Конспект логопедического занятия «Осеннее приключение»
Цель: Развитие познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
● Формировать навыки вычислительной деятельности;
● Обобщить представления детей о свойствах предметов: цвете, форме, размере.
● Закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, на основе практических действий; находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.
● Развивать умение группировать предметы по заданному признаку.
● Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения, наложения; определять указанные признаки словами широкий — узкий, одинаковые по ширине, шире — уже, самый широкий — самый узкий.
● Учить различать и правильно называть геометрические фигуры и тела.
● Формировать навыки ориентировки во времени.
Развивающие задачи:
● Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение, смекалку, зрительную память.
● Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
● Поддерживать интерес к математическим знаниям.
● Воспитывать чувство коллективизма, умение понимать учебную задачу, работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
Музыкальный центр, запись песни «Солнышко лучистое», письмо от Осени (можно в виде слайда), карта с изображением дороги и замка, шар, куб, конус, цилиндр двух размеров (можно использовать пособия деятельностного типа “Геометрические фигуры 10 см” и “Геометрический набор 10 см”), фонарь, различающиеся по оттенку и форме листья (для детей с более низким уровнем контраст должен быть более выражен), по 3-5 шт. на каждого ребенка (в зависимости от уровня развития детей), математические бусы и примеры на отдельных карточках (подбираются в зависимости от контингента детей, можно использовать деревянные дощечки из пособия деятельностного типа «Счет от 0 до 10), цифры, иллюстрации к стихотворению, разбираемая на отдельные полосы радуга (пособие деятельностного типа «Радуга»), замок с подходящим к нему ключом и несколько других ключей, корзина с яблоками для угощения по количеству детей.
Сюрпризный момент: появление царицы Осени
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная, восприятие текстового стихотворения.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент (Дети входят в кабинет, здороваются и присаживаются на стулья).
Педагог: Дети, скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
Педагог: По каким признакам вы это определили?
Дети: Листья желтеют и опадают, становится холодно, птицы улетают и т.д.
Педагог: Какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь.
2. Вводная часть
Педагог: Ребята, я получила необычное письмо. Как вы думаете, кто бы мог его прислать?
Дети: Фея. Баба Яга. Осень.
Педагог: Давайте прочитаем его. (Чтение письма, в нем просьба о помощи и бусы царицы Зимы, которые должны помочь в «трудную минуту»). Это письмо от царицы Осени, она просит нас о помощи. Нужно ее срочно спасать. А дорогу к ее царству вы знаете?
Дети: (Нет).
Педагог: Где мы можем посмотреть дорогу?
Дети: (На карте).
Педагог: Карта у меня есть, весь путь до замка на ней изображен.
Отправляемся в путь. Нам необходимо размяться перед дальней дорогой.
(Педагог предлагает детям встать со стульев и выполнить ритмические движения под музыку):
Разрабатываем шею, Наклоны головы вперед – назад,
Чтобы было веселее.
Разрабатываем руки, Сгибание рук в локтевых суставах,
Нету места больше скуке.
Разрабатываем плечи, Вращательные движения руками,
Чтоб в дороге было легче.
Разрабатываем ноги, Попеременное подтягивание к животу согнутых в колене ног.
Чтоб не уставать в дороге.
3.Основная часть (дети подходят к доске с картой)
Педагог: Посмотрите, дети, нам дорогу закрывает целая куча листьев. Как же мы сможем пройти?
Дети: Давайте ее разберем.
Педагог: Кто какие листья будет собирать?
Дети: Кленовые. Березовые. Дубовые. Липовые. Каштановые и т.д. (Дети разбирают листья по видам).
Педагог: Молодцы, разобрали листья, и от кучи ничего не осталось. Мы можем начать наш путь. (Проводит дорожку до следующего задания). Сколько луж на дороге, откуда они взялись?
Дети: Шел дождик.
Педагог: В какой обуви можно смело идти по лужам?
Дети: В резиновых сапогах.
Педагог: Но мы не взяли их с собой, что же нам придумать.
Дети: Давайте накроем лужи нашими листочками и пройдем по листьям, как по мостику.
Педагог: Хорошая мысль! Посмотрите, лужи есть темные и светлые, и листики у нас есть темные и светлые. Разложите листики по оттенкам, и тогда можно будет закрыть лужи. (Дети раскладывают листья, после чего накрывают ими лужи, соответствующего оттенка). Теперь мы можем пройти (Педагог проводит дорожку дальше).
Педагог: Дети, нам дорогу преградили тени. Это тени от геометрических тел, если мы определим, где, чья тень, то сможем пройти дальше. (Дети соотносят тень и геом. тело).
Давайте немного поэкспериментируем и проверим, правильно ли мы справились с заданием. А помогут нам в этом такие же геометрические тела, только большего размера и фонарик. Посветим на них и посмотрим, какие тени они отбросят. (Дети берут в руки геометрические тела, встают по очереди около экрана, педагог светит фонариком, так, чтобы на экране появилась тень). Мы совершенно верно справились с заданием, и наш эксперимент это подтвердил. Можно идти дальше. (Проводит дорожку дальше).
Педагог: Посмотрите, как тропинки перепутались. Вам это ничего не напоминает?
Дети: Тренажер для глазок.
Педагог: Давайте проследим глазками по тропинкам и найдем выход на главную дорогу. (Работа с офтальмотренажерами В. Ф. Базарного)
Педагог: Мы дошли до мостика через речку. Как вы думаете, сможем ли мы по нему пройти?
Дети: Нет, в нем не хватает дощечек.
Педагог: Я предлагаю вам его отремонтировать – подобрать подходящие по ширине дощечки. (Дети подбирают нужные элементы, обосновывая свой выбор). Мост готов. Можно смело переходить на другую сторону реки. (Проводит дорожку дальше).
Педагог: Как много картинок! Может быть, они высыпались из какой-то книжки? Вы не знаете, что это могут быть за картинки?
Дети: Это стишок про дни недели.
Педагог: Тогда давайте вспомним его, а картинки нам в этом помогут. (Дети рассказывают стих-е, используя прием мнемотехники).
Педагог: А теперь дорогу нам преградили цифры. Мы с вами с цифрами дружим?
Дети: Да, цифры – наши друзья.
Педагог: Тогда поможем найти каждой цифре свое место, и они не будут мешать идти нам дальше. (Дети выбирают примеры, где ответом будут данные числа).
Педагог: Мы уже почти дошли. Вот он, замок царицы Осени, на высокой горе. Как бы нам туда забраться?
Дети: По лесенке. На самолете.
Педагог: А я хочу вам предложить очень необычный, волшебный способ: сложить радугу и подняться на гору по ней. У меня есть разноцветные полоски, только какие бы цвета выбрать?
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Педагог: Попробуем разложить их в правильном порядке, и тогда получится настоящая радуга. (Дети выкладывают радугу из полосок. Педагог проводит дорожку).
Ура! Мы у ворот замка. Только вот беда! На воротах большой замок. Я вижу несколько ключей, только вот не могу сказать, какой из них выбрать. Может, есть какая-то подсказка? Что нам может помочь справиться с последним препятствием?
Дети: Бусы царицы Зимы.
Педагог: Если мы правильно расставим цифры по бусинкам, то узнаем, какой ключик подойдет к замку. (Дети решают цепочку примеров, последний ответ – это номер ключа).
Педагог: Смотрите, ключ подошел к замку. Замок открывается! (Поворачивает ключ и открывает замок).
Входит Осень с корзинкой яблок:
Осень: Спасибо дети, вы спасли меня. Какие трудности вам повстречались на пути? Что было самым сложным? Какое задание было интересным? (Дети отвечают на вопросы Осени, рефлексия деятельности).
Осень: Молодцы, вы справились со всеми испытаниями, не побоялись трудностей.
Я вам очень благодарна и хочу подарить вам вот эту корзинку с яблоками. Угощайтесь на здоровье! (Осень раздает каждому ребенку по яблоку).