СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Литература 5 класс"

Просмотр содержимого документа
«К уроку литературы»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ковалёвская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Петра Алексеевича Козлова







Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школы

Руководитель: «30» августа 2017 г Приказ № от « » ______2017 г

« 30» августа 2017 г.








Рабочая программа

основного общего образования.

Литература 5 класс.







Купавцева Наталья Юрьевна,1КК












с. Ковалёво

2017 г






  1. Содержание учебного предмета «Литература» 5 класс

Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним

Устное народное творчество (11 ч + 2 р/р)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) (2 ч)

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

«Царевна-лягушка»

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Из древнерусской литературы (2 ч) Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Теория литературы. Летопись. «Повесть временных лет»

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Из русской литературы XVIII века (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (44 ч)

Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне»Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Няне»Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила»Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)Поэтический образ русской женщины.«Крестьянские дети»

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»

А.Н. Плещеев «Весна» И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)А.Н. Майков «Ласточки»И.З. Суриков «Зима»(отрывок)

Из литературы XX века (33 ч)

Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»

Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. «Теплый хлеб»

«Заячьи лапы»

Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Н. Рубцов «Родная деревня» Дон-Аминадо «Города и годы»

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…» А. Прокофьев «Аленушка» Д.Кедрин «Аленушка»

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» «Игорь-Робинзон»

Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит»

Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (8 ч)

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Повторение изученного в 5 классе (8 ч)


2. Календарно-тематическое планирование Литература 5 класс

(3 часа в неделю, 35 учебных часов, 105 уроков в год)


п/п

Тема урока

Дата прове-дения

Количество часов

Характеристика основных деятельности

учащихся

план

факт

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

04.09


1

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

05.09






1

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

3.

Детский фольклор.

07.09





1

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

4.

Сказка как особый жанр фольклора.

11.09









1


Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

12.09









1

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

14.09





1

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.

18.09





1

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

19.09






1

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

9.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

21.09





1

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

10.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

25.09







1

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

11.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

26.09







1

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»



12.

Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».

28.09


1

Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы.

13.

Возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет».

02.10








1

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

14.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

03.10


1

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)


15.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

05.10








1

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.



16.

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

09.10







1

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

10.10




1

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

12.10







1

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

19.

Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

16.10







1

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен.

20.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

17.10





1

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

21.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

19.10








1

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.





22.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

23.10






1

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

23.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

24.10



1

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

24.








Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

26.10






1

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

25.


А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

06.11







1

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

26.

«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

07.11


1

Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

09.11






1

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

28.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

13.11








1

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение.

29.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

14.11








1

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

30.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

16.11



1

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

31.

Сказки А.С.Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила».

20.11



1

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа.


32.

Антоний Погорельский.

Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

21.11






1

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

33.

Мир детства в изображении А.Погорельско-го.

23.11





1

Краткий пересказ, выразительное чтение

34.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

27.11


1

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко.

35.

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

28.11


1

Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным».

36.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

30.11



1

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

37.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

04.12











1

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников.

38.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

05.12



1

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

39.

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

07.12










1

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

40.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

11.12







1

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

41.

Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

12.12






1

Выбор ответа в тестовых заданиях.


42.

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

14.12







1

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

43.

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

18.12






1

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

44.

И.С.Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

19.12








1

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

45.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

21.12










1

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

46.

Герасим и Муму. Счастливый год.

25.12









1

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ;

характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

47.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

26.12







1

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

48.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению.

28.12





1

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

49.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

15.01



1

Анализ сочинений, работа над ошибками

50.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.

16.01







1

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

51.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

18.01





1

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

52.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

22.01










1

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

53.

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

23.01





1

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

54.

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

25.01








1

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста.

55.

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

29.01


1

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами.

56.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

30.01





1

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

57.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

01.02


1

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста



58.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

05.02







1

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

59.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

06.02


1

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

60.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

08.02


1

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения.



61.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

12.02


1

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

62.

В.Г.Короленко.

Слово о писателе. «В дурном обществе»

13.02


1

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

63.

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

15.02


1

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев.

64.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

19.02


1

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

65.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

20.02


1

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

66.

Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

22.02


1

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

67.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.

26.02


1

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

68.

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

27.02


1

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства».

69.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

01.03





1

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

70.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

05.03




1

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

71.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

06.03




1

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

72.

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

08.03




1

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки.

73.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

12.03






1

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа.

74.

Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

13.03





1

Анализ текста, работа над языком рассказа, над

изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа

( сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»).

75.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

15.03




1

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

76.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

19.03





1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

77.

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

20.03










1

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

78.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.

22.03


1

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

79.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

05.04


1

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

80.

Два мира сказки «Снежная королева».

09.04


1

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне».

81.

Писатели-сказочники и их герои.

10.04


1

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных.

82.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

12.04





1

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

83.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

16.04





1

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений.

84.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

17.04







1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с про -изведением живописи.

85.

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

19.04





1

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

86.

Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).



1

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

87.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

23.04


1

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста.


88.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

24.04




1

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

89.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».

26.04



1

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

90.

h Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

30.04





1

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет.

91.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

01.05


1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

92.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка».

Д.Б. Кедрина.

03.05


1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

93.

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Дон -Аминадо «Города и годы».

07.05


1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.



94,

95.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

08.05

10.05




2

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

96.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

14.05




1

Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

97, 98.









Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

15.05





2

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.


99.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

17.05




1

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи.

100.


Том Сойер и его друзья.

21.05







1

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста

101.

Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века.

22.05




1

Выбор ответа в тестовых заданиях

102,

103.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».


24.05

28.05




2

Презентация сочинений, рисунков, иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?».

104, 105

Резервные уроки

29.05

31.05


2



3. Планируемые результаты изучения предмета литература в 5 классе


Учащиеся получат возможность узнать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


научиться:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!