фронт

После освобождения от немецко-фашистских захватчиков на территории Идрицкого и Себежского районов жизнь была очень тяжелой. Как и вообще на территории всей нашей страны.

Из анализа разных источников мы нашли такую информацию.

С лица земли исчезли и никогда не возродились 430 деревень. Район на долгие годы обезлюдел и ни в лучшие советские времена, ни в наши дни не достиг той численности населения, которую имел до войны. Общая численность населения Идрицкого и Себежского районов перед войной составляла около 92 тысяч человек. Когда немцы были изгнаны, здесь оставалось менее 10 тысяч человек.

О таком же трудном положении рассказывает и Мария Васильевна.

«Что скажу про школьные времена: была очень сильная бедность, нечего было ни обуть, ни одеть, все так жили, все. Не только мы».

После возвращения домой маленькую Машу в школу взяли не сразу.

« В школу меня еще не брали, но из Ленинграда приехала семья двоюродной сестры, а назад уехать не могли. И сестра ходила в школу, она меня на 2 года старше. А я с ней хожу. Куда мне деваться? И позже меня сразу перевели во 2 класс. А после окончания 7 классов я поступила В Педучилище, отучилась там и поехала работать».

Трудовая жизнь Марии Васильевны началась на родине, в Идрицком районе. Она работала учителем в школе и заочно училась в Псковском педагогическом институте. Но судьба распорядилась так, что выйдя замуж ей пришлось переехать в Смоленск. Муж учился в Медицинском институте, и Мария Васильевна перевелась в Смоленский педагогический институт. Потом после окончания института, их по распределению отправили на работу в Невель. С 1954 года Невель для молодой семьи Скрипкиных стал родным. Муж работал главврачом Невельской больницы, а Мария Васильевна – сначала в школе, а с 1968 года преподавала в Невельском медицинском училище.

Мария Васильевна проработала 28 лет в Мед. Училище с 1968 – 1994 год, но после выхода на пенсию начала работать на общественной работе в Администрации по Малолетним Узникам, до 2018 года. Мария Васильевна показала нам свои фотографии на рабочем месте с её коллегами. Мы узнали что половина всех её фотографий отправлены во Псковский музей. Фотографий было очень много, и с каждой фотографией своя история например как сама Мария Васильевна ездила вместе с Узниками и Блокадниками на Курган Дружбы, празднование 9 Мая и многое Другое. Также вместе с фотографиями Мария Васильевна хранит и вырезки с газет где написано про Неё и про многих других Узников и Ветеранах. Мы узнали что её фотография даже висела на районной доске почёта.

У нас был очень Философский вопрос. Что вы больше всего цените в жизни? На который Мария Васильевна дала нам замечательный ответ:

- Конечно в первую очередь это семья, работа на которую хочется возвращаться ведь это очень важно. Мария Васильевна жила работой и детьми ведь осталась одна без мужа в 23 года. У каждого своё кто чем живёт. Мария Васильевна очень любит читать особенно газеты. Под конец ответа она сказала что нужно иметь хороших и надёжных друзей.

У нас остался последний вопрос для Марии Васильевны. Что вы хотите пожелать молодому поколению?

- Конечно же это быть честными со всеми с другом, с подругой, некогда не кого не обманывать, не ловчить, прямо по жизни идти и всегда тебя заметят и в жизни всё будет хорошо. Ведь в мире очень много плохих людей.

































Заключение

В своей работе мы рассказали о жизни малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами, о замечательном человеке Марии Васильевне Скрипкиной – жительницы города Невеля.

. Самое удивительное в этой женщине то, что, несмотря на все пережитое, глаза ее светятся добротой, излучают тепло. Не убила война в ней душевной щедрости и красоты. Наверное, в этом и кроется одна из причин победы – в умении оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Все, что сейчас говорят о войне, мы, дети, не всегда слушаем внимательно. Многие могут нас обвинить в глупости, бездушии. Но легко ли нам, никогда не слышавшим воя снарядов, представить себе, что это возможно? Требовать от нас, выросших в тепле и сытости, такого понимания, трудно. Нужно терпеливо и постоянно рассказывать об этом, чтобы мы знали историю своей родины не только по книгам. Скрипкина Мария Васильевна – живой свидетель того, как советской народ боролся за свободу, за право быть человеком.

В ходе своего исследования нам удалось:

  1. Собрать библиографический материал о Скрипкиной М.В..;

  2. Выделить период жизни, связанный с ВОВ;

  3. Подготовить материалы для классного часа, посвященный малолетней узницы, угнанной фашистскими оккупантами;

  4. Подготовить материалы для фотовыставки фотографий, наград, печатных материалов в школьном музее.


Мы уверены, что наши сверстники, познакомившись с материалами работы, заинтересуются этой темой и продолжат собирать материал о земляках, чья жизнь пришлась на тяжелые военные годы.





Библиография


Интернет-источники:

  1. https://www.mk-pskov.ru/social/2022/05/07/morili-golodom-i-zabirali-krov-o-chyom-pisali-ugnannye-v-rabstvo-pskovskie-deti.html дата обращения 19.03.2024г.

  2. https://pobeda60.ru/pskovskij-kraj-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/sebezhskij-rajon/istorija-sebezhskogo-rajona-1941-1945/ дата обращения 19 марта 2024г.

  3. Архив библиотеки

  4. Басовская В.Д. «Трагедия и подвиг» М «Русский язык» 1985 г.

  5. Брухвельд С., Левин А.П. «Передайте об этом детям вашим…» История Холокоста в Европе 1933-1945 М «Текст» 2000 г.

  6. Тоборко В.А. «Летопись Великой Отечественной» М «Молодая гвардия» 1985 г.


















Приложение







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!