Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), на основе УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, учебника «Русский язык», авт.Т.А.Ладыженская «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2015г.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка в 9 классе отводится 99ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели).
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
№ 1 | Материал УМК (тема, раздел) Название, основное содержание | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
1 | Международное значение русского языка - 1 час К/Р– 0 Развитие речи –0 | Слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования текста. |
2 | Повторение изученного в 5 – 8 классах– 13 часов К/Р– 1 Развитие речи –3 | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста – рассуждения. |
3 | Сложное предложение. Культура речи – 13 часов К/Р– 1 Развитие речи –1 | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения. |
4 | Сложносочинённое предложение – 7 часов К/Р- 1 Развитие речи - 0 | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения. |
5 | Сложноподчинённое предложение – 7 часов К/Р– 1 Развитие речи –0 | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения. |
6 | Основные группы сложноподчинённых предложений – 30 часов К/Р– 2 Развитие речи –2 | Формировать речевые действия с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений. |
7 | Бессоюзное сложное предложение- 13 часов К/Р– 1 Развитие речи –1 | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования интонационного рисунка БСП. |
8 | Сложные предложения с различными видами связи – 12 часов К/Р– 1 Развитие речи –2 | Формировать речевые действия с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений. |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5- 9 классах – 6 часов К/Р– 0 Развитие речи –0 | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа структуры предложения. |
| Всего: К/Р– 8 Развитие речи –9 | |
№ п/п | № урока в четверти (полугодии) | Тема учебного занятия (форма организации урока) | Д/з | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 четверть 25 часов, к/р - 1, Рр - 4 |
1 | 1 | Международное значение русского языка. Международное значение русского языка. | Упр. 6, с. 6-7 | 02.09 | |
2 | 2 | Повторение изученного в 5-8 классах. Устная и письменная речь. | §1 | 05.09 | |
3 | 3 | Устная и письменная речь. | §2 | 06.09 | |
4 | 4 | Монолог. Диалог. | Подготовить монологическое высказывание | 07.09 | |
5 | 5 | Монолог. Диалог. | Подготовить монологическое высказывание | 12.09 | |
6 | 6 | Стили речи. | §3. Упр. 16, 23 | 13.09 | |
7 | 7 | Простое предложение и его грамматическая основа. | § 4, упр. 31. | 14.09 | |
8 | 8 | Простое предложение и его грамматическая основа. | § 4, упр. 33 | 19.09 | |
9 | 9 | Предложения с обособленными членами. | § 5, упр 35 | 20.09 | |
10 | 10 | Предложения с обособленными членами. | § 5, упр 37 | 21.09 | |
11 | 11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | § 6. Упр. 39 | 26.09 | |
12 | 12 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | § 6. Упр. 41 | 27.09 | |
13 | 13 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием. | Повторить словарные слова | 28.09 | |
14 | 14 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Закончить работу | 03.10 | |
15 | 15 | Сложное предложение. Культура речи. Понятие о сложносочинённом предложении. | § 7-10. Упр. 46 | 04.10 | |
16 | 16 | Понятие о сложносочинённом предложении. | § 7-10. Упр. 47 | 05.10 | |
17 | 17 | Понятие о сложносочинённом предложении. | Повторить § 7-10 | 10.10 | |
18 | 18 | Сложные и бессоюзные предложения. | § 11-12. Упр. 62 | 11.10 | |
19 | 19 | Сложные и бессоюзные предложения. | Повторить § 11-12 | 12.10 | |
20 | 20 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Задание в тетради | 17.10 | |
21 | 21 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Задание в тетради | 18.10 | |
22 | 22 | Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. | Закончить работу | 19.10 | |
23 | 23 | Анализ сочинения – рассуждения. | Выполнить работу над ошибками | 24.10 | |
24 | 24 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | §16. | 25.10 | |
25 | 25 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Составить 5 ССП | 26.10 | |
II четверть 24 часа, к/р - 3, Рр -0 |
26 | 1 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | 07.11 | |
27 | 2 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Закончить работу | 08.11 | |
28 | 3 | Сложносочинённые предложения. Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. | с. 37-38 | 09.11 | |
29 | 4 | ССП с соединительными союзами. | §13-15 упр. 69 | 14.11 | |
30 | 5 | ССП с разделительными союзами. | §13-15 упр. 68 | 15.11 | |
31 | 6 | ССП с противительными союзами. | Повторить §13-15 | 16.11 | |
32 | 7 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | §17. Упр. 77 | 21.11 | |
33 | 8 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | 22.11 | |
34 | 9 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Закончить работу | 23.11 | |
35 | 10 | Сложноподчинённые предложения. Понятие о СПП. | § 18-19. Упр.89 | 28.11 | |
36 | 11 | Союзы и союзные слова в СПП. | § 20. Упр. 97. | 29.11 | |
37 | 12 | Союзы и союзные слова в СПП. | § 20. Упр. 99 | 30.11 | |
38 | 13 | Роль указательных слов в СПП. | § 21. Упр. 106. | 05.12 | |
39 | 14 | Роль указательных слов в СПП. | § 21. Упр. 108 | 06.12 | |
40 | 15 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | 07.12 | |
41 | 16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Повторить словарные слова | 12.12 | |
42 | 17 | Основные группы сложноподчинённых предложений. СПП с придаточными определительными. | § 22. Упр.112 | 13.12 | |
43 | 18 | СПП с придаточными определительными. | § 22. Упр.115 | 14.12 | |
44 | 19 | СПП с придаточными изъяснительными. | § 23. Упр. 120. | 19.12 | |
45 | 20 | СПП с придаточными изъяснительными. | § 23. Упр. 120 | 20.12 | |
46 | 21 | СПП с придаточными изъяснительными. | § 23. Упр. 122 | 21.12 | |
47 | 22 | СПП с придаточными изъяснительными. | § 23. Упр. 124 | 26.12 | |
48 | 23 | СПП с придаточными обстоятельственными. | § 24. Составить СПП с придаточными обстоятельственными разных групп | 27.12 | |
49 | 24 | СПП с придаточными обстоятельственными. | Задание в тетради | 28.12 | |
III четверть 33 часа, к/р -2, Рр - 3 |
50 | 1 | СПП с придаточными обстоятельственными. | § 24, упр.127 | 12.01 | |
51 | 2 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | § 24, упр.129 | 13.01 | |
52 | 3 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | § 24, упр.132 | 14.01 | |
53 | 4 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | § 24, упр.135 | 19.01 | |
54 | 5 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | §27. упр.163 | 20.01 | |
55 | 6 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | §27. упр.165 | 21.01 | |
56 | 7 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | §27. упр.167 | 26.01 | |
57 | 8 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | §28. Упр. 172 | 27.01 | |
58 | 9 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | §28. Упр. 175 | 28.01 | |
59 | 10 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | §28. Упр. 178 | 01.02 | |
60 | 11 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | 02.02 | |
61 | 12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Закончить работу | 03.02 | |
62 | 13 | Синтаксический разбор СПП. | Задание в тетради | 08.02 | |
63 | 14 | Синтаксический разбор СПП. | Задание в тетради | 09.02 | |
64 | 15 | Синтаксический разбор СПП. | Задание в тетради | 10.02 | |
65 | 16 | Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. | Закончить работу | 15.02 | |
66 | 17 | Анализ сочинения – рассуждения. | Выполнить работу над ошибками | 16.02 | |
67 | 18 | Пунктуационный разбор СПП. | Задание в тетради | 17.02 | |
68 | 19 | Сочинение по картине. | Закончить работу | 22.02 | |
69 | 20 | Анализ сочинения по картине. | Выполнить работу над ошибками | 25.02 | |
70 | 21 | Контрольное тестирование №1по теме «Сложноподчинённое предложение» | Повторить словарные слова | 26.02 | |
71 | 22 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. | Выполнить работу над ошибками | 01.03 | |
72 | 23 | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о БСП. | § 31-33. Упр. 186 | 02.03 | |
73 | 24 | Интонация в БСП. | § 31-33. Упр. 190 | 03.03 | |
74 | 25 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | § 31-33. Упр. 192 | 07.03 | |
75 | 26 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | § 31-33. Упр. 195 | 10.03 | |
76 | 27 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | § 34. Упр. 196. | 11.03 | |
77 | 28 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | § 34. Упр. 199 | 14.03 | |
78 | 29 | БСП со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. | § 35. Упр. 200 | 15.03 | |
79 | 30 | БСП со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. | § 35. Упр. 205 | 16.03 | |
80 | 31 | Сочинение по картине | Закончить работу | 20.03 | |
81 | 32 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | Выполнить работу над ошибками | 21.03 | |
82 | 33 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | § 36. Упр. 203 | 22.03 | |
IV четверть 20 часов, к/р -2, Рр - 2 |
83 | 1 | Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Повторить словарные слова | 04.04 | |
84 | 2 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. | Выполнить работу над ошибками | 05.04 | |
85 | 3 | Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | § 37. Упр. 215 | 06.04 | |
86 | 4 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | § 37 Упр. 217 | 11.04 | |
87 | 5 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | § 37 Упр. 219 | 12.04 | |
88 | 6 | Сжатое изложение. | Закончить работу | 13.04 | |
89 | 7 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Компрессия текста. | Выполнить работу над ошибками | 18.04 | |
90 | 8 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | § 38. Упр. 216 | 19.04 | |
91 | 9 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | § 38. Упр. 219 | 20.04 | |
92 | 10 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | Задание в тетради | 25.04 | |
93 | 11 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | Задание в тетради | 26.04 | |
94 | 12 | Публичная речь | Подготовить публичное выступление | 27.04 | |
95 | 13 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | 03.05 | |
96 | 14 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика и графика. Лексикология и фразеология | Выполнить работу над ошибками | 04.05 | |
97 | 15 | Морфемика. Словообразование. | Задание в тетради | 10.05 | |
98 | 16 | Морфология. Орфография | Задание в тетради | 11.05 | |
99 | 17 | Синтаксис. | Задание в тетради | 16.05 | |
1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.. Русский язык.
9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
2. Амбушева Т.Н. Поурочные планы по русскому языку. 9 класс, по учебнику Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д., Александровой О.М. – Волгоград: Учитель, 2014.
3. Волкова А.А. Изучение синтаксиса и пунктуации. Комплексное повторение. 9 класс. – М.: Чистые пруды, 2009. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 26).
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М., 1994.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд., дораб. – М., 1998.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 4-е изд. – М., 2000.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. – 4-е изд., дораб. – М., 1999.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1991.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.