СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КИМ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности
Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Комплект Контрольно – измерительных материалов |
|
по учебной дисциплине ОП.10 Сольфеджио |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
2017
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОП.10 Сольфеджио разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03. Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.
Разработчики: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж», преподаватель музыки О. А. Смольянинов
|
|
|
Одобрено Председатель цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | | Утверждаю Заместитель директора по учебно-методической работе |
О. В. Минаева | | Т. А. Думма |
СОДЕРЖАНИЕ
I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов…………..4
1 Область применения……………………………………………………………4
2 Объекты оценивания – результаты освоения УД………..……………………4
3 Формы контроля и оценки результатов освоения УД………..………………5
4 Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля и
промежуточной аттестации…………………………………………………..…11
II Текущий контроль и оценка результатов обучения. …………….……13
Спецификация тестового контроля №1……………………………………….19
Текст заданий к тестированию………………………………………………….22
Спецификация тестового контроля №2……………………………………….21
Текст заданий к тестированию………………………………………………….27
Спецификация тестового контроля №3……………………………………….29
Текст заданий к тестированию……………………………………………….35
III Промежуточная аттестация по УД……….……………………………37
Спецификация экзамена………………………………………………………37
Приложение 1 Вопросы для подготовки к экзамену…………………………48
Приложение 2 Билеты к экзамену……………………………………………..49
I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
1. Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОП.10 Сольфеджио по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03. Педагогика дополнительного образования.
2. Объекты оценивания – результаты освоения УД
КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения учебной дисциплины ОП.10 Сольфеджио в соответствии с ФГОС специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования и рабочей программой УД:
умения:
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
- приёмы настройки по камертону;
- закономерности музыкального синтаксиса;
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
компетенций:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
3. Формы контроля и оценки результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.
В соответствии с учебным планом специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования, рабочей программой учебной дисциплины Сольфеджио.
3.1 Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Текущий контроль результатов освоения учебной дисциплины ОП.10 Сольфеджио в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:
- проверка выполнения самостоятельной работы,
- проверка выполнения практических работ.
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, тестирование по темам отдельных занятий.
Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой УД, учатся использовать и применять различные методики, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.
Список практических работ:
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени.
Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков.
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты.
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции.
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием.
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности.
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу.
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада.
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ.
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ.
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.
Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella.
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта.
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метроритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп.
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением.
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом.
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано.
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения.
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических
положениях: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями.
Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка
дирижёрских схем тактирования.
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки.
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада. Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано.
Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров.
Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.
Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.6. Энгармонизм обращений уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ.
Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия.
Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями.
Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и
Интонационными сложностями.
Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении.
Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ.
Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении.
Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ.
Содержание и этапы проведения практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.
Проверка выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний. Самостоятельная подготовка студентов по учебной дисциплине Сольфеджио предполагает следующие виды и формы работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной литературе.
Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.
Подготовка к практическим занятиям, тестовому контролю, экзамену.
Задания на выполнение самостоятельной работы и практических занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы и практических занятий студентов.
Вопросы для устного опроса представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.
3.2 Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине ОП.10 Сольфеджио – экзамен, спецификация которого содержится в данном КИМ.
Студенты допускаются к сдаче экзамена при выполнении всех видов самостоятельной работы и практических работ, предусмотренных рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины ОП.10 Сольфеджио.
4. Система оценивания КИМ текущего контроля и промежуточной аттестацииПри оценивании практической и самостоятельной работы студента учитывается следующее:
- качество выполнения самостоятельной работы;
- качество оформления отчета по самостоятельной работе;
- качество устных ответов на контрольные вопросы.
Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
II Текущий контроль и оценка результатов обучения
Спецификация
тестового контроля №1
по ОП.10 Сольфеджио
1 Назначение тестового контроля – оценить уровень подготовки студентов по ОП.10 Сольфеджио с целью текущей проверки знаний и умений по следующим темам и разделам:
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени.
Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков.
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты.
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции.
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием.
2 Содержание тестового контроля определяется в соответствии с рабочей программой ОП.10 Сольфеджио.
3 Принципы отбора содержания тестового контроля:
ориентация на требования к результатам освоения разделов с 1 по 3 представленным в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
- приёмы настройки по камертону;
- закономерности музыкального синтаксиса;
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
4 Структура тестового контроля
4.1 Тестовый контроль по разделам включает 1 вариант тестовых заданий, который состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 практических задания.
4.2 Задания дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы ОП.10 Сольфеджио. Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.
4.3 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
5 Система оценивания отдельных заданий и тестового контроля в целом
5.2. Тестовое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка за тестовое задание определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
6 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового контроля отводится 45 минут.
Инструкция для студентов
1 Форма проведения текущего контроля знаний по разделам с 1 по 3 ОП.10 Сольфеджио – тестовые и практические задания.
2 Принципы отбора содержания тестовых заданий:
ориентация на требования к результатам освоения разделов представленной в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
приёмы настройки по камертону;
закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
3 Структура тестового контроля
3.1 Тестовые задания по разделам состоят из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 прктических задания.
3.2 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
4 Система оценивания тестовой работы
4.2 Каждое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка тестовых заданий определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
5 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового задания отводится 45 минут.
6 Рекомендации по подготовке к тестовой работе
При подготовке к тестовой работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:
Основные источники:
Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с.
Золина. Е. М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.
Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.
Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.
Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М: Музыка, 2010. -12 с.
Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М: Музыка. 2013. - 128 с.
Дополнительные источники:
Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.
Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях. - М.,2009. - 72 с.
Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М: Престо, 2012. - 64 с.
Никитина И. Сольфеджио. (старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.
Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.: Композитор, 2013 - 117 с.
Чтобы успешно справиться с заданиями тестового контроля, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно и неторопливо свои ответы!
Будьте уверенны в своих силах!
Желаем успеха!
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией педагогики, психологии и частных методик | Тестовый контроль | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ОП.10 Сольфеджио | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Мажор с ключевым знаком Фа диез
а) Ре мажор
б) Соль мажор
в) Фа мажор.
Последовательность звуков друг за другом по высоте
а) Звукоряд
б) Гамма
в) Лад
Самый широкий интервал
а) Септима
б) Октава
в) Квинта
Благозвучный интервал
а) Терция
б) Консонанс
в) Диссонанс
VII ступень лада
а) устойчивая
б) неустойчивая
в) вводный тон
Самый узкий интервал
а) секунда
б) кварта
в) прима
Перенос нижнего звука интервала на октаву вверх
а) разрешение
б) обращение
в) секвенция
В какой минорной гамме 2 диеза?
а) ми минор
б) си минор
в) ре минор
Пение гамм До мажор и Ре мажор.
Пение попевки с опеванием устойчивых ступеней:
Пение секвенций (в звене 2-3 звука):
Спецификация
тестового контроля №2
по ОП.10 Сольфеджио
1 Назначение тестового контроля – оценить уровень подготовки студентов по ОП.10 Сольфеджио с целью текущей проверки знаний и умений по следующим темам и разделам:
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности.
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу.
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада.
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ.
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ.
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.
Тема 6.1. Сольфеджирование двухголосия a capella.
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта.
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метроритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп.
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением.
2 Содержание тестового контроля определяется в соответствии с рабочей программой ОП.10 Сольфеджио.
3 Принципы отбора содержания тестового контроля:
ориентация на требования к результатам освоения разделов с 4 по 7 представленным в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
- приёмы настройки по камертону;
- закономерности музыкального синтаксиса;
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
4 Структура тестового контроля
4.1 Тестовый контроль по разделам включает 1 вариант тестовых заданий, который состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 практических задания.
4.2 Задания дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы ОП.10 Сольфеджио. Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.
4.3 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
5 Система оценивания отдельных заданий и тестового контроля в целом
5.2. Тестовое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка за тестовое задание определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
6 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового контроля отводится 45 минут.
Инструкция для студентов
1 Форма проведения текущего контроля знаний по разделам с 4 по 7 ОП.10 Сольфеджио – тестовые и практические задания.
2 Принципы отбора содержания тестовых заданий:
ориентация на требования к результатам освоения разделов представленной в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
приёмы настройки по камертону;
закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
3 Структура тестового контроля
3.1 Тестовые задания по разделам состоят из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 практических задания.
3.2 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
4 Система оценивания тестовой работы
4.2 Каждое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка тестовых заданий определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
5 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового задания отводится 45 минут.
6 Рекомендации по подготовке к тестовой работе
При подготовке к тестовой работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:
Основные источники:
Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с.
Золина. Е. М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.
Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.
Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.
Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М: Музыка, 2010. -12 с.
Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М: Музыка. 2013. - 128 с.
Дополнительные источники:
Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.
Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях. - М.,2009. - 72 с.
Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М: Престо, 2012. - 64 с.
Никитина И. Сольфеджио. (старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.
Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.: Композитор, 2013 - 117 с.
Чтобы успешно справиться с заданиями тестового контроля, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно и неторопливо свои ответы!
Будьте уверенны в своих силах!
Желаем успеха!
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией педагогики, психологии и частных методик | Тестовый контроль | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ОП.10 Сольфеджио | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
1. Что такое трезвучие?
а) три звука гаммы.
б) интервал, состоящий из трех тонов.
в) аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
г) аккорд, состоящий из трех терций.
2. Как называются звуки в трезвучии?
а) основание, середина, вершина.
б) прима, терция, кварта.
в) первый, второй, третий.
г) прима, терция, квинта.
3. Какие виды трезвучий вы знаешь?
а) Увеличенное–Б5/3; мажорное–Б5/3; уменьшённое–М5/3; малое–Ум5/3
б) Минорное–М5/3; мажорное-Б5/3; уменьшённое–М5/3; увеличенное–Б5/3
в) Минорное–М5/3; Большое–Б5/3; уменьшенное–Ум5/3; увеличенное-Ув5/3
г) Мажорное–Б5/3; уменьшенное–М5/3; увеличенное–Б5/3; минорное–М5/3
4. Найдите один комплект правильных составов трезвучий?
а) М5/3 = м.3+б.3; Ув5/3 = б.3+м.3; Б5/3 = б.3+б.3; Ум5/3 = м.3+м.3.
б) М5/3 = м.3+б.3; Ув5/3 = б.3+б.3; Б5/3 = б.3+м.3; Ум5/3 = м.3+м.3.
в) М5/3 = б.3+м.3; Ув5/3 = б.3+б.3; Б5/3 = м.3+б.3; Ум5/3 = м.3+м.3.
5. Сколько обращений имеет трезвучие?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
6. Как называется первое обращение?
а) секстаккорд – 6/4
б) квартсекстаккорд – 6/4
в) секстаккорд – 6
г) квартсекстаккорд – 6
7. Как называется второе обращение?
а) секстаккорд – 6/4
б) квартсекстаккорд – 6/4
в) секстаккорд – 6
г) квартсекстаккорд – 6
8. В каком обращении трезвучия кварта находится внизу?
а) в квартсекстаккорде (6/4)
б) в секстаккорде (6)
в) во втором
г) в первом
Пение гамм Фа# мажор и Реb мажор.
Пение и игра на инструменте попевок в одноименных мажоре и миноре, подчеркивающих разницу звучания или интонирования III ступени:
Спецификация
тестового контроля №3
по ОП.10 Сольфеджио
1 Назначение тестового контроля – оценить уровень подготовки студентов по ОП.10 Сольфеджио с целью текущей проверки знаний и умений по следующим темам и разделам:
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом.
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано.
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения.
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями.
Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка дирижеских схем тактирования.
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки.
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада. Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано.
Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров.
2 Содержание тестового контроля определяется в соответствии с рабочей программой ОП.10 Сольфеджио.
3 Принципы отбора содержания тестового контроля:
ориентация на требования к результатам освоения разделов с 8 по 11 представленным в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
- приёмы настройки по камертону;
- закономерности музыкального синтаксиса;
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
4 Структура тестового контроля
4.1 Тестовый контроль по разделам включает 1 вариант тестовых заданий, который состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 практических задания.
4.2 Задания дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с рабочей программы ОП.10 Сольфеджио. Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.
4.3 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
5 Система оценивания отдельных заданий и тестового контроля в целом
5.2. Тестовое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка за тестовое задание определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
6 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового контроля отводится 45 минут.
Инструкция для студентов
1 Форма проведения текущего контроля знаний по разделам с 8 по 11 ОП.10 Сольфеджио – тестовые и практические задания.
2 Принципы отбора содержания тестовых заданий:
ориентация на требования к результатам освоения разделов представленной в рабочей программе ОП.10 Сольфеджио:
умения:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
приёмы настройки по камертону;
закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
3 Структура тестового контроля
3.1 Тестовые задания по разделам состоят из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 8 заданий, дополнительная часть – 2 практических задания.
3.2 Задания предлагаются в тестовой и практической форме.
4 Система оценивания тестовой работы
4.2 Каждое задание оценивается по 5-тибалльной шкале:
Критерии оценки
Оценки | № заданий |
5 (отлично) | № 1- №10 |
4 (хорошо) | № 1- № 8 |
3 (удовлетворительно) | № 1- № 5-6 |
2 (неудовлетворительно) | № 1-4 |
Итоговая оценка тестовых заданий определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
5 Время выполнения тестового задания
На выполнение тестового задания отводится 45 минут.
6 Рекомендации по подготовке к тестовой работе
При подготовке к тестовой работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:
Основные источники:
Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с.
Золина. Е. М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.
Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.
Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.
Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.
Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М: Музыка, 2010. -12 с.
Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М: Музыка. 2013. - 128 с.
Дополнительные источники:
Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.
Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях. - М.,2009. - 72 с.
Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М: Престо, 2012. - 64 с.
Никитина И. Сольфеджио. (старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.
Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.: Композитор, 2013 - 117 с.
Чтобы успешно справиться с заданиями тестового контроля, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно и неторопливо свои ответы!
Будьте уверенны в своих силах!
Желаем успеха!
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией педагогики, психологии и частных методик | Тестовый контроль | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ОП.10 Сольфеджио | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Переход неустойчивой ступени в устойчивую
а) обращение
б) разрешение
в) бекар
В какой мажорной гамме один знак си бемоль?
а) Си бемоль мажор
б) Фа мажор
в) До мажор
Какая тональность параллельна До мажору?
а) до минор
б) ля минор
в) ми минор
В каком виде минора повышаются VI и VII ступени?
а) Гармоническом
б) Мелодическом
в) Натуральном
Звукоряд из 4 звуков?
а) Пентахорд
б) Трихорд
в) Тетрахорд
В какой интервал обращается м2?
а) Б6
б) Б7
в) М7
7. Выберите вариант с правильными устойчивыми ступенями?
а) I IV V
б) I III II
в) I V VI
г) I III V
8. Найдите вариант с главными ступенями лада?
а) I IV V
б) I III II
в) I V VI
г) I III V
9. Пение гамм Ля минор мелодический и Ре минор гармонический.
10. Пение секвенций:
Промежуточная аттестация
Спецификация
Экзамена
по ОП.10 Сольфеджио
Назначение экзамена– оценить уровень подготовки студентов по ОП.10 Сольфеджио с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ОПОП специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1. Содержание экзамена определяется в соответствии с ФГОС СПО специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и, рабочей программой ОП.10 Сольфеджио.
2. Принципы отбора содержания экзамена:
Ориентация на требования к результатам освоения ОП.10 Сольфеджио, представленным в соответствии с ФГОС СПО специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и рабочей программой ОП.10 Сольфеджио:
Иметь практический опыт:
умения:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
приёмы настройки по камертону;
закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
3 Структура экзамена
Экзамен состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 3 задания, дополнительная часть 2 задания.
Задания (вопросы) экзамена дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает вопросы, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы УД.
Задания экзамена предлагаются в традиционной форме
(устный экзамен).
Билеты экзамена равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.
Тематика экзаменационных вопросов обязательной части:
Первый – теоретический, второй и третий практические направленные на проверку знаний.
Четвёртый и пятый – практические.
4 Система оценивания экзамена в целом
Каждый вопрос экзамена оценивается по 5-тибалльной шкале:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
4.2 Итоговая оценка за экзамен определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
4.3 Обязательным условием является выполнение всех двух заданий из обязательной части, а уровень владения материалом должен быть оценен не ниже чем на 4 балла.
5 Время проведения экзамена
На подготовку к устному ответу на экзамене студенту отводится не более 45 минут. Время устного ответа студента на экзамене составляет 10-15 минут.
Инструкция для студентов:
1. Форма проведения промежуточной аттестации по ОП.10 Сольфеджио – экзамен.
2. Принципы отбора содержания зачета:
Ориентация на требования к результатам освоения ОП.10 Сольфеджио:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Иметь практический опыт:
умения:
точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
сольфеджировать с листа a Capella и с аккомпанементом;
транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;
знания:
приёмы настройки по камертону;
закономерности музыкального синтаксиса;
дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
3 Структура экзамена
Экзамен состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 3 задания, дополнительная часть 2 задания.
Задания (вопросы) экзамена дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает вопросы, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы УД.
Задания экзамена предлагаются в традиционной форме
(устный экзамен).
Билеты экзамена равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.
Тематика экзаменационных вопросов обязательной части:
Первый – теоретический, второй и третий практические направленные на проверку знаний.
Четвёртый и пятый – практические.
4. Перечень разделов, тем УД, включенных в экзамен:
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени.
Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков.
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты.
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции.
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием.
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности.
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу.
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада.
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ.
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука.
Интонирование и слуховой анализ.
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ.
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.
Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella.
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта.
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метроритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп.
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением.
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом.
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом.
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано.
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения.
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических
положениях: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ.
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями.
Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор аккомпанемента.
Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка
дирижёрских схем тактирования.
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки.
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада. Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано.
Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров.
Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.
Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ.
Тема 12.6. Энгармонизм обращений уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ.
Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия.
Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями.
Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и
Интонационными сложностями.
Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении.
Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ.
Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении.
Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ.
Содержание и этапы проведения практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.
5. Система оценивания экзамена в целом
5.1 Каждый вопрос экзамена оценивается по 5-тибалльной шкале:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
5.2 Итоговая оценка за экзамен определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
5.3 Обязательным условием является выполнение всех двух заданий из обязательной части, а уровень владения материалом должен быть оценен не ниже чем на 4 балла.
6. Время проведения экзамена
На подготовку к устному ответу на экзамене студенту отводится не более 45 минут. Время устного ответа студента на экзамене составляет 10-15 минут.
7. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:
Основные источники:
1. Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с.
2. Золина. Е. М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.
3. Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.
4. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.
5. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.
6. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М: Музыка, 2010. -12 с.
7. Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования
Дополнительные источники:
1. Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.
2. Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях. - М.,2009. - 72 с.
3.Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М: Престо, 2012. - 64 с.
Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо внимательно прочитать задания (вопросы). Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Будьте внимательны!
Обдумывайте тщательно свои ответы!
Будьте уверены в своих силах!
Желаем успеха!
Теоретическая часть:
Вопросы к экзамену
Интервалы.
Виды трезвучий.
Обращения трезвучий.
Лады.
Хроматическая гамма.
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | Экзаменационный билет №1 | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ПО.10 Сольфеджио. | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Интервалы.
Спеть гамму с тактированием на 4/4, аккомпанируя себе на фортепиано: Ля минор.
Спеть цепочку интервалов: ч1 -ч4 - м2 - б6 - ч8 от «ля».
Чтение ритмического рисунка:
Слуховой анализ. Определить на слух интервалы и аккорды в тональности До мажор.
Преподаватель___________
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | Экзаменационный билет №2 | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ПО.10 Сольфеджио. | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Виды трезвучий.
Спеть гамму с тактированием на 4/4, аккомпанируя себе на фортепиано: Ре мажор.
Спеть цепочку интервалов: ч1 -ч4 - м2 - б6 - ч8 от «до»
Чтение ритмического рисунка:
Слуховой анализ. Определить на слух интервалы и аккорды в тональности До мажор.
Преподаватель___________
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | Экзаменационный билет №3 | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ПО.10 Сольфеджио. | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Обращения трезвучий.
Спеть гамму с тактированием на 4/4, аккомпанируя себе на фортепиано: До мажор.
Спеть цепочку интервалов: б3 - ч5 - м7 - б2 - м6 от «до»
Чтение ритмического рисунка:
Слуховой анализ. Определить на слух интервалы и аккорды в тональности До мажор.
Преподаватель___________
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | Экзаменационный билет №4 | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ПО.10 Сольфеджио. | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Лады.
Спеть гамму с тактированием на 4/4, аккомпанируя себе на фортепиано: Ре минор.
Спеть цепочку интервалов: 63 - ч5 - м7 - 62 - м6 от «ре»
Чтение ритмического рисунка:
Слуховой анализ. Определить на слух интервалы и аккорды в тональности До мажор.
Преподаватель___________
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Рассмотрено цикловой комиссией Педагогики, психологии и частных методик | Экзаменационный билет №5 | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе |
по ПО.10 Сольфеджио. | ||
«____» __________ 201_г. | специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
| |
Председатель _________________ | «____» ________201_г. |
Хроматическая гамма.
Спеть гамму с тактированием на 4/4, аккомпанируя себе на фортепиано: Ля минор гармонический.
Спеть цепочку интервалов: м3 - ч4 - ув4 - м6 от «ре»
Чтение ритмического рисунка:
Слуховой анализ. Определить на слух интервалы и аккорды в тональности До мажор.
Преподаватель___________