СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект- технологическая карта «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в 1 классе по теме "Звук (й), буквы Й, й" поможет молодым учителям начальной школы правильно и интересно построить урок чтения в 1 классе в свете требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект- технологическая карта «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

1 класс

УМК

УМК «Перспектива»

Тема урока

«Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Цель урока

Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’];


Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Различать и правильно писать слова с согласным звуком [Й’] и гласным звуком [И];

  • Уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];

  • Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме

  • формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й ;

  • познакомить со способами переноса слов с буквой Й;

  • формировать орфографическую зоркость;

- метапредметных результатов:

  • Формировать умение анализировать, обобщать материал

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • воспитывать доброжелательность, терпимость;

  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование


  • ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, смайлики

Характер деятельности

Частичо-поисковый

Дидактические средства

Проблемные вопросы двух типов (вопросы-понятия и вопросы-суждения) анализ, синтез, сравнение, исследование


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:


На этом уроке присутствуют гости. Повернёмся к ним и поприветствуем своими улыбками.

А теперь на места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


Проявляют свою готовность к уроку.


Самоопределение к деятельности


А ещё к нам на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это…(зайка).

(по щелчку появляется Зайка)

Он, узнав, какую тему

Будет класс наш изучать

Заявил, что он не прочь

В этом деле нам помочь.

Предложенье принимаем?

Ну, тогда мы продолжаем!

числа, классной работы

Отгадывают загадку.














Записывают число, классная работа

Определение темы урока.


Зайка добрался к нам по игровому полю с картинками. Их 9. Но следы зверька только на пяти. Произнесём названия предметов. В названиях этих пяти предметов есть одинаковый звук. Догадайтесь, что это за звук!

Определите тему урока. (сорбонка на слайде)

Обратите внимание: картинки пропали, а название темы можно прчесть.

Какой буквой мы обозначаем звук [Й']?

Является ли эта тема совершенно новой для нас? Мы впервые будем изучать звук [й`] и букву «и краткое» или какой-то материал нам уже знаком?

- Сегодня мы уточним и расширим сведения по этой теме.

Напоминаю, что нам хочет помочь Зайка. Ведь однажды с ним из-за незнания произошла неприятная история. Слушайте, какая.

Построил Зайка себе новый красивый дом. ( Слайд)

Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся.

-Какой звук мы произносим в середине слова Зайка?

-А Зайка на своей вывеске какую букву написал?

Читаем слово. (Заика)

Зайка –зверёк, наш гость. Заика - тот, кто страдает заиканием.

Теперь Зайка никогда не путает буквы И и Й. (слайд)

Эти буковки подружки,

Только путать их не нужно.

Буква «И» - три палочки,

А над «Й» есть галочка.

Называют вслух слова.


Дети отвечают, называют звук [й`]

Определяют тему урока.




Называют букву «и краткое»

Говорят, что знаком со страниц «Азбуки».







Слушают.


Отвечают на вопросы.

Объясняют, что вместо буквы Й написана буква И.

Различают слова Зайка и заика по значению










Минутка чистописания

В минутке чистописания Зайка предлагает вам прописать эти буквы и их сочетания.

Вспомним правила посадки при письме. Отвечаем бодро!

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!

Ручку правильно держу,

Тетрадь наклонно положу.

Ошибка на вывеске была исправлена. На том празднике присутствовала Мудрая Сова. Она Зайке всё объяснила, а гостей пристыдила. Вот что она сказала:

Над чужой бедой не смейся, а помогай.

- Согласны ли вы с Совой?

-Чему учит эта пословица?

Давайте запишем это предложение.

Подчеркните в словах букву «Й».

-Теперь уточним сведения не о буквах, а о звуках.

Прочтите вопрос, напечатанный в учебнике с. 78 синим цветом?

Для начала вспомним, на какие две группы делятся все звуки?

К какой группе отнесём звук [И]? (слайд)

А к какой группе отнесём звук [Й']? (слайд)

Ий

Йи

Зайка

Прописывают образцы в тетради.


Соблюдают правила посадки при письме.







Объясняют смысл пословицы.


Записывают с комментированием предложение (объясняют орфограммы), подчёркивают букву Й.

Читают:

Чем различаются звуки [И] и [Й']?

Отвечают на вопросы-понятия.

Определение образовательной задачи урока.


На экране кроссенс-таблица из девяти клеточек. В середину мы сегодня поставим букву «Й» и звук [Й'], так как у этого звука есть особенности, которые нужно знать грамотному человеку. Вы хотите быть грамотными? Если будем работать быстро и слаженно, до конца урока заполним все клеточки.



Освоение материала

  1. 2) заполнение первого и второго

квадратов кроссенс-таблицы «Характеристика изучаемых звуков»




  1. заполнение третьего квадрата «Употребление заглавных букв»








  1. заполнение четвёртого квадрата. Презентация группового проекта

«Толковый словарь С. И. Ожегова - слова на букву й»










  1. заполнение пятого квадрата









-Верхний левый квадрат заполнен. Эта наша учебная задача. Ещё раз её уточним.

-Чтобы заполнить соседний квадрат, нужно дать характеристику звуку [Й']. (наглядность из Азбуки)







- Я вам напомню, что по написанию буквы бывают большими (заглавными) и маленькими (строчными). Вы же вспомните, в каком случае буква «Й» становится заглавной?

- Белый квадрат в кроссенс-таблице заполнен схемой-моделью правил.









- Заполнение четвёртого квадрата будет самым интересным. Вы представите свою работу с Толковым словарём.



- Йод – химический элемент, раствор этого вещества в спирте используют в медицине.

Стоит он в баночке в аптечке.

Коричневый, пахучий.

А на локтях и на коленках

Он жёлтый и щипучий.

Йоркширы – порода свиней и собак.

Йог, йога (пришли к нам из Индии) – учение, по которому человек может научиться управлять своим организмом.

йогурт - вкусный кисломолочный продукт.

Йоги йогурт обожают,

Йогурт силы прибавляет.

К йогу буква Й пришла,

Йогу йогурт принесла.

- Все имена нарицательные из Толкового словаря есть на рисунке. Кто перечислит их?

- А кто запомнил имена собственные?





- Есть у нас ещё одно сообщение на тему «Почему букву так назвали?»



Дают характеристику.










- Буква Й становится заглавной в том случае, если она стоит в начале предложения.

- Буква Й становится заглавной в том случае, если с неё начинается имя собственное.









Выступления детей сопровождаются слайдами.

Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке.

А. Франс

Уникальным и самым популярным словарем русского языка является однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова .

- В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова 80 000 слов. Но на букву Й всего 8. Все эти слова пришли к нам из других языков.

Начнём с имён собственных.

Йемен – государство.

Нью-Йорк – город в США.

Йошкар-Ола – город в России.

Йота – название буквы греческого алфавита.

В современном языке встречается в крылатом

выражении «Ни на йоту» – ни в малой степени, ничуть.

Ни на йоту не уступил.

Не поумнел ни на йоту



Отличаются подружки:

С дужкой – «й», а «и» без дужки.

Дужка в старину называлась «кратка».

Изначально буква называлась «и с краткой»

Когда значение слова «кратка» было забыто, люди стали говорить “И краткое”. Буква Й появилась в русском языке около 300 лет тому назад.

Физминутка

Пришло время для физминутки (слайд)

Зайцы встали по-порядку,     упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)

Зайцы делают зарядку,

Саша тоже не ленись-

На зарядку становись.

Припев:

Прыг-скок, руки вверх2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой

Прыг-скок, руки вниз  2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу

А теперь давай, дружок, подтянись.        поднять руки вверх и встать на носочки

(повторить 2 раза)

Топ-топ, шаг вперед,    2 притопа, шаг вперед

Топ-топ, шаг назад.               2 притопа, шаг назад

А теперь в ладошки хлопнуть

Встали и стоять.

(повторить 2 раза)

А теперь не стоять, а иногда приседать!

Как услышишь слово на –ай,

Тогда сразу приседай.

Май, чай, лей, край, сарай, решай, зимой, урожай, большой, решай, читай, трамвай, попугай.



Выполняют физминутку
















Приседают по правилу игры.

Продолжаем заполнять кроссенс-таблицу

  1. шестой квадрат

(Работа в парах)

Рассуждение по вопросу «Почему звук [й`] слога не образует?»


Слово попугай поможет нам обратить внимание ещё на одно правило о звуке [й`]. Но сначала назовите слово, которое обозначает не одну птицу, а несколько.

Запишем эту пару слов.

- Подчеркнём последние буквы.

- Работая в парах, надо поделить эти слова на слоги и выяснить, одинаковое ли количество слогов в этих словах. Если получится одинаковое, пара поднимет красный сигнал, если неодинаковое – синий.

-Предлагаю записать ещё подобные пары с Й и И на конце.

- Попробуйте объяснить, почему в словах с буквой И слогов больше, а в словах с буквой Й слогов меньше.







Попугай- попугаи.


Сарай-сараи

Чай - чаи

Рой- рои


Отвечают на вопрос-суждение.

  1. заполняем седьмой квадрат «Тайны переноса слов с буквой Й в середине». Работа с учебником.


Заполнить седьмой квадрат кроссенс-таблицы поможет работа с учебником с.80.

Упр. 5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.

  • Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?

  • Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й?

  • Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.

Читают

чай-ка змей-ка трой-ка

мой-ка стой-ка двой-ка

  1. Заполняем восьмой квадрат «Игра в прятки»


Зайка и звук [й`] часто играют в прятки.

Оказывается, звук-то не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку. Зайка предлагает поиграть вместе с ним и узнать, какие буквы «скрывают» от нас звук [Й']. Слайд 8.

-Так за какими буквами может скрываться звук [Й']? по щелчку появятся буквы Ё, Я, Е, Ю

- А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?

Объявляю работу в группе. Если «находите» звук [Й'] в словах, ведёте стрелочку к шапке-невидимке, если звука [Й'] нет, то и стрелочки нет.

Кто в вашей группе будет отвечать?

Заполняем последнее белое окно в таблице: рисунок Зайки, шапки-невидимки и звука Й. Внизу напечатаны буквы, которые помогают звуку [Й'] спрятаться.



[Й'А] [Й'О] [Й'Э] [Й'У]

Я ё е ю Вывод: звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после гласного или после ъ и ь знака.



Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу урок. У вас на партах лежат рисунки с буквами И и Й. Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы Й, то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным.

Прикрепим листы на доску.

Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях?

- Мы положили сегодня в кроссенс-таблицу восемь сведений о букве Й и звуке [Й']. Озвучим всю информацию «по цепочке».

Спасибо за урок!