МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 50 ПРИ ДГТУ»
ПРОГРАММА
ВОЛОНТЁРСКОГО ДЕТСКО-МОЛОДЁЖНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
«КАЖДЫЙ ВЫБЕРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ»
возраст детей 13-18 лет, срок реализации 1 год
| Составитель: Стецкова Алевтина Викторовна, педагог дополнительного образования |
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2016
Пояснительная записка.
"Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным"
Сенека
Мы часто говорим о том, что дети – это будущее страны. И от того, как мы будем заботиться о детях, какими их воспитаем, зависят в итоге комфорт и благополучие граждан всей страны.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Многие из факторов, которые сегодня повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаются полному контролю со стороны взрослых.
К тому же эффективность страха, который взрослые пытаются вызвать у подростка, пропагандируя запугивающую информацию, кратковременна.
Сегодня можно выделить некоторые группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения подростков и его наркотизации:
нарушенная социальная микросреда (неправильные семейные отношения, неконтролируемость и вседозволенность, сильная занятость или низкий образовательный уровень родителей и т.д.);
нравственная недовоспитанность ребенка: отсутствие интересов, эмоциональная неустойчивость, уход от ответственных решений, отсутствие мотивации в учебе, будущая профессиональная дезориентация, индивидуально-психологические особенности личности.
Запретить или полностью уничтожить наркотики невозможно, но возможно создать модель жизни, способствующую развитию в каждом человеке системы личного противостояния наркотикам.
Такая модель будет включать в себя следующие навыки:
навык ответственного принятия решений;
навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;
навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.
Эта модель позволит сформировать активную жизненную позицию ребенка и обогатить его ценностный мир посредством эффективного общения и изучения, культурных образцов человечества.
Такая модель жизни реализуется в программе детского волонтерского движения «Каждый выбирает для себя».
Волонтерское движение может выступить в качестве ведущего метода профилактики наркозависимости среди детей и молодежи. Это объясняется тем, что подростки больше доверяют сверстникам, информация, идущая по принципу «равный - равному», легче воспринимается. Назидания взрослого подросток склонен скорее оттолкнуть, чем принять к сведению.
Волонтерская работа предполагает, что дети не принимают готовые установки и утверждения, сами формируют их для себя в процессе своей деятельности. Главной целью движения является активное включение подростков в деятельность по формированию здорового образа жизни, в реальные, социально значимые отношения, создание ситуации успеха для каждого ребенка и развитие детского самоуправления, понимаемого нами как саморазвитие.
Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Актуальность создания волонтерского движения «Каждый выбирает для себя» состоит в том, что оно способствует:
формированию образа жизни, достойного человека;
формированию жизненной позиции подростков;
формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
«Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».
Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только почувствовать, пережить. Только полнота переживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивает стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценности».
Новизна
В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения.
Работа в волонтерском движении носит характер «клуба по интересам».
Движущей силой является инициатива самих ребят, именно по их проектам и ведётся работа движения. Взрослый выступает помощником и наставником.
В волонтерском движении каждый может найти себе дело по способностям, возможностям и интересам.
Ценно то, что подросток сам творит свою судьбу.
Участником волонтерского движения может стать любой подросток независимо от социального статуса и предшествующего опыта.
Основные условия для подростка:
Актуальность программы
Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Каждый третий старшеклассник в России уже успел попробовать на себе действие психоактивных средств (алкоголь, никотин, наркотики).
Цели программы:
Формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни.
Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров;
создание условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде;
предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни;
оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей;
обучение навыкам ответственного принятия решений;
обучение навыкам критического мышления и способности сделать правильный выбор;
развитие социальной и личной компетентности;
формирование активной жизненной позиции ребенка.
Из целей и задач волонтерского движения вытекают самые разнообразные методы:
тренинги и ролевые игры,
дидактические занятия,
дискуссии и «круглые столы»,
соревнования, Дни Здоровья,
театральные постановки,
создание своей редакции и выпуск газеты.
Методическое обеспечение программы.
Среди основных методов работы можно назвать:
сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
мотивация к деятельности через поиск интересов подростков;
стимулирование и создание ситуации успеха;
педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.
Критерии оценки результатов программы:
изменение в поведении подростков;
приобретение навыков взаимодействия с другими членами коллектива;
активное участие подростка в общественной жизни класса и школы;
эмоциональное состояние подростка;
представление подростка о ценностях человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
формирование в ходе деятельности более ответственной, социальноадаптированной, здоровой личности;
овладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН, ОПДН УВД.
Социальный эффект программы:
Формирование у подростка отношения к ценностям: совокупность личностей – это и есть общество. Чем больше будет у нас нравственно – здоровых и физически здоровых личностей, тем лучше будет у нас общество и жизнь, достойная человека.
Положение о волонтерском движении
"Быть свободным значит не предаваться безделью,
а самолично решать, что делать и чего не делать"
Ж.Лабрюйер
Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Участники движения
Участниками волонтерского движения могут быть подростки, добровольно принимающие идеи волонтерского движения и согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.
Условия для организации волонтерского движения:
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления…).
Информационное обеспечение опыта работы (газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий.
Принципы деятельности:
Целостность, универсальность и последовательность содержания.
Активное включение подростка в деятельность.
Включение подростка в реальные социально-значимые отношения.
Создание ситуации успеха для каждого подростка.
Взаимосвязь детского самоуправления и наставничества психолога в организации жизнедеятельности.
Права участников движения:
Каждый участник движения имеет право на участие в планировании и реализации профилактической деятельности.
Каждый участник движения имеет право на поддержку своих инициатив и защиту своих прав со стороны участников движения.
Обязанности участников движения:
Поддерживать и развивать основные идеи волонтерского движения.
Участвовать в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.
Иметь собственную устойчивую, отрицательную позицию к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, при необходимости уметь транслировать ее и доказывать ее значимость.
Принципы деятельности участников волонтерского движения:
Заповеди волонтеров:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Ответственность и контроль деятельности волонтёрской организации
Ответственность за организацию деятельности волонтёрской организации, возлагается на руководителя организации, педагога дополнительного образования Стецкову А.В..
Нормативно-правовая база
Конституция РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Гражданский кодекс РФ;
Семейный кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Закон РФ "Об образовании";
Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619.
Учебно-тематическое планирование
№ | тема | кол-во часов |
-
| Подготовка методического, информационного, раздаточного материала для каждого члена волонтерской команды | 4 |
-
| Вводное занятие. Знакомство | 2 |
-
| Организационное занятие. Выборы актива. | 2 |
-
| Ролевая игра «Ты, Я, Он, Она…» | 2 |
-
| Подготовка и проведение антинаркотической акции «Наркотикам – нет!» | 4 |
-
| Ролевая игра "Как разрешать конфликты мирным путем?" | 2 |
-
| Час коммуникативного общения «Как сказать наркотикам – НЕТ!» | 2 |
-
| Подготовка и проведение мероприятий к всемирному Дню борьбы со СПИДом | 6 |
-
| Ролевая игра «Суд над наркоманией» | 2 |
-
| Ролевая игра "Кто такой свободный человек?" | 2 |
-
| Круглый стол «Молодежь в борьбе с наркоманией» | 2 |
-
| Подготовка и проведение мероприятий в месячнике «В здоровом теле – здоровый дух!» | 6 |
-
| Ролевая игра «Береги здоровье смолоду!» | 2 |
-
| Проведение членами волонтерской команды ролевых игр «Поверь в себя» (работа с детьми «группы риска») | 2 |
-
| Подиум – дискуссия «Я выбираю жизнь!» | 2 |
-
| Подведение итогов работы за год, награждение активистов | 2 |
-
| Итоговое занятие. Составления плана на следующий год. | 2 |
Итого 44 |
Список литературы:
Лизинский Е.М. Формы и методы в воспитании. М., Педагогический поиск, 2005.
Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2004.
Журналы « Наркомат», 2008.
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. М., 2006.
Приложение №1
Ключевые мероприятия программы волонтёрского движения
«РАДУГА»
Подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками «группы риска», овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса «Поверь в себя».
Выпуск буклетов направленных на профилактику ПАВ.
Проведение месяца посвящённого ЗОЖ «В здоровом теле – здоровый дух!».
Создание методической папки, включающей мероприятия и игры по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
Написание статей в газету о деятельности волонтёрского движения в школе.
Участие в районных и городских мероприятиях, акциях направленных на организацию ЗОЖ.