СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности» 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности» 7 класс»

Учитель физики

МБОУ «Колодезянская школа» Асанов Р.И.


7 класс

План-конспект урока №16

Тема урока: «Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности»

Цель:  изучить понятие плотности вещества, научиться рассчитывать массу и объём тела через плотность, развивать навыки решения задач по данной теме.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепление понятий массы, объёма, плотности, правил перевода единиц измерения;

  • закрепление навыков по расчету массы, объема тела и плотности вещества;

  • развивающие: развитие интереса к предмету, кругозора, умения логически мыслить;

  • воспитательные: прививать любовь к точным наукам.

Оборудование:

  • Презентация с иллюстрациями,

  • Таблица плотностей веществ,

  • Образцы различных материалов для демонстрации (например, алюминий, медь, свинец),

  • Лабораторная посуда (мензурки, весы).


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности, настрой учащихся)

Ребята, представьте себе такую ситуацию: перед вами два предмета, оба выглядят одинаково большими, но когда вы берете их в руки, оказывается, что один значительно тяжелее другого. Как вы думаете, почему так происходит? Почему одинаковые по размеру вещи могут иметь разную массу?

Это явление связано с тем, что разные материалы имеют различную плотность. Сегодня мы узнаем, что такое плотность, научимся вычислять массу и объем предметов, зная их плотность, а также поймем, как эта информация может пригодиться нам в повседневной жизни и науке.


  1. Актуализация опорных знаний

  • Повторение понятий масса и объем. Что такое масса? Как измеряется масса? Что такое объем?

  • Вопросы для обсуждения: Почему одни предметы легче других при одинаковом объеме? Например, почему деревянный брусок легче металлического того же размера?

Дополнить высказывания:

  • Свойства тел по разному изменять скорость при взаимодействии называют….. (инертностью).

  • Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется… (массой).

  • Обозначение массы … (m)

  • Единица измерения массы… (кг)

  • Прибор, с помощью которого измеряют массу тела… (весы).

  • Характеристика пространства, занимаемого телом или веществом …(объем)

  • Объём обозначается … (V).

  • Единицы измерения объема в системе СИ…. (м³).

  • Как можно определить объем тела?


  1. Изучение нового материала

Учитель демонстрирует опыт с двумя цилиндрами из разных материалов. У цилиндров одинаковый объём, а масса разная. Значит, что масса по – разному распределяется по объему: для одного кубика на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньше масса.

Главный вывод: Масса, приходящая на единицу объема – это есть плотность!

Объяснение понятия плотности. Плотность – это физическая величина, которая показывает, сколько массы содержится в единице объема вещества. Формула плотности: ρ=m/V ​, где m– масса, V – объем. Плотность обозначается буквой - «ρ» (читается греческая буква «ρо» )

Единицы измерения плотности. В системе СИ плотность измеряется в килограммах на кубический метр (кг/м3). Также часто используется единица г/см³.

Записать определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.

Практическая демонстрация. Учитель демонстрирует образцы разных материалов (алюминий, медь, свинец), показывая, что у них разная плотность, хотя их объемы могут быть одинаковыми.

Плотность имеет свою размерность, как и любая физическая величина.

[ρ] = кг/см³

- Как можно перевести плотность из г/см³ в кг/см³ ?

1 кг/см³=0,001 г/см³

Учащиеся переводят единицы в систему СИ:

1,2 г/см³=

25 г/см³=

25 г/см³=

- Плотности определены для всех веществ и внесены в специальные таблицы, которые есть в учебнике.

Вставить пропущенные слова в предложениях…

Учитель показывает, как определить плотность какого-нибудь тела на практике.

Для этого мы возьмем цилиндр, выполненный из металла. Чтобы определить плотность этого металла, нам сначала необходимо будет найти массу этого цилиндра. Поставим цилиндр на весы и подберем необходимые разновесы. Получается, что масса этого тела 154 грамма. Далее нам необходимо будет узнать объем цилиндра. Объем цилиндра мы постараемся узнать с помощью мензурки с водой. Если вы обратили внимание, объем воды в мензурке составляет 150 мл или 150 см3. Опустим цилиндр в воду. Уровень жидкости в мензурке поднялся до значения 160 мл или 160 см3. Получается, что масса этого тела 154 грамма, а объем 10 см3. Рассчитаем плотность металла. Для расчета плотности воспользуемся формулой:

      Ρ=m/v=154/10=15,4 гр/см3

Что же означает это число? Оно означает, что в одном кубическом сантиметре будет содержаться 15,4 грамма данного металла. Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач.

  Физкультминутка

  1. Закрепление изученного материала

Решение задач:

  • Задача 1. Рассчитать массу алюминиевого бруска объемом 0,25 м³, если плотность алюминия равна 2700 кг/м³. Решение: подставляем данные в формулу ρ=m/V и решаем относительно m: m=ρV

  • Задача 2. Определить объем свинцового шара массой 500 г, если плотность свинца равна 11,34 г/см³. Решение: аналогично первой задаче, но теперь решаем относительно V: V=m/ρ

  • Задачи для самостоятельного решения. Учащиеся решают несколько задач из учебника или предложенных учителем.


  1. Рефлексия. Подведение итогов

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учеников. Обобщение полученной информации. Обобщение пройденного материала. Что такое плотность? Какие формулы мы использовали сегодня? Ответы на вопросы учеников.


  1. Домашнее задание

§22,23 изучить , упр.7 (1,2,3)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!