Конспект урока математики в 1 классе
Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 4.
Цель урока: составить таблицы прибавления и вычитания числа 4 и работать над их запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Задачи урока:
Образовательные: в ходе практической работы и наблюдений учить приёмам сложения и вычитания; закреплять знания состава чисел; создавать условия для обучения решению задач.
Развивающие: развивать навыки устного счёта, способствовать развитию логического мышления, математической речи обучающихся.
Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, аккуратность, положительную мотивацию к изучаемому предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные;
- выполнять вычисления с числами 1, 2, 3, 4;
- в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства;
- выполнять задания в Рабочей тетради.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
- сравнивать группы предметов;
- искать разные способы решения учебной задачи;
- работать в паре и самостоятельно, оценивать себя и товарища под руководством учителя;
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования.
Личностные:
- проявлять интерес к математике;
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Методы и приёмы:
- словесные – объяснение, проблемная беседа;
- наглядные – мультимедийная презентация;
- практические – работа с учебником, с Рабочей тетрадью, с раздаточным материалом (цифрами, сигнальными картами)
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Мы пришли сюда учиться – не лениться, а …
Дети: Трудиться!
- Работаем старательно, слушаем…
Дети: Внимательно!
II. Актуализация опорных знаний.
Игра « Математика для малышей» Автор Богапова З.Ф. zubog@yandex.ru
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в морское путешествие.
( на доске появляется картинка с парусником)
- Какие качества должны проявить путешественники, чтобы преодолеть все препятствия?
(Находчивость, смекалку, упорство, взаимовыручку и т.д.)
Логические задачи.
Примеры на сложение и вычитание. (Повторение таблицы сложения и вычитания числа 3 и 4)
III. Самоопределение к деятельности.
1. Мотивация учебной деятельности (работа в парах).
Морякам часто приходится выручать друг друга в трудных морских путешествиях.
- Сейчас вы будете работать в парах. Прежде чем я дам вам задание, давайте повторим правила работы в паре.
- Работайте!
- Дружно!
- Слушай партнёра…!
- Внимательно!
- Говорите…!
- По очереди!
- Относитесь друг к другу…!
- С уважением!
9-2-2 3+3+1 7-1-3 4+2+2 6+1+3 | 3+4 7-4 9-4 6+4 4+4 |
- Перед вами два столбика примеров. Внимательно посмотрите на примеры. Среди них есть примеры-близнецы. Найдите их в каждом столбике и соедините стрелочками. Советуйтесь друг с другом.
(Учащиеся выполняют задание).
- Проверим, как вы справились с заданием. Назвать пары и обосновать свой ответ.
Вывод
- В первом столбике и во втором всего прибавляли и вычитали 4.
- В примерах первого столбика 4 прибавляли по частям.
- Как можно прибавить и вычесть 4?
- Какие примеры можно решить быстрее: примеры первого или второго столбика? (Второго. Эти примеры на одно действие).
2. Определение темы урока.
- А чтобы решить эти примеры, что надо знать? (Таблицу сложения и вычитания числа 4).
- Какой будет тема нашего урока? (Учащиеся отвечают).
- А также мы закрепим умение решать задачи изученных видов.
IV. Работа по теме урока.
1. Организация познавательной деятельности.
1) Проблемный диалог. Работа в Рабочей тетради (стр. 7) и на интерактивной доске
1 + 4 = 5 2 + 4 = 3 + 4 = 4 + = + 4 = + = | 5 – 4 = 6 – 4 = 7 – 4 = 8 – = – = 10 – 4 = |
- Какое задание мы сейчас будем выполнять?
- Прочитайте примеры первого столбика. За указкой проследите значения первого слагаемого. Какими будут последние два числа? Почему нет чисел 7, 8, 9? (Сумма должна быть в пределах 10).
- Каким будет значение второго слагаемого? (4).
- Предположите, как будет меняться сумма чисел? (Увеличиваться на 1).
- Прочитайте примеры первого столбика. Почему первый пример начинается не с одного, а с 5? (Из меньшего числа нельзя отнять большее).
2) Заполнение таблицы. (У доски работа «цепочкой).
2. Первичное закрепление.
1) Заучивание таблицы.
- Результаты каких примеров вы уже знаете? (1+4, 2+4, 3+4).
- Найдите сумму одинаковых слагаемых. Чему она равна? (8). Назовите похожие случаи в таблицах сложения чисел 1, 2, 3.
(Три раза повторить примеры: 5+4, 6+4).
2) Устное решение примеров с самопроверкой.
Учитель показывает карточку с примером, дети показывают цифру-ответ. Учитель переворачивает карточку, на обратной стороне – правильный ответ. Повторить пример хором.
Аналогичная работа с вычитанием.
Физкультминутка.
3. Повторение и закрепление полученных знаний.
1. Применение полученных знаний при решении примеров. Комментированное письмо.
На доске:
4 + 4 10 – 4 + 2
9 – 4 5 + 4 – 3
6 + 4 8 – 4 + 1
2. Решение задач изученных видов. Работа с учебником (стр. 12).
1) Задача №2.
- Как звали героиню физкультминутки? (Маша).
- Прочитайте задачу №2 на стр. 12 и назовите имена девочек.
- Что о них сказано в задаче?
- Составьте схему задачи.
Учащиеся работают в тетрадях, а один ученик работает на скрытой доске.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания вашим партнёром.
- Если всё правильно, похвалите его. Если нет, проверьте ещё раз с доски и объясните, как нужно сделать.
- На сколько больше куколок вырезала Ира?
- Давайте вспомним правило, как узнать, на сколько число больше или меньше другого?
- Какое число больше? Какое меньше? Составьте пример.
- Назовите ответ.
2) Самостоятельная работа с само оцениванием.
Решение задач №3.
I вариант – решение первой задачи;
II вариант – решение второй задачи.
Два ученика, справившиеся с задачей первыми, записывают решение на доске.
- Оцените свою работу по шкале оценивания. Оценить нужно аккуратность выполнения записи задачи.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
( На доске появилась картинка маяка)
Все наши задания помогли нам не сбиться с пути. А куда светит маяк?
( На доске появляется картинка жёлтого смайлика и пятёрки.
- Давайте подведём итоги урока.
V. Работа по теме урока.
- Какой была тема урока?
- Зачем нужно знать таблицу сложения и вычитания?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
VI. Рефлексия.
- Какие знания вы приобрели на уроке?
- Кто уже запомнил таблицы или знал их до этого урока?
- Какое задание понравилось выполнять больше всего?
- Какое задание вызвало затруднение?
- А кому после урока захотелось выполнить задания дома?( Желающим детям выдаются карточки с заданиями для закрепления изученного материала)