СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Сочинение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Сочинение"»

Тема урока: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель урока: организация деятельности детей по формированию умений у учащихся определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Задачи урока:

  • Дидактические:

- Сформировать умение определять тему и составлять описание по картине.

- Научить передавать своё отно­шение к картине.

- Закрепить умение составлять описание по картине в устной и письменной форме.

- Анализировать свою получившуюся работу (написание сочинения).

- Синтезировать знания о сочинении.

  • Коррекционно-развивающие:

- Коррекция трудностей связной речи.

- Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).

- Расширение словарного запаса.

- Развитие свойств внимания.

- Развивать познавательный интерес к учебному предмету.

  • Воспитательные:

- Формировать уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в паре и коллективе.

- Пробудить чувство ответственности.

- Создать ситуацию успеха.

- Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

- Способствовать воспитанию бережного отношения к родной природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомиться с картиной А.А. Пластова «Первый снег»; развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять сравнение.

Регулятивные:

- высказывать свое предложение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность проводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других, читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Личностные результаты:

- осознавать личностный смысл учения;

- планировать дальнейший образовательный маршрут;

- пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, доска, картина А.А. Пластова «Первый снег».

Форма деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.





ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ ЦИКЛА. П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ И. СУРИКОВА «ЗИМА»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится. 

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни короче.

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы –

И зима настала. (СЛАЙД. КАРТИНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗИМЫ).

Учитель: Дорогие ребята! Приглашаю вас в царство Зимы.


II. Актуализация ранее полученных знаний об сочинении

- Ребята, как вы понимаете, что такое сочинение? (Изложение своих мыслей, суждений, переживаний)

- Абсолютно верно!

- Замечательно!


III. Первичное знакомство с картиной

1. Подготовка к восприятию картины

- Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима? (Холодная и снежная, морозная и вьюжная, длинная, вовсе не холодная, а пушистая и белоснежная).

Учитель: Наша зима действительно разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег, мороз, холод. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная, и снежная, с метелями и вьюгами, с солнцем.

- Часто в своей речи мы употребляем слово первый.

- С какими воспоминаниями, событиями в жизни у вас ассоциируется это слово?

(Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилёт птиц, первая любовь, первый снег…).

- А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (ночью)

Учитель: Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.

- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки, на стрелки). (СЛАЙД. ПОКАЗ СНЕЖИНОК).








IV. Постановка темы, цели урока

- Сформулируйте тему урока. (Сочинение).

- Откройте тетради. Запишите дату, сочинение.

- Какую цель вы поставите себе на урок? Что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться? (Развивать память, узнавать новые слова, учиться красивой и грамотной речи, учиться передавать последовательно содержание текста, составлять план.)

- Составим план урока. Продолжите предложения:

1. Познакомиться с творчеством … (Аркадия Александровича Пластова).

2. Научиться … (определять тему картины, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.).

3. Закрепить … (умение писать сочинение).

V. Сопоставление личных наблюдений и описание первого снега в литературных произведениях

Учитель: Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России.

У ПУШКИНА ОНА ХОЛОДНАЯ, СПОКОЙНАЯ И ВЕЛИЧАВАЯ:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

К. БАЛЬМОНТ, ВСТРЕЧАЯ ЗИМУ, ВОСКЛИЦАЕТ:

«Светло-пушистая, снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!»

С. ЕСЕНИН РИСУЕТ ЗИМУ НЕМНОГО ГРУСТНОЙ:

«Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…».

А Ф. ТЮТЧЕВ ПИШЕТ:

«Чародейкою – зимою

Заколдован лес стоит…».

- Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).

- Всегда ли снег белый?

- Какой бывает снег днем? (Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце). (СЛАЙД)

- А вечером? (Серый, синий, фиолетовый, тёмный). (СЛАЙД)

- Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый). (СЛАЙД).

Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное

Утро будит свет.

Встали зори красные

Озаряя снег

Яркое и страстное

Всколыхнуло брег. (А. Блок).






VI. Реализация построенного проекта

А) Знакомство с творчеством А. А. Пластова и его картиной «Первый снег»

Учитель: (СЛАЙД)

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.

С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.

После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.

Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» - одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.

Учитель: И, действительно, ребята, картина «Первый снег» - одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. (СЛАЙД)

Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- О каком времени года мы говорим?

- Покажите, что вы замёрзли, съёжились, отогрелись и расслабились.

- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

- Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!

- Вы пришли весёлые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке.

Б) Работа по картине

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, детей).

- Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).

- Какое время суток изобразил художник? (Утро).

-Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро).

Учитель: Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились – за одну ночь все побелело:

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

В) Работа с толковым словарём

ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.

ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.

ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.

Г) Работа в группах

Сейчас мы с вами поработаем в группах.

- Первая группа поработает над описанием детей.

- Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем.

- Третья группа работает над фоном и красками картины.

- Для этого вы должны будете ответить на поставленные вопросы.

1 группа

-Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).

- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).

- Как выглядит девочка? (Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).

-В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).

- Почему она запрокинула голову и щурит глаза? (Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).

-Что выражает ее лицо? (Радость).

- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять.)

- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).

- Куда смотрит мальчик? (Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).

- Какие чувства он испытывает? (Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (СЛАЙД)

- Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг)


радость

Восторг

Волнение

удивление

Восхищение

Беспокойство

испуг

Грусть

Интерес

Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.

2 группа

- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).

- Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).

- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).

- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).

- А зачем понадобилась ворона художнику? (Чёрная ворона – словно пятно на свежевыпавшем снегу и от этого снег кажется еще белее).

- Что еще показывает художник на переднем плане? (Берёзу).

-Как выглядит берёза? (Берёза старая, она широко раскинула свои ветки).

- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показывает направление ветра и направление полета пушистых воздушно=легких снежинок).

- Кто сидит на березе? На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).

- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).

Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. (СЛАЙД)

Небо

Дети

Ворона

Берёза

Снег

Земля

Сорока

Палисадник

Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу.

Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчётливо, так как идёт снег.

3 группа

- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый

- Какие цвета использовал художник? (Белый. Серый, сиреневатый, желтый, коричневый).

- Есть ли яркие краски? (Нет).

- Почему? (Потому, что их приглушает белый цвет).

- Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).

- Какие цвета главные в картине? (Белый и сиреневато-голубой).

- Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).

Учитель: Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (СЛАЙД)

Голубой

Коричневый

Белый

Синий

Черный

Желтый

серый

Розовый

Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная.





VII. Составление плана

1. Учитель: Что нужно сделать, чтобы написать сочинение? (Составить план).

- Сколько пунктов будет в вашем плане? (3)

- О чем мы будем писать в первой части? (О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).

- Как озаглавим первую часть? (Варианты детей).

-О чем мы будем писать во второй части? (О предметах, которые находятся на втором плане: о берёзе, о вороне, о небе).

- Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).

- О чём мы будем писать в третьей части? (О цвете и настроении картины).

-Как озаглавим этот пункт плана? (Варианты детей).

Учитель: Посмотрите на картину глазами художника. Будьте внимательны и наблюдательны. Вспомните прочитанные произведения о зиме, о том, о чем мы говорили на уроке и это поможет вам в написании сочинения.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (Какие ощущения вызывает у меня эта картина).

- Выберите лучший вариант, из предложенных на слайде. (СЛАЙД)

У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

Учитель: В план сочинения мы с вами включим четвёртый пункт и выскажем своё отношение к картине.

ПЛАН (СЛАЙД)

  1. Радость детей от первого снега.

  2. Пейзаж картины.

  3. Цвет и настроение картины.

  4. Моё отношение к картине.

2. Составление устного сочинения по вопросам плана.


VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Орфографическая подготовка

- Прочитайте слова на доске и объясните их написание:

ДЕВОЧКА, СНЕЖОК, УДИВЛЕНИЕ, СМОТРИТ, СНЕЖИНКИ, СЧАСТЛИВА, ВОСТОРГ, ДЕРЕВНЯ, ПАЛИСАДНИК, ВОРОНА, СОРОКА, ЖИЛЬЕ, СТРЕКОЧЕТ, ТАЕТ, ПРАЗДНИК, НАСТРОЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

- Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.


IX. Этап включения в систему знаний и повторений

- Вспомним тему сегодняшнего урока.

- Какую ставили цель?

- Удалось достигнуть поставленной цели?

- Кто напомнит план, который мы ставили в начале урока?

- Что надо уметь делать, чтобы написать сочинение? (Определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине, составлять план).






X. Рефлексия деятельности на уроке

Наш урок подходит к концу.

- Чему мы учились на уроке?

- Что нового интересного узнали для себя на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- В чём испытывали затруднения?

- Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.

 кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
 кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.
 кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.


Спасибо за урок! До свидания!