СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме: "Падежи. Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме: "Падежи. Склонение имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: "Падежи. Склонение имен существительных"»

ЧОУ «Свято никольская начальная школа города Михайловска»

г. Михайловск













Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе



Тема урока:


«ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)»



Учитель начальных классов

Шляхтина Татьяна Викторовна










2020 – 2021 уч.год

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён сущест­вительных.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;

- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;

- закрепить умение определять род имен существительных.

Оборудование:

- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;

- электронная презентация;

- компьютер, проектор, экран;

- памятки для коллективной работы;

- карточки с текстом для групповой работы;

- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;

- листы самооценки;


План урока:

Этап

Время

Цель

Организационный момент

3 мин.

Нацелить на успешную работу.

Минутка чистописания

3 мин.

Выполнить задание в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация знаний

4 мин.

Сориентироваться в системе своих знаний.

Самоопределение к деятельности

2 мин.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать умение планировать свою деятельность.


Работа по теме урока

13 мин.

Развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

уметь высказывать свое мнение

формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Физ.минутка

2 мин.

Формировать умение контролировать и оценивать свою деятельность;

закрепить умение определять род имен существительных.


Продолжение работы по теме урока

7 мин.

Формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

уметь высказывать свое мнение;

формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

развивать мыслительную деятельность;

формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу.


Рефлексия

4 мин.

Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

формировать умение оценивать свою деятельность;

оформлять свои мысли устной форме.

Подведение итогов урока

1 мин.

Повторить алгоритм определения падежей имен существительных.

Домашнее задание

1 мин.

Демонстрировать объяснение домашнего задания.



Ход урока

    1. Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинается урок!

- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!

- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок.

    1. Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната)(см. Приложение 1)

- Соберите слово.

- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

- Запишите это слово в своих тетрадях каллиграфически. Не забывайте про соединение с буквой М. (Показать на доске соединение букв ом). После слова комната запишите два однокоренных слова.

    1. Актуализация знаний

- Просклоняйте имена существительные: вариант 1 – зима, вариант 2 – гора по вопросам. Выделите окончания.

(У доски работают два ученика. На доске написаны сокращенные названия всех падежей и падежные вопросы.)

- Проверим, всё ли правильно выполнили ребята у доски.

- Что менялось в именах существительных? (Окончания)

- Почему менялись окончания в именах существительных? (Менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.

  1. Самоопределение к деятельности

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили на­звать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Тво­рительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Пред­ложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:

Именительный,

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

  • Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных)

  • Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных)

  • Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 67, с. 38.

  • Прочитайте задание к упражнению.

  • Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

  • Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?

  • Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

  • Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте.


  • Прочитайте первые два предложения.

  • Найдите в предложении слова свинья и полынья.

  • С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

  • Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)

  • Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

  • Подпишите падеж над словом свинья.

  • Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попа­лась (что?) полынья.)

  • Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

  • Подпишите падеж над словом полынья.


  • Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.

  • Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

  • С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

  • Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

  • Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

  • Подпишите падеж над словом полыньи.

  • Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)

  • Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)

  • Подпишите падеж над словом свиньи.


  • Прочитайте следующие две строки.

  • Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)

  • Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)

(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)

  • Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)

  • Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)

  • Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)

  • Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.


  • Прочитайте седьмую и восьмую строки.

  • Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)

  • Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)

  • Какое слово здесь подходит? (Попали)

(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)

  • Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)

  • Поставьте вопрос от слов спасли к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)

  • Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)

  • Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.


  • С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.

  • Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.

  • Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом (см. Приложение 2))


  1. Физкультминутка

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное мужского родаприсели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.


  1. Продолжение работы по теме урока

Работа в группах

- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.

- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.

- На листочках (см. Приложение 3) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

  1. Славен человек не словами, а делами.

  2. Дело словом не заменишь.

  3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  4. Мы радуемся победе спортсменов.

  5. Я на дереве вижу дятля.

  6. Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка работы. (слайд)

1. Дело словом не заменишь. (И.п.)

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3. Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)

4. Я на дереве вижу дятла. (В.п.)

5. Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?


  1. Рефлексия

Игра «Третий лишний»

На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?


Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.


Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.


Ж..л в гор..де, полз по ..дежде, подошёл к ферме.


  • Оцените свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.



  1. Подведение итогов урока

- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).


  1. Домашнее задание

Упр. 69. (из текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)





Используемая методическая литература

  1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos

  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Печора, 2011.

  5. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. [электронный ресурс] // http://www.openclass.ru/node/305985






Приложение 3



Славен человек не словами, а делами.

Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе спортсменов.

Я на дереве вижу дятля.

Есть много пословиц о труде.



Славен человек не словами, а делами.

Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Мы радуемся победе спортсменов.

Я на дереве вижу дятля.

Есть много пословиц о труде.




Приложение 2



Приложение 1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!