Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школы
« 30» августа 2017 г.
с. Ковалёво
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) (2 ч)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне»Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Няне»Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)Поэтический образ русской женщины.«Крестьянские дети»
Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. «Теплый хлеб»
Н. Рубцов «Родная деревня» Дон-Аминадо «Города и годы»
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.
Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» «Игорь-Робинзон»
Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
№ п/п | Тема урока | Дата прове-дения | Количество часов | Характеристика основных деятельности учащихся |
план | факт |
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. | 04.09 | | 1 | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 05.09 | | 1 | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. |
3. | Детский фольклор. | 07.09 | | 1 | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 11.09 | | 1 | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 12.09 | | 1 | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 14.09 | | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 18.09 | | 1 | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки |
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 19.09 | | 1 | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 21.09 | | 1 | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 25.09 | | 1 | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 26.09 | | 1 | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» |
12. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 28.09 | | 1 | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
13. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 02.10 | | 1 | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. |
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 03.10 | | 1 | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51) |
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 05.10 | | 1 | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. |
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 09.10 | | 1 | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 10.10 | | 1 | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 12.10 | | 1 | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». |
19. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 16.10 | | 1 | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен. |
20. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 17.10 | | 1 | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен |
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 19.10 | | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 23.10 | | 1 | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт |
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 24.10 | | 1 | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. |
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 26.10 | | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение |
25. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 06.11 | | 1 | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование |
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 07.11 | | 1 | Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 09.11 | | 1 | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
28. | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 13.11 | | 1 | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. |
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 14.11 | | 1 | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом. |
30. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 16.11 | | 1 | Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы. |
31. | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 20.11 | | 1 | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа. |
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 21.11 | | 1 | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение |
33. | Мир детства в изображении А.Погорельско-го. | 23.11 | | 1 | Краткий пересказ, выразительное чтение |
34. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 27.11 | | 1 | Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко. |
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | 28.11 | | 1 | Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным». |
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 30.11 | | 1 | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией |
37. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 04.12 | | 1 | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников. |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 05.12 | | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. |
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 07.12 | | 1 | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. |
40. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 11.12 | | 1 | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. |
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 12.12 | | 1 | Выбор ответа в тестовых заданиях. |
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 14.12 | | 1 | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы |
43. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 18.12 | | 1 | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 19.12 | | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 21.12 | | 1 | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами |
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 25.12 | | 1 | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 26.12 | | 1 | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме |
48. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 28.12 | | 1 | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами |
49. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 15.01 | | 1 | Анализ сочинений, работа над ошибками |
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 16.01 | | 1 | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями |
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 18.01 | | 1 | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру. |
52. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 22.01 | | 1 | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. |
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 23.01 | | 1 | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
54. | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 25.01 | | 1 | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста. |
55. | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 29.01 | | 1 | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. |
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 30.01 | | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. |
57. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 01.02 | | 1 | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста |
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 05.02 | | 1 | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. |
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 06.02 | | 1 | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. |
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 08.02 | | 1 | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения. |
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 12.02 | | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста. |
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 13.02 | | 1 | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 15.02 | | 1 | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев. |
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 19.02 | | 1 | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями. |
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 20.02 | | 1 | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов |
66. | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 22.02 | | 1 | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание |
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 26.02 | | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение |
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 27.02 | | 1 | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства». |
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 01.03 | | 1 | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки |
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 05.03 | | 1 | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций |
71. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 06.03 | | 1 | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение |
72. | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 08.03 | | 1 | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки. |
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 12.03 | | 1 | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа. |
74. | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». | 13.03 | | 1 | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа ( сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»). |
75. | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 15.03 | | 1 | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста |
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 19.03 | | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) |
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. | 20.03 | | 1 | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» |
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 22.03 | | 1 | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам |
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 05.04 | | 1 | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями. |
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 09.04 | | 1 | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне». |
81. | Писатели-сказочники и их герои. | 10.04 | | 1 | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных. |
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 12.04 | | 1 | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 16.04 | | 1 | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений. |
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 17.04 | | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с про -изведением живописи. |
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 19.04 | | 1 | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения |
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | | | 1 | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. |
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 23.04 | | 1 | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста. |
88. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 24.04 | | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. |
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 26.04 | | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений |
90. | h Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 30.04 | | 1 | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет. |
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 01.05 | | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. |
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б. Кедрина. | 03.05 | | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи. |
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 07.05 | | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. |
94, 95. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 08.05 10.05 | | 2 | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям |
96. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 14.05 | | 1 | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток |
97, 98. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 15.05 | | 2 | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. |
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 17.05 | | 1 | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи. |
100. | Том Сойер и его друзья. | 21.05 | | 1 | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста |
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | 22.05 | | 1 | Выбор ответа в тестовых заданиях |
102, 103. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 24.05 28.05 | | 2 | Презентация сочинений, рисунков, иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
104, 105 | Резервные уроки | 29.05 31.05 | | 2 | |
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).