Как провести онлайн-урок.
Существует два основных варианта проведения онлайн-урока:
1. Проведение онлайн-урока с использованием видеоконференции. Это вариант ближе всего к очному уроку в классе. Учитель и ученики видят друг друга, могу общаться как непосредственно, так и в чате видеоконференции, выполнять различные задания.
2. Проведение онлайн-урока на форуме, в чате или мессенджере, без использования камер и микрофонов. Этот вариант технически более простой, однако контролировать активность учеников в этом варианте существенно сложнее.
При выборе варианта проведения онлайн-урока нужно учитывать следующие условия:
1. Технические возможности
В первую очередь важно наличие камер и микрофонов у учителя и учеников. При проведении видеоконференции желательно наличие камеры и микрофона у каждого ученика.
2.Скорость Интернета
Не стоит забывать, что организация видеоконференцсвязи требует более высокой скорости интернета, чем общение в чате или в мессенджере. Если скорость интернета недостаточна, урок может сорваться. В этом случае необходимо иметь запасной вариант проведения урока (например, быстрый переход из видеоконференции в чат или работа с выключенными камерами для экономии трафика).
3. Возможности записи видеоконференции или сохранения истории чата
В дальнейшем ученики должны иметь возможность просматривать запись урока или прочитать обсуждение в чате, если они по какой-либо причине отсутствовали на уроке или хотят повторно посмотреть материал.
4. Возраст учеников
Не рекомендует проведение онлайн-уроков в чате для учеников начальной школы, которые не умеют быстро читать или печатать на компьютере. Кроме того, потребность в личном общении, которое обеспечивается использованием видеоконференции, гораздо выше у учеников младших классов.
5. Психологическое состояние учеников
Необходимо помнить, что дети, ранее не обучавшиеся дистанционно, могут почувствовать себя некомфортно, если не видят учителя и одноклассников. У них может снизиться уверенность в себе и как результат будет снижаться успешность выполнения заданий. Кроме того, большинство детей хуже воспринимают информацию на слух, если не видят педагога (или если речь учителя не сопровождается каким-либо зрительным рядом). Некоторые ученики, напротив, используют работу с выключенными камерами как возможность отлынивать от обучения. Таких учеников следует брать на особый контроль.
Обязательно установите правила поведения и работы в видеоконференции. Требуйте обязательного выполнения этих правил учениками и соблюдайте сами. Чтобы ученики лучше запомнили правила, разместите их на первом слайде презентации, которую вы используете на онлайн-уроке.
Пример правил поведения на видеоконференции представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример правил поведения в видеоконференции
Рассмотрим инструменты для проведения онлайн-урока более подробно.
Видеоконференция
Видеоконференция — единственный способ онлайн-взаимодействия, позволяющий полноценно видеть эмоциональную реакцию собеседника. По сравнению с другими способами коммуникации видеоконференция требует наиболее сложного технического оснащения, в т. ч. хорошего качества интернет-связи. Кроме того, проведение видеоконференции требует одновременного нахождения онлайн всех её участников. Более подробно изучить возможности разных инструментов для проведения видеоконференций вы можете в теме «Цифровые средства, которые помогут организовать учебную коммуникацию».
Мессенджеры, чаты, форумы, электронная почта
Эти инструменты дают возможность для организации общения как в онлайн-режиме, когда все пользователи находятся в сети одновременно, так и в офлайн-режиме, когда пользователи находятся в сети одновременно. Кроме того, все эти инструменты можно использовать для рассылки ученикам информации, учебных материалов, инструкций. Электронная почта в основном обеспечивает общение один-на-один, мессенджеры, форумы и чаты поддерживают групповое общение, когда все участники видят сообщения друг друга.
Основное преимущество мессенджеров, чатов и электронной почты — их техническая проста и доступность. Они не требуют специального технического оснащения и высокого качества интернет-связи. Но необходимо учитывать, что данные инструменты поддерживают в первую очередь письменную форму коммуникации и лишь некоторые из них позволяют создавать голосовые сообщения. Таким образом, они не подходят для организации онлайн-уроков в начальной школе, когда дети ещё не обладают навыком быстро печатать сообщения.
Важная особенность мессенджеров, форумов и электронной почты — отсроченная реакция. Даже при онлайн-взаимодействии, когда все участники находятся в сети, требуется время для написания и отправки сообщения. При этом время, которое учитель затрачивает на общение с учениками, существенно увеличивается.
При выполнении заданий офлайн всегда высок риск того, что ученики выполнят домашнее задание с помощью взрослых или скачают из Интернета готовое домашнее задание. Для снижения этого риска давайте ученикам интересные и посильные по объёму и сложности задания и избегайте репродуктивных вопросов, на которые легко найти ответ в интернете.