Открытый урок на тему: Природа зимой.
Цели урока:
Знакомить с признаками наступления зимы в природе, названиями зимних месяцев и порядком их наступления, особенностями каждого месяца. Повторять и закреплять
название времён года, порядок их следования; учить отличать одно время года от другого.
Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое мышление, восприятие, расширять объём и переключаемость внимания, развивать зрительную и слуховую память с опорой на все анализаторы; обогащать и уточнять словарный запас; расширять кругозор; совершенствовать мелкую моторику.
Воспитывать познавательный интерес, любовь к родному краю. Бережное отношение к родной природе, трудовые качества личности, навыки самостоятельной работы и работы в коллективе.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением времён года, карточки с названиями времён года;
Фонограмма с песней «Три белых коня»;
Загадки о признаках зимы;
Дидактическая игра «Найди ошибку»;
Иллюстрация с изображением зимы, индивидуальные конверты с раздаточным материалом для задания .
Ход урока:
I. Организационный момент:
1 Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Повернулись, улыбнулись,
Начинается урок!.
2. Рапорт дежурного:
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?
3. На доске весит «Кормушка для птиц» У вас на партах есть птицы. Назовите этих птиц(снегирь, ворона)Если у вас хорошее настроение – «посадите» на кормушку снегиря , если грустное –то ворону(дети выбирают соответствующую своему настроению птицу).
3.Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти. Дидактическая игра «Найди ошибку».
-Ребята, вы помогли птицам. А сейчас прошу вас помочь мне, найти ошибку.
На доске вывешены картинки с изображением времена года, но там я допустила ошибку. Помогите найти эту ошибку.
II. Обобщение и систематизация знаний. 1.Раздаются конверты с индивидуальными заданиями: учащимся необходимо собрать картинку из нескольких произвольно разрезанных деталей,
2. Загадка.
- Слушайте загадку:
Дел у меня не мало
Я снежным одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня ( зима)
Слайд2.
- Верно- это время года называется ЗИМА.
Слайд3.
- Что изменилось в природе с наступлением зимы?
- Какие краски исчезли, какие появились?
- Какие звуки исчезли?( пение птиц, жужжание насекомых).Слышим как скрепит снег под ногами.
III. Сообщение темы урока, постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к зиме. Будем говорить о природе зимой.
Слайд 4
Звучит песня « Три белых коня»
О какой тройке говорилось в песне. В зимнем царстве 3 месяца. Сейчас отгадаем загадки и найдем ответ.
Слайд5.
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем новый год! (ДЕКАБРЬ)
Слайд 6
Декабрь-год кончает. Зиму начинает.
Слайд 7.
Слушаем дальше.
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду- упадет
Не вода уже, а лед.
Что скажи за месяц это? (ЯНВАРЬ)
Слайд 8.
Январь- году начало, зиме- середина. Январь- самый холодный месяц в году.
Слайд 9.
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега
То бураны и метели
День прибавился заметно
Ну так, что за месяц это?(ФЕВРАЛЬ)
Слайд 10
Февраль-месяц снегопадов, злых вьюг и метели.
Слайд 11
-А теперь ребята давайте все вместе назовем зимние месяцы.
Беседа с учащимися.
-Какие изменения происходит в природе с наступлением зимы?
Зимние изменения в природе.
Слайд 12, 13
Зимой мы можем с вами наблюдать интересные природные явления.
- Обильное выпадение снега - снегопад
- Перенос снега ветром - метель
-Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели в результате похолодания -гололедица
- Крохотные кристаллики льда, которое ложится на кустарники и на ветви деревьев - иней.
Слайд 14
IV. Физминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима!
V. V.Закрепление пройденной темы:
Слайд 15
1.Отгадывание загадку:
- Что это? Снежинка.
2. -Кто из вас знает, что такое снежинка?
Снежинку еще как можем называть? Снег. Снег- это замерзшая вода.
Правильно, ребята. Снег- самый главный признак зимы. Сейчас мы с вами берем свои снежинки, раскроем их, посмотрим какие они красивые, нежные получились. Мы с вами попробуем сделать картину про Зиму.
-Ответьте мне пожалуйста: Как мы назовем, явления природы зимы, когда идет много снега? Снегопад. Как мы можем назвать свою картину? (Снегопад)
3.Работа по учебнику. А, сейчас откройте учебники . Посмотрите на рисунок, отвечаем на вопросы.
- После какого времени года наступает зима?
-Дни какими становятся?
-Солнце как светит?
- Какие осадки бывают?
- Реки что делают?
4.Слайд 16
Вывод:
Зима – это время года, которое следует за осенью. Дни становятся короче , ночи длиннее . Небо покрыто облаками .Солнце светит , но не согревает . Осадки выпадают в виде снега. Водоёмы покрываются льдом.
5. Сейчас мы поработаем рисунками. Я раздам рисунки с временами года, ваша задача найти картину по нашей теме и раскрасить.
6. Слайд 17 Физминутка. А сейчас пришло время отдохнуть «Музыкальная физминутка»
7.Слайд 18
- Я принёс вам письмо, его мне передали птицы.
- Давайте прочитаем письмо.
- Ребята от кого это письмо?
8.Слайд 18
- Какие птицы остаются зимовать?
- Воробьи, сороки, синицы, голуби.
- Ребята, а как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой, голод или холод?
- Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.
- Так о чем же попросят птицы?
- О еде.
- Как мы можем им помочь?
- Чем мы с вами можем помочь птицам?
9.Слайд 19
Вывод: Покорми птиц зимой! Сделайте кормушку и повесьте её на дерево. Приносите туда корм. Можно подвесить у форточки кусочек сала
10. Вместе посмотрим мультфильм «Зима»
VI .Итог урока.
-Сейчас проверим то, что как вы усвоили урок.
Задания : прочитать и выбрать предложения, относящиеся к явлениям, происходящие зимой и подчеркивайте жирной чертой.
Кто помнит, какая тема сегодняшнего урока?
Оценки за урок.
VII. Домашнее задание:
1.Изготовить дома кормушку для птиц вместе с родителями.
2. Составить рассказ по картинкам стр.
VIII. Рефлексия урока.
Каждый из вас свою работу на уроке выполнил как мог.
Молодцы, ребята. Выбор смайликов.