План- конспект открытого урока по истории в 8 классе.
Учитель истории МОУ «Мирненская СОШ», Сосновский район, Челябинская область.
Тема урока: «Экономическая политика Петра Первого».
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.
Развивающая: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.
Оборудование – учебно-методический комплекс: учебник «История России» 1 часть, под редакцией РАН А.В. Торкунова, Москва «Просвещение», иллюстрации, атласы учащихся, презентация, рабочие тетради.
Оформление доски: Тема урока: Экономическая политика Петра
I Основные понятия: Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне. Основные даты: 1722 г. – ремесленные цеха. 1724 г. – введен таможенный тариф. 1718-1724 гг. – введена подушная подать.
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой этап.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые ребята и взрослые!
Для начала я хочу предложить вам внимательно рассмотреть некоторые инструменты, оборудования и подумать с какими деятелями они связаны? (просмотр презентации)
Кому по-вашему они принадлежат или имеют отношение? Мог ли один человек овладеть столькими талантами.
Ответы учащихся.
Учитель. Могут, только избранные. И, не даром, Александр Сергеевич Пушкин писал о Петре Первом в своём стихотворении «Стансы»
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Итак, ребята, сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по эпохе правления самого выдающегося преобразователя России.
2. Этап актуализации знаний. Переход к новой теме.
Учитель. Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы. Давайте, вспомним какие задачи стояли перед Петром Первым и какие из них ему удалось решить.
Ответы учащихся.
Учитель. Одна из главных задач - выход России к Балтийскому морю Петром Первым была блестяще выполнена. Россия победила одну из самых сильных европейских государств того времени. Большую часть жизни Пётр Первый воевал. Всякая война требует неимоверных сил и больших средств. Не случайно девизом нашего урока является выражение самого царя - «Деньги суть артерия войны».
А теперь, ребята, давайте попытайтесь продолжить предложение: «Для победы в Северной войне царь создал…
Предлагаю продолжить данное предложение…
Ответы учащихся:
-постоянную регулярную армию, на основе рекрутского набора.
-флот,
- построил мануфактуры и фабрики,
- основал города и крепости,
-построил каналы… и многое другое.
3.Изучение нового материала.
Итак, напишите тему урока:
«Экономическая политика Петра Первого» . (просмотр презентации)
Ребята, мы с вами сегодня узнаем, какие факторы позволили ли совершить России огромный рывок в экономическом развитии.
Учитель. Ребята вы разделились на четыре группы не случайно. Каждая из вас получит задание, которую надо выполнить. А потом мы вместе обсудим ответы и закрепим знания.
Первая группа читает первый пункт. (Задание 1 группе - Какие меры предпринял Пётр первый для ускоренного развития экономики? )
Вторая группа читает второй пункт. (Задание второй группе - Какие мануфактуры были созданы, что они производили? Для чего и когда были созданы кумпанства и почему их распустили? Как Пётр Первый решил проблему нехватки рабочей силы? Кто такие приписные и посессионные крестьяне?) Заполнить схему
Третья группа читает пункт «Развитие торговли, транспортных путей, налоговой системы» Задания 3 группе - Найдите на карте крупные торговые центры и всероссийские ярмарки. Что Россия покупала и продавала? Главный вид транспорта? Что такое протекционизм и меркантилизм? Когда была проведена налоговая реформа? Какой налог ввёл Пётр Первый?)
Четвёртая группа читает пункт о развитии сельского хозяйства. (Задания- что такое экстенсивное хозяйство? Какие орудия труда применяли? Что нового появилось? Когда была введена паспортная система? Когда был принят и для чего указ о единонаследии?)
На выполнение заданий даётся 7 минут.
4.Работа по изучению новой темы.
Проверка выполнения заданий:
Учитель. Давайте, ребята, заслушаем рассказ первой группы. (просмотр презентации под рассказ учащихся.)
Учитель. Действительно. как вы уже отметили Пётр Первый очень заботился о том , чтобы в России появились свои отечественные специалисты. При этом не важно каким было их происхождение. Здесь можно вспомнить петровский «Табель о рангах». Давайте, посмотрим небольшой эпизод из художественного фильма «Россия Молодая» (просмотр отрывка фильма, 15м.50)
Рассказ второй группы. Работа со словарём.
Приписные и посессионные крестьяне.
Рассказ третьей группы о развитии торговли. Что способствовали превращению Санкт- Петербурга в основной центр торговли? Заполните пропуски в опорной схеме «Развитие торговли»
Учитель. А теперь, давайте решим логическую задачу. Я показываю вам два предмета, а вы догадайтесь какое отношению они имеют друг к другу и к теме нашего урока?
Учитель показывает 2 фотографии или картины: гроб и корабль.
Ответы учащихся.
Учитель предлагает посмотреть ответ в отрывке из фильма. (11м.02 сек.)
Выступает четвёртая группа.
Учитель. Итак, ребята мы с вами узнали многое из экономической политики Петра. Давайте, теперь определим итоги политики. Какое значение она имела.
Чтение текста учебника на стр.45. Кто назовёт положительные результаты, отрицательные. Таким же неоднозначным является и оценка самого Петра Первого. Одни его …..но это уже другая история.
5. Рефлексия.
Что нового вы узнали? Что вам понравилось, о чём вы хотели бы более подробно поговорить?
Ребята, сегодня вы славно потрудились и заслужили оценки. Выставление оценок. Но я бы хотела тоже получить от вас оценку. Если вы считаете, что урок был удачный, можете выразить аплодисментами.
6. Домашнее задание: Параграф 6, выполнить задания к тексту, прочитать документ и ответить на вопросы к нему.