Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент: | На этом уроке присутствуют гости. Повернёмся к ним и поприветствуем своими улыбками. А теперь на места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. | Проявляют свою готовность к уроку. |
Самоопределение к деятельности | А ещё к нам на урок Из леса прискакал зверёк. Он пушистый, длинноухий, Хвост его - комочек пуха. Кто же это, угадай-ка. Ну, конечно, это…(зайка). (по щелчку появляется Зайка) Он, узнав, какую тему Будет класс наш изучать Заявил, что он не прочь В этом деле нам помочь. Предложенье принимаем? Ну, тогда мы продолжаем! числа, классной работы | Отгадывают загадку. Записывают число, классная работа |
Определение темы урока. | Зайка добрался к нам по игровому полю с картинками. Их 9. Но следы зверька только на пяти. Произнесём названия предметов. В названиях этих пяти предметов есть одинаковый звук. Догадайтесь, что это за звук! Определите тему урока. (сорбонка на слайде) Обратите внимание: картинки пропали, а название темы можно прчесть. Какой буквой мы обозначаем звук [Й']? Является ли эта тема совершенно новой для нас? Мы впервые будем изучать звук [й`] и букву «и краткое» или какой-то материал нам уже знаком? - Сегодня мы уточним и расширим сведения по этой теме. Напоминаю, что нам хочет помочь Зайка. Ведь однажды с ним из-за незнания произошла неприятная история. Слушайте, какая. Построил Зайка себе новый красивый дом. ( Слайд) Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся. -Какой звук мы произносим в середине слова Зайка? -А Зайка на своей вывеске какую букву написал? Читаем слово. (Заика) Зайка –зверёк, наш гость. Заика - тот, кто страдает заиканием. Теперь Зайка никогда не путает буквы И и Й. (слайд) Эти буковки подружки, Только путать их не нужно. Буква «И» - три палочки, А над «Й» есть галочка. | Называют вслух слова. Дети отвечают, называют звук [й`] Определяют тему урока. Называют букву «и краткое» Говорят, что знаком со страниц «Азбуки». Слушают. Отвечают на вопросы. Объясняют, что вместо буквы Й написана буква И. Различают слова Зайка и заика по значению |
Минутка чистописания | В минутке чистописания Зайка предлагает вам прописать эти буквы и их сочетания. Вспомним правила посадки при письме. Отвечаем бодро! Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая! Ручку правильно держу, Тетрадь наклонно положу. Ошибка на вывеске была исправлена. На том празднике присутствовала Мудрая Сова. Она Зайке всё объяснила, а гостей пристыдила. Вот что она сказала: Над чужой бедой не смейся, а помогай. - Согласны ли вы с Совой? -Чему учит эта пословица? Давайте запишем это предложение. Подчеркните в словах букву «Й». -Теперь уточним сведения не о буквах, а о звуках. Прочтите вопрос, напечатанный в учебнике с. 78 синим цветом? Для начала вспомним, на какие две группы делятся все звуки? К какой группе отнесём звук [И]? (слайд) А к какой группе отнесём звук [Й']? (слайд) | Ий Йи Зайка Прописывают образцы в тетради. Соблюдают правила посадки при письме. Объясняют смысл пословицы. Записывают с комментированием предложение (объясняют орфограммы), подчёркивают букву Й. Читают: Чем различаются звуки [И] и [Й']? Отвечают на вопросы-понятия. |
Определение образовательной задачи урока. | На экране кроссенс-таблица из девяти клеточек. В середину мы сегодня поставим букву «Й» и звук [Й'], так как у этого звука есть особенности, которые нужно знать грамотному человеку. Вы хотите быть грамотными? Если будем работать быстро и слаженно, до конца урока заполним все клеточки. |  |
Освоение материала 2) заполнение первого и второго квадратов кроссенс-таблицы «Характеристика изучаемых звуков» заполнение третьего квадрата «Употребление заглавных букв»  заполнение четвёртого квадрата. Презентация группового проекта «Толковый словарь С. И. Ожегова - слова на букву й»   заполнение пятого квадрата  | -Верхний левый квадрат заполнен. Эта наша учебная задача. Ещё раз её уточним. -Чтобы заполнить соседний квадрат, нужно дать характеристику звуку [Й']. (наглядность из Азбуки) - Я вам напомню, что по написанию буквы бывают большими (заглавными) и маленькими (строчными). Вы же вспомните, в каком случае буква «Й» становится заглавной? - Белый квадрат в кроссенс-таблице заполнен схемой-моделью правил. - Заполнение четвёртого квадрата будет самым интересным. Вы представите свою работу с Толковым словарём.
- Йод – химический элемент, раствор этого вещества в спирте используют в медицине. Стоит он в баночке в аптечке. Коричневый, пахучий. А на локтях и на коленках Он жёлтый и щипучий. Йоркширы – порода свиней и собак. Йог, йога (пришли к нам из Индии) – учение, по которому человек может научиться управлять своим организмом. йогурт - вкусный кисломолочный продукт. Йоги йогурт обожают, Йогурт силы прибавляет. К йогу буква Й пришла, Йогу йогурт принесла. - Все имена нарицательные из Толкового словаря есть на рисунке. Кто перечислит их? - А кто запомнил имена собственные?
- Есть у нас ещё одно сообщение на тему «Почему букву так назвали?» | Дают характеристику. 
- Буква Й становится заглавной в том случае, если она стоит в начале предложения. - Буква Й становится заглавной в том случае, если с неё начинается имя собственное.
Выступления детей сопровождаются слайдами. Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке. А. Франс Уникальным и самым популярным словарем русского языка является однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова . - В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова 80 000 слов. Но на букву Й всего 8. Все эти слова пришли к нам из других языков. Начнём с имён собственных. Йемен – государство. Нью-Йорк – город в США. Йошкар-Ола – город в России. Йота – название буквы греческого алфавита. В современном языке встречается в крылатом выражении «Ни на йоту» – ни в малой степени, ничуть. Ни на йоту не уступил. Не поумнел ни на йоту
Отличаются подружки: С дужкой – «й», а «и» без дужки. Дужка в старину называлась «кратка». Изначально буква называлась «и с краткой» Когда значение слова «кратка» было забыто, люди стали говорить “И краткое”. Буква Й появилась в русском языке около 300 лет тому назад. |
Физминутка | Пришло время для физминутки (слайд) Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы) Зайцы делают зарядку, Саша тоже не ленись- На зарядку становись. Припев: Прыг-скок, руки вверх2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки (повторить 2 раза) Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад А теперь в ладошки хлопнуть Встали и стоять. (повторить 2 раза) А теперь не стоять, а иногда приседать! Как услышишь слово на –ай, Тогда сразу приседай. Май, чай, лей, край, сарай, решай, зимой, урожай, большой, решай, читай, трамвай, попугай. | Выполняют физминутку Приседают по правилу игры. |
Продолжаем заполнять кроссенс-таблицу шестой квадрат (Работа в парах) Рассуждение по вопросу «Почему звук [й`] слога не образует?» | Слово попугай поможет нам обратить внимание ещё на одно правило о звуке [й`]. Но сначала назовите слово, которое обозначает не одну птицу, а несколько. Запишем эту пару слов. - Подчеркнём последние буквы. - Работая в парах, надо поделить эти слова на слоги и выяснить, одинаковое ли количество слогов в этих словах. Если получится одинаковое, пара поднимет красный сигнал, если неодинаковое – синий. -Предлагаю записать ещё подобные пары с Й и И на конце. - Попробуйте объяснить, почему в словах с буквой И слогов больше, а в словах с буквой Й слогов меньше. |
Попугай- попугаи. Сарай-сараи Чай - чаи Рой- рои Отвечают на вопрос-суждение. |
заполняем седьмой квадрат «Тайны переноса слов с буквой Й в середине». Работа с учебником. | Заполнить седьмой квадрат кроссенс-таблицы поможет работа с учебником с.80. Упр. 5. Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове. Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов? Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й? Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса. | Читают чай-ка змей-ка трой-ка мой-ка стой-ка двой-ка |
Заполняем восьмой квадрат «Игра в прятки»  | Зайка и звук [й`] часто играют в прятки. Оказывается, звук-то не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку. Зайка предлагает поиграть вместе с ним и узнать, какие буквы «скрывают» от нас звук [Й']. Слайд 8. -Так за какими буквами может скрываться звук [Й']? по щелчку появятся буквы Ё, Я, Е, Ю - А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука? Объявляю работу в группе. Если «находите» звук [Й'] в словах, ведёте стрелочку к шапке-невидимке, если звука [Й'] нет, то и стрелочки нет. Кто в вашей группе будет отвечать? Заполняем последнее белое окно в таблице: рисунок Зайки, шапки-невидимки и звука Й. Внизу напечатаны буквы, которые помогают звуку [Й'] спрятаться. | [Й'А] [Й'О] [Й'Э] [Й'У] Я ё е ю Вывод: звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после гласного или после ъ и ь знака. |
Итог урока. Рефлексия. | Подошёл к концу урок. У вас на партах лежат рисунки с буквами И и Й. Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы Й, то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным. Прикрепим листы на доску. Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях? - Мы положили сегодня в кроссенс-таблицу восемь сведений о букве Й и звуке [Й']. Озвучим всю информацию «по цепочке». Спасибо за урок! | |