СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Гольдская одежда из рыбьей кожи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика Ходжер Владимира пригодится для учителей технологии и как рабочий материал при изучении техники изготовления рыбьей кожи

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Гольдская одежда из рыбьей кожи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Джуен Амурского муниципального района Хабаровского края Исследовательская работа  «Гольдская одежда  из рыбьей кожи» Работа ученика 8 класса  Ходжер Владимира Учитель:Гаер И.В . 2012 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Джуен

Амурского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа «Гольдская одежда из рыбьей кожи»

Работа ученика 8 класса

Ходжер Владимира

Учитель:Гаер И.В .

2012 г

Оглавление     1 . Рыбья кожа – один из видов кожевенного производства. 2. Технология изготовления рыбьей кожи. 3. Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи. 4. Роль изделий из рыбьей кожи. 5. Заключение.  

Оглавление

 

 

1 . Рыбья кожа – один из видов кожевенного производства.

2. Технология изготовления рыбьей кожи.

3. Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи.

4. Роль изделий из рыбьей кожи.

5. Заключение.

 

 Ещё учась в начальных классах, я посетил наш школьный этнографический музей. В музее хранятся различные экспонаты из предметов быта нашего нанайского народа: посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности, одежда нанайцев, украшения женщин, но самое интересное, что я увидел - это были маленькие нанайские чуни из рыбьей кожи. Я удивился, как можно из рыбьей кожи шить обувь, ведь они же быстро порвутся и в них вообще-то неудобно ходить. Ирина Васильевна рассказала нам о практичности, удобстве таких вещей из рыбьей кожи. Мне самому захотелось больше узнать о рыбьей коже, об обработке и изделиях из рыбьей кожи.  Я стал изучать литературу, просматривать статьи в Интернете про нанайцев и их искусство. Нашёл очень много интересного, решил свои исследования воплотить в работе. Надеюсь, что и другим будет интересно узнать больше об обработке, технологии изготовления рыбьей кожи.   

Ещё учась в начальных классах, я посетил наш школьный этнографический музей. В музее хранятся различные экспонаты из предметов быта нашего нанайского народа: посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности, одежда нанайцев, украшения женщин, но самое интересное, что я увидел - это были маленькие нанайские чуни из рыбьей кожи. Я удивился, как можно из рыбьей кожи шить обувь, ведь они же быстро порвутся и в них вообще-то неудобно ходить. Ирина Васильевна рассказала нам о практичности, удобстве таких вещей из рыбьей кожи. Мне самому захотелось больше узнать о рыбьей коже, об обработке и изделиях из рыбьей кожи.

Я стал изучать литературу, просматривать статьи в Интернете про нанайцев и их искусство. Нашёл очень много интересного, решил свои исследования воплотить в работе. Надеюсь, что и другим будет интересно узнать больше об обработке, технологии изготовления рыбьей кожи.

 

Рыбья кожа-один из видов кожевенного производства    Рыбья кожа (нем. Fischleder, англ. fish leather) — один из видов нетрадиционного кожевенного производства. Рыбья кожа обрабатывается так же, как и обычные шкуры животных, она эластичная, мягкая, дышащая и водонепроницаемая. В последнее время обработкой рыбьих шкур занимаются в таких странах, как Канада, Дания, Япония и Норвегия. В России для производства рыбьей кожи чаще всего используют шкуры семги, осетра и сазана. Из-за небольшого размера рыбьей кожи её чаще всего используют для шитья таких изделий, как сапоги, перчатки, обувь, ремни, сумки, кошельки, головные уборы и других модных аксессуаров, но долговечность, прочность и уникальные текстуры рыбьей кожи компенсируют этот недостаток.    

Рыбья кожа-один из видов кожевенного производства

 

Рыбья кожа (нем. Fischleder, англ. fish leather) — один из видов нетрадиционного кожевенного производства. Рыбья кожа обрабатывается так же, как и обычные шкуры животных, она эластичная, мягкая, дышащая и водонепроницаемая. В последнее время обработкой рыбьих шкур занимаются в таких странах, как Канада, Дания, Япония и Норвегия. В России для производства рыбьей кожи чаще всего используют шкуры семги, осетра и сазана. Из-за небольшого размера рыбьей кожи её чаще всего используют для шитья таких изделий, как сапоги, перчатки, обувь, ремни, сумки, кошельки, головные уборы и других модных аксессуаров, но долговечность, прочность и уникальные текстуры рыбьей кожи компенсируют этот недостаток.

 

 

 Еще в глубокой древности рыбья кожа занимала особое положение в жизни нанайцев. Они, как и многие народы, по своему хозяйственно-культурному типу ориентирующиеся на рыболовство ( ороки, орочи, ульчи и др.), старались максимально переработать все продукты рыбного промысла, в том числе рыбью кожу, используя её для изготовления сыромятной кожи, из которой шили одежду и обувь.  «Весь гольдский костюм во всех своих частях украшается так изобильно и с таким старанием и художественным вкусом, что невольно поражает всякого, даже человека совершенно равнодушного к украшениям и художественному вкусу вообще. На всем костюме буквально не остается места, не покрытого каким-нибудь замысловатым узором... Узоры раскрашены во много красок. Краски же подбираются с таким вкусом, что все исследователи, бывшие у гольдов, в один голос выражают свое восхищение»-так говорил дальневосточный этнограф И.В.Лопатин, который в начале 20 века собрал подробные сведения о коренных жителях Амура – нанайцах.

Еще в глубокой древности рыбья кожа занимала особое положение в жизни нанайцев. Они, как и многие народы, по своему хозяйственно-культурному типу ориентирующиеся на рыболовство ( ороки, орочи, ульчи и др.), старались максимально переработать все продукты рыбного промысла, в том числе рыбью кожу, используя её для изготовления сыромятной кожи, из которой шили одежду и обувь.

«Весь гольдский костюм во всех своих частях украшается так изобильно и с таким старанием и художественным вкусом, что невольно поражает всякого, даже человека совершенно равнодушного к украшениям и художественному вкусу вообще. На всем костюме буквально не остается места, не покрытого каким-нибудь замысловатым узором... Узоры раскрашены во много красок. Краски же подбираются с таким вкусом, что все исследователи, бывшие у гольдов, в один голос выражают свое восхищение»-так говорил дальневосточный этнограф И.В.Лопатин, который в начале 20 века собрал подробные сведения о коренных жителях Амура – нанайцах.

Русский натуралист Р. К. Маак, путешествуя по Амуру в 1855 году, встретил в селении Сильбо нанайских детей. Их халаты «... были испещрены, особенно на спине, очень красивыми узорами, вырезанными из рыбьей кожи, и обшиты по подолу китайскими монетами». Пройдя немало верст по Приамурью и посетив многие нанайские селения, Маак удивлялся: амурские мастерицы за небольшой кусок ситца «охотно отдавали свои одежды, тщательно и искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей...».  

Русский натуралист Р. К. Маак, путешествуя по Амуру в 1855 году, встретил в селении Сильбо нанайских детей. Их халаты «... были испещрены, особенно на спине, очень красивыми узорами, вырезанными из рыбьей кожи, и обшиты по подолу китайскими монетами». Пройдя немало верст по Приамурью и посетив многие нанайские селения, Маак удивлялся: амурские мастерицы за небольшой кусок ситца «охотно отдавали свои одежды, тщательно и искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей...».

 

Техника изготовления рыбьей кожи

Кожу с пойманной рыбы снимают не сразу: выпотрошив рыбу, ее вешают на сушила, где она провисит день или два, и только после этого снимают кожу. Только что снятую сырую кожу прикалывают сушиться на стену амбара или фанзы, предварительно растянув ее елико возможно. После двух-трех дней такой сушки шкурки снимают со стены и, положив их все одна на другую и придавив чем-нибудь тяжелым, дают окончательно высохнуть на ветру. После этого сухие шкурки мнут на особом станке.

Мялка имеет простое устройство: она состоит из тяпки ( уксу ) и станка ( деле ), который имеет в средней части углубление, куда кладется кожа, а по концам — выемки, куда работница кладет свои ноги, чтобы прижать станок. Вся работа на мялке состоит в том, что гольдячка ударяет тяпкою по коже, смятой в комок, и часто переворачивает ее. При выделке рыбьей кожи употребляются икра и мозги животных. Этими веществами кожа несколько раз смазывается, а потом еще мнется на мялке и окончательно отминается руками...

Выделанная готовая рыбья кожа часто долго висит на перекладинах вверху фанзы или амбара. Когда же явится нужда в платье, гольдячки собирают ото всюду выделанные рыбьи шкурки и предварительно сшивают их нитками, изготовленными из рыбьей кожи, придерживаясь все же в общих чертах выкройки. Когда все шкурки будут сшиты, окончательно раскраивают все части платья и сшивают теми же нитками».

 

 

  Нанайские женщины за работой по выделке кожи

 

Нанайские женщины за работой по выделке кожи

   

 

 

Станки для выделки рыбьей кожи

Станки для выделки рыбьей кожи

  Костяные ножи для снятия рыбьей кожи-согбоко

 

Костяные ножи для снятия рыбьей кожи-согбоко

Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи.  Что касается самой технологии изготовления орнаментов из рыбьей кожи, то лучше опять обратиться к И. А. Лопатину: «Начинается с того, что гольдячка на мягкой и тонкой бересте рисует обухом ножа узор, сложив предварительно лист бересты в несколько раз, сколько ей нужно повторить один и тот же рисунок. Когда рисунок закончен и поправлен в неудачных местах, гольдячка вырезает его при помощи особого короткого и заостренного к носку ножа, надавливая на его рукоятку своим подбородком. Таким образом получается трафарет. По этому трафарету гольдячка чертит обухом ножа узор уже на лоскутке рыбьей кожи, а затем вырезает. Когда все узоры будут вырезаны, мастерица приступает к окрашиванию...» Из этого описания становится ясно, что нанайская женщина не делала никаких предварительных набросков, создавая мотив по памяти. А точнее, отчетливо представляя его в уме. И эта уникальная черта присуща всем северным народам.

Технология изготовления орнамента из рыбьей кожи.

Что касается самой технологии изготовления орнаментов из рыбьей кожи, то лучше опять обратиться к И. А. Лопатину: «Начинается с того, что гольдячка на мягкой и тонкой бересте рисует обухом ножа узор, сложив предварительно лист бересты в несколько раз, сколько ей нужно повторить один и тот же рисунок. Когда рисунок закончен и поправлен в неудачных местах, гольдячка вырезает его при помощи особого короткого и заостренного к носку ножа, надавливая на его рукоятку своим подбородком. Таким образом получается трафарет. По этому трафарету гольдячка чертит обухом ножа узор уже на лоскутке рыбьей кожи, а затем вырезает. Когда все узоры будут вырезаны, мастерица приступает к окрашиванию...» Из этого описания становится ясно, что нанайская женщина не делала никаких предварительных набросков, создавая мотив по памяти. А точнее, отчетливо представляя его в уме. И эта уникальная черта присуща всем северным народам.

 Чуруэн –ножичек для вырезания орнамента швейные принадлежности Виды швов

Чуруэн –ножичек для вырезания орнамента

швейные принадлежности

Виды швов

Роль изделий из рыбьей кожи.

Изделия из рыбьей кожи играли значительную роль в области межэтнических контактов и были значимым экономическим ресурсом. Если, к примеру, по Амуру славились циновки, сплетенные жительницами стойбища Аури (именно здесь росло больше всего тростника), а мужчины села Адди делали лодки из кедра (ниже по Амуру кедр уже не встречался), и они приобретались ульчам, нивхами и даже переправлялись на Сахалин, то лучшими мастерицами по изготовлению праздничной одежды из рыбьей кожи по праву считались мастерицы из нанайского стойбища Торгон, и к ним обращались заказчики далеко вниз по Амуру вплоть до Сахалина.

С появлением на Амуре русских переселенцев, принесших с собой иные традиции и культуру, одежда коренных жителей стала меняться. Но главное, ткань со временем становилась доступной и постепенно вытеснила традиционный материал, обработка которого требовала много времени и сил. Так, отправляясь на промысел, охотник должен был захватить с собой несколько пар обуви, рукавицы, запасной халат. Учитывая трудоемкость их изготовления можно только предположить, какая нагрузка лежала на плечах женщин. Однако именно женщины, хранительницы ремесла обработки рыбьей кожи, в отличие от мужчин не спешили облачиться в русскую одежду.

Тем не менее, еще в начале 20-х годов XX века коренные жители Амура продолжали носить одежду и обувь из рыбьей кожи: «...даже около русских селений можно встретить „франтов“, щеголяющих в халатах из рыбьей кожи, а в глухих далеких стойбищах и до сих пор остался в большом ходу старинный национальный костюм». К середине XX века обработка и использование рыбьей кожи практически ушли из жизни амурских этносов, старые вещи хранились на чердаках. Однако обувь из рыбьей кожи все еще оставалась в ходу. Благодаря своей прочности и легкости, она была незаменима на рыбалке, а в военные и послевоенные годы сапоги из рыбьей кожи решила проблему нехватки обуви. Причем, в такой обуви ходили и амурские этносы, и русское население. В прежние времена рыбья кожа служила важным материалом в обрядовой культуре: из нее изготавливали костюм шамана, она была частью амулетов и оберегов. В качестве примера можно привести детскую рубашку-оберег, которую шили из кожи разных пород рыб, что, по убеждению коренных жителей Амура, придавало ей особые защитные свойства.

Тем не менее, еще в начале 20-х годов XX века коренные жители Амура продолжали носить одежду и обувь из рыбьей кожи: «...даже около русских селений можно встретить „франтов“, щеголяющих в халатах из рыбьей кожи, а в глухих далеких стойбищах и до сих пор остался в большом ходу старинный национальный костюм». К середине XX века обработка и использование рыбьей кожи практически ушли из жизни амурских этносов, старые вещи хранились на чердаках. Однако обувь из рыбьей кожи все еще оставалась в ходу. Благодаря своей прочности и легкости, она была незаменима на рыбалке, а в военные и послевоенные годы сапоги из рыбьей кожи решила проблему нехватки обуви. Причем, в такой обуви ходили и амурские этносы, и русское население.

В прежние времена рыбья кожа служила важным материалом в обрядовой культуре: из нее изготавливали костюм шамана, она была частью амулетов и оберегов. В качестве примера можно привести детскую рубашку-оберег, которую шили из кожи разных пород рыб, что, по убеждению коренных жителей Амура, придавало ей особые защитные свойства.

Заключение.

Во второй половине XX века, в связи с невостребованностью, технология обработки рыбьей кожи практически исчезла, и лишь отдельные мастерицы сохраняли это ремесло.

В последние десятилетия многое стало меняться в сознании людей. Мировое сообщество осознало остроту и актуальность проблемы сохранения культуры коренных народов, а сами их представители понимают, что с утратой своих корней они перестанут существовать как этнос. Важным звеном, которое соединяет нынешнее поколение с уже ушедшими, как и прежде, является ремесло. Сегодня в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке происходит активный процесс возрождения ремесел. Благодаря члену Союза художников России, известной нанайской мастерице Ю. Д. Самар в регионе появились мастера по обработке рыбьей кожи, изделия которых получили высокую оценку в России и за рубежом. Постепенно древнее ремесло обработки рыбьей кожи становится определенным экономическим ресурсом для коренных народов Нижнего Амура. Предметы и детали одежды, сувенирная продукция, настенные панно, ковры, украшения, аксессуары — все это начинает цениться на мировом рынке. Ценность произведений амурских мастеров заключается в том, что они практически полностью сохранили весь цикл древней технологии при обработке и выделке рыбьей кожи. Как и в старину, они сшивают детали изделий вручную, при орнаментировании используют рыбий клей, который также изготавливают по старым технологиям .

Рыбья кожа, когда-то незаменимая в быту и не представлявшая, по убеждению жителей Амура, никакой ценности, теперь становится предметом искусства. Своего рода брендом Хабаровского края и современных представителей коренных народов Нижнего Амура. Впрочем, эту роль уникальные изделия из рыбьей кожи исполняли и больше ста лет назад. Достаточно вспомнить, что среди многочисленных подарков цесаревичу Николаю, отправленных ему из Хабаровска в 1891 году, значится «Гольдская одежда из рыбьей кожи».  В нашем музее хранится станок для выделки кожи. Мастерица села Джуен Киле Ульяна Куравна проводит мастер-классы по выделке рыбьей кожи. На одном из таких уроков я научился мять рыбью кожу, теперь я знаю насколько нужна была для нанайцев рыбья кожа и чем славились изделия из неё.

Рыбья кожа, когда-то незаменимая в быту и не представлявшая, по убеждению жителей Амура, никакой ценности, теперь становится предметом искусства. Своего рода брендом Хабаровского края и современных представителей коренных народов Нижнего Амура. Впрочем, эту роль уникальные изделия из рыбьей кожи исполняли и больше ста лет назад. Достаточно вспомнить, что среди многочисленных подарков цесаревичу Николаю, отправленных ему из Хабаровска в 1891 году, значится «Гольдская одежда из рыбьей кожи».

В нашем музее хранится станок для выделки кожи. Мастерица села Джуен Киле Ульяна Куравна проводит мастер-классы по выделке рыбьей кожи. На одном из таких уроков я научился мять рыбью кожу, теперь я знаю насколько нужна была для нанайцев рыбья кожа и чем славились изделия из неё.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!