СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме: "Суффикс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме: "Суффикс"»

5 класс. Тема урока «Суффикс»

План урока.

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Форма урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: учебник, карточки с дифференцированным заданием, иллюстрации                                                 

 Цели урока:

Деятельностные: Опознают суффикс как словообразующую морфему.Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

Образовательные: Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Метапредметные:извлекать фактуальную информацию из текстов, со­держащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его по­строения; соблюдать в процессе пересказа текста основ­ные нормы русского литературного языка

Формировать УУД:

Личностные:  выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность.

 Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 Познавательные: построение высказываний, целеполагание,  работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления

 

                                         Ход урока:

I. 1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

= до урока  - оформление доски, подготовка материала к уроку

= начало урока - приветствие, проверка готовности учащихся к уроку,

   целевая установка с элементами эвристической ситуации:

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство". (читают учащиеся)

-К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

-У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

-О каких словах идет речь в стихотворении? ( ободнокоренных словах)

-Что такое корень слова? ( главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться и к разным частям.

= Ребята, на доске записана дата проведения  урока. Прочтите ее.

Один-надцатое февраля

= Какой корень у этого слова?(ОДИН=Един)

= Найдите однокоренные слова в тексте, выпишите их, обозначьте корни

Разговор о снеге.

Подует легкий ветерок, с тихим шорохом пробежит по всему земному пространству и вскоре затихает. (Повест., невоскл., простое, двусоставное, распрост., осл. однородн. сказуемыми.)

Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы . Покрыта чем- то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега … белы снеги, снегурка,снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение ,будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливыезаснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами.

У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность , самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»… Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка…снежик, снежок, снежана…

Снег ты наш, снежище, снежик…снега во всю Россию. (Б.Петров.)

(11 слов, а остальные - формы одного и того же слова). --Чем они отличаются?

- Вернемся к началу текста, синтаксический разбор первого предложения.-1 человек.

4. Какая часть слова служит здесь для образования новых слов? (суффикс)

Итак,тема нашего урока…. (Называют дети: - СУФФИКС). Запись темы.

СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX , что обозначает «прикрепленный» , а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

-Какие суффиксы придают словам уменьшительное значение? (-ок, -ик)

-А значение увеличения? (суффикс – ищ-)

- От корня – СНЕГ- образуйте новые слова с другими суффиксами. Запишите их, выделите суффиксы (проверка- устно )

Какие новые слова получились? (снег-ов-ой,снеж-н-ый----снеж-н-о, снеж-н-ость; снег-о- пад; снег-о-очиститель). А если использовать при образовании новых слов приставки, то слов получится еще больше!

-Какой можно сделать вывод о роли суффикса? (суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов)

= В начале урока записывали сегодняшнее число. Какой суффикс в слове «одиннадцатое»?

5. Как вы поняли из предыдущего задания , каждый суффикс имеет свое значение. Очень интересно по значению суффикса определять, что обозначают те или иные слова.

Например, от слова «паром» образовано «паромщик», от «камень » - каменщик, «стекло»- стекольщик, «объезд»- объездчик, «прокат»- прокатчик. Какие суффиксы можно выделить? (-ЩИК-, -чик-).

-Что обозначают эти суффиксы?- профессию илирод занятий человека.

6. Прочитайте текст, скажите , чем занимаются работницы? Как вы это узнали? (оформление на доске)

МАМИНА ПРОФЕССИЯ.

Моя мама работа…т на слюдяной фабрик…. Для обработки слюды нужны очень ч…ткие (3) руки. Поэтому на фабрик… в основномработают(3) женщины. Профессии у них такие: щ…пальщица, резчица,штамповщица. Работа очень сложная и требует большого т…рпения.

(Щипальщица щиплет слюду, расщипывает ее на пластинки, резчица режет, а штамповщица штампует. Профессию называют по действию, которое совершает работница)

Запишите текст, объяснив орфограммы в словах. Выделить морфемы. (комментарий - устно)

-Обозначьте суффиксы у выделенных слов .Что они обозначают ? (не только профессию, но и принадлежность лица к женскому полу)

Сделать морфологический разбор выделенных слов.( у доски-2 учащихся- индивидуально)

Чуткие (руки)

Прил., обозн. признак предм., какой?

Н.ф.- чуткий, полн., в И.п., во мн.ч.

Руки (какие?) чуткие (опред.)

Работают

Глагол, обозн. дейст., что делать?

Н.ф. - работать, несов. вид, 1 спряж., во мн. ч., 3 лицо.

Женщины (что делают?) работают (сказуемое)

Проверка - другим учеником.

Какие же еще существуют суффиксы, обозначающие профессии людей, род их занятий? А поможет нам в этом задание к упр. № 404. Тот, кому нужен простой карандаш - воспользуйтесь им.

Выполнение упражнения № 404.- устно.

Получились слова: Гитарист, пианист, виолончелист, переплетчик, грузчик, охотник.

- Какие суффиксы у этих слов? – ист-, -чик, -ник-. Эти суффиксы тоже обозначают профессию или род занятий человека.

(На)виолончели (морфологический разбор - у доски-1 учащийся и в тетради)

Сущ., обозн. предмет, что?

Н.ф.- виолончель, нариц., неод., ж.р., 3 скл., в П.п.,в ед.числе.

Играет (на чем?) на виолончели (дополн.)

-Придумайте свои слова с суффиксами, обозначающими профессию, используя следующие схемы: стро-и-…, уч-и-… вод-и- …-Запишите их. Какой суффикс участвует в образовании этих слов? (-тель-)

8. В начале урока мы находили слова, в которых есть суффиксы, придающие словам уменьшительное значение . Какие уменьшительно - ласкательные суффиксы вы знаете?

(-очк-, -оньк-, -еньк-1 ряд,

-к—,ишк-,-ышк-2 ряд,

-онок-, -ёнок-, -ушк-,-юшк-

3 ряд). Придумайте слова с такими суффиксами и запишите их.

Например, кост-очк-а, звезд-очк-а, лент-очк-а; мел-еньк-ий,лёг-оньк-ий, карас-ишк-а, стекл-ышк-о, колыбель-к-а, бельч-онок, зайч-онок, тигр-ёнок, вол-юшк-а, хлеб-ушк-о)

ФИЗминутка.Как только вы услышите суффикс любой части речи, похлопали в ладоши. Пере, об, Л, рас, при, ОВА, ТЕЛЬ, ЕНИ, АТ,бес,над, про, ЕСК, до,СК.

9. Построй слово .

Приставка от слова ПРЕ-ГРАДА .Корень- ОДОЛ-ИМЫЙ. Суффикс- от слова ТЕР-Е-ТЬ . Суффиксы слова –ОСОЗНА-ВА-ТЬ. СЛОВО- Преодолевать. Разберите по составу это слово.

Лингвистическая задача: чем отличаются слова преодолеватьи преодолеть?

Это глаголы , обозначающие вид несовершенный и совершенный.

10. Игра - узнай по суффиксу часть речи и его значение.

-ОВ, -ЕВ, -ИВ (прилагательные, чаще всего обозначают признак принадлежности предмета лицу или животному: Петина тетрадь, Иванова книга)

-ЧИВ - , -ЛИВ- (прилагательное, обозначающее характеристику, качество признака предмета : разговор-чив-ый,перемен-чив-ый,ворч- лив-ый, счаст-лив-ый,довер-чив-ый, хлопот-лив-ый,тороп- лив-ый,дожд-лив-ый)

- ОВАТ-,-ЕВАТ- (прилагательное= не совсем, чуть- чуть: синеватый, красноватый, желтоватый )

11. Творческое задание. Придумайте продолжение сказки, используя слова с суффиксами

-чив-, -лив-.

Встретились как- то раз Хлопотливый и Ленивый и завязался у них спор….

(5-6 предложений). Читаем.

III. Итог урока:

 = Вот и подошел к концу наш урок. Пора подвести итог нашей работе.

= Вспомним, какие виды заданий мы сегодня выполнили на уроке?

= Отвечали эти задания намеченным вами целям урока?

= Какую практическую пользу вы извлекли для себя из этих упражнений?

IV. Рефлексия

   Продолжите фразу : "Сегодня на уроке  мне было..."

                                      "Я почувствовал уверенность/неуверенность в..."

                                      "Я думаю, что смогу/не смогу..."

  2.  Объявление оценок (6-8 оценок)

                                                           

Дом.задание: дописать рассказ. Пар. № 76,упр № 410

3. Слайд №1.

12. Задание №3.

Прочитать стихотворения.Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в нихокончания.

Вечер зимний в небе синемПроплясали по снегам

Звезды синие зажег.Снежные метели.

Ветки сыплют синий иней Снегири снеговикам

На подсиненный снежок.Песню просвистели.

За ветвями дом синеет, У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой. В снежном переулке

Тени ходят по стене Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой. Режут снег снегурки.

В. Фетисов С. Погорельский

Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

Итоговое тестирование.

16. «Соберите» слово

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Выставление оценок.

17. Домашнее задание.

Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.

Дополнительные задания.

1.Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в).Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д) Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

2. Составить слова по данным схемам.

………..чик

………...ист

…………лив-ый

…………ист-ая

…………ов-ый