Ориентирующий | Формулирование темы кл. часа. Раскрытие содержания кл. часа. Актуализация знаний о космосе, астрономии. | 12 | Учитель показывает видеоролик, задает вопросы, раскрывает содержание кл. часа. -Ребята, вам интересно узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы обучающихся). -Давайте посмотрим с вами небольшой видеоролик («Что такое космос? (в видеоролике рассказывается история освоения космоса человеком и о зарождении астрономии)). -Вы внимательно смотрели видеоролик, а теперь мне нужен один желающий, чтобы изобразить на доске расположение планет солнечной системы (один обучающийся выполняет задание). Молодец! - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся). - Да, все верное! Чтобы нам было интересно, наш кл. час пройдет в форме живой газеты. В ней мы осветим несколько рубрик. А теперь ответьте на вопросы. - Наверное все из вас знают что такое космос и астрономия? Знаете? Кто готов поделиться своими знаниями? (ответы обучающихся у доски). - Молодцы, а теперь давайте «полистаем» нашу газету. | Беседуют с учителем, смотрят видеоролик, формулируют тему кл. часа, отвечают на вопросы, делятся своими знаниями о космосе и астрономии. | Форма: фронтальная. Метод работы: беседа. | Регулятивные: развитие умения самостоятельно определять и формулировать тему кл. часа. Коммуникатив -ные: развитие речи, умения выражать собственное мнение, делиться своими знаниями с другими. |
Деятельностный | Включение в деятельность, моделирующую элементы технологии эффективной коммуникации. | 25 | - Итак, первая рубрика нашей газеты посвящена Дню космонавтики! (презентация, слайд 1). «12 апреля (День космонавтики) – одна из выдающихся дат в мировой истории. Именно в этот знаменательный день сверхсложная ракета-носитель успешно вывела на орбиту первый в истории космический корабль «ВОСТОК-1» с первым космонавтом Земли, гражданином Советского Союза, Юрием Алексеевичем Гагариным. Человек извечно тяготился границами, в которых жил, и всячески старался их раздвинуть. Стремление к неведомому, к познанию того, что находилось за пределами родного места — дома, области, планеты, — всегда было одним из самых его сильных чувств. Неведомым для человечества был Космос. Но 1957 год всё изменил. Начало Космической эры отмечено запуском 4 октября 1957 года первого советского искусственного спутника Земли. Весть о запуске спутника вписана золотыми буквами в историю. «Космическая эра», - с этими словами у большинства обитателей Земли связаны какие-то конкретные представления. А между тем история освоения Космоса вершится на наших глазах. У истоков русской космонавтики стоял К.Э.Циолковский (презентация, слайд 2). Его называют «отцом русской космонавтики». Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений; учёный первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли, выдвинул ряд гипотез, которые нашли применение в ракетостроении. Константин Эдуардович явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. Именем Циолковского назван кратер на Луне. Главная идея Циолковского заключалась в том, что Земля — лишь колыбель человечества, а домом для него должен быть необъятный Космос. Современное человечество действительно похоже на младенца. Оно еще не вполне знает все уголки своей колыбели — остаются непокоренными, неосвоенными значительные пространства суши и колоссальный Голубой континент. Но уже сейчас, предвидя будущее, человечество, подобно младенцу, тянется к внешним, пока как будто недоступным предметам. Оно даже предпринимает решительные попытки перешагнуть через край колыбели и вступить в огромный, кажущийся на первых порах чужим, внешний мир». - Ребята, а что еще вы знаете о науке «космонавтика»? - Кто полетел в космос до человека? - Кто был первой женщиной-космонавтом? - Молодцы! Идем дальше! Следующая рубрика называется «Сказка стала былью!» (презентация, слайд 3). Мы с вами не можем не упомянуть знаменитого на весь мир космонавта Ю. А. Гагарина. Данная рубрика посвящена ему (презентация, слайд 4). «Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие — первый полёт человека в космос. Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Человек беспримерной храбрости, мужественный и целеустремленный. Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте. Будущий космонавт № 1 родился в семье крестьянина и доярки Гагариных 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области (презентация, слайд 5). В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в школу. Смоленщина – это та территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери. Учиться было трудно. Не хватало элементарного – бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование. Ученики стремились к знаниям, война лишь усилила эту тягу. Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу. В литературе ему нравились разные направления. Он любил стихи Пушкина и Лермонтова. Читал Твардовского и Исаковского; эти поэты писали о войне. А война была знакома Юрию не понаслышке. Скорее всего, Юрию Гагарину, как и любому ребёнку, в детстве нравились сказки. Кто знал, что именно ему доведётся в дальнейшем сказку сделать былью. Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку. Когда Юрий стал взрослым человеком, и у него родились две дочки, Елена и Галина (презентация, слайд 6), то он возил их на поле, где в 1812 году произошла крупнейшая битва между русской армией и армией Наполеона – Бородино. 12 апреля 1961 года весь мир взбудоражило ошеломляющее известие — состоялся полет в космос корабля «Восток» с человеком на борту. Этот человек – обычный, двадцатисемилетний русский парень – Юрий Гагарин. "Когда к нам, на осмотр корабля "Восток", впервые приехал отряд космонавтов, состоящий из шести человек, Юра Гагарин самым дотошным оказался, ну просто до мозга костей, про каждый винт нас спрашивал и все с улыбкой, юмором. Если говорить о нем как о человеке, то он очень открытым был, очень свободным в общении. Знаете, непоседа такой. Душой был настолько открыт, что таких, думаю, очень мало", — рассказал о знаменитом космонавте начальник вакуумно-испытательной станции РКК "Энергия" Юрий Силаев (презентация, слайд 7). "Из шестерых первых космонавтов Гагарина, очевидно, выбрали еще и за прямоту, открытость. Он был настоящий смолянин, русак", — считает Силаев. После того, как Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, он стал всенародным героем. Каждый мальчишка мечтал стать космонавтом и бороздить бескрайние космические просторы. Но, несмотря на свою славу и большой груз ответственности, Гагарин остался таким же добродушным, открытым и очень трудолюбивым человеком. "После полета в космос я видел Юру уже в Звездном городке в 1963 году — как командира отряда космонавтов. Трудился он очень много, работал", — вспоминает Силаев. Во время полета Гагарин вел радиорепортаж и принимал сообщения с Земли, записывал свои впечатления на магнитофон, контролировал работу бортовых систем корабля, осуществлял пробное ручное управление кораблем. Минимальное удаление корабля "Восток" от Земли составило 181 километр, а максимальное — 327 километров. Время первого полета человека в космическом пространстве составило 108 минут, приземлился Гагарин в 10:55 по московскому времени в Саратовской области, близ села Смеловка». Просмотр видеоролика «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» (видеоролик включает исторические кадры первого полета человека в космос) (обучающиеся смотрят данный видеоролик, чтобы своими глазами увидеть, как совершалась подготовка к первому полету, запуск коробля-спутника Восток-1). - Мы с вами вспомнили прошлое, но что же происходит в будущем? Вы знакомы с социальной сетью Twitter? (ответы обучающихся). Так давайте посмотрим, о чем пишут российские космонавты в Twitter. Рубрика «О чем пишут российские космонавты в Twitter?» - Официальный твиттер-аккаунт государственной корпорации "Роскосмос". Здесь можно узнать из первых рук все последние ключевые и не только новости российской и мировой космонавтики, следить за подготовкой космонавтов к полетам, за запусками ракет, за пребыванием российских космонавтов в космосе и т.д. В аккаунте публикуется много уникальных фото и архивных видеозаписей из истории покорения космоса СССР и Россией. По хэштегам #мксфотодня, #земляизкосмоса "Роскосмос" регулярно публикует захватывающие дух фотографии с МКС (презентация, слайды 8 -17). - Давайте обсудим данную рубрику. Что интересного и нового вы узнали для себя? (ответы обучающихся). - Какие вопросы вы бы хотели задать нашим современным космонавтам? (ответы обучающихся). - Мы дошли до последней рубрики нашей газеты ««Космические» памятники российским космонавтам» (презентация, слайд 18). В России очень много памятников, посвященных космонавтам, но мы с вами познакомимся только с частью из них (презентация, слады 19-24). - Ребята, у вас возникло желание увидеть эти памятники своими глазами, постоять рядом с ними? (ответы обучающихся). - А теперь давайте придумаем и нарисуем свой памятник космонавтам, который вы хотели бы видеть в своем городе (обучающие выполняют работу). Желающие поработать отдельно, могут нарисовать свои собственные рисунки на листочках. - Молодцы! Отлично получилось! У вас очень богатая фантазия и хороший вкус! | Слушают учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы. Выдвигают свои идеи. Выполняют творческую работу (все вместе рисуют памятник на листе ватмана). | Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная. Методы работы: беседа, рассказ, творческая работа. | Коммуникатив -ные: выражать и оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе коллектива. Регулятивные: учится высказывать свои идеи, предлагать их классу. Личностные: умение работать в коллективе, самостоятельно; готовность к творческой деятельности, коммуникатив -ной деятельности в коллективе. Познавательные: анализ и синтез новых знаний, структурирова -ние полученных знаний, работа с информацией. |