СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературному чтению»

Приложение к рабочей программе

по предмету «Литературное чтение»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМО

__________Хуснутдинова Л.Д.

протокол №____ от _____2021г.


Согласовано

зам. директора по УВР

_____________Миннибаева Р.М.

протокол № ____от _______2021г.

Утверждаю

Директор МАОУ гимназия № 1

___________ Р.Р.Аюпов

приказ № ____ от _______ 2021 г.





Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение»

для 4б класса



Учебник: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение», 4 класс


Срок реализации – 2021 - 2022 учебный год





Составитель

Гаибова Луиза Талгатовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Календарно-тематическое планирование

Авторская программа по предмету рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. В соответствии с учебнымпланом МАОУ гимназия № 1 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В связи с этим в авторскую программу внесены изменения. Сокращено количество часов за счёт уплотнения программного материала следующих разделов:


Класс

Раздел программы

Авторская программа

(кол-во часов)

Сокращения

(кол-во часов)

Рабочая программа

(кол-во часов)

4

Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания

9 ч

4 ч

5 ч

Басни. Русские баснописцы

7 ч

2 ч

5 ч

Произведения А. С. Пушкина

7 ч

4 ч

3 ч

Произведения М. Ю. Лермонтова

4 ч

2 ч

2 ч

Произведения В. М. Гаршина

4 ч

3 ч

1 ч

Произведения зарубежных писателей

11 ч

6 ч

5 ч

В мире книг

6 ч

4 ч

2 ч

Стихи Н. А. Заболоцкого

4 ч

3 ч

1 ч

Стихи А. А. Блока

5 ч

3 ч

2 ч

Стихи К. Д. Бальмонта

6 ч

2 ч

4 ч

Стихи Н.И. Рубцова

7 ч

2 ч

Произведения В. А. Жуковского

6 ч

4 ч

2 ч

Очерки

7 ч

5 ч

2 ч

Произведения С.В.Михалкова

6 ч

4 ч

2 ч

Путешествия, приключения, фантастика

10 ч

3 ч

7 ч

Произведения русских писателей о детях

8 ч

4 ч

4 ч

Произведения Л. Н. Толстого

9 ч

4 ч

5 ч

Произведения А.И.Куприна

3 ч

1 ч

2 ч

Произведения И.А.Бунина

3 ч

1 ч

2 ч

Произведения С.Я.Маршака

7 ч

2 ч

5 ч

Юмористические произведения

4 ч

2 ч

2 ч

Произведения П.П.Ершова

3 ч

-

3 ч

Итого

136 ч

68 ч

68 ч


п\п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Повторение. Произведения фольклора.

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания

5 часов

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

ЭКОР. Устное народное творчество башкирского народа

1

3.09



2

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

1

7.09



3

Былина «Волх Всеславович».

1

10.09



4

Народные легенды. "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком".

ЭКОР. Легенды башкирского народа

1

14.09



5

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

1

17.09



6

Басни. Русские баснописцы

5 часов

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».

1

21.09



7

Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»И. И. Хемницер «Друзья»

1

24.09



8

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

28.09



9

И. А. Крылов «Квартет». И.И. Дмитриев «Муха»

1

1.10



10

Обобщение по разделу «Русские баснописцы».

ЭКОР. Знакомство с произведениями писателя Акмуллы.

1

12.10



11

Произведения
В. А. Жуковского

2 часа

Стихи В. А. Жуковского «Песня», «Ночь»

1

15.10



12

Волшебные сказки.В. А. Жуковского. Сказка «Спящая царевна»

1

19.10



13

Произведения

А. С. Пушкина

3 часа

А. С. Пушкин «Осень», «И. И. Пущину»

1




14

И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

1




15

Проверочная работа№1по разделам: «Произведения фольклора», «Басни», «Русские писатели»

1




16

Произведения

М. Ю. Лермонтова

2 часа

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1




17

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс»

1




18

Произведения

П. П. Ершова

3 часа

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

1




19

П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

1




20

Обобщение по разделам «Произведения М.Ю.Лермонтова и П.П.Ершова»

1




21

Произведения
В. М. Гаршина

1 час

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".ЭКОР. Знакомство с произведениями МажитаГафури

1




22

Произведения русских писателей

о детях

2 часа

Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1




23

Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь»

1




24

Произведения зарубежных писателей

5 часов

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

1




25

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1




26

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

1




27

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»(продолжение)

1




28

Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года».

Проверочная работа №2 по разделам «Произведения русских и зарубежных писателей»

1




29

В мире книг

2 часа

Книга книг. Книги Древней Руси «Деятельность Ярослава»

1




30

Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии"

1




31

Произведения
Л. Н. Толстого

5 часов

Л. Н. Толстой «Акула»

1




32

Л. Н. Толстой «Два брата» (сказка)

1




33

Басня.Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной».Рассказ Л.Н.Толстого «Черепаха»

1




34

Л. Н. Толстой «Русак», былина «Святогор-богатырь».

1




35

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого»

1




36

Стихи

А. А. Блока

2 часа

Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия».ЭКОР. Стихи башкирских поэтов о Родине

1




37

А. А. Блок «Рождество»

1




38

Стихи К. Д. Бальмонта

4 часа

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»

1




39

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «К зиме», «Снежинка»,

1




40

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «Камыши», «У чудищ»

1




41

К.Д.Бальмонт«Как я пишу стихи», «Русский язык»

1




42

Произведения

А.И.Куприна

2 часа

А. И. Куприн «Скворцы»

1




43

А. И. Куприн «Скворцы» (продолжение)

1




44

Стихи И. А. Бунина

2 часа

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»,«Детство»

1




45

И. А. Бунин «Листопад»

1




46

Произведения
С. Я. Маршака

5 часов

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Словарь». Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1




47

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

1




48

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (избранные картины)

1




49

С.Я. Маршак-переводчик. Р.Бернс «В горах мое сердце…»

( Перевод С.Я.Маршака).

1




50

Проверочная работа№3 по разделам «Произведения Л.Н.Толстого», «Русские поэты»

1




51

Стихи
Н. А. Заболоцкого

1 час

Н. А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке»


1




52

Произведения о детях войны

2 часа

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

1




53

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

1




54

Стихи
Н. М. Рубцова

2 часа

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы»

1




55

Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1




56

Произведения
С. В. Михалкова

2 часа

Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома"

1




57

Басни С.В.Михалкова "Зеркало", «Чужая беда».

1




58

Юмористические произведения

2 часа

Н.Н.Носов "Федина задача".

1




59

Юмористические стихи. И.Л. Гамазков «Страдания».

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1




60

Очерки

2 часа


Очерки. И.С.Соколов-Микитов "Родина"

1




61


Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».Н.Шер «Картины-сказки»

1





62

Путешествия, приключения.

Фантастика

7 часов

Н. П. Вагнер «Фея фантаста»

1




63

Н. П. Вагнер «Береза»

1




64

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1




65

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1




66

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»( продолжение)

1




67

Проверочная работа№4 по разделам «Стихи русских поэтов», «Юмористические произведения», «Приключения»

1




68

Книги о путешествиях и приключениях. ЭКОР. Книги башкирских писателей

1































Проверочная работа №1 по разделам «Произведения фольклора», «Басни», «Русские писатели»

1 вариант


1. Допиши предложение.

Фольклор – это _____________________________________________________________________________________________________________________

2. Отметь загадку-вопрос. Запиши отгадки.

а) Летит орлица б) Что в хлебе родится, а есть не годится? в) Красная девица росла в темнице,

По синему небу________

Люди в руки брали, косы рвали.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. ___________________ ___________________________________

3. Заполни схему.





Жанры фольклора




















4. Прочитай произведения. Укажи стрелочкой жанры.

а) Шит колпак, пословица

Да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?

б) Не надобен клад, коли в семье лад.дразнилка

в) Рыжий-красный –

Человек опасный. Скороговорка

5. Прочитай отрывок. Допиши пропущенные слова.

Однажды над Русской землёй появилось белое облако. Оно шло по небу. А как дошло до середины, остановилось. Тут вылетела из облака молния, грянул гром, и пролился дождик. После дождика встали в небе сразу три радуги. Люди смотрели на радуги, думали: в Русской земле родился богатырь. Так и было. Родился богатырь ______________________________________

6. Из какого произведения эти слова? Запиши название произведения.

Пойдём-ко мы сражаться

За матушку за родну землю,

За родну землю,

За славный город Москву… _____________________________________________

7. Кто это сказал? Из какого произведения, автор

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом – так говорил он Икару. _____________________________________________________________________

8. Из каких басен эти строки? Укажи стрелочкой ответы.

а) Помертвело чисто поле; И. А. Крылов «Осёл и соловей»

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

б) Но это только в поученье И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

в) «Изрядно, - говорит, - сказать неложно, И. И. Хемницер «Стрекоза»

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что не знаком

Ты с нашим петухом:

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

9. Из какого произведения строки? Запиши название

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу._______________________________________________________________

10. Прочитай строфу. Кто автор стихотворения? Запиши имя, отчество и фамилию поэта.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она. __________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

1. Допиши предложение.

Легенда – это ____________________________________________________________________________________________________________________

2. Определи тему каждой пословицы. Укажи стрелочкой ответы.

а) Пчела мала, а и та работает.о дружбе

б) На чужой стороне и весна не красна.о Родине

в) Друзья познаются в беде.о труде

3. Заполни схему.



Сказки бывают



4. Прочитай. О каком былинном богатыре говорится в отрывке? Впиши его имя.

Мать положила сына в люльку. Принесла пелёнки, чтобы спеленать. А младенец вдруг говорит:

- Не годится мне это, матушка. Пеленай меня в крепкие латы булатные.

Как просил сын. Так мать и сделала. Вместо игрушки дала ему палицу. ______________ играл палицей и рос не по дням, а по часам. Когда он первый раз на ноги встал, земля дрогнула, дубы вершинами прошумели, по озёрам от берега к берегу волна пробежала.

5. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Укажи стрелочкой ответы.

Как в старом-то городе, былина

Во славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин, басня

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов, героическая песня

Из удалых молодцов – нижегородских купцов.

6. Из какого произведения отрывок? Запиши название произведения.

Было у человека два сына. Старший – спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему всё не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу:

- Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать. ________________________________________________

7. Из какой басни мораль? Запиши название басни.

К несчастью, то ж бывает у людей.

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит. ______________________________________________________________________________________________________________

8. Прочитай отрывок. Кто автор сказки? Запиши имя, отчество и фамилию автора.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет. _____________________________________________________________________________________________________________

9. Запиши заголовок сказки А. С. Пушкина, которая начинается так:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя. ___________________________________________________________________________________________________________

10. Соедини стрелочкой фамилии писателей с их именами и отчествами.

Жуковский Иван Андреевич

Пушкин Иван Иванович

Крылов Александр Ефимович

Измайлов Василий Андреевич

Хемницер Александр Сергеевич












Проверочная работа №2 по разделам «Произведения Л. Н. Толстого», «Русские поэты»


1 вариант


1. Заполни схему «Произведения Л. Н. Толстого».


«Лебеди»


П роизведения Л. Н. Толстого
















«Два брата»



2. Прочитай отрывок. Напиши название произведения.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге. ________________________________________________________________________________________________________


3. Допиши предложение.

Рассказ «Каштанка» написал _________________________________________________________________________________________________________


4. Прочитай четверостишие. Укажи стрелочкой рифмующиеся строки. Запиши название произведения.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви! ___________________________________________________________________________________________________________


5. Кому принадлежат эти слова? Напиши название произведения

- Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. Ты хочешь быть артисткой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитай строфы из стихотворений. Укажи соответствующими цифрами фамилии потов – авторов строк.

1) Звонким колокол ударом А. А. Блок

Будит зимний воздух.

Мы работали недаром,

Будет светел отдых.К. Д. Бальмонт

2) Лежит пушистая,

Снежинка смелая, И. З. Суриков

Какая чистая!

Какая белая!

7. Из какого стихотворения И. А. Бунина четверостишие? Укажи стрелочкой ответ.

Лес точно терем расписной, «Детство»

Лиловый, золотой, багряный, «Листопад»

Весёлой, пёстрою стеной «Гаснет вечер, даль синеет…»

Стоит над светлою поляной.

8. Кто и в каком произведении говорит эти слова? Запиши полный ответ.

- Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.__________________________________________________

9. Соедини стрелочкой фамилии авторов с их именами и отчествами.

Горький Викентий Викентьевич

Вересаев Лев Николаевич

Толстой Самуил Яковлевич

Маршак Александр Александрович

Блок Алексей Максимович


2 вариант


  1. Прочитай строфу.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.


- Укажи название строфы.трёхстишие четверостишие двустишие


- Кто автор стихотворения? А. А. Блок К. Д. Бальмонт И. А. Бунин

2. Заполни схему «Русские поэты».




Русские поэты











3. Прочитай строфу. Укажи стрелочкой рифмующиеся строки. Запиши название произведения.

Опушит нам окна наши

В детской и везде.

Загорятся звёзды краше,

Лёд прильнёт к воде. ________________________________________________________________________________________________________________

4. Из какого произведения этот отрывок? Запиши название произведения.___________________________________________________________________

Найди и подчеркни сравнение.

Жил на свете маленький цветочек. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые, серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

5. Кто из героев пьесы-сказки С. Я. Маршака говорит эти слова? Укажи стрелочкой ответ.


Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль - катание на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники…


Канцлер

Учитель

Королевы

Глашатай

6. Из какого произведения строфа? Укажи стрелочкой ответ.

Опять, как в годы золотые, К. Д. Бальмонт «Россия»

Три стёртых треплются шлеи, И. А. Бунин «Детство»

И вязнут спицы расписные А. А. Блок

В расхлябанные колеи…

7. Допиши предложение.

Рассказ-быль «Кавказский пленник» написал ___________________________________________________________________________________________

8. Какого героя и в каком произведении так описал А. П. Чехов? Запиши ответ.

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась? _________________________________________________________________________________________________

9. Соедини стрелочкой фамилии поэтов с именами и отчествами.

Блок Иван Алексеевич

Бунин Самуил Яковлевич

Маршак Сергей Александрович

Бальмонт Александр Александрович

Есенин Константин Дмитриевич






Проверочная работа №3 по разделам «Произведения русских и зарубежных писателей»

1 вариант

1. Допиши предложение.

Метафора — это ____________________________________________________________________________________________________________________


2. Заполни схему.


Ж анры произведений

М.Ю.Лермонтова











3. Из какого произведения отрывок? Запиши название и автора

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.____________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай строфу из стихотворения М.Ю. Лермон­това «Парус». Укажи-----►рифмующиеся слова. Подчерк­ни эпитеты.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

5. Какими словами начинается сказка М.Ю. Лермонто­ва «Ашик-Кериб»? Запиши.____________________________________________________________

6. Прочитай отрывок. Запиши название сказки.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в бо­лоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Из какого произведения отрывок? Запиши название и автора

Ряд будок, выстроившихся на открытом воздухе, начи­нался от церкви, как помнит читатель, и доходил до хар­чевни Тенардье. Будки стояли на пути богомольцев, направляющихся на полуночную службу, поэтому они были ярко освещены свечами в бумажных воронках, что пред­ставляло «чарующее зрелище», по выражению школьного учителя, сидевшего в это время в харчевне Тенардье. Зато ни одна звезда не светилась на небе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кто автор этих слов? Запиши его имя и фамилию.

Хотя книга моя предназначена главным образом для мальчиков и девочек, надеюсь — мужчины и женщины не станут из-за этого чураться её, ибо я считал своей прият­ной обязанностью напомнить взрослым, какими они были когда-то, каковы были их детские чувства, разговоры и мысли и в каких необычайных переделках приходилось им бывать иногда.___________________________________________________________________________

9. Прочитай строфу из стихотворения Х.К. Андерсена «Дети года». Укажи-----► её вид.

Ноябрь трубит в волшебный рог, трёхстишие

И в бурю вихрь нас валит с ног.двустишие

четверостишие

10*. Запиши ответы на вопросы:

1. Русский баснописец.___________________________________________________________________________

2. Автор сказки «Лягушка-путешественница»._______________________________________________________

3. Автор сказки «Ашик-Кериб».____________________________________________________________________

4. Автор «Сказки о золотом петушке».______________________________________________________________

5. Русский поэт, написавший сказку «Спящая царевна»._______________________________________________

6. Автор сказки «Конёк-Горбунок»._________________________________________________________________

7. Зарубежный сказочник и поэт.___________________________________________________________________


2 вариант

1. Допиши предложение.

Сказание (легенда) – это _____________________________________________________________________________________________________________

2. Заполни схему.





З аголовки произведений М.Ю.Лермонтова









3. О каком герое так говорится в сказке П.П. Ершова? Запиши имя героя и название сказки

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами._____________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Запи­ши название произведения

В это мгновение она почувствовала, что ведро стало лёгким. Чья-то рука, показавшаяся ей огромной, схватила дужку ведра и легко приподняла его. Она вскинула голову. Высокая чёрная прямая фигура шагала рядом с ней в тем­ноте. Это был мужчина, неслышно догнавший её. Человек молча взялся за дужку ведра, которое она несла._______________________________________________________________________________________________

5. Запиши начало сказки Х.К. Андерсена «Самое невероятное».____________________________________________________________________________

6. Прочитай диалог. Запиши имена героев.

Позади послышался лёгкий шорох. Она оглянулись и в ту же секунду схватила за край куртки мальчишку, который собирался улизнуть.

— Ну конечно! И как это я могла забыть про чулан! Что ты там делал?

— Ничего.

— Ничего! Погляди на свои руки. И погляди на свой рот. Чем это ты выпачкал губы?

— Не знаю, тётя!

— А я знаю. Это — варенье, вот что это такое...________________________________________________________________________________________

7. Прочитай стихотворение. Подчеркни эпитеты. Запиши название произведения.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса.

Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне._____________________________________________________________________________________________________

8. Кто автор «Записок о Пушкине»? Запиши ответ.______________________________________________________________________________________

9. Прочитай строфу из стихотворения М.Ю. Лермон­това. Как она называется? Укажи-----►ответ.

двустишие

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!.. пятистишие

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.. четверостишие


10*. Запиши ответы на вопросы:

1. Мать Конька-Горбунка. ___________________________________________________________________________________________

2. Избранник принцессы в сказке Х.К. Андерсена «Са­мое невероятное».____________________________________________________

3. Главная героиня произведения В. Гюго.______________________________________________________________________________

4. Имя младшего брата Тома Сойера.___________________________________________________________________________________

5. Герой произведения Н.Г. Гарина-Михайловского.______________________________________________________________________

6. Имя учителя французского языка из произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»._____________________________

7. Главный герой восточной сказки М.Ю. Лермонтова.____________________________________________________________________


Проверочная работа №4 по разделам «Стихи русских поэтов», «Юмористические произведения», «Приключения»

1 вариант

1. Прочитай строфы из стихотворений. Укажи соот­ветствующими буквами названия стихотворений.

а) В каждом маленьком растеньице, С. В. Михалков «Школа»

Словно в колбочке живой,

Влага солнечная пенится

И кипит сама собой.

б) Там, где я плавал за рыбами, Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»

Сено гребут в сеновал;

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

в) Умчались школьные года, Н. А Заболоцкий. «Весна в лесу»

И не догонишь их.

Но я встречаю иногда

Товарищей своих.

2. Допиши предложение.

Эпитет — это______________________________________________________________________________________________________________________


3. Заполни схему «Родные поэты».





Родные поэты









4. Прочитай строфу. Укажи-----► рифмующиеся стро­ки. Отметь вид строфы.

Школа моя деревянная!.. □ трёхстишие

Время придёт уезжать — □ пятистишие

Речка за мною туманная □ четверостишие

Будет бежать и бежать.


5. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Лю­битель книг».___________________________________

6.— Если вы над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог всем капитанам приказыватьКто сказал эти слова? Запиши ответ.__________________________________________________________


7. Изкакого произведения С.В. Михалкова отрывок? Укажи-----►ответ.

Старик посмотрел на корову свою: «Школа»

— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? «Чужая беда»

Корову свою не иродам никому — «Как старик ко­рову продавал»

Такая скотина нужна самому!

8. Какие герои и из какого произведения ведут диалог? Допиши предложение.

— Гм... Что же это за капитан такой?

— Он, дяденька, над разведчиками командует. Он у них самый старший. Что он им велит, то они всё исполняют.

— Над какими разведчиками?

— Известно, над какими: над артиллерийскими. Кото­рые немецкие огневые точки засекают. Ух, дяденька, и сер­дитый же их капитан! Прямо беда.

— А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

— То-то и беда, что не видел.

— А он тебя видел?

— И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл

отвезти и коменданту сдать.

Это диалог_______________________________________________________________________________________

9. Соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.

Катаев Николай Николаевич

Рубцов Агния Львовна

Михалков Валентин Петрович

Носов Николай Михайлович

Барто Сергей Владимирович

10*Запиши ответы на вопросы:

1. Автор юмористических рассказов для детей._________________________________________________________

2. Этот писатель рассказал о судьбе Вани Солнцева.

3. Фамилия поэта, который написал стихотворение «Берёзы».____________________________________________

4. Детский писатель, поэтесса._______________________________________________________________________

5. Поэт, автор стихов о «белоснежном диве».___________________________________________________________

6. Фамилия детского писателя, автора юмористических рассказов_________________________________________


2 вариант

1. Прочитай строфу. Подчеркни её название. Запиши название произведения________________________________________________________

Был у майора Деева четверостишие

Товарищ — майор Петров,

Дружили ещё с гражданской, пятистишие

Ещё с двадцатых годов.

Вместе рубали белых шестистишие

Шашками на скаку,

Вместе потом служили семистишие

В артиллерийском полку.восмистишие

2. Заполни схему «Русские писатели».





Русские писатели









3. Прочитай строфу. Укажи стрелкой рифмующиеся строки, подчеркни название рифмы: парная (смежная), перекрёстная, охватывающая (ох­ватная)

«Кто больше?» — «Больше денег нет!»

«Кто больше?» — «Вот ещё монету!»

«Кто больше?» — «Вот ещё браслет!

Ещё возьмите брошку эту!»


4. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Зеркало».________________________________________________________________________

5. Прочитай отрывок. О каком герое и из какого произ­ведения говорится? Запиши ответ

Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как кар­тофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тя­жело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая дав­но не стриженными грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало; из провалив­шегося рта, с обмётанными лихорадкой воспалёнными гу­бами, вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Прочитай строфу. Укажи------ рифмующиеся стро­ки. Как называется такая строфа? Отметь ответ.

О нашей школе над рекой, □ двустишие

О классе в два окна.□ пятистишие

На свете не было такой

Хорошей, как она! □ четверостишие

7. О ком говорится в отрывке? Запиши ответ.

Она везде и нигде! Она является из воды, из леса, из воздуха, из маленькой искорки, которая блеснёт на мгнове­нье в темных потьмах осеннего вечера, из большого пожа­ра, от которого зарево высоко стоит в небесах; из холод­ной струйки, бойкого, студёного ключика, из бурной вол­ны широкого могучего моря._____________________________________________________________________________________________________________________

8. Допиши предложение.

Очерк —это _______________________________________________________________________________________________________________________

9. Соедини -----►.имена и отчества писателей с их фамилиями

Николай Николаевич Вагнер

Николай Петрович Рубцов

Николай Михайлович Носов

Михаил Александрович Платонов

Андрей Платонович Шолохов

10*. Запиши ответы на вопросы:

1. Имя девочки в стихотворении А.Л. Барто._________________________________________

2. Герой очерка Н.С. Шер.________________________________________________________

3. Герой юмористического рассказа Н.Н. Носова._____________________________________

4. О ней рассказал Н.П. Вагнер.___________________________________________________

5. Разведчик в повести В.П. Катаева._______________________________________________

6. Автор удивительных путешествий Гулливера._____________________________________























Для детей с ОВЗ

Проверочная работа №1 по разделам «Произведения фольклора», «Басни», «Русские писатели»


1. Допиши предложение.

Фольклор – это _____________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполни схему.





Жанры фольклора




















3. Прочитай произведения. Укажи стрелочкой жанры.

а) Шит колпак, пословица

Да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?

б) Не надобен клад, коли в семье лад. дразнилка

в) Рыжий-красный –

Человек опасный. Скороговорка

4. Из каких басен эти строки? Укажи стрелочкой ответы.

а) Помертвело чисто поле; И. А. Крылов «Осёл и соловей»

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

б) Но это только в поученье И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал.

в) «Изрядно, - говорит, - сказать неложно, И. И. Хемницер «Стрекоза»

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что не знаком

Ты с нашим петухом:

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

5. Из какого произведения строки? Запиши название

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу._______________________________________________________________

6. Прочитай строфу. Кто автор стихотворения? Запиши имя, отчество и фамилию поэта.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она. __________________________________________________________________________________________________________



Проверочная работа №2 по разделам «Произведения Л. Н. Толстого», «Русские поэты»



1. Заполни схему «Произведения Л. Н. Толстого».


«Лебеди»


П роизведения Л. Н. Толстого
















«Два брата»



  1. Допиши предложение.

Рассказ «Каштанка» написал _________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитай четверостишие. Укажи стрелочкой рифмующиеся строки. Запиши название произведения.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви! ___________________________________________________________________________________________________________


4. Кому принадлежат эти слова? Напиши название произведения

- Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. Ты хочешь быть артисткой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из какого стихотворения И. А. Бунина четверостишие? Укажи стрелочкой ответ.

Лес точно терем расписной, «Детство»

Лиловый, золотой, багряный, «Листопад»

Весёлой, пёстрою стеной «Гаснет вечер, даль синеет…»

Стоит над светлою поляной.

6. Кто и в каком произведении говорит эти слова? Запиши полный ответ.

- Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.__________________________________________________

7. Соедини стрелочкой фамилии авторов с их именами и отчествами.

Горький Самуил Яковлевич

Блок Лев Николаевич

Толстой Алексей Максимович

Маршак Александр Александрович



Проверочная работа №3 по разделам «Произведения русских и зарубежных писателей»

1. Допиши предложение.

Метафора — это ____________________________________________________________________________________________________________________


2. Заполни схему.


Ж анры произведений

М.Ю.Лермонтова











3. Из какого произведения отрывок? Запиши название и автора

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.____________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай строфу из стихотворения М.Ю. Лермон­това «Парус». Укажи-----►рифмующиеся слова. Подчерк­ни эпитеты.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

5. Какими словами начинается сказка М.Ю. Лермонто­ва «Ашик-Кериб»? Запиши.____________________________________________________________

6. Прочитай отрывок. Запиши название сказки.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в бо­лоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Русский баснописец.__________________________________________________


Проверочная работа №4 по разделам «Стихи русских поэтов», «Юмористические произведения», «Приключения»

  1. Допиши предложение.

Эпитет — это______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай строфу. Укажи-----► рифмующиеся стро­ки. Отметь вид строфы.

Школа моя деревянная!.. □ трёхстишие

Время придёт уезжать — □ пятистишие

Речка за мною туманная □ четверостишие

Будет бежать и бежать.

3. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Лю­битель книг».___________________________________

4. Изкакого произведения С.В. Михалкова отрывок? Укажи-----►ответ.

Старик посмотрел на корову свою: «Школа»

— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? «Чужая беда»

Корову свою не продам никому — «Как старик ко­рову продавал»

Такая скотина нужна самому!

5. Соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.

Катаев Николай Николаевич

Рубцов Агния Львовна

Михалков Валентин Петрович

Носов Николай Михайлович

Барто Сергей Владимирович

6. Этот писатель рассказал о судьбе Вани Солнцева.

7. Фамилия поэта, который написал стихотворение «Берёзы».____________________________________________



















Нормы оценки знаний, умений и навыков


Оценка "5":

- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности.

- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию.

- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка "4":

- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы.

- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка "3":

- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок.

- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка "2":

- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное

- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок

- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделитьглавную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям



Чтение по ролям

1.Своевременно начинать читать свои слова

2.Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно


Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям



Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно,

не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет

подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.




Проверочные работы

Оценка «5» - ученик  выполнил 90 -100% заданий

Оценка «4» - ученик  выполнил 89 – 70% заданий

Оценка «3» - ученик  выполнил 69 – 50% заданий

Оценка «2» - ученик  выполнил менее 50% заданий


Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему. Темп чтения — 70-100 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему. Темп чтения — 90-120 слов в минуту.



Оценивание техники чтения

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов