Предмет: русский язык.
Тема: «Диалог и монолог».
Этапы урока | Формы организации Совзаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организацион-ный момент. (Мотивирование к учебной деятельности) | Фронтальная. | Приветствие учащихся. – Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадется к самому сердцу, И зародится в нем зерно доброты. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. | иш ши мишка шипы | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк. |
III. Актуализация знаний. Требования к речи | Фронтальная. | – Что можно узнать о человеке по его речи? – Какой должна быть речь? | Ответы учащихся (речь должна быть вежливой, уважительной). | Воспроизводят полученную информацию, формулируют речевое высказывание. |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10) | Фронтальная. | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | Читают вопрос (Как отличить диалог от монолога?) Слушают учителя. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Диалог, монолог (учебник, с. 10) | Фронтальная. | Предлагает прочитать определения и ответить на вопрос: что такое монолог, диалог? | Читают определения, отвечают на вопрос. | Извлекают из определения необходимую информацию и формулируют ответ на вопрос. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Диалог в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11) | Фронтальная. Парная. Индивидуальная. | – Прочитайте. Назовите сказку и ее героев. – Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает? – Прочитайте диалог по ролям в паре. – Спишите. Проверьте написанное. Знакомит со знаком «тире» (–), репликой | Читают отрывок из сказки. Распознают героев сказки. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог. Выразительно читают диалог по ролям. Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания. Осуществляют самопроверку. | Овладевают навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. Овладевают умением работать в парах. Осуществляют контроль за ходом своей деятельности и результатом выполнения задания. |
3. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок» (упр. 7) | Парная. Инсценировка. | Предлагает разыграть диалог из сказки «Колобок» между Колобком и Медведем, между Колобком и Лисой | Разыгрывают диалоги. | Овладевают умениями работать в паре, эмоционально «переживают» текст сказки. Инсценируют диалог, вживаясь в роль. |
Физкультминутка | Коллективная. | – Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой. – При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем с тыльной. – Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. – Дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук. | Выполняют движения под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. Активно участвуют в физкультминутке. |
4. Страничка для любозна- тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11) | Фронтальная. | Предлагает прочитать текст и рассказать, что нового узнали для себя. | Читают, рассказывают. | Осмысленно читают текст, анализируют, извлекают из него новую информацию. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Монолог в сказке (упр. 12) | Фронтальная. Индивидуальная. | – Прочитайте строки из сказки. – Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена? – Найдите слово прощание, подберите слово, близкое по значению. – Спишите 1-е предложение. | Читают отрывок из сказки. Распознают монолог, приводят доказательства. Подбирают к заданному слову близкое по значению. Списывают предложение. | Учатся выразительно читать строки из сказки, соблюдая интонацию и знаки препинания. Анализируют прочитанный текст. Учатся излагать свою точку зрения, аргументируют её. Грамотно списывают предложение. |
6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте) | Фронтальная. Индивидуальная. | – Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай? Когда мы употребляем слово прощай, а когда – прощайте? Спишите, запомните написание. | Читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова.
Запоминают правописание. | Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов (учатся строить речевое высказывание). |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Диалог. Монолог (упр. 9, 10). | Фронтальная, индивидуальная. | Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь при необходимости | Читают и отвечают на вопросы (упр. 9). Читают по ролям. Списывают последнюю реплику. Рассматривают рисунок и отвечают на вопросы (упр. 10). Составляют диалог по рисунку. | Учатся отличать диалог от монолога, выразительно читать, объяснять смысл прочитанного, высказывать свое мнение, составлять диалог по рисунку. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы учителя. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
VIII. Домашнее задание. Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11) | Фронтальная. | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание. |