Классный час на тему: «День моряка»
Аннотация
Дата проведения: 30. 01.2019
Место проведения: классная комната
Возраст воспитанников: (3 класс, 8 лет)
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Цель: формирование представления о значении ВМФ, истории создания и развития флота; ознакомление учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ; воспитание гордости за свое Отечество, патриотизма, понимания необходимости прохождения военной службы по призыву.
Эпиграф: «У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный».
Задачи: организовать самостоятельную работу обучающихся по поиску информации в рамках тематики классного часа, сформировать навык работы с литературой – научить выделять главное; развитие речи обучающихся и навыков публичных выступлений.
Образовательные: познакомить учеников с героической историей российского флота; развить у воспитанников интерес к военно-историческому прошлому России.
Учительные: воспитать чувства долга, чести и достоинства, переживания сопричастности к героическому прошлому России, ее Военно-Морского Флота.
Развивающие: способствовать формированию у воспитанников положительных качеств личности на примерах российских моряков.
Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие дискуссионного характера с элементами состязания.
Технологии, методы, приемы: дискуссионная (вопрос-ответ), конференция (подготовленные сообщения по теме), игровая (викторина).
Оформление и оборудование: видеоролик о ВМФ РФ, слайды с фотографиями современной военно-морской техники, песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», «Там за туманами», «Как провожают пароходы», видеоклип «Морская душа», вопросы для викторины, оборудование для вязания морских узлов.
Подготовительная работа: Перед группой учащихся ставится задача подготовить сообщения о нескольких знаменитых кораблях российского флота (крейсеры «Варяг», «Аврора», бриг «Меркурий»; воспитанник, побывавший в музее Черноморского флота, готовит рассказ о мероприятии; несколько человек разучивают стихотворения о военных моряках.
Планируемые результаты:
Личностные: расширение и углубление знаний воспитанников по истории России и, в частности, ВМФ РФ, по профориентации.
Предметные: умение определять роль военно–морского флота в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации.
Метапредметные: умение извлекать информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее путем создания мультимедийной презентации, докладов.
Этап внеклассного мероприятия | Краткое описание этапа, действия воспитателя | Действия воспитанников | Педагогические технологии, формы, методы, приёмы | Формируемые компетенции |
Организационный этап (начало мероприятия) | Демонстрация видеоролика, организация обсуждения увиденного | С помощью наводящих вопросов воспитателя, используя знания, полученные на уроках, составляют рассказ об истории ВМФ России | Информационно-коммуникативные | Личностные УУД: 1.Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; 2.Желание приобретать новые знания, умения. |
Основной этап | Учитель организует беседу о значении и роли ВМФ России | Выступают с докладами, обсуждают и дополняют услышанное | Информационно – коммуникационная технология, проектная технология, игровая технология (викторина) | Личностные УУД: 1. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; 2.Участие в творческом, созидательном процессе; 3.Способность к самооценке. Метапредметные – регулятивные, познавательные, коммуникативные. Метапредметные УУД 1. Регулятивные: способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность. 2.Познавательные универсальные учебные действия (умения результативно мыслить и работать с информацией.3. Система способов построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. 4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Умение общаться, взаимодействовать с людьми, способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил обще |
Заключительный этап | Задает вопросы для анализа, подведения итогов, рефлексии | Делают выводы, обобщают материал,, выражают свою точку зрения | Технология развития критического мышления | Личностные УУД: Осознание себя как гражданина, уважение и интерес к другим народам; |
Ход занятия
1. Организационный этап: мероприятие начинается с демонстрации видеоролика «Обход кораблей Черноморского флота, стоящих в парадном строю в честь Дня ВМФ России». Классный руководитель обращается к аудитории: «Ребята, как вы думаете, какому событию посвящен просмотренный нами видеоматериал?» Учащиеся без труда определяют, о каком именно событии идет речь, и, опираясь на знания, полученные на уроках истории, на занятиях по морской подготовке и в «Клубе будущих защитников Отечества», а также используя информацию, полученную при подготовке к классному часу, отвечают на вопросы воспитателя об истории создания военного флота России
История создания ВМФ
Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно-морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь на Переславском (Плещеевом) озере, где была создана “потешная” флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте “Святой Петр” и на корабле “Святое пророчество”. В 1696 г. на галере “Принципиум” командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия турецкой крепости Азов. 30 октября 1696г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: “Морским судам быть”. Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Фактически же строительство флота Петром I в Воронеже велось еще с конца 1695г., после возвращения из неудачного похода на Азов.
Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход к морю.
Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Петр нашел простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Еще в начале 1702 г. по его приказу Иван Татищев на р. Сясь заложил первые для Балтики русские морские суда. Так был разорван этот заколдованный круг. А еще раньше, весной 1699 г. Петр I впервые в истории России провел близ Таганрога морские маневры, а в августе того же года на вновь построенном 46-пушечном корабле “Крепость” думный дьяк Е. Украинцев отправился в Стамбул для переговоров с Портой. Его сопровождала эскадра Азовского флота. Эта демонстрация силы во многом способствовала удачному для России завершению переговоров. Уже к 1700 г. Азовский флот получил 40 парусных и более 100 гребных судов. Так было положено начало российской морской мощи.
2. Основной этап
читают стихотворение
Мы посещали маленькие гавани
Во все века, во всех концах Земли;
Большому кораблю - большое плаванье!
Большой стране - большие корабли!
Забыты паруса - какая жалость!
Былого не вернуть на полчаса;
Однако нашим женам удавалось
На горизонте видеть паруса:
Потрепаны ветрами, в корке соли.
Они еще десятки, сотни лет
Навстречу нашим трепетным Ассолям
Победно пронесут свой алый цвет!
Учитель: – Берега России омываются тринадцатью морями. Из скольких флотов состоит сегодня ВМФ России?
Северный Флот (СФ);
Тихоокеанский Флот (ТФ);
Балтийский Флот (БФ);
Черноморский Флот (ЧФ).
Учитель: - История флота знает много славных примеров, являющихся символами верности военно–морскому Флагу и Российскому Флоту. Петр I завещал: “Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги”.
Причем на флоте подвиги совершаются экипажами, потому как военный корабль – оружие коллективное. Народная поговорка гласит: “У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный”. Именно эти слова мы
Учитель: - Ребята, вы знаете, где находится памятник, посвященный этому событию? (В Севастополе).
Учитель: - Наш город – город моряков. Какой флот базируется на берегах Севастополя? (Черноморский флот).
Учитель: - В прошедшие выходные один из наших воспитанников побывал в одном из музеев нашего города (Гайсин Кирилл – презентация)
Учитель: - Военно-Морской флот – гордость страны. В чем же состоит его предназначение? (Учащиеся дают ответы, которые потом обобщаются воспитателем).
Предназначение ВМФ
Военно-морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, нарушения морских коммуникаций противника, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач.
За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. “Полундра”, “Черная смерть”.
513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями.
(читают стихотворение Всеволода Азарова)
Я на палубу выйду
И кажется мне –
Непрестанно звучат
Голоса в глубине
И, волнуясь, я каждый
Из них узнаю:
Мы за Родину дрались
В надводном бою.
И в подводной атаке
Мы шли на таран,
Эти волны окрасила
Кровь наших ран.
Братья, вспомните нас!
Замените собой –
Тех, кто жизни своей
Не жалел молодой!
Синий луч
По волне пробежал и погас,
Никогда не забудут товарищи вас –
Защитивших Отечество
Сердцем своим.
Вашим делом живем,
Вашу память храним.
И нахимовец, смело
Вступающий в строй,
Повторяет: “Клянусь –
Стать таким, как герой!”
Учитель: - Во все времена служба на флоте считалась одной из самых престижных. Требования к призывникам, которые идут служить в ВМФ, очень высокие – как по состоянию здоровья, так и по образовательному уровню. Это связано с особыми условиями флотской службы: и сам по себе боевой корабль представляет из себя сложнейшую конструкцию, и зачастую этот корабль выполняет свою задачу автономно, вдали от берегов, от баз, так что каждый моряк должен в совершенстве знать свою специальность, свою часть обслуживаемой техники. “Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда. Морские медленные воды – не то, что рельсы в два ряда …”
Флот имеет очень много отличий от других видов Вооруженных Сил. Это связано, безусловно, со спецификой водной среды, и, наверное, с тем, что человек – существо сугубо сухопутное, и поэтому мы по-особому относимся к тем, кто осваивает эти 5/6 Земного шара.
Итак, начнем с формы одежды. Я называю то, что есть во всех других Видах Вооруженных Сил, а вы то, что отличает именно ВМФ, что характерно для него:
Пилотка Гимнастерка Парадные брюки Сапоги Цвет оливковый Воинские звания Капитан Прапорщик Сержант | бескозырка тельняшка клеш ботинки черный (белый) капитан-лейтенант мичман старшина 1-й статьи |
Даже расстояние:
Километры Скорость – км / час | мили (1миля = 1,852 км) узел (1 миля / час) |
3. Заключительный этап
Мы говорили об истории, предназначении ВМФ. Давайте повторим:
– Кто начал создавать ВМФ?
– Какой день считается днем рождения ВМФ?
Учитель: - Ну что ж, друзья, мы все хорошо потрудились. Теперь самое время немного размяться и проверить нашу смекалку.
(Разделить на 2 команды. Дать задание придумать название. Назначить жюри)
Викторина «Военно-Морской Флот»
Решать важнейшие военные задачи и на суше и на море архисложно. Военно-Морской Флот для нашей страны – это её сила и совершенство, гордость и надёжность. Выполнять государственные задачи на море способны люди профессионально подкованные, честные, физически сильные, умные, стойкие. И, конечно же, сообразительные и догадливые. Оценить вашу смекалку, а также внимательность, ведь многие вопросы мы уже обсудили, поможет викторина «Военно-морской флот»
1. Атака корабля противника при непосредственном сближении с ним для рукопашного боя называется…
абордаж
2. Когда отмечается День Военно-Морского Флота в России?
Ответ: ежегодно в последнее воскресенье июля
3. Какую боевую технику имеет современный российский Военно-Морской Флот?
Ответ: ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, самолёты морской авиации, десантные суда
4. Что такое Андреевский флаг?
Ответ: Андреевский флаг был кормовым флагом военных кораблей Российской империи до 1917 года. С 2001 года Андреевский флаг — знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации
5. Что означает выражение «Семь футов под килем»?
Ответ: пожелание доброго пути судну или человеку, уходящему в море
6. Какой флот был исторически первым?
Ответ: парусно-гребной
7. Сколько веков Военный флот стоит на страже национальных интересов России?
Ответ: более трёх веков
8. Военный корабль, оборудованный как подвижной морской аэродром, называется…
авианосец
9. Сколько лет беседочному узлу?
Ответ: более 5000 лет
10.Бог морей и потоков в древнеримской мифологии это …
Нептун
11. Из какого города в своё первое плавание ушёл крейсер «Аврора»?
Из Кронштадта
Блок шуточных вопросов
12. Какие у матросов вопросы?
У матросов нет вопросов
13. Что означает выкрик «Полундра!»?
Внимание – опасность, тревога, угроза
14. Назовите имена лучших русских адмиралов?
Ответ: П.С.Нахимов, М.М.Лазарев, В.И.Истомин, В.А.Корнилов
15.Cтoп-кpaн y кopaбля?
(якорь)
15.Кухня на судне?
(камбуз)
16.Герметически закрывающееся — обычно круглое — окно на корабле?
(иллюминатор)
17. На корабле у офицеров — каюта, а у матросов?
(кубрик)
18.Первое, младшее воинское звание военнослужащих в ВМС?
(матрос)
19.Чем гордиев узел отличается от морского узла?
Морской узел развязывается, а гордиев — разрубается.
«Разрубить гордиев узел – найти решение в сложном, запутанном деле».
И сейчас, я думаю, самое время показать наше мастерство в вязании морских узлов (Соревнование)
Подведение итогов, награждение, рефлексия.
Литература:
1. Каторин Ю.Н. Все о кораблях. От гребного флота древнего мира до наших дней. – Рн/Д: Феникс, - 486 с.
2. Ключевский В.О. Петр Первый. Исторические портреты. - М.: Просвещение, - 528 с.
3. Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». – Судостроение, - 1975. – 271 с.