МКОУ Мировская СОШ
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Переходные и непереходные глаголы»
Подготовила провела:
учитель русского языка и литературы
Антонина Ивановна Карамышева
п. Алое Поле
2016 год
Урок русского языка в 6 классе на тему:
«Переходные и непереходные глаголы»
Класс: 6
Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».
Тип урока: объяснение нового материала.
Место в системе уроков: первый урок по теме «Переходные и непереходные глаголы».
Цели урока.
Образовательные:
Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.
Научить различать переходные и непереходные глаголы.
Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса к русскому языку к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала с основами культуры речи.
Формирование умственных, учебных действий:
Анализа и синтеза - при анализе правильности построения высказываний, при анализе опорной схемы устного ответа и алгоритма действия, при анализе правописания слов.
Сравнения – через сравнение критериев переходности и непереходности глагола.
Обобщения и систематизации – при составлении устных ответов, через запоминание критериев переходности глагола, постановку вопросов по изучаемой теме, формулирование выводов по данной теме.
Развитие действий контроля и самоконтроля:
- пошаговый контроль при отработке правила с помощью опорной схемы;
- организация действий взаимоконтроля (работа в парах);
- выполнение упражнений на закрепление;
- формирование навыка различения переходных и непереходных глаголов.
4. Развитие сенсорной сферы:
- восприятия: слухового и зрительного;
- памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;
- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;
- воображения: воссоздающего, творческого.
5. Развития речи:
- обогащения и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие монологической речи;
- расширение кругозора учащихся;
- овладение изобразительно-выразительными средствами языка.
6. Воспитательные:
- воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
- воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке;
- воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности;
- воспитание бережного отношения к родному языку, патриотизма.
Оборудование: наглядное пособие – таблица схемы устного ответа.
Раздаточный материал: приложения к учебному материалу урока, личный лист самооценки учащихся.
Структура урока:
Оргмомент.
Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Сообщение темы, постановка целей и задач.
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Первичное закрепление знаний. Применение знаний на новом языковом материале.
Пауза отдыха.
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Диагностика ЗУН.
Знать критерии переходности глагола.
Уметь различать переходные и непереходные глаголы.
Уметь самостоятельно находить переходные и непереходные глаголы.
Уметь правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в
устной и письменной речи.
Метод частично-поисковый (учащиеся приобретают новые знания,
оперируя имеющимися), параллельно использован репродуктивный
метод как вспомогательный, ориентированный на третью группу
учащихся.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обоснование |
I. Оргмомент 2 мин. | Явка на урок, готовность рабочих мест, санитарное состояние класса, настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан не оставить без внимания. | Дежурные помогают решать на перемене организационные вопросы. Рапорт учителю о готовности класса начать учебную деятельность. | Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке. |
II. Познавательная мотивация. Психологическая подготовка к изучению новой темы 3 мин. | Учитель обращает внимание учащихся на следующие высказывания: Его нет дома, пошёл гулять собаку. Няня гуляет ребёнка только по будним дням. - Возможно ли таким образом построить данные высказывания? - Какие слова «режут» слух? - Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов? - Как исправить эти ошибки? - В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы». Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности - непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал. | Учащиеся работают с предложениями устно. - Таким образом построить данные высказывания нельзя. - Глаголы «гулять», «гуляет». - Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога. - Поставить существительное при глаголе в нужном падеже. Учащиеся записывают в тетради тему урока. | Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний. |
III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. 7 мин. | - Каково может быть значение данной темы в учебном материале раздела «Глагол»? Работа с учебником. Наблюдения стр. 198, параграф 82. Вопросно-ответная беседа. - Что обозначают данные глаголы? Наблюдения на стр. 199. Выявление второго и третьего критериев переходности глаголов. Высказывания с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Проанализируем примеры, сделаем вывод. Часто в магазине мы можем слышать такие просьбы: «Взвесьте мне, пожалуйста, сахара! Отрежьте сыра!» Что значит форма родительного падежа сахара, сыра? Это значение родительного падежа носит название «родительной части». Проанализируем примеры в учебнике, сделаем вывод. Итак, назовём три критерия переходности глаголов. Вернёмся к нашим предложениям. Сформулируем высказывания Его нет дома, пошёл гулять с собакой. Няня гуляет с ребёнком во дворе. Глагол «гулять» - непереходный, т.к. не отвечает трём критериям переходности. Не может быть употреблён в значении переходного глагола. | - Знание этой темы поможет нам в умении, грамотно употребляя формы глагола, составлять высказывания и употреблять их в речи. Учащиеся работают с текстом стихотворения «Мастер» Н.Саконской, выявляя глаголы, которые сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, определяя, каким членом предложения является это существительное, выписывая словосочетания « гл. + сущ в вин. пад. без предл.». Сложил (что?) пожитки (вин. п.) приладил (что?) доску (вин. п.) взял (что?) пилу (вин.п.) отхватывать (что?) бруски (вин.п.) ВЫВОД: данные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Это первый критерий переходности. Остальные глаголы являются непереходными. Дополнение (существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: при отрицании; при указании на часть предмета. Глагол является переходным, во-первых, если при нём есть или может быть дополнение, выраженное сущ., мест., числ. в вин. п. без предлога; во-вторых, если при таком глаголе есть отрицание и дополнение, выраженное сущ. или мест. в род. пад. без предлога; в-третьих, если при таком глаголе дополнение, выраженное сущ. в род.п. без предлога, указывает на часть предмета. | Вводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия. Анализируется формулировка понятия, данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов. |
IV. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале. 10 мин. | Выполнение аналитических упражнений, построение устных рассуждений. Упр.475 (выборочно) Проверяя задание на доске, учащиеся сами оценивают ответ, задают дополнительные вопросы по изученной теме. | На доске работают два человека. Класс получает усложнённое задание: самим подобрать дополнения, не пользуясь материалом для справок. Дополнительное задание: составить простое предложение с одним из словосочетаний. | Данный этап позволяет выявить первичный уровень закрепления знаний, проверить умение учащихся логически рассуждать в соответствии с приобретёнными умениями различать переходные и непереходные глаголы. |
V. Пауза отдыха. 1мин. | | Учащиеся разминаются. | Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности. |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений. 20 мин. | Работа с дидактическим материалом по данной теме. (Приложение к уроку) Виды контроля и фиксации знаний: В парах взаимопроверка. Сигнальные карточки: справились – зелёная, не справились – красная. Ключ. Самопроверка. Ключ и сигнальные карточки. | «Дополнения без управления». Подобрать к данным дополнениям глаголы, определить их переходность или непереходность. 3.«Сам себе редактор». Найдите и исправьте ошибки, допущенные при употреблении глаголов. Запиши предложения в исправленном виде. 2.«Ты узнаешь его по признакам…». Найдите по данным морфологическим признакам глаголы, подчеркните их как члены предложения. Выпишите в соответствии с каждой группой морфологических признаков. 4. Тестовые задания по вариантам. Задания 1,2.3 разноуровневые | Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа. Проверяется усвоение критериев переходности глагола. Проверяется усвоение умения выделять переходные и непереходные глаголы в предложениях; введение категории переходности и непереходности в ряд морфологических признаков глагола. Развитие речевых навыков учащихся, привитие норм правильной речи. Обобщение изученного . Итоговое закрепление приобретённых ЗУН. Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных и письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правила. Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии. |
VII. Подведение итогов урока. 3 мин. | - Какова была цель урока? Добились мы результатов? Что узнали, чему научились? | Учащиеся заполняют листы самооценки результативности деятельности на уроке. | Выводы, оценка деятельности |
VIII. Задание на дом. 1 мин. | Комментарии, пояснения по выполнению домашнего задания | Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию | Задание на конструирование собственного текста в письменной форме с включением изученного грамматического факта. |