СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час, посвященный дню космонавтики "Космос – дорога без конца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«’¥åª àâ  ª« áá­®£® ç á  ª ¤­î ª®á¬®­ ¢â¨ª¨. ’㪠¥¢  ..»

Технологическая карта классного часа

Составитель: Каримова Эльвира Равильевна.

Тема: Космос – дорога без конца.

Дата:

Форма проведения: живая газета.

Класс: 6

Общее количество учащихся:

Цель: актуализация знаний о космосе, космонавтике и космонавтах.

Ведущая идея классного часа: человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство (К. Циолковский).

Основные понятия: космос, космонавтика, космонавт.

Предварительная подготовка: поиск и скачивание видеороликов « Что такое космос?» (история освоения космоса и астрономии) и «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» (исторические видеокадры, первого полета человека в космос); презентация; ватман, письменные принадлежности (для творческого задания), раздаточный материал (карточки для самоанализа).

Используемые средства: презентация, видеоролики «Что такое космос?» и «Первый полет Ю.А. Гагарина в космос», раздаточный материал (карточки для самоанализа), ватман и письменные принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры).



Этапы

Задачи этапа

Время (мин.)

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Формируемые УУД

Преподавателя

Обучающихся

Мотивационный

Формирование у обучающихся готовности к работе, погружение в работу.

3

Учитель приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к кл. Часу.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, возьмёмся за руки. Почувствуем дружеское тепло наших рук. Передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. От наших улыбок станет уютнее и светлее в классе.

Приветствуют учителя и одноклассников. Включаются в процесс работы.

Форма: фронтальная.

Метод работы: беседа.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и доброжелатель -ности.

Ориентирующий

Формулирование темы кл. часа. Раскрытие содержания кл. часа.

Актуализация знаний о космосе, астрономии.

12

Учитель показывает видеоролик, задает вопросы, раскрывает содержание кл. часа.

-Ребята, вам интересно узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы обучающихся).

-Давайте посмотрим с вами небольшой видеоролик («Что такое космос? (в видеоролике рассказывается история освоения космоса человеком и о зарождении астрономии)).

-Вы внимательно смотрели видеоролик, а теперь мне нужен один желающий, чтобы изобразить на доске расположение планет солнечной системы (один обучающийся выполняет задание). Молодец!

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся).

- Да, все верное! Чтобы нам было интересно, наш кл. час пройдет в форме живой газеты. В ней мы осветим несколько рубрик. А теперь ответьте на вопросы.

- Наверное все из вас знают что такое космос и астрономия? Знаете? Кто готов поделиться своими знаниями? (ответы обучающихся у доски).

- Молодцы, а теперь давайте «полистаем» нашу газету.

Беседуют с учителем, смотрят видеоролик, формулируют тему кл. часа, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями о космосе и астрономии.

Форма: фронтальная.

Метод работы: беседа.

Регулятивные: развитие умения самостоятельно определять и формулировать тему кл. часа.

Коммуникатив -ные: развитие речи, умения выражать собственное мнение, делиться своими знаниями с другими.

Деятельностный

Включение в деятельность, моделирующую элементы технологии эффективной коммуникации.

25

- Итак, первая рубрика нашей газеты посвящена Дню космонавтики! (презентация, слайд 1).

«12 апреля (День космонавтики) – одна из выдающихся дат в мировой истории. Именно в этот знаменательный день сверхсложная ракета-носитель успешно вывела на орбиту первый в истории космический корабль «ВОСТОК-1» с первым космонавтом Земли, гражданином Советского Союза, Юрием Алексеевичем Гагариным.

Человек извечно тяготился границами, в которых жил, и всячески старался их раздвинуть. Стремление к неведомому, к познанию того, что находилось за пределами родного места — дома, области, планеты, — всегда было одним из самых его сильных чувств. Неведомым для человечества был Космос. Но 1957 год всё изменил. Начало Космической эры отмечено запуском 4 октября 1957 года первого советского искусственного спутника Земли. Весть о запуске спутника вписана золотыми буквами в историю.

«Космическая эра», - с этими словами у большинства обитателей Земли связаны какие-то конкретные представления. А между тем история освоения Космоса вершится на наших глазах.

У истоков русской космонавтики стоял К.Э.Циолковский (презентация, слайд 2). Его называют «отцом русской космонавтики». Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений; учёный первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли, выдвинул ряд гипотез, которые нашли применение в ракетостроении. Константин Эдуардович явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. Именем Циолковского назван кратер на Луне. Главная идея Циолковского заключалась в том, что Земля — лишь колыбель человечества, а домом для него должен быть необъятный Космос. Современное человечество действительно похоже на младенца. Оно еще не вполне знает все уголки своей колыбели — остаются непокоренными, неосвоенными значительные пространства суши и колоссальный Голубой континент. Но уже сейчас, предвидя будущее, человечество, подобно младенцу, тянется к внешним, пока как будто недоступным предметам. Оно даже предпринимает решительные попытки перешагнуть через край колыбели и вступить в огромный, кажущийся на первых порах чужим, внешний мир».

- Ребята, а что еще вы знаете о науке «космонавтика»?

- Кто полетел в космос до человека?

- Кто был первой женщиной-космонавтом?

- Молодцы! Идем дальше! Следующая рубрика называется «Сказка стала былью!» (презентация, слайд 3).

Мы с вами не можем не упомянуть знаменитого на весь мир космонавта Ю. А. Гагарина. Данная рубрика посвящена ему (презентация, слайд 4).

«Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие — первый полёт человека в космос.

Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин.

Человек беспримерной храбрости, мужественный и целеустремленный. Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте.

Будущий космонавт № 1 родился в семье крестьянина и доярки Гагариных 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области (презентация, слайд 5). В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в школу. Смоленщина – это та территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери. Учиться было трудно. Не хватало элементарного – бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование. Ученики стремились к знаниям, война лишь усилила эту тягу.

Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу. В литературе ему нравились разные направления. Он любил стихи Пушкина и Лермонтова. Читал Твардовского и Исаковского; эти поэты писали о войне. А война была знакома Юрию не понаслышке.

Скорее всего, Юрию Гагарину, как и любому ребёнку, в детстве нравились сказки. Кто знал, что именно ему доведётся в дальнейшем сказку сделать былью.

Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку. Когда Юрий стал взрослым человеком, и у него родились две дочки, Елена и Галина (презентация, слайд 6), то он возил их на поле, где в 1812 году произошла крупнейшая битва между русской армией и армией Наполеона – Бородино.

12 апреля 1961 года весь мир взбудоражило ошеломляющее известие — состоялся полет в космос корабля «Восток» с человеком на борту. Этот человек – обычный, двадцатисемилетний русский парень – Юрий Гагарин.

"Когда к нам, на осмотр корабля "Восток", впервые приехал отряд космонавтов, состоящий из шести человек, Юра Гагарин самым дотошным оказался, ну просто до мозга костей, про каждый винт нас спрашивал и все с улыбкой, юмором. Если говорить о нем как о человеке, то он очень открытым был, очень свободным в общении. Знаете, непоседа такой. Душой был настолько открыт, что таких, думаю, очень мало", — рассказал о знаменитом космонавте начальник вакуумно-испытательной станции РКК "Энергия" Юрий Силаев (презентация, слайд 7). "Из шестерых первых космонавтов Гагарина, очевидно, выбрали еще и за прямоту, открытость. Он был настоящий смолянин, русак", — считает Силаев.
После того, как Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, он стал всенародным героем. Каждый мальчишка мечтал стать космонавтом и бороздить бескрайние космические просторы. Но, несмотря на свою славу и большой груз ответственности, Гагарин остался таким же добродушным, открытым и очень трудолюбивым человеком.

"После полета в космос я видел Юру уже в Звездном городке в 1963 году — как командира отряда космонавтов. Трудился он очень много, работал", — вспоминает Силаев.

Во время полета Гагарин вел радиорепортаж и принимал сообщения с Земли, записывал свои впечатления на магнитофон, контролировал работу бортовых систем корабля, осуществлял пробное ручное управление кораблем. Минимальное удаление корабля "Восток" от Земли составило 181 километр, а максимальное — 327 километров. Время первого полета человека в космическом пространстве составило 108 минут, приземлился Гагарин в 10:55 по московскому времени в Саратовской области, близ села Смеловка».

Просмотр видеоролика «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» (видеоролик включает исторические кадры первого полета человека в космос) (обучающиеся смотрят данный видеоролик, чтобы своими глазами увидеть, как совершалась подготовка к первому полету, запуск коробля-спутника Восток-1).

- Мы с вами вспомнили прошлое, но что же происходит в будущем? Вы знакомы с социальной сетью Twitter? (ответы обучающихся). Так давайте посмотрим, о чем пишут российские космонавты в Twitter.

Рубрика «О чем пишут российские космонавты в Twitter

- Официальный твиттер-аккаунт государственной корпорации "Роскосмос". Здесь можно узнать из первых рук все последние ключевые и не только новости российской и мировой космонавтики, следить за подготовкой космонавтов к полетам, за запусками ракет, за пребыванием российских космонавтов в космосе и т.д. В аккаунте публикуется много уникальных фото и архивных видеозаписей из истории покорения космоса СССР и Россией. По хэштегам #мксфотодня, #земляизкосмоса "Роскосмос" регулярно публикует захватывающие дух фотографии с МКС (презентация, слайды 8 -17).

- Давайте обсудим данную рубрику. Что интересного и нового вы узнали для себя? (ответы обучающихся).

- Какие вопросы вы бы хотели задать нашим современным космонавтам? (ответы обучающихся).

- Мы дошли до последней рубрики нашей газеты ««Космические» памятники российским космонавтам» (презентация, слайд 18). В России очень много памятников, посвященных космонавтам, но мы с вами познакомимся только с частью из них (презентация, слады 19-24).

- Ребята, у вас возникло желание увидеть эти памятники своими глазами, постоять рядом с ними? (ответы обучающихся).

- А теперь давайте придумаем и нарисуем свой памятник космонавтам, который вы хотели бы видеть в своем городе (обучающие выполняют работу). Желающие поработать отдельно, могут нарисовать свои собственные рисунки на листочках.

- Молодцы! Отлично получилось! У вас очень богатая фантазия и хороший вкус!

Слушают учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои идеи. Выполняют творческую работу (все вместе рисуют памятник на листе ватмана).

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы работы: беседа, рассказ, творческая работа.

Коммуникатив -ные: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе коллектива.

Регулятивные: учится высказывать свои идеи, предлагать их классу.

Личностные: умение работать в коллективе, самостоятельно; готовность к творческой деятельности, коммуникатив -ной деятельности в коллективе.

Познавательные: анализ и синтез новых знаний, структурирова -ние полученных знаний, работа с информацией.


Рефлексивный

Создание условий, активизирую -щих рефлексивный анализ, анализ достижений.

5

- Подытожить сегодняшний классный час мне хотелось бы словами из повести «Хлоп Арт» американского писателя Джо Хилла: «А небо стало бесцветным. Как будто голубое небо — это лист бумаги, в центре которого выжгли дыру, а за той дырой — сплошная чернота. И всё в звёздах. Только вообрази себе, каково это — падать вверх».

Рефлексия.

- Сейчас я вам раздам карточки, заполните их (карточки включают несколько вопросов

1. На уроке интересным было ...

2. Мне понравилось …

3. Мне не хватило …

4. Я ухожу с … настроением).

- Спасибо за работу! До свидания!

Анализ итога своей работы. Заполняют карточки. Делятся впечатлениями.

Форма: фронтальная, самостоятель -ная.

Метод работы: беседа, самостоятель -ное задание.

Личностные:

Воспитание интереса ко всему неизведанному.

Коммуникатив –ные:

Формирование коммуникативных действий.

Регулятивные:

Умение объективно оценивать себя и свои действия.

Познавательные:

Сосредоточива –ние, самостоятель -ный выбор критериев, структурирова -ние знаний.