Классный час по теме:
«Юные герои – антифашисты»
Цель и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения, развивать кругозор, пополнить словарный запас учащихся.
Оборудование: Интерактивная доска - фотографии героев-антифашистов, песня «Вставай страна огромная», песня «Журавли».
Ход классного часа
Вступительная часть
Организационный момент
Релаксация
Учитель: Сделайте глубокий вдох, вдохните хорошее настроение, выдохните все тревожное, неприятное. Вдохните еще раз, возьмите активность, внимание, интерес, вашу работоспособность. Выдохните скованность, плохую энергию, которая вам мешает.
У: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своим товарищам, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку. Теперь, когда вы готовы мы можем приступить к изучению темы классного часа. Сейчас вы прослушаете произведение. Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Работа с произведением («Песня о пионерах-героях»)
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры – герои
Навечно остались в строю!
Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберег:
“У нас один, один лишь путь – к победе!
И нету других дорог!”
Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята – герои стоят!
Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!
У: Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (А Великой отечественной войне, а героях – пионерах.)
У: А что для вас значит слова война? И каким с каким цветом оно у вас ассоциируется? (Ответы детей)
-А как вы думаете кто такие герои? (Ответы детей)
-У вас на столах находится карточки со словами, вам нужно написать чувства и эмоции, которые вы испытываете, когда вы слышите эти слова (Война, герой, мир, мужество, победа, вера, горе).
Основная часть
У: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену. О чем мечтают больше всего люди? (Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.)
У: 8 февраля – День юного героя-антифашиста. А как вы думаете кто такие герои-антифашисты? (антифашистами называют людей, которые сознательно выступают против идеологии фашизма и борются с ней.)
Этот день отмечается ежегодно 8 февраля с 1964 года. Но почему именно 8 февраля? – спросите вы. - Что же такого особенного случилось в этот день?
День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН (Организация Объединённых Наций) в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963).
«А кто же такие были Даниэль Фери и Фадыл Джамал?»
- 8 февраля 1962 года заполонили флагами улицы Парижа. Это трудящиеся вышли на демонстрацию в знак протеста против фашизма, с требованиями прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет - войне!» - было начертано на лозунгах. В рядах демонстрантов шел, и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера коммунистической газеты, от него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты, ярые сторонники войны в Алжире.
-Демонстранты запели «Интернационал». Раздался выстрел. Даниэль не слышал его, он упал на мостовую сражённый пулей. От их предательских выстрелов и погиб Даниэль.
- Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля Фадых Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать властям имена и адреса товарищей своего отца.
У: Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года. Ребята, вы сейчас услышали трагическую историю жизни двух мальчиков, разных национальностей, но делающих одно общее дело. Все они погибли 8 февраля, только в разные годы. В честь их во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, было решено 8 февраля отмечать как день памяти погибших ребят в годы войны, и назвали его День юного героя – антифашиста.
У: В нашей стране тоже были юные борцы против фашизма. Много их погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войне.
- А вы помните, когда началась эта страшная война? (22 июня 1941)
- Война приносит смерть, разруху, голод, холод, страхи и боль. Более 79 лет тому назад теплым июньским утром, когда люди спали в своих домах, наслаждаясь летними деньками, не думая о боле и печали. Германская армия напала на нашу страну.
Песня «Вставай страна огромная…»
Учитель: Вместе с солдатами на фронте и в тылу воевали юные герои. Наравне со взрослыми, они работали на военных заводах. Выпускали снаряды, самолеты и танки. Собирали теплые вещи. Выступали с концертами перед военными. Помогали партизанам, участвовали военных действиях, боролись за Родину. О некоторых юных героях мы вам и поведаем.
Валя Зенкина. Участница обороны Брестской крепости. Эта крепость первая встала перед немцами, когда они вступили на советскую землю. Валя не испугалась ни бомбежек, ни обстрелов, помогала раненым, пережила смерть отца в неравном бою. После долгих суток жажды, обстрелов и голода командование приняло решение вывести женщин и детей из-под огня, разрешив им сдаться в плен. Валя покинула крепость. Пережив множество испытаний, закончила войну в партизанском отряде.
Витя Коробков. Когда фашисты заняли Феодосию, Вите Коробкову было 12 лет. Сначала он помогал подпольщикам, а потом ушел к партизанам. Однажды его послали в село Бараколь разведать расположение врага. Патрули заметили мальчика. Тогда Витя подобрал обруч и стал его гнать по улице, напевая веселую детскую песню; забегал во дворы, все выведывал. Высматривал. На следующую ночь партизаны разгромили фашистов в Бараколе. Витю арестовали по доносу предателя. Его били, пытали – мальчик молчал. Его поставили к стенке и стреляли из пистолета, пули попадали в стенку вокруг головы мальчика. Пионер молчал и гордо смотрел в лицо врагу. Когда Витю уводили на расстрел, он сказал товарищу по камере: «Когда выйдешь – найди маму, передай: я умер за Родину!».
Зина Портнова. Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина Портнова вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.
Учитель: о чем думали подростки в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 12-15 лет? О том, что они не увидят больше ни родных и близких, ни друзей. ни освобождённой Родины? О том, что своей смертью он приблизит победу? Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. Но вероятнее всего, что двигала ими отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе.
- А смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Песня «Орлёнок» в исполнение детей и учителя.
(Музыка - Виктор Белый, Слова - Яков Шведов)
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградка
Потрясает твой Дневник.
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.
От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:
Лёка умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.
Смолк зловещий гром орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но всё так же память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянется берёзка,
Пробивается трава.
А на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.
Не забудет мир Освенцим,
Не забудет Ленинград.
Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в Дневник,
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокированного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она умерла, как жертва страшной войны.
Учитель: Когда воскликнули голоса в небо: Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Как могли помогали Родине дети: кто – у станка или в поле, кто – на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли…
У: я предлагаю почтить минутой молчания тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.
Минута молчания. Под звук метронома.
У: мне хочется показать вам белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.
Что ассоциируется с словом мир? Напишите их на журавлике.
Творческая работа.
Звучит песня «Журавли» М. Бернеса.
Учитель: я для вас приготовила сегодня журавликов. Положите перед собой
своих журавликов, посмотрите на них и подумайте
1. А что смогу сделать я, чтобы не было войны?
2. А я смог бы поступить так, как поступили юные герои – антифашисты?
Заключительная часть
Итог информационного часа
Учитель: Юные герои! Сколько их было, боровшихся за свободу родной земли, отдавших за это жизнь. Разве про все расскажешь?
Свято берегите память о них, старайтесь быть похожими на них.
Помните! Через века, через года,
Помните! О тех, кто уже не придет никогда.
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Давно закончилась война, но люди помнят страшные события из истории нашей Родины, унесшие жизни миллионов взрослых и детей, таких же, как вы.
У: А как вы думаете, почему каждый год отмечается праздник великой победы, приглашаются ветераны, проводятся различные акции в память о тяжелых годах ВО войны?
Д: Чтобы чтить память погибших на войне, вырасти патриотами, лучше знать историю нашего Отечества.
Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали? – А чему учит наш классный час? Спасибо вам за классный час! Вы – молодцы!