Тема урока: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: организация деятельности детей по формированию умений у учащихся определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Задачи урока:
- Сформировать умение определять тему и составлять описание по картине.
- Научить передавать своё отношение к картине.
- Закрепить умение составлять описание по картине в устной и письменной форме.
- Анализировать свою получившуюся работу (написание сочинения).
- Синтезировать знания о сочинении.
- Коррекция трудностей связной речи.
- Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
- Расширение словарного запаса.
- Развитие свойств внимания.
- Развивать познавательный интерес к учебному предмету.
- Формировать уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в паре и коллективе.
- Пробудить чувство ответственности.
- Создать ситуацию успеха.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе.
Планируемые результаты
Предметные:
Познакомиться с картиной А.А. Пластова «Первый снег»; развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять сравнение.
Регулятивные:
- высказывать свое предложение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность проводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Личностные результаты:
- осознавать личностный смысл учения;
- планировать дальнейший образовательный маршрут;
- пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, доска, картина А.А. Пластова «Первый снег».
Форма деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
(ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ ЦИКЛА. П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ И. СУРИКОВА «ЗИМА»)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (СЛАЙД. КАРТИНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗИМЫ).
Учитель: Дорогие ребята! Приглашаю вас в царство Зимы.
II. Актуализация ранее полученных знаний об сочинении
- Ребята, как вы понимаете, что такое сочинение? (Изложение своих мыслей, суждений, переживаний)
- Абсолютно верно!
- Замечательно!
III. Первичное знакомство с картиной
1. Подготовка к восприятию картины
- Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима? (Холодная и снежная, морозная и вьюжная, длинная, вовсе не холодная, а пушистая и белоснежная).
Учитель: Наша зима действительно разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег, мороз, холод. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная, и снежная, с метелями и вьюгами, с солнцем.
- Часто в своей речи мы употребляем слово первый.
- С какими воспоминаниями, событиями в жизни у вас ассоциируется это слово?
(Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилёт птиц, первая любовь, первый снег…).
- А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (ночью)
Учитель: Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.
- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки, на стрелки). (СЛАЙД. ПОКАЗ СНЕЖИНОК).
IV. Постановка темы, цели урока
- Сформулируйте тему урока. (Сочинение).
- Откройте тетради. Запишите дату, сочинение.
- Какую цель вы поставите себе на урок? Что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться? (Развивать память, узнавать новые слова, учиться красивой и грамотной речи, учиться передавать последовательно содержание текста, составлять план.)
- Составим план урока. Продолжите предложения:
1. Познакомиться с творчеством … (Аркадия Александровича Пластова).
2. Научиться … (определять тему картины, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.).
3. Закрепить … (умение писать сочинение).
V. Сопоставление личных наблюдений и описание первого снега в литературных произведениях
Учитель: Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России.
У ПУШКИНА ОНА ХОЛОДНАЯ, СПОКОЙНАЯ И ВЕЛИЧАВАЯ:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
К. БАЛЬМОНТ, ВСТРЕЧАЯ ЗИМУ, ВОСКЛИЦАЕТ:
«Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!»
С. ЕСЕНИН РИСУЕТ ЗИМУ НЕМНОГО ГРУСТНОЙ:
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…».
А Ф. ТЮТЧЕВ ПИШЕТ:
«Чародейкою – зимою
Заколдован лес стоит…».
- Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).
- Всегда ли снег белый?
- Какой бывает снег днем? (Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце). (СЛАЙД)
- А вечером? (Серый, синий, фиолетовый, тёмный). (СЛАЙД)
- Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый). (СЛАЙД).
Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные
Озаряя снег
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег. (А. Блок).
VI. Реализация построенного проекта
А) Знакомство с творчеством А. А. Пластова и его картиной «Первый снег»
Учитель: (СЛАЙД)
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.
С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.
После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.
Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» - одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.
Учитель: И, действительно, ребята, картина «Первый снег» - одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. (СЛАЙД)
Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- О каком времени года мы говорим?
- Покажите, что вы замёрзли, съёжились, отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
- Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!
- Вы пришли весёлые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке.
Б) Работа по картине
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).
- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, детей).
- Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).
- Какое время суток изобразил художник? (Утро).
-Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро).
Учитель: Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились – за одну ночь все побелело:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
В) Работа с толковым словарём
ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.
ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.
ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.
Г) Работа в группах
Сейчас мы с вами поработаем в группах.
- Первая группа поработает над описанием детей.
- Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем.
- Третья группа работает над фоном и красками картины.
- Для этого вы должны будете ответить на поставленные вопросы.
1 группа
-Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).
- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).
- Как выглядит девочка? (Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).
-В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).
- Почему она запрокинула голову и щурит глаза? (Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).
-Что выражает ее лицо? (Радость).
- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять.)
- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).
- Куда смотрит мальчик? (Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).
- Какие чувства он испытывает? (Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (СЛАЙД)
- Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг)
радость | Восторг | Волнение |
удивление | Восхищение | Беспокойство |
испуг | Грусть | Интерес |
Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.
2 группа
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).
- Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).
- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).
- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).
- А зачем понадобилась ворона художнику? (Чёрная ворона – словно пятно на свежевыпавшем снегу и от этого снег кажется еще белее).
- Что еще показывает художник на переднем плане? (Берёзу).
-Как выглядит берёза? (Берёза старая, она широко раскинула свои ветки).
- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показывает направление ветра и направление полета пушистых воздушно=легких снежинок).
- Кто сидит на березе? На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).
- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).
Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. (СЛАЙД)
Небо | Дети |
Ворона | Берёза |
Снег | Земля |
Сорока | Палисадник |
Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу.
Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчётливо, так как идёт снег.
3 группа
- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый
- Какие цвета использовал художник? (Белый. Серый, сиреневатый, желтый, коричневый).
- Есть ли яркие краски? (Нет).
- Почему? (Потому, что их приглушает белый цвет).
- Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).
- Какие цвета главные в картине? (Белый и сиреневато-голубой).
- Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).
Учитель: Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (СЛАЙД)
Голубой | Коричневый |
Белый | Синий |
Черный | Желтый |
серый | Розовый |
Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная.
VII. Составление плана
1. Учитель: Что нужно сделать, чтобы написать сочинение? (Составить план).
- Сколько пунктов будет в вашем плане? (3)
- О чем мы будем писать в первой части? (О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).
- Как озаглавим первую часть? (Варианты детей).
-О чем мы будем писать во второй части? (О предметах, которые находятся на втором плане: о берёзе, о вороне, о небе).
- Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).
- О чём мы будем писать в третьей части? (О цвете и настроении картины).
-Как озаглавим этот пункт плана? (Варианты детей).
Учитель: Посмотрите на картину глазами художника. Будьте внимательны и наблюдательны. Вспомните прочитанные произведения о зиме, о том, о чем мы говорили на уроке и это поможет вам в написании сочинения.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (Какие ощущения вызывает у меня эта картина).
- Выберите лучший вариант, из предложенных на слайде. (СЛАЙД)
У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину. |
Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. |
Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. |
Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега. |
Учитель: В план сочинения мы с вами включим четвёртый пункт и выскажем своё отношение к картине.
ПЛАН (СЛАЙД)
Радость детей от первого снега.
Пейзаж картины.
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
2. Составление устного сочинения по вопросам плана.
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Орфографическая подготовка
- Прочитайте слова на доске и объясните их написание:
ДЕВОЧКА, СНЕЖОК, УДИВЛЕНИЕ, СМОТРИТ, СНЕЖИНКИ, СЧАСТЛИВА, ВОСТОРГ, ДЕРЕВНЯ, ПАЛИСАДНИК, ВОРОНА, СОРОКА, ЖИЛЬЕ, СТРЕКОЧЕТ, ТАЕТ, ПРАЗДНИК, НАСТРОЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
- Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения
Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.
IX. Этап включения в систему знаний и повторений
- Вспомним тему сегодняшнего урока.
- Какую ставили цель?
- Удалось достигнуть поставленной цели?
- Кто напомнит план, который мы ставили в начале урока?
- Что надо уметь делать, чтобы написать сочинение? (Определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине, составлять план).
X. Рефлексия деятельности на уроке
Наш урок подходит к концу.
- Чему мы учились на уроке?
- Что нового интересного узнали для себя на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- В чём испытывали затруднения?
- Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.
кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.
кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.
Спасибо за урок! До свидания!