Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Итоговый индивидуальный проект
Тема
«Смертная казнь: историческая жестокость или средство ограничивающее преступность в обществе?»
Тип проекта: исследовательский
Выполнила: Гимадеева Милена Ринатовна,
обучающаяся 10 класса
Руководитель: Хазимуллина Елена Михайловна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №9
Итоговый индивидуальный проект допущен к защите
_______________/_____________________________________________/
ПодписьФИО
Североуральск
2021
Оглавление Введение 3
1.Общая характеристика смертной казни как вид наказания 3
2.История возникновения и виды смертной казни в мировой практике 6
2.1 Применение смертной казни в древнем мире и средние века 6
2.2 Смертна казнь в России 8
3. Описание методов исследования 13
3.1 Описание результатов исследования 14
3.2 Выводы 23
4.Заключение 25
Введение Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность и преступника.
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Есть и другая сторона проблемы: насколько наша правовая система совершенна, и не окажется ли приговорён к смертной казни невиновный человек?
Данные вопросы волнуют и меня. Поэтому мне бы хотелось более глобально разобраться в данных вопросах, найти все плюсы и минусы данной проблемы. Доказать или опровергнуть, что смертная казнь необходима в наше время.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что отношение мировой общественности к данной проблеме очень противоречиво,многие страны отменяютсмертную казнь, стремясь создать более гуманное общество.
Возникает вопрос о необходимости и целесообразности применения смертной казни, ведь данная проблема очень сложна и многогранна.Из выше сказанного вытекает гипотеза исследования:
понимание отношения общества к смертной казни, как меры наказания в борьбе с преступностью, позволит принять правильное решение о необходимости её применения.
Объектом исследования выступают общественное мнение, связанное с применением смертной казни, вынесением смертных приговоров и отменой применения практики данного вида наказания, а предметом - смертная казнь как таковая, ее практика применения, последствия применения.
Цель проекта:
изучение ианализ правомерности, необходимости и эффективности смертной казни.
Задачи:
раскрыть понятие «смертная казнь»;
дать общую характеристику данному явлению;
изучить историю возникновения смертной казни в мировой практике;
выявить, нужна ли смертная казнь в настоящее время;
изучитьотношение общества к данному явлению;
провести анкетирование учащихся, родителей и учителей;
провести анкетирование для граждан, имеющих проблемы с законом.
1.Общая характеристика смертной казни как вид наказания Смертная казнь – одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Собственно говоря, смертная казнь применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого понятия. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых, Н.С. Таганцев.
Несмотря на то, что по поводу смертной казни написано уже много, в теоретической разработке этой проблемы еще немало белых пятен. В частности, не рассмотрен вопрос о понятии смертной казни.
Так, например, Н.Д. Сергеевский, определял смертную казнь, как «лишение жизни гражданина, по приговору уголовного суда, за совершенное им преступное деяние»[0].
Согласно ч.1 ст.59 Уголовного кодекса РФ смертная казнь есть исключительная мера наказания, которая может быть установлена за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, не назначаемая женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, заменяемая в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
А вот, по мнению Ч. Беккариа, смертная казнь не является правом и не может быть таковым; она бесполезна, поскольку дает людям пример жестокости; абсурдны законы, которые порицают убийство и карают за него тем же, удерживают граждан от убийства предписанием властям убивать[2] [3].
Смертная казнь является одним из самых древних видов наказания. Возникла она как реализация принципа талиона – «зуб за зуб», убийство карается убийством. Также большую роль сыграл принятый во многих обществах принцип кровной мести. [4] И хотя при развитии юридического аппарата государств, принцип талиона был практически полностью заменён денежным штрафом и иными наказаниями, смертная казнь сохранилась в большинстве стран.
Отношение же к такому виду наказания со временем менялось – как в плане способа претворения наказания в жизнь – от самых жестоких способов до безболезненной инъекции в настоящее время. Так, в ходу были – колесование, сажание на кол, сожжение, четвертование и др. Сейчас же всё стало гораздо гуманнее – если слово «гуманнее» вообще может быть применено к смертной казни – применяются расстрел, смертельная инъекция, электрический стул, повешение, газовая камера. Хотя, стоит отметить, до сих пор в некоторых странах применяются традиционные виды смертной казни, например, через отсечение головы в странах ближнего востока.
Менялось отношение также со сторон и юридической, и философской, и моральной, и этической, и религиозной мысли. И даже сейчас нет чёткого и однозначного ответа на вопрос – нужна ли смертная казнь? Дать ответ на этот вопрос я вряд ли смогу, да и вряд ли сможет вообще кто-либо. Но я постараюсь в данном проекте проанализировать, как современное общество относится к смертной казни. Увидеть суждение людей, их точку зрения, а также мнение людей, имеющих проблемы с законом.
2.История возникновения и виды смертной казни в мировой практике 2.1 Применение смертной казни в древнем мире и средние века В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнённому максимума мучений и страданий.
Казни как в древности, так и в средние века отличались изощренностью и жестокостью. Применялось вырезание из живой кожи ремней, сдирание ее полностью, разрубание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские методы умерщвления.
Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли не самый знаменитый вид казни в древности, поскольку таким образом был казнен Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности, и крест вбивался в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды.
Сожжение активно применялось во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее вешали.[0.]
Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за потерю девственности, в Древнем Китае. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.
Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили за преступления против фараонов.[2.]
В Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине.[0.]
Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных в Древней Греции (фактически самоубийство).
Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции, в Древнем Риме осужденных сбрасывали также в каменоломни.
Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам.
Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.
Разрубание тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство.
Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.
Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались в противоположные стороны.
Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам.
Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, [0]агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи.
Применялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие. Многие виды смертной казни имели национальную специфику.
Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду. Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения, которое, несомненно, было в те время основной целью применения этого наказания. Как отмечали современники, ужасы [0]смертной казни не возмущали общественное мнение, не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения. Роль палача считаласьдаже почетной, причем это было характерно как для России, так и для Европы. Таким образом, смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству.
2.2 Смертна казнь в России Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 г. в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства. В ст. 5 этой грамоты говорится: назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз.
Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни: воровство в церкви, казнокрадство, государственная измена, поджоги, кража, совершенная в третий раз, убийство.3
Судебник Ивана III (1497 года) расширил применение смертной казни: разбой, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.
Судебник Ивана IV (1550 года) установил смертную казнь уже за многие преступления: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознался о содеянном; за вторую кражу и второе мошенничество, если преступник признался; за разбой, душегубство, ябедничество или иное «лихое дело» если преступник «ведомый лихой»; за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, если преступник «ведомый лихой». В целом судебник предусматривает смертную казнь в 12 случаях.
Массовые казни осуществлялись в Москве, на Лобном месте. Устраивались страшные пытки не только по отношению к простому народу, но и к боярам и другим знатным людям. На Лобном месте закапывали в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, колесовали, четвертовали.[0.] И все это происходило на глазах тысячной толпы.Автором нескольких новых видов смертной казни являлся Иван Грозный. Одно из его «изобретений» заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру, а затем натравливали собак. Однажды он приказал привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать, «чтобы они сразу летели на небеса».
Но если сравнивать количество казней в России и странах Западной Европы, то они нас в этот период превзошли. Например, в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. Одному лишь судье фон Карпцов пришлось вынести около 20 тысяч смертных приговоров. В Англии при Генрихе VIII было повешено 70 тысяч упрямых нищих при общей численности населения 4,5 млн. человек.
По Соборному уложению 1649 г. смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, отравление, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком. Всего смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления. Уложение 1649 г. предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако на практике не ограничивались этими способами.
Законодательство эпохи Петра I к смертной казни обращается чаще, в 123 случаях. Однако число способов смертной казни было сокращено до трех. Обезглавливание - для военнослужащих осуществлялось мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I, расстрел и повешение.
Во времена Анны Иоанновны система наказаний включала смертную казнь в виде: отрубания головы, повешения, колесования, сожжения, битья кнутом, плетьми, батогами, ссылка на галеры и др. Она могла применяться к лицу 12-летнего возраста[0].
Попытка полной отмены смертной казни в законодательстве России была предпринята еще в 1744 году. Было сделано распоряжение императрицей Елизаветой о представлении ей на рассмотрение всех смертных приговоров, а 30 сентября 1754 года появился указ Сената об отмене смертной казни и о замене ее пожизненными каторжными работами с клеймением преступника клеймом «вор» на лбу и щеках и вырезыванием ноздрей. То есть, попытки отменить смертную казнь происходили и в 18 веке, но отмена смертной казни в действительности не совершилась.
В 1787 году Екатерина II в своем манифесте, изданном по случаю 25-летия ее царствования, также предписывает всех осужденных к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу.
Но вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Чего стоили только, например, массовые казни руководителей и участников пугачевского восстания (было казнено более 20 тысяч человек).
При императоре Александре I шла разработка нового Уголовного уложения. Смертные казни применялись крайне редко. Всего было казнено за 25 лет 24 человека. При этом подавляющее большинство казней приходится на период Великой Отечественной войны 1812 г., когда приговоры к смертной казни выносились военно-полевыми судами.
С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 года. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трех категорий преступлений:
1) политических (когда оные, по особой их важности, предаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда);
2) за нарушение карантинных правил (т. е. за так называемые карантинные преступления, совершенные во время эпидемий или сопряженные с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);
3) за воинские преступления.
Во времена Александра II 12 лет не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора - они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением.
Вплоть до ХIХ века в системе наказаний преобладали смертная казнь и телесные наказания, а не тюремные заключения. Причина банальная - не хватало тюрем. Лишь принятый в 1832 г. Свод законов сделал акцент на лишение свободы и телесных наказаниях. А били в России веревкой, хлыстом, палкой, кнутом, батогами, плетьми, шпицрутенами. Самым тяжелым испытанием считалось битье кнутом. Такая порка, когда мясо из костей вырывалось, фактически была скрытой формой смертной казни.
Вплоть до 1881 г. смертные казни исполнялись публично при большом стечении народа. Но затем Александр III издал Указ, который предлагал губернаторам самим определять тюрьмы, в которых исполнялась смертная казнь. Власть поняла, что публичное затягивание веревок на шее не вызывает у народа благодарственных чувств. К тому времени существовало только два вида смертной казни - через повешение и отсечение головы. Но через несколько лет отсечение головы заменили расстрелом.
После подавления революции 1905 г. размах смертной казни велик - без суда и следствия, по разрешению губернатора и главнокомандующих. После Февральской революции смертная казнь 12 марта 1917 г. была отменена, однако 12 июля 1917 г. она была вновь восстановлена: за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, уход с поля боя и др. [0.]
Октябрьская революция 1917 г., началась с отмены смертной казни. Это произошло уже на второй день после победы большевиков, когда декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено об отмене смертной казни.
Кроме того, в советское время были сделаны еще две попытки отмены смертной казни - постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» от 17 марта 1920 г. и Указом президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» от 26 мая 1947 года.
Восстановление смертной казни обосновывалось обычно такими причинами, как острота классовой борьбы, сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, обстановка на фронтах Гражданской войны, подрывная деятельность империалистических государств. При этом в годы гражданской войны смертная казнь применялась не столько для борьбы с особо опасными преступлениями, сколько в политических целях.
В соответствии с постановлением СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года смертная казнь путем расстрела применялась и к лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.
16 сентября 1918 г. Наркомюст РСФСР принял постановление о том, что революционные трибуналы не ограничены в мерах применения любых наказаний к преступникам.
В период гражданской войны и военной интервенции к смертной казни трибуналами было приговорено из числа всех ими осужденных: 1919 г. - 14%, 1920 г. - 11%, 1921 г. - 5%, 1922 г. - 1%. В этот период смертная казнь применялась ВЧК, деятельность, которой до ноября 1918 г. не была законодательно регламентирована. За девять месяцев (июнь 1918 г. - февраль 1919 г.) по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек.
Широко применялась практика расстрела заложников, известны кровавые расстрелы над восставшими кронштадскими матросами, тамбовскими крестьянами, представителями духовенства. Известны и случаи фабрикации таких дел. К их числу относится и так называемое дело о заговоре В. Таганцева, по которому по решению Петроградской Губчека 24 августа 1921 года был казнен 61 человек, среди которых было 16 женщин. Казнен был и известный русский поэт Н. Гумилев.[0.]
Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органами безопасности делам осуществлялась в 30-х гг. Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Согласно, например, постановлению ЦИК и СНК РСФСР от 7 августа 1932 г. расстрел применялся и за хищение государственного и общественного имущества. Советские кодексы (УК РСФСР 1922 г., 1926 г. и 1960 г.) не включали смертную казнь в систему наказаний, мотивируя это временным характером исключительной меры наказания.
Вскоре после Великой Отечественной войны указом президиума Верховного совета СССР от 26 мая 1947 года была провозглашена отмена смертной казни. Этот указ установил, что за преступления, наказуемые по действующему законодательству смертной казнью, в мирное время применяется заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.
Спустя три года 12 января 1950 г. был принят указ президиума Верховного совета СССР «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», а 30 апреля 1954 г. смертная казнь была введена и за умышленное убийство. Основой уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. (при его принятии) значительно сократили сферу применения смертной казни, однако вскоре в УК начали вносить на этот счет поправки, и постепенно применение смертной казни опять было расширено.
Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни был сделан в основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (как отмечалось, ни вступивших в силу из-за распада Союза ССР). С распадом Союза ССР, уже в Российской Федерации, выросло число выносимых смертных приговоров. Это было вызвано политической и экономической нестабильностью, отразившейся в росте тяжких и особо тяжких преступлений.
Последний раз в РФ применяли смертную казнь в августе 1996 года. Тогда расстреляли серийного убийцу Сергея Головкина. На его счету было 11 жертв. Преступник жестоко издевался над мальчиками, убивал их и расчленял трупы. По другимданным, заключительную смертную казнь в РФ осуществили 2 сентября того же года, но имя последнего смертника не разглашается.[0.]
В 1996 году Россия вошла в состав Совета Европы и подписала Протокол №6, приложение Европейской конвенции по правам человека, в рамках которого вводился мораторий на применение смертной казни. Тем не менее, этот вид наказания всё ещё числится в Уголовном кодексе страны. Это означает, что смертную казнь могут восстановить и применять в качестве высшей меры наказания. Например, если РФ выйдет из состава Совета Европы.
3. Описание методов исследования
Данное исследование проводилось с помощью интернет-сайте «Survio», и включало в себя следующие задачи:
подготовить вопросы для анкеты обучающихся, педагогов, родителей и граждан, отбывших срок в местах лишения свободы;
провести анкетирование среди законопослушных граждан;
провести анкетирование среди граждан, отбывших срок в местах лишения свободы;
проанализировать отношение общества к данному явлению;
провести анализ результатов анкетирования;
База исследования: обучающиеся 9-11 классов, педагоги МАОУ СОШ №9, родители школьников, граждан, отбывших срок в местах лишения свободы.
В исследовательской части работы был использован метод анкетирования – ответы на вопросы, составленные в форме опросного теста-анкеты.
Последовательность действий в ходе исследований:
анкетирование респондентов;
обработка анкетных данных;
описательный анализ анкетных данных;
оформление выводов (наиболее значимых результатов исследования)
Результаты обработки данных анкеты представлены графически.
3.1 Описание результатов исследования Анкета состоит из 10 вопросов. Всего в анкетировании приняло участие 72 респондента. Из них 20 граждан, отбывших срок в местах лишения свободы. (15 человек старше 60 лет, 20в возрасте от 41-60 лет, 13 - респонденты в возрасте от 26-40 лет, 1 – респондент 19-26 лет, 23- респонденты в возрасте до 18 лет).
Анализ результатов показал следующее:
Вопрос 1. По вашему смертная казнь – это…?
В порядке возрастания выбор респондентов был таков: наказание, требующее дополнительного обоснования, крайняя мера, менее суровое наказание, чем пожизненное заключение, мера социальной гигиены, уничтожение преступника, месть и возмездие, негуманное убийство человека.
Диаграмма 1.
Вопрос 2. Отбывали ли Вы наказание в местах лишения свободы?
28% респондентов отбывали наказание в местах лишения свободы.
Диаграмма 2.
Дальше результаты будут представлены в виде сопоставления двух графиков:первый график будет отображать, как ответили законопослушные граждане, а второй – результаты граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Вопрос 3. Придерживаетесь ли Вы какой-либо религии?
Большая часть респондентов (52%) не придерживаются какой-либо религии.
Диаграмма 3.1
Результаты опроса показали, что 60% респондентов придерживаются какой-либо религии, 40% нет.
Диаграмма 3.2
Вопрос 4. Считаете ли Вы, что убийство - это тяжкий грех?
42% считают, что убийство-это тяжкий грех, остальные 56% не считают, если убийство совершается в случае попытки сохранения жизни окружающим людям или не считают вовсе(2%).
Диаграмма 4.1
40% считают, что убийство-это тяжкий грех, остальные 40% не считают, если убийство совершается в случае попытки сохранения жизни окружающим людям или не считают вовсе 20%.
Диаграмма 4.2
Вопрос 5. Как Вы думаете, допустимо ли существование смертной казни в современном обществе?
Итак, 65% считают, что существование смертной казни в современном обществе допустимо в исключительных случаях (особо тяжкое преступление) или допустимо 15%, остальная часть респондентов - против.
Диаграмма 5.1
Анализ результатов показал следующее: 70% респондентов считают, что смертная казнь допустима, остальные – смертная казнь допустима в исключительных случаях.
Диаграмма 5.2
Вопрос 6. Как Вы относитесь к тому, чтобы ввести смертную казнь по желанию заключенного?
40% респондентов положительно относятся к тому, чтобы ввести смертную казнь по желанию заключенного;
30% это безразлично;
30% считают, что жизнь в любом случае лучше смерти.
Диаграмма 6.1
80% респондентов положительно относятся к тому, чтобы ввести смертную казнь по желанию заключенного;
10% это безразлично;
10% считают, что жизнь в любом случае лучше смерти.
Диаграмма 6.2
Вопрос 7. Какой вид смертной казни Вы считаете наиболее гуманным? (Представлены все современные виды казни)
В порядке возрастания выбор респондентов был таков: расстрел, смертная инъекция и побиение камнями, электрический стул, газовая камера, повешенье, обезглавливание.
Диаграмма 7.1
В порядке возрастания выбор респондентов был таков: расстрел, смертная инъекция, побиение камнями и расстрел.
Диаграмма7.2
Вопрос 8. Смогли бы Вы на официальных основаниях поучаствовать в смертной казни в роли палача?
Результаты опроса показали, что большая часть респондентов (88%) не смогли бы на официальных основаниях поучаствовать в смертной казни в роли палача, 10% смогли бы, если бы испытывали личную неприязнь к приговоренному, а 2% считают, что это вполне нормально.
Диаграмма 8.1
Результаты опроса показали, что большая часть респондентов 70% не смогли бы на официальных основаниях поучаствовать в смертной казни в роли палача, 10% смогли бы, если бы испытывали личную неприязнь к приговоренному, а 20% считают, что это вполне нормально.
Диаграмма 8.2
Вопрос 9. Что бы Вы выбрали, будь на месте заключенного?
Большая часть респондентов не знает, что бы выбрала, будь на месте заключенного. 27% выбрали бы смертную казнь, 19% пожизненное заключение.
Диаграмма 9.1
40% не знает , что бы выбрали будь на месте заключенного;
30% смертную казнь;
30% пожизненное заключение.
Диаграмма 9.2
Вопрос 10. Как Вы думаете, стоит ли отменять мораторий на смертную казнь в РФ?
73% респондентов думают, что стоит отменить мораторий на смертную казнь в РФ, но казнь в этом случае применяется в исключительных случаях;
10% считают, что стоит;
17% респондентов не хотели бы, чтобы отменили мораторий на смертную казнь.
Диаграмма 10.1
50% считают, что стоит;
30% респондентов думают, что стоит отменить мораторий на смертную казнь в РФ, но казнь в этом случае применяется в исключительных случаях;
20% респондентов не хотели бы, чтобы отменили мораторий на смертную казнь.
Диаграмма 10.2
3.2 Выводы 1. В нашем исследовании принимали участие респонденты разных возрастов:
15 человек старше 60 лет;
20- в возрасте от 41-60 лет;
13 - респонденты в возрасте от 26-40 лет;
1- респондент 19-26 лет;
23- респонденты в возрасте до 18 лет.
2. На главный вопрос исследования «Стоит ли отменить мораторий на смертную казнь?» более 70% респондентов ответили положительно. Конечно, по их мнению, её надо применять в крайних случаях, но подобная позиция свидетельствует о том, что респонденты не довольны уровнем правопорядка в обществе.
3.На вопрос о том, что такое смертная казнь респонденты отвечают по-разному, но большая часть склоняется к тому, что это наказание, требующее дополнительного обоснования.
4. Исследование показало, что 60% лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы, верят в бога, в отличие от законопослушных граждан. Из них верит в бога меньшая часть респондентов, а именно 48%. Почему так происходит для меня непонятно, ведь как верующий может нарушать заповеди библии, в которой сказано: «не убивай, не кради и т.д».
5. При исследовании вопроса «убийство-это тяжкий грех?», респонденты разных групп ответили практически одинаково, считая, что убийство тяжкий грех. Но при этом 56% законопослушных граждан совершили бы убийство человека в попытки сохранения жизни окружающим людям, в отличие от лиц, имеющих проблемы с законом из них всего 40% совершили бы убийство в подобной ситуации.
6. Опрос показал, что все лица имеющие проблемы с законом считают, что допустимо существование смертной казнь в современном обществе, при этом в вопросе об отмене моратория на смертную казнь 20 % заявляет о том, что не стоит отменять мораторий на смертную казнь в РФ. Это говорит о том, что часть граждан неуверенна в своей позиции по данному вопросу.
7. Удивляет тот факт, что 80% граждан, ранее осужденных хотели бы, чтобы решение о производстве смертной казни происходило по их личному желанию. И всего лишь 40% граждан из категории законопослушных поддерживают идею того, что смертная казнь должна происходить по желанию заключенного.
8.Наиболее гуманным видом смертной казни люди разных категорий выбрали – расстрел, смертная инъекция.
9. Пугает тот факт, что люди разных категорий, если испытывают личную неприязнь к приговоренному могут поучаствовать в роли палача осознано, не в состояние аффекта. И тот факт, что 20% респондентов, имеющих проблемы с законом хотели бы поучаствовать в роли палача.
10. При ответе на вопрос (что бы Вы выбрали будь на месте заключенного) мнение лиц, имевших проблемы с законом разделилось: 30% выбрали бы смертную казнь, 30% пожизненное заключение. Это говорит о том, что людям трудно сделать выбор по поводу своей судьбы.
Заключение Итак, в процессе работы над проектом было установлено, что понятие смертная казнь встречается в работах многих научных деятелей, также данной теме посвящено не одно исследование. В разные периоды развития Русского государства применение смертной казни то расширялось, то ограничивалось. Но то, что данный вид наказания применялся практически на протяжении всей истории, скорее говорит о том, что его считали эффективным методом в борьбе с преступностью. Изучив данный материал, я выступила с сообщением на уроке обществознания в рамках темы «Международное право», познакомив одноклассников с историей возникновения смертной казни и способами ее осуществления.
Дискуссии об отмене или сохранении смертной казни, ее целесообразности ведутся в России еще с восемнадцатого века. Однако единого мнения – где же поставить запятую в сакраментальной фразе «казнить нельзя помиловать» так и недостигнуто. Видимо, эта дискуссия закончится еще не скоро. Этот факт подтверждает и мое исследование.
Мнение людей по поводу смертной казни расходится, ведь данный метод наказания противоречив. Многие респонденты считают, что смертная казнь необходима.
Но есть категория людей, которые выступают против смеренной казни. Для них смертная казнь жестокое, безнравственное наказание и, чтобы его привести в исполнении нужна безоговорочная доказательная база вины подозреваемого как минимум. К сожалению, правоохранительная система в России не совершенна. Как показывает практика, люди обвиняясь в тех или иных преступлениях, получают не справедливое наказание. Тогда это будет убийство ни в чем не повинного человека, человека у которого есть семья, близкие, который бы смог сделать многое для общества и государства. К примеру, хочу привести, пожалуй, самого известного серийного убийцу Советского союза - Андрея Чикатило, на счету которого более 50 жертв. Пытаясь поймать Чикатило, советские милиционеры допустили массу ошибок, отправляя невиновных людей за решетку и даже на смерть. Не хотелось бы, чтобы в наше время существовали такие ошибки.
Результатом проекта стало создание презентации на тему: “История и виды смертной казни». Её можно использовать на уроках истории и обществознания.
\
01. Сергеевский Н.Д. Право. Избранные труды. - М.: Изд. Дом Буквоед. С. 606.
2. См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 56.
3. См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Стеле, 1995. С. 168, 175
4.Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: Зерцало, 2002. – с.80
01. Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. -С 58
2.Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. "Государство и право" - 1997. № 1.
01.Игнатов В.Д. Палачи и казни в истории России и СССР КАЗНИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР;
02.Омутов. И. Казнь. Нельзя помиловать. 5 декабря 2010.//
3. http://www.apn.ru/publications/comments19189.htm
0
01.Шишов О. Смертная казнь в России в XX веке// http://index.org.ru/journal/14/shishov1401.html
01.Преснаяков А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. – М., 1993. – С.276
01.Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. – М., 2007. – С.165.
01.Михлин А.С. Смертная казнь – быть ли ей в России? // Журнал российского права.– М., 1998,– №10 – 11.– С.141–142
01.Арутюнов JI. С. Высшая мера наказания в РФ: современное состояние и перспективы развития. – М., 2001. – С. 257