Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Джуен
Амурского муниципального района Хабаровского края
Исследовательская работа «Гольдская одежда из рыбьей кожи»
Работа ученика 8 класса
Ходжер Владимира
Учитель:Гаер И.В .
2012 г
Оглавление
1 . Рыбья кожа – один из видов кожевенного производства.
2. Технология изготовления рыбьей кожи.
3. Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи.
4. Роль изделий из рыбьей кожи.
5. Заключение.
Ещё учась в начальных классах, я посетил наш школьный этнографический музей. В музее хранятся различные экспонаты из предметов быта нашего нанайского народа: посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности, одежда нанайцев, украшения женщин, но самое интересное, что я увидел - это были маленькие нанайские чуни из рыбьей кожи. Я удивился, как можно из рыбьей кожи шить обувь, ведь они же быстро порвутся и в них вообще-то неудобно ходить. Ирина Васильевна рассказала нам о практичности, удобстве таких вещей из рыбьей кожи. Мне самому захотелось больше узнать о рыбьей коже, об обработке и изделиях из рыбьей кожи.
Я стал изучать литературу, просматривать статьи в Интернете про нанайцев и их искусство. Нашёл очень много интересного, решил свои исследования воплотить в работе. Надеюсь, что и другим будет интересно узнать больше об обработке, технологии изготовления рыбьей кожи.
Рыбья кожа-один из видов кожевенного производства
Рыбья кожа (нем. Fischleder, англ. fish leather) — один из видов нетрадиционного кожевенного производства. Рыбья кожа обрабатывается так же, как и обычные шкуры животных, она эластичная, мягкая, дышащая и водонепроницаемая. В последнее время обработкой рыбьих шкур занимаются в таких странах, как Канада, Дания, Япония и Норвегия. В России для производства рыбьей кожи чаще всего используют шкуры семги, осетра и сазана. Из-за небольшого размера рыбьей кожи её чаще всего используют для шитья таких изделий, как сапоги, перчатки, обувь, ремни, сумки, кошельки, головные уборы и других модных аксессуаров, но долговечность, прочность и уникальные текстуры рыбьей кожи компенсируют этот недостаток.
Еще в глубокой древности рыбья кожа занимала особое положение в жизни нанайцев. Они, как и многие народы, по своему хозяйственно-культурному типу ориентирующиеся на рыболовство ( ороки, орочи, ульчи и др.), старались максимально переработать все продукты рыбного промысла, в том числе рыбью кожу, используя её для изготовления сыромятной кожи, из которой шили одежду и обувь.
«Весь гольдский костюм во всех своих частях украшается так изобильно и с таким старанием и художественным вкусом, что невольно поражает всякого, даже человека совершенно равнодушного к украшениям и художественному вкусу вообще. На всем костюме буквально не остается места, не покрытого каким-нибудь замысловатым узором... Узоры раскрашены во много красок. Краски же подбираются с таким вкусом, что все исследователи, бывшие у гольдов, в один голос выражают свое восхищение»-так говорил дальневосточный этнограф И.В.Лопатин, который в начале 20 века собрал подробные сведения о коренных жителях Амура – нанайцах.
Русский натуралист Р. К. Маак, путешествуя по Амуру в 1855 году, встретил в селении Сильбо нанайских детей. Их халаты «... были испещрены, особенно на спине, очень красивыми узорами, вырезанными из рыбьей кожи, и обшиты по подолу китайскими монетами». Пройдя немало верст по Приамурью и посетив многие нанайские селения, Маак удивлялся: амурские мастерицы за небольшой кусок ситца «охотно отдавали свои одежды, тщательно и искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей...».
Техника изготовления рыбьей кожи
Кожу с пойманной рыбы снимают не сразу: выпотрошив рыбу, ее вешают на сушила, где она провисит день или два, и только после этого снимают кожу. Только что снятую сырую кожу прикалывают сушиться на стену амбара или фанзы, предварительно растянув ее елико возможно. После двух-трех дней такой сушки шкурки снимают со стены и, положив их все одна на другую и придавив чем-нибудь тяжелым, дают окончательно высохнуть на ветру. После этого сухие шкурки мнут на особом станке.
Мялка имеет простое устройство: она состоит из тяпки ( уксу ) и станка ( деле ), который имеет в средней части углубление, куда кладется кожа, а по концам — выемки, куда работница кладет свои ноги, чтобы прижать станок. Вся работа на мялке состоит в том, что гольдячка ударяет тяпкою по коже, смятой в комок, и часто переворачивает ее. При выделке рыбьей кожи употребляются икра и мозги животных. Этими веществами кожа несколько раз смазывается, а потом еще мнется на мялке и окончательно отминается руками...
Выделанная готовая рыбья кожа часто долго висит на перекладинах вверху фанзы или амбара. Когда же явится нужда в платье, гольдячки собирают ото всюду выделанные рыбьи шкурки и предварительно сшивают их нитками, изготовленными из рыбьей кожи, придерживаясь все же в общих чертах выкройки. Когда все шкурки будут сшиты, окончательно раскраивают все части платья и сшивают теми же нитками».
Нанайские женщины за работой по выделке кожи
Станки для выделки рыбьей кожи
Костяные ножи для снятия рыбьей кожи-согбоко
Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи.
Что касается самой технологии изготовления орнаментов из рыбьей кожи, то лучше опять обратиться к И. А. Лопатину: «Начинается с того, что гольдячка на мягкой и тонкой бересте рисует обухом ножа узор, сложив предварительно лист бересты в несколько раз, сколько ей нужно повторить один и тот же рисунок. Когда рисунок закончен и поправлен в неудачных местах, гольдячка вырезает его при помощи особого короткого и заостренного к носку ножа, надавливая на его рукоятку своим подбородком. Таким образом получается трафарет. По этому трафарету гольдячка чертит обухом ножа узор уже на лоскутке рыбьей кожи, а затем вырезает. Когда все узоры будут вырезаны, мастерица приступает к окрашиванию...» Из этого описания становится ясно, что нанайская женщина не делала никаких предварительных набросков, создавая мотив по памяти. А точнее, отчетливо представляя его в уме. И эта уникальная черта присуща всем северным народам.
Чуруэн –ножичек для вырезания орнамента
швейные принадлежности
Виды швов
Роль изделий из рыбьей кожи.
Изделия из рыбьей кожи играли значительную роль в области межэтнических контактов и были значимым экономическим ресурсом. Если, к примеру, по Амуру славились циновки, сплетенные жительницами стойбища Аури (именно здесь росло больше всего тростника), а мужчины села Адди делали лодки из кедра (ниже по Амуру кедр уже не встречался), и они приобретались ульчам, нивхами и даже переправлялись на Сахалин, то лучшими мастерицами по изготовлению праздничной одежды из рыбьей кожи по праву считались мастерицы из нанайского стойбища Торгон, и к ним обращались заказчики далеко вниз по Амуру вплоть до Сахалина.
С появлением на Амуре русских переселенцев, принесших с собой иные традиции и культуру, одежда коренных жителей стала меняться. Но главное, ткань со временем становилась доступной и постепенно вытеснила традиционный материал, обработка которого требовала много времени и сил. Так, отправляясь на промысел, охотник должен был захватить с собой несколько пар обуви, рукавицы, запасной халат. Учитывая трудоемкость их изготовления можно только предположить, какая нагрузка лежала на плечах женщин. Однако именно женщины, хранительницы ремесла обработки рыбьей кожи, в отличие от мужчин не спешили облачиться в русскую одежду.
Тем не менее, еще в начале 20-х годов XX века коренные жители Амура продолжали носить одежду и обувь из рыбьей кожи: «...даже около русских селений можно встретить „франтов“, щеголяющих в халатах из рыбьей кожи, а в глухих далеких стойбищах и до сих пор остался в большом ходу старинный национальный костюм». К середине XX века обработка и использование рыбьей кожи практически ушли из жизни амурских этносов, старые вещи хранились на чердаках. Однако обувь из рыбьей кожи все еще оставалась в ходу. Благодаря своей прочности и легкости, она была незаменима на рыбалке, а в военные и послевоенные годы сапоги из рыбьей кожи решила проблему нехватки обуви. Причем, в такой обуви ходили и амурские этносы, и русское население.
В прежние времена рыбья кожа служила важным материалом в обрядовой культуре: из нее изготавливали костюм шамана, она была частью амулетов и оберегов. В качестве примера можно привести детскую рубашку-оберег, которую шили из кожи разных пород рыб, что, по убеждению коренных жителей Амура, придавало ей особые защитные свойства.
Заключение.
Во второй половине XX века, в связи с невостребованностью, технология обработки рыбьей кожи практически исчезла, и лишь отдельные мастерицы сохраняли это ремесло.
В последние десятилетия многое стало меняться в сознании людей. Мировое сообщество осознало остроту и актуальность проблемы сохранения культуры коренных народов, а сами их представители понимают, что с утратой своих корней они перестанут существовать как этнос. Важным звеном, которое соединяет нынешнее поколение с уже ушедшими, как и прежде, является ремесло. Сегодня в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке происходит активный процесс возрождения ремесел. Благодаря члену Союза художников России, известной нанайской мастерице Ю. Д. Самар в регионе появились мастера по обработке рыбьей кожи, изделия которых получили высокую оценку в России и за рубежом. Постепенно древнее ремесло обработки рыбьей кожи становится определенным экономическим ресурсом для коренных народов Нижнего Амура. Предметы и детали одежды, сувенирная продукция, настенные панно, ковры, украшения, аксессуары — все это начинает цениться на мировом рынке. Ценность произведений амурских мастеров заключается в том, что они практически полностью сохранили весь цикл древней технологии при обработке и выделке рыбьей кожи. Как и в старину, они сшивают детали изделий вручную, при орнаментировании используют рыбий клей, который также изготавливают по старым технологиям .
Рыбья кожа, когда-то незаменимая в быту и не представлявшая, по убеждению жителей Амура, никакой ценности, теперь становится предметом искусства. Своего рода брендом Хабаровского края и современных представителей коренных народов Нижнего Амура. Впрочем, эту роль уникальные изделия из рыбьей кожи исполняли и больше ста лет назад. Достаточно вспомнить, что среди многочисленных подарков цесаревичу Николаю, отправленных ему из Хабаровска в 1891 году, значится «Гольдская одежда из рыбьей кожи».
В нашем музее хранится станок для выделки кожи. Мастерица села Джуен Киле Ульяна Куравна проводит мастер-классы по выделке рыбьей кожи. На одном из таких уроков я научился мять рыбью кожу, теперь я знаю насколько нужна была для нанайцев рыбья кожа и чем славились изделия из неё.